Флоренция. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Часть 1

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (собор Святой Марии с цветком, флорентийцы собор называют коротко — Дуомо) является кафедральным собором во Флоренции и самым знаменитым из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Находится в центре города, на Соборной площади. Церковь была заложена 8 сентября 1296 г. в день Рождества Пресвятой Девы Марии и посвящена в 1412 г. «Святой Деве Марии с цветком лилии в руке» (цветок ириса, или Геральдическая лилия, является символом Непорочной Девы, атрибутом Благовещения и гербом города Флоренция). Символика «цветка» неоднозначна: возможно, это отсылка к лилии Благовещения, возможно, к гербу Флоренции или к самому происхождению латинского названия города «Фьоренца».
1.
Duomo

Дуомо воздвигли на месте старой церкви Санта-Репарата, которая к концу XIII в., согласно документам того времени, стала разрушаться. Строительство Собора по заказу флорентийской Синьории началось в 1296 г. и закончилось с конструктивной точки зрения только в 1436 г. Строительные работы начались с выемки фундаментов, затем продолжились возведением стен боковых проходов, так как флорентийцы хотели использовать церковь Санта-Репарата как собор как можно дольше. Остатки старой церкви разобрали до фундамента только в 1375 г. Флорентийцы задумали возвести огромный собор, свидетельствующий о «великом патриотизме», мощи и процветании города, не сильно заботясь о расходах. Первый камень был заложен в присутствии легата папы Бонифация VIII, кардинала Пьетро Валериано Дурагерра, «епископов, всего духовенства, но также и подеста, капитанов, приоров и других должностных лиц города». Мозаика на контрфасаде храма, изображающая Коронование Марии и скульптурный цикл Арнольфо ди Камбио на внешнем фасаде, посвящённый истории Девы Марии, подтверждает, что, следуя примеру французских готических соборов, новый собор был посвящен Мадонне, однако ещё длительное время использовали старое название «Санта-Репарата». Процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих главных тосканских соперников — Сиену и Пизу, храмом бо́льшим в размере и богаче украшенным. В результате флорентийский собор к моменту завершения постройки в 1434 г. стал самым большим в Европе после собора Святого Петра в Риме: в нём может разместиться 30 000 человек.
2.
DSC_7370

Строительство поручили самому крупному архитектору того времени Арнольфо ди Камбио. В 1296 г. он построил масштабную модель будущего храма из кирпича высотой 4,6 м и длиной 9,2 м. Над средокрестием он задумал возвести большой купол по примеру Пантеона в Риме, но в 1302 г. архитектор скончался, успев возвести только часть стен. В Музее произведений искусства Собора хранится рисунок фасада, сделанный Арнольфо ди Камбио, который должны были украшать статуи в нишах — необычное решение для того времени. Дальнейшие работы многократно прерывались и возобновлялись на протяжении десятилетий под руководством многих архитекторов, среди которых были Джотто ди Бондоне, Франческо Таленти и Джованни ди Лапо Гини.
3. Изображение собора по предполагаемому проекту Арнольфо ди Камбио на фреске 1369 г. (за 50 лет до постройки купола), написанной Андреа ди Бонайуто в Испанской капелле церкви Санта-Мария-Новелла.
DSC_1042-1

После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 г. в крипте церкви Санта-Репарата обнаружили мощи почитаемого во Флоренции епископа св. Зиновия (Зенобия) Флорентийского, что придало работам новый импульс. В 1331 г. Гильдия торговцев шерстью взяла строительство под своё попечение и назначила главным архитектором Джотто ди Бондоне, которому помогал Андреа Пизано. Джотто представил проект кампанилы (колокольни) и ему удалось начать строительство, но в 1337 г. он скончался. Андреа Пизано продолжил работы, но и он умер во время эпидемии чумы в 1348 г., и работы снова приостановились.
4.
Duomo1

С 1349 г. работы были возобновлены под руководством Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиды и трансепт. В 1359 г. место Таленти занял Джованни ди Лапо Гини, разделивший главный неф аркадами на четыре квадратных в плане пролёта. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только возвести купол.
5. Схема эволюции размеров Санта-Мария-дель-Фьоре на основе гипотезы Камилло Бойто.
SMF-plan

Работы закончились в 1436 г., и церковь была торжественно освящена папой Евгением IV 25 марта, на флорентийский Новый год (День Благовещения Марии, или «ab Incarnatione» — от зачатия Иисуса), подарившим флорентийцам по этому случаю золотую розу. С этого момента новый храм постоянно использовался для самых важных флорентийских праздников: как место торжественных богослужений и городских собраний. Здесь проводились публичные чтения «Божественной комедии» Данте Алигьери, здесь состоялся Флорентийский собор, перенесённый в 1439-1442 годах из Феррары во Флоренцию, временно объединивший западную и восточную церкви. В XV в. собор был местом проповедей доминиканского монаха Джироламо Савонаролы. Во время заговора Пацци в 1478 г. в соборе во время литургии было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из сакристий собора. Церковь имеет статус малой базилики. Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Флоренции.
6.
Duomo3

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — третья по размерам церковь в Европе (после собора св. Петра в Ватикане и собора св. Павла в Лондоне), впечатляющая своими габаритами: наружная длина собора — 153 м, ширина трансепта — 90 м, длина главного нефа — 149,28 м, ширина нефов — 38 м, высота сводов — 45 м, высота купола изнутри — 90 м, общая высота купола с крестом — 114,5 м, диаметр купола — 42,2 метра. Общая площадь — 8300 кв. м. Однако эта громада находится в тесноте средневековой застройки и плотно окружена прилегающими зданиями, из-за чего полностью обозреть архитектуру храма с одной точки зрения невозможно. Тем не менее, неожиданное впечатление от выхода на Piazza del Duomo с одной из прилегающих улиц остаётся достаточно сильным.
7.
DSC_3365

Здание собора вместе с колокольней Джотто и Баптистерием представляет собой часть монументального ансамбля. Ранее, расположенный на западной стороне Соборной площади, Баптистерий Сан-Джованни играл в этом ансамбле замыкающую роль, однако в XIX в. площадь позади Баптистерия была расширена, и он оказался в её центре.
8.
Duomo4

Храм имеет базиликальный план в виде латинского креста: три нефа, трансепт и триконх: три пятигранных апсиды с восточной стороны. Над средокрестием высится восьмигранный параболический купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески.
9.
duomo2

Наружная облицовка стен со всех сторон самого собора, Баптистерия и кампанилы выполнена из разноцветных мраморных панелей геометрического рисунка различных оттенков: белого мрамора из Каррары, зелёного из Прато и розового из Мареммы — так называемый инкрустационный стиль, типичный для архитектуры средневековой и ренессансной Тосканы.
10.
DSC_7348

Совершим прогулку вокруг собора против часовой стрелки, начиная с кампанилы Джотто.
11.
DSC_7372

Стоящая отдельно от собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольня является одним из ярчайших примеров флорентийской готической архитектуры. Скульптурное убранство кампанилы — самое важное произведение итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.
12.
Campanile

Первым автором кампанилы был Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус.
13.
DSC_3377

Андреа Пизано в 1340-х гг. поставил следующий ярус с высокими окнами-бифориями.
14.
DSC_3381

Франческо Таленти достроил кампанилу и облицевал её тремя типами мрамора.
15.
DSC_3535

16.
DSC_3382

Фундамент башни заложен ещё в 1298 г. Арнольфо ди Камбио, главным архитектором близлежащего собора, строительство которого было начато на два года раньше. Однако через четыре года архитектор умер, и возведение башни было прервано более чем на 30 лет. В 1334 г. дело, начатое ди Камбио, продолжил известный художник Джотто ди Бондоне; на тот момент ему было 67 лет. Он сосредоточил все свои силы и энергию на строительстве колокольни для собора. Первый камень заложен 19 июля 1334 г. Проект Джотто сочетался с полихромией собора, применённой Арнольфо ди Камбио, и придавал башне такой вид, будто она была «нарисована». В своем проекте архитектор также использовал технику кьяроскуро и некоторые формы перспективы вместо чертежа строго по линиям.
17.
DSC_3493

В 1337 г. Джотто умер, успев построить лишь нижний ярус. С трёх сторон он украшен барельефами в шестиугольных панелях, по семь штук с каждой стороны. Во время расширения входа в 1348 г. две панели были перемещены на пустую северную сторону, и лишь позже, в 1437 году, там появились пять панелей, выполненных Лукой делла Роббиа. Установить точное авторство панелей довольно сложно: какие-то приписываются Джотто, а другие могли быть выполнены Андреа Пизано. Оригиналы всех барельефов и скульптур находятся в Галерее кампанилы музея Опера-дель-Дуомо и подробно описаны в соответствующем посте.
18.
DSC_4056

В 1343 г. строительство башни продолжил Андреа Пизано, создавший южные ворота флорентийского баптистерия. Возводя колокольню, он скрупулёзно следовал чертежам Джотто. Он построил следующие два яруса с четырьмя нишами с каждой их стороны, однако второй ряд ниш пустует. Строительные работы прекратились в 1348 г., когда во Флоренцию началась вспышка чёрной смерти.
19.
DSC_3479

Пизано в свою очередь сменил архитектор Франческо Таленти, который построил верхние три уровня с большими окнами и завершил колокольню в 1359 г. При нём она была облицована тремя типами мрамора: белый мрамор был привезён из Каррары, красный — из Монсуммано-Терме и Сиены, а зелёный — из Прато. Таленти не стал ставить шпиль на её вершине, что было в планах Джотто: из-за этого проектная высота башни была снижена с 122 до 84,7 м.
20.
DSC_3501

С вершины башни открывается захватывающая панорама Флоренции и окружающих её холмов. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней. Вход в кампанилу в отличие от купола Брунеллески не требует особой записи на конкретное время.
21.
DSC_3500

Южная стена нефа
Южная сторона (справа от фасада, со стороны колокольни) поднималась первой, до первых двух пролетов. На мемориальной доске указана дата основания — 1296 г.
22.
targa

Окна первого пролета, идентичные соответствующим окнам с северной стороны, трехстворчатые, глухие, с богато украшенными фронтонами, увенчанными эдикулами со статуями, некоторые из которых являются копиями. Каждый пролет соответствует трем отсекам, первоначально предусмотренным в проекте Арнольфо, прямоугольной формы, что привело бы к большей скученности колонн и, следовательно, к более готическому виду.
23.
DSC_3509

24.
DSC_3526

Во втором пролете находится дверь в собор под названием «Портал кампанилы». В люнете у него была установлена Мадонна с младенцем.
25.
DSC_3496

В тимпане выступа — Благословляющий Христос, выполненный последователем Андреа Пизано. Статуи возвещающего ангела и провозглашенной Девы в эдикулах приписываются Никколо ди Лука Спинелли. В мое посещение все эти скульптуры отсутствовали, надеюсь, что временно.
26.
DSC_3497

В двух последующих бухтах, между могучими контрфорсами, есть по одному многостворчатому окну-бифорию, датируемому после 1357 г. и демонстрирующему более расслабленные ритмы флорентийской готики. Эскизы окон разработаны Арнольфо ди Камбио.
27.
DSC_3521

Второй портал в четвертом пролете нефа в стиле цветущей готики — «Портал Каноников» — устроен ближе к средокрестию. Портал оформлен тонкой мраморной резьбой, выполненной Лоренцо ди Джованни д’Амброджо и Пьеро ди Джованни Тедеско.
28.
DSC_3522

29.
DSC_3533

В люнете находится барельеф «Мадонна с младенцем», приписываемый Никколо ди Пьетро Ламберти или Лоренцо ди Никколо и выполненный в 1396 г. Ангелы созданы Ламберти в 1401-1403 гг.
30.
DSC_3532

Наиболее вероятно, что название портала происходит от расположенного напротив дворца каноников. В небольшой лоджии установлены большие статуи Арнольфо ди Камбио (слева) и Филиппо Брунеллески (справа), выполненные Луиджи Пампалоне в 1830 г. Именно здесь работают главные кассы музейного комплекса Дуомо, Баптистерия и Кампанилы.
31.
DSC_3534

Апсидальная часть собора
Апсидальная часть собора состоит из восьмиугольного купола и трех апсид. Апсиды, или трибуны, расположены по сторонам света, призматические с полукуполами с контрфорсами в виде аркбутанов, установленными на разделительных стенах самих трибун.
32.
DSC_3543

Элегантные окна на южной и восточной сторонах приписываются Лоренцо Гиберти.
33.
DSC_3555

Выше, в соответствии с ризницами и лестницей доступа к куполу, находятся так называемые «мертвые трибуны» с полукруглым планом, спроектированные Брунеллески. Над ними проходит сплошная галерея на кронштейнах с четырехлепестковым перфорированным парапетом. Под ним выступают гаргульи в виде зооморфных голов.
34.
DSC_3537

Первоначально для одного из контрфорсов северной апсиды был высечен Давид Микеланджело, но после завершения он был помещен на Пьяцца деи Приори, чтобы его было легче увидеть; другие статуи должны были украшать всю площадь апсиды.
35. Пластиковая копия Давида, временно установленная в ноябре 2010 г. на соборе и показывающая первоначальный замысел.
David

Северная стена нефа
Напротив улицы Виа Рикасоли открывается левая боковая дверь — знаменитая Порта делла Мандорла, названная так по изображению в тимпане Успения Богородицы в миндалевидном ореоле, выполненном Нанни ди Банко в 1414-1421 гг. Портал был построен с 1391 по 1423 г. с участием различных скульпторов, в том числе Донателло и, прежде всего, Нанни ди Банко.
36.
DSC_3579

Портал Мандорлы был построен последним и считается самой красивым из четырех. Первая фаза работ выполнялась между 1391 и 1397 гг., когда были завершены геометрическая структура и часть покрытия в готическом стиле. С 1404 г. строительство портала продолжили Антонио и Никколо ди Пьетро Ламберти. В тимпане находится барельеф Успения Богородицы, или Мадонны делла Чинтола, на котором изображена Богородица в мандорле — типичном для готического искусства узком ореоле света, возносящаяся на небо ангелами. При вознесении Мадонна передает священный пояс (чинтолу) св. Фоме, стоящему на коленях в левом углу, как залог связи между небом и землей, которую она собирается исполнить.
37.
DSC_3584

Отец и сын Ламберти и Нанни ди Банко приняли участие во втором, декоративном, этапе, в ходе которого были созданы спиральный карниз венчающего тимпана, скульптурное обрамление люнета и две маленьких скульптуры пророков «профетини», один, возможно, работы Донателло, а другой — Нанни ди Банко.
38.
DSC_3587

Третий этап работ пришелся на 1414-1421 гг., когда Нанни ди Банко вылепил рельеф фронтона, а в 1422 г. Донателло создал две головы в подвесках карниза фронтона. В тот же период две статуи группы Благовещения, приписываемые Джованни д’Амброджо, были перемещены из собора в центр люнета, где позже была сделана мозаика.
39.
DSC_3586

В 1489-1490 гг. портал был окончательно завершен установкой в люнете мозаики Благовещения работы Давида Гирландайо при содействии более известного брата Доменико.
40.
DSC_3595

На северной стороне собора, частью которой являются двери справа «Порта-деи-Корнаккини», сильно повреждены мраморные элементы облицовки. Название «Порта деи Корнаккини» происходит от семьи, владевшей несколькими домами рядом с современной виа Рикасоли. Портал также известен как «Порта ди Балла» из-за его близости к древним городским воротам на первых городских стенах Флоренции, через которые ежедневно провозили тюки шерсти.
41.
balla3

Первые исторические сведения, свидетельствующие о существовании ворот Корнаккини, относятся к 1358 г., когда во время работ по строительству собора было принято решение возвести внешние стены «не касаясь двери», следовательно, они уже существовали. Оформление портала, по-видимому, восходит к трем этапам: первое обрамление относится к 1342-1348 гг., второе — к 1353-1364 гг., в котором под руководством Франческо Таленти были изготовлены раскосы, архивольт и выступ с тондо в центре. Во время последней фазы (около 1380 г.) были изготовлены львы, поддерживающие витые колонны, и скиния над шпилем.
42.
balla0

Полуфигура Благословляющего Христа, помещенная в вогнутый тондо фронтона двери, по-видимому, относится к периоду между 1359 и 1360 гг.
43.
balla4

Внутри тимпана, расположенного над порталом, находится Мадонна с младенцем, а по бокам — два обожающих ангела, которые были помещены вместо статуй св. Иоанна Богослова и св. Варнавы, изначально запланированных для установки по бокам от Богородицы. «Мадонна с младенцем» приписывается флорентийскому скульптору Заноби ди Бартоло, а поклоняющиеся ангелы — Симоне Таленти, сыну Франческо Таленти.
44.
balla1

У основания портала находятся статуи львицы с детенышами и льва, известных по легенде «Ансельмо и сон», рассказанной в XV в. Джованни Кавальканти в его «Флорентийских историях». Некоему Ансельмо, жившему во Флоренции в начале XV в. на виа дель Кокомеро (сегодня виа Рикасоли), однажды ночью приснилось, что его растерзал лев и он умер. На следующее утро, выходя из дома, Ансельмо был очень впечатлен сном и вспомнил, что на Порта-деи-Корнаккини имеются две скульптуры львов. Тогда он решил положить руку в пасть одному из них, сказав себе: «Я хочу, чтобы сон шел своим чередом, чтобы я вышел из такого извращенного воображения и был свободен от печального известия». К сожалению, внутри пасти льва находился скорпион, который ужалил Ансельмо в палец руки, что привело к смерти героя.
45.
balla2

Рассказ о главном фасаде собора будет в следующей части.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.