Флоренция. Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий св. Иоанна Крестителя (Баптистерий Сан-Джованни) — средневековый баптистерий, расположенный на Пьяцца дель Дуомо и примыкающей к ней с запада Пьяцца ди Сан-Джованни. Это одно из самых старых зданий города. Баптистерий построен прямо перед флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Как и большинство баптистериев, освящён в честь св. Иоанна Крестителя и имеет статус малой базилики. Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Флоренции.
1.
Battistero

Первый баптистерий был построен во Флоренции на этом месте в период IV-V в. Ныне существующее здание строили с 1059 по 1129 гг. В 1128 г. здание было перекрыто шатровой кровлей. В 1150 г. шатёр был увенчан лантерной.
2.
Battistero2

С 1294 г. строительными работами руководил архитектор собора Санта-Мария-дель-Фьоре Арнольфо ди Камбио. Во время археологических раскопок под баптистерием были обнаружены остатки античных сооружений; на этом основывается предположительная версия (оспариваемая археологами), что изначально на месте христианского баптистерия в I в. н.э. находился языческий храм бога Марса. В письменных документах первое упоминание о памятнике датируется 897 г., поэтому его следует считать не столько произведением романского, сколько древнеримского периода. И только позднее были добавлены ренессансные детали: колонны порталов с капителями, наличники окон с колонками и треугольными фронтонами.
3.
Pianta

Освящение баптистерия Сан-Джованни произошло 6 ноября 1059 г. папой Николаем II. Вплоть до XIX в. в Баптистерии Сан-Джованни крестили всех уроженцев Флоренции. Среди них были члены семьи Медичи, Данте Алигьери и многие другие.
4.
DSC_3367

Баптистерий построен в виде октогона — центрического, восьмигранного в плане сооружения 25,60 м в поперечнике. Вместе с кампанилой Джотто и собором Санта-Мария-дель-Фьоре Баптистерий представляет собой часть единого монументального ансамбля и имел три двери: северную, восточную и южную, а с запада — апсиду. В середине XII в. здание было облицовано плитками разноцветного мрамора геометрического рисунка различных оттенков: белого мрамора (из Каррары) зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) — так называемый инкрустационный стиль, типичный для архитектуры средневековой и ренессансной Тосканы. Полукруглая апсида в XIII в. была заменена на слегка выступающую за пределы здания прямоугольную скарселлу.
5.
DSC_3360

Недалеко от Северных ворот можно увидеть колонну св. Зинобия с крестом. Ее украшает барельеф, на котором изображен цветущий вяз и сцена, повествующая о чуде св. Зинобия. Легенда гласит, что во время похоронной процессии, когда несли останки умершего епископа, полы его плаща коснулись сухого вяза. Вслед за этим дерево зацвело. На месте вяза построили колонну, но она не сохранилась. Вместо нее возвели новую.
6.
DSC_3356

Шедеврами искусства итальянского Возрождения являются три огромные бронзовые двери Баптистерия, барельефы которых выполнялись согласно единой иконографической программе на протяжении более чем столетия. Их изображения подобно гигантской Библии, показывают историю человечества и Искупления. Повествование (позднее нарушенное изменением положения отдельных дверей) начинается от историй Ветхого Завета восточной двери к рассказам об Иоанне Крестителе в южной двери и к книгам Нового Завета в северной. Три двери в настоящее время хранятся в Зале Райских врат Музея произведений искусства Собора и были заменены копиями. Я достаточно подробно и с, надеюсь, неплохими фотографиями рассказал о дверях баптистерия в соответствующем посте, который и рекомендую прочитать.

Наиболее древними являются южные двери (ворота), созданные Андреа Пизано в 1330-1336 гг.
7.
DSC_3817

Две створки дверей разделены на двадцать восемь панелей, расположенных в семь рядов по четыре, с барельефами, обрамлёнными четырёхлопастными розетками, известными также под названием квадрифолий («готический циркуль»). История начинается в верхнем левом углу левой двери с детства св. Иоанна, продолжается на правой двери сверху, иллюстрируя его жизнь и встречу с Христом, и заканчивается мученической кончиной и погребением святого. Два ряда нижних панелей показывают семь христианских добродетелей с добавлением Смирения, иллюстрирующей основные добродетели святого. Дверь ранее венчала скульптурная группа: «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» (Винченцо Данти, 1569-1571). Оригинал можно увидеть в Музее.
8.
DSC_3811

9.
DSC_3814

Северные врата были выполнены Лоренцо Гиберти в 1401-1424 гг. Они повторяют композицию Андреа Пизано в южных дверях и также содержат двадцать восемь рельефных панелей, заключённых в четырёхлепестковые обрамления (квадрифолии) и выполненных в готическом стиле.
10.
DSC_3818

Первые двадцать верхних панелей рассказывают истории из Нового Завета. Последние два ряда представляют четырёх евангелистов (предпоследний ряд) и четырёх Учителей Церкви (нижний ряд). Эта дверь вначале была расположена на восточной стороне, но затем, после создания Гиберти так называемых «Врат Рая», была перемещена на северную сторону. Дверь ранее венчала скульптурная группа «Проповедь Крестителя» (Джованни Франческо Рустичи, 1506-1511), изображающая св. Иоанна Крестителя, проповедующего фарисею и левиту. Оригинал можно увидеть в Музее.
11.
Ghiberti

Видеорассказ искусствоведа о Северных вратах баптистерия.

Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из Гильдии торговцев тканями, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек поручили работать над третьим порталом баптистерия, Восточным, названным «Вратами рая». Они были созданы в 1425-1452 гг. Лоренцо Гиберти вместе с племянником Витторио. Двери разделены на десять больших квадратов, по пять в один вертикальный ряд на каждой створке. Обрамления оформлены изображениями пророков. Нарядность и праздничность впечатления от «Райских врат» усиливает декоративное обрамление портала фризом с растительными гирляндами и животными.
12.
DSC_3469

В основе сюжетной программы «Райских врат» лежат основные события из «Книги бытия» Библии. Объединив отдельные эпизоды в 10 больших квадратных полей, Лоренцо Гиберти создавал каждый рельеф как целостную многофигурную композицию. В некоторых из них более ста персонажей. Единство пространственного решения, воссоздающее зрительную иллюзию глубины, использование законов математической перспективы уподобляет рельефы картине живописца. Не случайно подобные скульптурные рельефы получили название «живописных рельефов». Впоследствии Микеланджело скажет, что «они столь прекрасны, что могли бы служить дверями Рая». Так название «Врата Рая» вошло в историю искусства.
13.
DSC_3476

Двери увенчаны скульптурной группой «Крещение Иисуса» работы Андреа Сансовино (1502-1505) с позднее добавленным образом ангела по модели Инноченцо Спинацци (1792). Скульптурная группа не только напоминает входящим внутрь о том, что баптистерий посвящен св. Иоанну, но и предвосхищает литургическую функцию этого места, где совершается Крещение. Именно получение от Христа из рук Крестителя этого таинства Крещения Христова было кульминацией жизни св. Иоанна Крестителя, заслужившего встречи с Христом и признания его Спасителем мира. После реставрации в 1990-2012 гг. портал полностью был смонтирован в Музее Собора, а в Баптистерии установили копии.
14.
DSC_3475

Видеорассказы искусствоведа о Вратах рая.

Интерьер, довольно темный, разделен на нижнюю часть с колоннами и пилястрами и верхнюю часть с дорожкой. Флорентийцы не пожалели ни хлопот, ни затрат на украшение баптистерия. Внутренние стены облицованы темно-зеленым и белым мрамором с инкрустацией геометрическими узорами. Ниши разделены монолитными колоннами из сардинского гранита. Мраморная облицовка внутренних помещений была начата во второй половине XI века.
15.
Interier

Мне «крупно повезло», что во времена моего пребывания во Флоренции внутри баптистерия велись масштабные реставрационные работы, поэтому существенная часть стен была занавешена для маскировки строительных лесов, а светильники или были перенесены на нештатные места или вообще выключены. В итоге, организаторами были созданы далеко не идеальные условия для фотографирования, что сказалось на полученных результатах.
16*.
DSC_3732

Внутреннее убранство вдохновлено римскими зданиями, такими как Пантеон, с широким использованием полированного разноцветного мрамора. Он разделен, как и снаружи, на три горизонтальные полосы, самая высокая из которых закрыта куполом, а средняя полоса занята эмпорами. Часто, применительно к флорентийскому баптистерию, для наименования этих галерей для женщин используют византийский термин матроней. Ниже стены разделены по вертикали на три зоны с помощью пилястр и монолитных колонн из гранита и голого мрамора циполин с позолоченными капителями, поддерживающими архитрав. Стены, разделенные колоннами на три части и соединенные по углам мраморными колоннами с двойными каннелюрами, имеют мраморную облицовку двух чередующихся цветов полосами и другими формами: белой из Каррары и зеленой из Прато. Над многостворчатыми окнами имеются геометрические вставки, датируемые до 1113 г.
17*. Круговая панорама интерьера баптистерия (до реставрации).
360

Главный алтарь в неороманском стиле был создан Джузеппе Кастеллуччи в начале XX в., восстановив оригинальные фрагменты и заменив предыдущий алтарь в стиле барокко работы Джироламо Тиччати, выполненной в 1732 г., со скульптурной группой, изображающей Крещение Христа и ангелов (сейчас выставлена в Музее).
18.
DSC_3749

19.
DSC_3748

Самая старая мозаика находится в своде апсиды: она была создана, начиная с 1225 г., францисканским монахом Якопо. В центре, внутри колесной конструкции, украшенной растительными элементами, изображен Агнец Божий. Между лучами изображены восемь пророков в византийском стиле с именными табличками у их ног (против часовой стрелки): Моисей, Авраам, Исаак, Иаков, Даниил, Иезекииль, Иеремия и Исайя. Колесо поддерживают четыре атланта, согнувшихся в виде колес. Слева от атлантов изображен св. Иоанн Креститель на троне, а справа — Мадонна с младенцем на троне. Троны созданы по образцу каролингской и оттоновской миниатюры.
20.
DSC_3789

Решетка перед алтарем дает представление о подвале, где находятся раскопки римского дома с геометрическими мозаичными полами, обнаруженные при раскопках 1912-1915 гг.
21.
DSC_3751

22. Пасхальный канделябр справа от алтаря в виде ангела со свечой, помещенного на колонну с основанием в виде льва, принадлежит Агостино ди Якопо и датируется 1320 г.
DSC_3754

Амвон из бронзы, до, вероятно, 2015 г. стоявший в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
23.
DSC_3756

24.
DSC_3755

Мозаичный потолок баптистерия представляет собой набор мозаик, покрывающих внутренний купол и апсиды. Это один из самых важных циклов средневековой итальянской мозаики, созданный между 1225 и примерно 1330 гг. с использованием картонов крупных флорентийских художников, таких как Чимабуэ, Коппо ди Марковальдо, Мелиоре ди Якопо и Мастер Магдалины, вероятно, мозаичистов из Венеции.
25*.
DSC_3758

Внутренняя часть купола, покрытая мозаикой на золотом фоне, разделена на восемь сегментов.
26.
kupol

Верхний фриз [2] показывает ангельские иерархии вокруг всех восьми сегментов. В центре верхнего фриза Христос Благословляющий с раскрытой книгой в руке, в окружении красных серафимов и синих херувимов, причем ближайшие к нему отличаются наличием трех пар крыльев. Далее, чередуясь слева направо и разделенные небольшими столбиками, идут по две пары ангелов каждого вида. Все они имеют два крыла и все идентичны своей паре, за исключением тех, которые находятся на той же оси, что и Христос, которые являются зеркальным отображением друг друга.

Три сегмента над алтарем [1] изображают Страшный суд, причем центр почти полностью заполнен фигурой Христа-Судьи, сидящего на Кругах Рая и протягивающего руки, показывая свои раны от Распятия, один обращен ладонью вверх, а другой ладонью вниз, направляя души в рай и ад соответственно. Большие ступни также показывают раны от Распятия — их ступенчатая поза, сложные складки мантии и вид сбоку на ноги избегают жесткого фронтального эффекта, подчеркнутого золотыми тессерами. По обеим сторонам мандорлы находятся три параллельных регистра, с двумя почти симметричными сонмами ангелов наверху, несущими символы страстей Христа и атрибуты Суда, а также с двумя ангелами, трубящими в последнюю трубу Апокалипсиса и призывающими мертвых из могил восстать к ногам Христа.
27.
DSC_3773

Во втором регистре изображены Дева Мария (с поднятыми руками справа от Христа), св. Иоанн Креститель (держит свиток слева от Христа) и двенадцать апостолов, сидящих на двух длинных скамьях, украшенных тронами. Каждый апостол держит открытую книгу с буквами из разных алфавитов, чтобы показать, как они несли Евангелие всему миру после Пятидесятницы. За спинками и между святыми расположены ангельские головы, чередующиеся по наклону то вправо, то влево.
28*.
DSC_3783

Нижний регистр показывает Рай справа и Ад слева, а души доставляются к месту назначения ангелами и дьяволами. Избранных подгоняют к группе, которая благодарит Бога и сопровождается большим ангелом, держащим свиток с надписью «Venite Beneditti Patris Mei / Ossidete Preparatum» («Придите, [вы] благословенные моего отца / сядьте на места, приготовленные [для вас]») в сторону Небесного Иерусалима. Другой ангел в одежде, украшенной драгоценными камнями, открывает ворота маленькому человечку, таща его за руку. В городе три больших патриарха сидят с маленькими сладкими лепешками на коленях среди необычайно ярких растений на зеленом, усеянном цветами лугу. В первом ряду избранных — король и монах-доминиканец, за ними следуют три девы, епископы, монах и священник.

Искусствоведы единогласно приписывают композицию сцены Ада Коппо ди Марковальдо. Ужасные черти с черными крыльями летучей мыши толкают проклятых влево от Христа. Проклятые души топчут и теснят друг друга, с отвращением закрывая глаза и рты. В аду господствует большой сатана на пылающем троне, который ест человека и топчет проклятых, а змеи, растущие из его ушей, кусают их. Чудовища в форме змей, лягушек и ящериц также выходят из его тела и нападают на проклятых, подчеркивая ненасытную природу сатаны. Ослиные уши сатаны подчеркивают его дикую природу и являются атрибутами Люцифера и Антихриста, а его рога происходят от кельтского бога Кернунна и символизируют поражение Церкви язычества. Дьяволы также бросают проклятых в ямы, пронзают их и калечат, сжигают на вертелах, разбрасывают и заставляют пить расплавленное золото. Одна группа проклятых душ объята пламенем.
29*.
DSC_3783-1

Остальные пять сегментов разделены на четыре горизонтальных регистра, показывающие истории из Книги Бытия [3], жизни св. Иосифа [4], Девы Марии и Христа [5], а также св. Иоанна Крестителя [6]. Считается, что первые сцены из жизни Крестителя созданы на основе картонов Мастера Магдалины и Чимабуэ.
30*.
DSC_3801

31*.
DSC_3805

Видеорассказ искусствоведа о мозаиках баптистерия.

Крестильная купель изначально занимала центр пола, на месте, где из плиток, разбитых на очень маленькие кусочки, смешанных с раствором, называемых коччиопесто, выложен большой восьмиугольник. Эта купель, которая когда-то стояла в церкви Санта-Репарата, была установлена здесь в 1128 г. Говорят, что Данте разбил одну из нижних чаш, спасая тонущего ребенка.
32.
DSC_3792

Купель была демонтирована в 1571 г. по приказу великого герцога Франческо I Медичи. Нынешняя восьмиугольная купель гораздо меньшего размера стоит у южного входа. Она была установлена в 1658 г., но, вероятно, намного старше. Рельефы приписываются Андреа Пизано или его ученикам.
33.
DSC_3793

В здании находится монументальная гробница антипапы Иоанна XXIII, изготовленная Донателло и Микелоццо ди Бартоломео в 1422-1428 гг. Позолоченная статуя, обращенная лицом к зрителю, покоится на смертном одре, поддерживаемая двумя львами, под балдахином из позолоченной драпировки. Антипапа завещал этому баптистерию несколько реликвий и свое огромное состояние.
34.
Antipapa

В оформлении гробницы использованы стоящие в нишах статуи трёх христианских добродетелей (Веры, Надежды и Любви), фамильный герб будущего антипапы Бальтазара Коссы, а также бронзовая позолоченная фигура, лежащая на покоящемся на консолях саркофаге; над ней находится изображение Мадонны с младенцем в полумесяце, а всю композицию осеняет балдахин. На момент завершения это было самое высокое скульптурное сооружение во Флоренции и одно из немногочисленных захоронений, расположенных в баптистерии или находящемся по соседству соборе.
35.
DSC_3782

Внутри баптистерия с древних времен установлены два позднеримских саркофага; первый один называется «делла фиорайя» (саркофаг цветочника) в соответствии с сюжетом барельефа, в котором был похоронен епископ Джованни да Веллетри.
36.
fioraia

Второй саркофаг украшен барельефом со сценой охоты на кабана, с крышкой XVI в. с гербом Медичи, который был повторно использован в качестве захоронения Гуччио де Медичи, гонфалоньера справедливости в 1299 г.
37.
DSC_3798

Среди этих саркофагов находится статуя св. Иоанна Крестителя, созданная Джованни Пьямонтини ок. 1688 г. и подаренная баптистерию Великим герцогом Козимо III Медичи.
38.
DSC_3796

На правой стене апсиды находится надгробный памятник епископу Раньери, состоящий из саркофага с надписью леонскими гекзаметрами, высеченными в 1113 г.
39.
ranieri

Пол баптистерия украшен очень ценными мраморными инкрустациями восточного вкуса с геометрическими, фитоморфными и зооморфными мотивами, часто связанными с фантастическими животными, вдохновленными тканями южного и восточного Средиземноморья. Вероятно, они были построены теми же рабочими, которые до 1207 г. работали в базилике Сан-Миниато-аль-Монте.
40*.
pavimento

41.
floor3

42.
DSC_3799

В 1048 г. по инициативе кондотьера и астролога Строццо Строцци в баптистерии близ восточной двери установили солнечные часы (orologio solare): через отверстие в куполе солнечные лучи в течение года попадали на изображённые на мраморной плите пола знаки зодиака. На плите по кругу читается латинский палиндром: «Еn giro torte sol ciclos et rotor igne» («Я, Солнце, двигаюсь по кругу, в то же время движимое огнём»).
43.
zodiaco

Видеорассказ искусствоведа о баптистерии.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.