Флоренция. Музей Опера-дель-Дуомо. Часть 4

В музее произведений искусства Собора «Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре» выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии.
1.
logo

На сайте музея используются качественно нарисованные поэтажные планы с указанием номеров помещений. Буду придерживаться этих планов и нумерации. Завершим обход выставочных помещений первого этажа.
2.
plan1

Галерея кампанилы [14]
Выбор скульптуры как средства коммуникации, который уже применялся в Дуомо и Баптистерии в первые десятилетия XIV в., нашел свое подтверждение в декоративной программе кампанилы (колокольни). Первая и наиболее заметная часть серии из шестнадцати монументальных статуй и пятидесяти четырех рельефов, выставленных в галерее, была сделана с 1334 г. архитектором и скульптором Андреа Пизано и различными помощниками, включая сына Нино. Сюжеты — богодухновенные пророчества, вызванные фигурами пророков Израиля и языческих сивилл, и человеческое творчество, проиллюстрированное в рельефах, изображающих библейских изобретателей земледелия, животноводства, искусства и ремесел. Другие барельефы иллюстрируют астрологические символы, богословские и кардинальные добродетели, гуманитарные науки и семь таинств Церкви.
3.
DSC_3088

Рельефы расположены в исходном порядке, начиная с западной стороны колокольни и продвигаясь к югу, востоку и северу. Шестиугольные рельефы, иллюстрирующие искусство, расположены под ромбовидными рельефами, иллюстрирующими «системы», управляющие человеческим существованием. С другой стороны, порядок расположения статуй следует группировке с каждой стороны башни. Названия сюжетов на плитках будет дано к каждой фотографии слева направо.

Западная сторона кампанилы
Семь шестиугольных мраморных плиток с западной стороны кампанилы созданы Андреа Пизано в 1334-1343 гг. и рассказывают о происхождении человека и его первой трудовой деятельности в соответствии с Книгой Бытия.
1. Бог создает Адама по своему образу и подобию. 2. Бог создает Еву , чтобы она могла жить в общении с Адамом. 3. Адам и Ева трудятся после изгнания из Эдема. Адам, склонившись к земле, обрабатывает поля, а Ева держит в руках веретено для пряжи. 4. Иавал: начало пастушеской кочевой жизни. 5. Иувал, играющий на свирели: начало музыкальной жизни. 6. Тувалкаин в мастерской: зарождение металлургии. 7. Пьяный Ной: начало виноградарства.

Семь ромбовидных плиток с западной стороны капанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1334-1343). Плитки, посвященные планетам, размещены над шестиугольными плитками, изображающими сотворение Адама и Евы и первую деятельность человека. На этой стороне колокольни изображен человек, над которым повелевает природа и который находится под влиянием планет. Планеты представлены в виде олицетворений, взятых из греческой и римской мифологии или языческой религии, и держат в руках символические атрибуты, которые позволяют нам их идентифицировать. 1. Сатурн, влияющий на течение времени, представляет собой пожилого бородатого мужчину, который держит в одной руке бога Кроноса, олицетворение времени, а в другой — колесо, представляющее вечный циклический поток; его лицо печально, чтобы оказать влияние на меланхолических духов, что было верой того времени. 2. Юпитер. Олицетворение этой планеты представлено в виде монаха, демонстрирующего чашу и крест, символ божественной мудрости; выражение его лица становится, что немаловажно, «веселым». 3. Марс, римский бог войны, имеет вид рыцаря, вооруженного шлемом, мечом, копьем и доспехами. 4. Солнце имеет облик Гелиоса, греческого божества этого небесного тела, несущего атрибуты скипетра и солнечного диска. 5. Венера, богиня любви, держит в руке фигурки двух влюбленных. 6. Меркурий выведен из следования птолемеевскому порядку планет, наблюдаемых в этой серии, но ее неполнота не позволяет адекватно опознать. 7. Луна представлена в виде женщины, сидящей на воде и держащей в одной руке модель фонтана, что символизирует ее влияние на жидкости и приливы.
4*.
DSC_3016

Южная сторона кампанилы
Семь шестиугольных мраморных плиток с южной стороны кампанилы Джотто созданы Андреа Пизано и помощниками в 1343-1360 гг. и иллюстрируют деятельность человека, предназначенную уже не как ответ на основные потребности, а как форму цивилизации. Это изменение ясно видно из связи между этими шестиугольными и ромбовидными плитками, которые доминируют над ними, изображая теологические и кардинальные добродетели. 1. Астрономия соответствует добродетели Веры, которая позволяет астроному Гиониту, считавшемуся сыном Ноя в Средние века, наблюдать небесный свод, представленный сферической шапкой, пересекаемой созвездиями зодиака, порядок которых установлен Богом, т. е. со своими ангелами он создан для жизни в более далеком пространстве, чем пространство звезд. 2. На плитке, посвященной строительству, изображен мастер-строитель, который руководит работой каменщиков; его большие размеры подчеркивают авторитетную задачу управления. 3. На панели, посвященной Медицине, изображен врач, который исследует мочу для постановки диагноза, говоря, что величие этой деятельности определяется не низостью материала, с которым она имеет дело, но благородством ее благотворительной цели: заботиться о больных. 4. На плитке, посвященной верховой езде, люди подчиняют животных для своих нужд. 5. Плитка, посвященная ткачеству, основному искусству флорентийской экономики в средние века. 6. Законодательство олицетворяется Форонеем, мифическим царем Аргоса, считавшимся основоположником законотворчества или искусства формулирования законов, благодаря которым люди могут управлять собой. 7. Дедал, которого классическая мифология считает изобретателем искусств и техники, смоделировал для своего сына Икара платье из перьев и воска, снабженное крыльями, благодаря которым он мог летать.

Семь ромбовидных плиток с южной стороны кампанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1343-1360). На плитках изображены христианские добродетели: вера, милосердие, надежда и кардинальные добродетели: благоразумие, справедливость, умеренность и мужество. Добродетели символически представлены женщинами, держащими в руках предметы, атрибуты, разъясняющие их значение. 1. Вера держит в руках крест и чашу, символы христианской веры. 2. У Любви (милосердия) сердце и рог изобилия, полный плодов, знаков любви Бога и даров, дарованных Им в изобилии. 3. Надежда обращается с молитвой к небу, стремящемуся достичь достойного исполнения жизни, символизируемого короной. 4. Благоразумие держит в одной руке зеркало, чтобы следить за спиной, в другой руке она держит змею, символ мудрости и благоразумия: Христос в Евангелии увещевает людей быть благоразумными, как змеи. 5. У Справедливости весы и меч, символы разделения между добром и злом. 6. Умеренность умеряет наслаждения чувств и поэтому символически переливает жидкость из кувшина во второй кувшин, чтобы разбавить его содержимое: воду в вине. 7. У Мужества львиная шкура и дубина — атрибуты, полученные от Геракла, символа моральной силы по преимуществу, персонажа из классической мифологии, который дубиной убил Немейского льва и сделал из его шкуры плащ; щит символизирует духовную защиту и силу духа.
5*.
DSC_3058

Восточная сторона кампанилы
Пять шестиугольных мраморных плиток с восточной стороны кампанилы Джотто созданы Андреа Пизано в 1334-1360 гг. изображают навигацию, социальную справедливость, сельское хозяйство, шоу и архитектуру. 1. Искусство мореплавания представляет собой маленькую лодку, ведомую двумя моряками, занимающимися греблей, за которой находится сидящая благословляющая фигура, поминающая Христа и таким образом отсылающая к евангельским страницам, действие которых происходит на Тивериадском озере. 2. Социальная справедливость символически представлена Гераклом, который сразил чудовищного пастуха Какуса (здесь лежащего в своей пещере на Авентине) дубинкой, виновного в краже стада быков Гериона. Назначенная Вергилием, Титом Ливием, Овидием, Горацием и Данте смерть антагониста этого десятого подвига Геракла призвана стать нравственным примером победоносной силы добродетели над грехом (здесь — воровством). 3. Сельское хозяйство изображает человека, работающего на земле, который больше не сгибается от усталости, потому что ему помогает плуг, когда он гонит волов. 4. Сценическое искусство представлено колесницей, запряженной двумя лошадьми и управляемой возничим, как это использовалось театральными труппами XIV в. Следующие два панно были посвящены Живописи, Ваянию и Зодчеству, но для открытия двери они были сдвинуты в сторону Собора. 5. Архитектура представлена властной бородатой фигурой, восседающей на мраморном троне и использующей компас возле архитектурной скамьи из обработанного камня.

Семь ромбовидных плиток с восточной стороны кампанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1343-1360). На плитках изображены свободные искусства: астрономия, музыка, геометрия, грамматика, риторика, логика и арифметика, то есть искусств свободного человека. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире. В Средние века главное здание Studio Fiorentino, университета, основанного в XIV в. во Флоренции, располагалось прямо возле Дуомо. Искусство представлено здесь в виде женщин, которые своими жестами показывают дисциплину, которую изображают. 1. Астрономия поднимает рукой астролябию — астрономический инструмент, используемый для определения местоположения звезд. 2. Музыка держит в руках цитру. 3. Геометрия поднимает угольник и циркуль. 4. Грамматика учит учеников, держа в руках кнут. 5. Риторика, искусство писать и правильно говорить, держит в руках щит и меч — символы силы того, кто ясно выражает свои мысли. 6. Логика (Диалектика) держит ножницы, символ строгого метода. 7. Арифметика поднимает пальцы в процессе счета.
6*.
DSC_3067

Северная сторона кампанилы
Семь шестиугольных мраморных плиток с восточной стороны кампанилы Джотто созданы Лукой делла Роббиа в 1437-1437 гг. и Андреа Пизано в 1348-1350 гг. и изображают науки Скульптуру, Рисование, Грамматику, Диатектику, Музыку, Геометрию (Арифметику) и Астрологию (Гармонию) 1. Скульптура представлена Фидием, один из величайших художников периода высокой классики. 2. Рисование представлено Апеллесом, одним из наиболее знаменитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода. 3. Грамматика — вотчина Элия Доната, грамматика и ритора, составителя двух пособий по латинской грамматике, сохранивших значение вплоть до наших дней. Другая версия предполагает, что Грамматика изображена грамматиком Присциианом, автором учебника латинского языка в 18 томах, самым распространенным руководством по латинскому языку. 4. Диалектика представлена великими древнегреческими философами Платоном и его учеником Аристотелем. 5. Музыка соответствует Орфею — легендарному певцу и музыканту-лиристу, герою древнегреческих мифов. 6. Представлять Геометрию и Арифметику поручено первому математику Александрийской школы, автору «Начал», посвящённых систематическому построению геометрии и теории чисел. Эвклиду и Пифагору, чьи труды стали основой для открытий в области математики, астрономии и теории музыки. 7. Астрология (Гармония) также представлена Пифагором, повлиявшем на открытия Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона и Альберта Энштейна.

Семь ромбовидных плиток с северной стороны кампанилы Джотто (Андреа Пизано и помощники, 1343-1360). На плитках изображены Таинства: Крещение, Покаяние, Венчание, Священство, Миропомазание, Евхаристия и Елеосвящение. Семь Таинств в скульптурном цикле колокольни выделяются своим значением: они являются спасительным действием Христа, продолжающимся в Церкви. 1. Крещение изображено монахом, льющим воду на голову ребенка — это момент, когда Христос делает человека новым творением, освобождая его от первородного греха. 2. Покаяние показывает кающегося на коленях перед священником: милосердный Христос непрестанно прощает согрешившего человека. 3. Венчание представляет собой жениха, который надевает невесте на палец обручальное кольцо в присутствии монаха и членов семьи — таинство, которым Бог соединяет мужчину и женщину в близком общении жизни. 4. Священство изображает епископа, читающего формулу хиротонии нового священника (первоначально установленный рельеф над дверью заменен на «Мадонну щекотки»). 5. Миропомазание представляет епископа в акте помазания лба ребенка, находящегося на руках женщины: при этом таинстве происходит излияние Святого Духа, которое крепче соединяет человека с Христом. 6. Евхаристия изображает священника, который поднимает гостию вверх: это момент во время мессы, когда гостия становится Телом Христовым. 7. Елеосвящение изображает человека, лежащего на кровати, который считается умирающим, если у его постели находятся священнослужители; они освящают святой елей, совершая, таким образом, то таинство, которым Христос сопровождает душу умирающего до порога вечной жизни.

Центральным элементом в ряду ромбовидных плиток является «Мадонна щекотки» (Madonna del solletico), созданная Андреа Пизано в 1342-1343 гг. Рельеф располагался над дверью с северной стороны колокольни, из которой по эстакаде можно было попасть в неф собора. Сюжет работы представляет собой редкую иконографию Мадонны, щекочущей Младенца Иисуса: Иисус, очень человечный, улыбается, двигается на руках у матери и касается ее руки своими маленькими ручонками. Образ в особом иконографическом контексте колокольни выражает интимный союз между Христом и матерью; союз переданной во плоти родительской любви, которую Мария даровала сыну Божию, питая и взращивая его человеческое естество, здесь видится как обычное дитя. Этот люнет помещен посреди таинств, на менее видимой, ближайшей к собору, стороне колокольни и просто передает радость, которая пронизывает всю жизнь, спасенную Христом.
7*.
DSC_3078

С каждой стены кампанилы Джотто имеется по 4 мраморных статуи, изображающие различных пророков и сивилл, созданные Андреа Пизано, его сыном Нино Пизано, Донателло и Нанни ди Бартоло. В христианском чтении Библии пророки возвещали о пришествии Спасителя Христа всем людям, указывая им, как поступать в послушании воле Божией, держа в руках свитки для запоминания священных текстов, вдохновленных Богом и переписаных им в Библии.

Пророки на западной стороне кампанилы Джотто
1. Пророк Авдия — ветхозаветный пророк, четвёртый в ряду двенадцати малых пророков (по другой версии, св. Иоанн Креститель) (Нанни ди Бартоло, 1422-1425). 2. Пророк Иеремия — второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета (Донателло, 1427-1436). 3. Пророк Аввакум — восьмой из двенадцати малых пророков (по другой вериии — Елисей) (Донателло, 1427-1436). Эта статуя была «ласково» переименована флорентийцами из-за его лысины в «Zuccone» (Тыквоголовый). 4. Четвертый пророк не имеет традиционной идентификации (возможно, св. Иоанн Креститель) (Нанни ди Бартоло, 1425).
8.
DSC_3030

Пророки на южной стороне кампанилы Джотто
На первых трех скульптурах изображены три пророка без традиционной идентификации (помощники Андреа Пизано и Нино Пизано, 1337-1341), а четвертый узнаваем как Моисей (помощник Андреа Пизано, 1337-1341), потому что он изображен держащим Скрижали Завета. Библия повествует, что он был великим пророком, освободившим народ Израиля от рабства египтян, и тем, кому Бог передал на горе Синай Скрижали Завета, содержащие Десять Заповедей. Десять Заповедей в иудейско-христианской традиции обобщают нравственные нормы, помогающие человеку вести жизнь, свободную от рабства греха и полностью соответствующую его природе.
9.
DSC_3038

Пророки на восточной стороне кампанилы Джотто
1. Статуя «Задумчивого пророка» (Донателло, 1418-1420) не имеет традиционной идентификации и названа так из-за его задумчивого выражения лица. 2. Статуя, изображающая жертвоприношение Исаака (Донателло и Нанни ди Бартоло, 1421). Донателло изображает Авраама в тот момент, когда он убирает руку с ножом с шеи своего сына Исаака, стоящего на коленях у его ног. Библия повествует, что Авраама остановил ангел Господень, позвавший его с небес, и поэтому здесь лицо Авраама обращено вверх, благодарное Богу за то, что он пощадил его сына. В церковной традиции Жертвоприношение Исаака, знамение веры Авраама, читается как прообраз Христа, который, как и Исаак, но до своей смерти, был принесен Отцом в жертву на кресте. 3. Неидентифицированный пророк (Нанни ди Бартоло, 1400-1425). 4. Статуя «Безбородого пророка» (Донателло, 1416-1418).
10.
DSC_3034

Монархи и сивиллы на северной стороне кампанилы Джотто
1. Эритрейская сивилла (Нино Пизано, 1337-1341). Сивиллы — в античной культуре пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия. В христианской иконографии Эритрейской сивилле приписывают пророчество о пришествии Искупителя, и это пророчество было записано в форме акростиха, начальные буквы которого были написаны как «ΙΗΣΌΎΣ ΧΡΕΙΣΤΟΣ ΘΕΟΥ ΎΊΟΣ ΣΩΤΗΡ ΣΤΑΎΡΟΣ» («Иисус»). 2. Царь Соломон (Андреа Пизано, 1337-1341). Соломон считается автором ветхозаветных книг Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Притчей Соломоновых, а также некоторых псалмов. Его именем названа книга Премудрости Соломона, входящая в состав Ветхого Завета. 3. Царь Давид (Андреа Пизано, 1337-1341). Согласно библейским пророчествам, из рода Давида (по мужской линии) должен произойти Мессия. Согласно Новому Завету, Мессия из рода Давида уже явился, и это Иисус Христос. 4. Тибуртинская сивилла (Альбунея) (Нино Пизано, 1337-1341). «Золотая легенда» упоминает общение Тибуртинской сивиллы с Октавианом Августом по вопросу о наречении его Богом. Она явила ему на небе образ Богородицы с младенцем на руках, и Октавиан отказался от принятия такого титула.
11.
DSC_3026

Галерея Купола [15]
Эта галерея иллюстрирует концептуальный и символический процесс, посредством которого в период 1418-1436 гг. гениальный архитектор, инженер-строитель и механик купола Дуомо Филиппо Брунеллески применил инженерию и механику для создания окончательного структурного компонента базилики, известного как tribuna maggiore (главная трибуна). Брунеллески разработал и построил первое двухкупольное сооружение ренессанса, установившее стандарты для всех куполов ренессанса и барокко. По сей день самый большой из когда-либо построенных куполов из кирпича и раствора. Обычно считается, что именно с этого шедевра Филиппо Брунеллески начался великий период гуманизма эпохи Возрождения. Купол — это, прежде всего, символ порядка и красоты Вселенной, для христиан он говорит о Боге и его воле пребывать с человечеством.
12.
15

Здесь также хранится посмертная маска архитектора, деревянные модели купола и фонаря XV века и подборка старинных инструментов. В зале выставлены большие современные модели, а в театральной зоне посетители могут посмотреть короткий пояснительный фильм. Также в этом помещении представлены предложения по украшению барабана купола конца XV и начала XVI вв., которые остались незавершенными, когда Брунеллески умер в 1446 г.

Две львиных головы с карниза барабана Купола (Баччо д’Аньоло, 1513-1515).
13.
DSC_3099

Посмертная маска Филиппо Брунеллески (Андреа ди Лаззаро Кавальканти, 1446). Андреа ди Лаззаро Кавальканти, известный как «иль Буджано», был скульптором и архитектором, представителем школы Филиппо Брунеллески и его приемным сыном.
14.
DSC_3110

Архитектурная деревянная модель лантерны купола (Филиппо Брунеллески, 1430-1446). Лантерна имеет оконные проёмы, через которые освещается подкупольное пространство, отсюда и название. В архитектуре церквей, соборов и капелл лантерну венчают яблоко и крест. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс — круглое отверстие в вершине купола — и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
15.
DSC_3106

Архитектурная модель купола с двумя «трибунами» (экседрами или апсидами), выполняющими роль элегантных контрфорсов (Филиппо Брунеллески (атр.), 1420-1436). В построенном варианте трибуны выглядят несколько по-другому. Но главное — они все равно выполняют роль контрфорсов.
16.
DSC_3111

В галерее представлены различные модели барабана купола, изготовленные для участия в отборочном конкурсе на строительство. Авторами моделей являются выдающиеся архитекторы того времени.

Модель Антонио ди Манетто Чьячерри (атр.), 1459-1460.
17.
DSC_3113

Другая модель Антонио ди Манетто Чьячерри (атр.), 1451-1460.
18.
DSC_3114

Модель, выполненная во флорентийской мастерской во второй половине XV в.
19.
DSC_3115

Модель Андреа Сансовино (1507).
20.
DSC_3116

Модель главного строителя флорентийского собора Симоне дель Поллайоло по прозвищу «иль Кронака», 1507-1515.
21.
DSC_3117

Модель Антонио да Сангалло (старшего), 1507-1516.
22.
DSC_3118

Модель флорентийской мастерской, XVI в.
23.
DSC_3119

Модель Микеланджело Буонаротти (атр.), первая четверть XVI в.
24.
DSC_3120

Рядом с оригинальными моделями Брунеллески и других архитекторов, которые пытались завершить строительство барабана купола, выставлены три изготовленные в мельчайших подробностях современные модели, представляющие купол, лантерну и хор Брунеллески. Модель купола, «послойно» показывающая различные архитектурные решения, примененные при его создании (Франко Гиздулич, XXI в.).
25.
DSC_3129

Точно под моделью купола расположена модель Хора Брунеллески, изготовленная на основе медали Джованни ди Бертольдо (Франко Гиздулич, XXI в.). Медаль была изготовлена в 1478 г. по поводу убийства Джулиано Медичи в Санта-Мария-дель-Фьоре в ходе заговора Пацци (аверс, реверс).
26.
DSC_3130

Модель фонаря (лантерны) (Франко Гиздулич, XXI в.) изготовлена в масштабе 1:6, хотя автор изначально планировал сделать ее в масштабе 1:5, но она бы не вписалась в размеры галереи высотой 5 метров.
27.
DSC_3104

Лантерна на модели фонаря.
28.
DSC_3149

Франко Низдулич настолько тщательно подошел к изготовлению моделей, что не поленился изобразить на внутренних гранях купола контуры фресок Страшного суда, в оригинале написанных Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро.
29.
DSC_3131

30.
DSC_3135

Отдельная витрина в Галерее купола рассказывает о труде простых мастеровых, строивших купол. Здесь есть и деревянные леса, и самые различные инструменты и приспособления, в том числе для поднятия тяжестей.
31.
DSC_3142

Посетителям музея остается только удивляться, как такой примитивной (в современном понимании) техникой можно было создать этот шедевр архитектуры, что еще раз подтверждает гениальность выдающегося инженера и архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески.
32.
DSC_3137

33.
DSC_3136

Прекрасный фильм о конструктивных особенностях строительства купола снял National Geographic.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.