Флоренция. Музей Опера-дель-Дуомо. Часть 3

В музее произведений искусства Собора «Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре» выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии.
1.
logo

На сайте музея используются качественно нарисованные поэтажные планы с указанием номеров помещений. Буду придерживаться этих планов и нумерации. Завершим обход выставочных помещений первого этажа.
2.
plan0

Зал фрагментов [7]
Во время сноса фасада в 1587 г. большая часть декора была утрачена, и выставленные здесь фрагменты являются одними из уцелевших. Среди них также выставлены экспонаты, найденные при раскопках под проходами собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в ходе которых были обнаружены остатки старой церкви Санта-Репарата. В ходе работ, проводившихся в 1965-1973 гг., было снято мощение нового Дуомо, а на обратной стороне нескольких белых плит были обнаружены украшения XIV в., подтверждающие, что дорогостоящий мрамор часто повторно использовался, применительно к потребностям текущего проекта.
3.
07

Мраморные детали, вырезанные и украшенные золотыми или цветными мозаичными кубиками древнеримской мозаики — тессерами, преобразовывал фасад собора в образ небесного Иерусалима, описанный в Новом Завете, со стенами, сложенными из драгоценных камней. Намек на будущий город должен был быть особенно отчетлив вечером, когда западный фасад освещался последними лучами заходящего Солнца.
4.
07-1

Зал Марии Магдалены [8]
Произведение, давшее название этой комнате, — широко известная деревянная статуя, созданная Донателло около 1455 г. и изображающая Марию Магдалину. В этой галерее также собраны картины и скульптуры, изображающие святых, в некоторых из которых также изображены донаторы в молитвенных позах.
5.
08

Мраморный картуш с надписью, сделанной, когда в 1722 г. статуя Богоматери, оплакивающей умершего Христа («Пьета»), выполненная Микеланджело, была перенесена из базилики св. Лаврентия в Кафедральный собор (флорентийский мастер, 1722).
6.
DSC_3292

Деревянное распятие (Джованни ди Бальдуччо (атр.), 1300-1349). Распятие из полихромного дерева происходит из Баптистерия. Работа датируется примерно 1330 г. и приписывается Джованни ди Бальдуччо. Первоначально это Распятие было помещено на алтарь внутри Баптистерия с северо-восточной стороны рядом с Райскими вратами. Для этого произведения характерно наличие подвижных рук, способных опускаться и подниматься благодаря шарнирному механизму, расположенному в плечах. Это позволяло снять Христа с креста с распростертыми руками и с руками вдоль тела, а также уложить на постамент. Эта практика применялась во время литургии в Великую пятницу, в день, когда верующие вспоминают смерть и погребение Христа. Анатомически точная фигура и полихромия настаивают на религиозном заряде: тело сжимается, мышцы напрягаются, обильно течет кровь. Все это превозносит страдания Христа, Бога, принявшего истинную человеческую плоть. Согласно древним источникам, статуя была дорога флорентийцам, потому что считалось, что она была сделана из древесины вяза, чудесным образом распустившегося при пронесении мощей св. епископа Зинобия.
7.
DSC_3294

Св. Зинобий с Благовещением и портретом молящегося донатора (Якопо ди Чоне (атр.), конец XIV в.). Роспись на доске с изображением св. Зинобия (Зеновия) в центре, в двух треугольных полях вверху сцена Благовещения, а внизу портрет донатора в молитве. Св. Зинобий изображен на золотом фоне, в иератической позе, одетый в епископские одежды. Он держит посох в правой руке и книгу в левой. У его ног, слева от наблюдателя, находится донатор, полностью прикрытый до головы темным плащом. Фигура св. Зинобия прославляется как заступник и защитник флорентийской церкви, исторический бастион в защиту веры и города Флоренции. Его функция как заступника также ясна на картине, где его положение идеально сочетает на одной вертикали фигуры верующего внизу и Благовещения вверху, чтобы сказать, что он является посредником между поклоняющимися и Девой Марией.
8.
DSC_3297

Триптих со св. Зенобием, св. Иоанном Крестителем и св. Репаратой (флорентийский художник, 1300-1349). На картине изображены самые важные и почитаемые святые Флорентийской церкви. В центре мы видим покровителя Флоренции св. Иоанна Крестителя, узнаваемого по атрибутам верблюжьей шкуры и крестного хода. Он изображен на скалистом фоне, который относится к пустыне, в которой он жил некоторое время как аскет до своей встречи с Иисусом Христом и своего крещения. Слева от него св. Зинобий, первый святой епископ Флоренции, живший между IV и V вв., совершивший множество чудес, мощи которого хранятся в Соборе в Ковчеге, созданном Лоренцо Гиберти. С другой стороны св. Репарата, владелица древнего собора, на месте которого стоит нынешняя Санта-Мария-дель-Фьоре. Эта мученица, по легенде, помогла флорентийцам победить в битве при Фьесоле в 405 г. н.э. Св. Репарата держит в руке лилию, символ ее девственной чистоты и, в то же время, намекающий на герб города Флоренции.
9.
DSC_3299

Кающаяся Магдалина (Донателло, ок. 1455). Произведение, давшее название этой комнате, — деревянная статуя, изображающая Марию Магдалину, несколько раз упоминающуюся в Новом Завете. Работа является одним из шедевров Донателло, который выполнил ее для баптистерия. Магдалина является одной из самых важных учениц Иисуса, потому что она присутствовала при его распятии и, прежде всего, потому, что она была первой, кому явился воскресший Спаситель в пасхальное утро. На протяжении веков христианская традиция отождествляла Марию Магдалину с евангельской фигурой «грешницы» (преступление проституции), спасенной и обращенной Иисусом, которая в последние годы своей жизни жила в уединении, ведя аскетический образ жизни, и обратила в веру множество людей. Скульптура Донателло настаивает на длинных волосах женщины, которые почти покрывают ее, как дикий и «покаянный» мех. Автор сплетает воедино разные нити повествования в единый образ, изображающий кающуюся Марию Магдалину, ее лицо и тело изуродовано постом и бдениями, но при этом в молитве и в покое. В вероятном первоначальном расположении внутри баптистерия, с левой стороны по отношению к главному алтарю, Магдалина представляла собой мощное приглашение к покаянию в грехах и обращению: более того, в этом положении она обращала свой взор к алтарю и, следовательно, в идеале, к таинству Евхаристии, совершаемому там.
10.
DSC_3301

Св. Екатерина Александрийская со сценами из ее жизни и портретами донаторов (Джованни дель Бьондо, конец XIV или XV в.). Традиционно в католической иконописи донатор изображается значительно уменьшенным в размере, как правило, в молитвенной позе на коленях.
11.
DSC_3303

Панно с изображением св. Екатерины Александрийской с донатором (Бернардо Дадди и мастерская (атр.), 1345-1350). Панель с остроконечным увенчанием содержит вверху трехлепестковую панель с Благословляющим Христом в центре; ниже на золотом фоне выделяется коронованная фигура св. Екатерины, изображенная стоя во фронтальной плоскости. Мученица одета в розовое платье с цветочным орнаментом, плащ сверху украшен таким же узором. Под ее ногами фигура донатора меньшего размера, коленопреклоненного в молитве, защищенного плащом святой. Художественно-символически святая изображается увенчанной короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили. Красная книга намекает на ее христианскую мудрость, когда, по легенде, святая выиграла спор с языческими филисофами императора Максенция.
12.
DSC_3305

Статуя св. Репараты (Андреа Пизано, 1337-1343). Мраморная статуя изображает одну из фигур, наиболее тесно связанных с историей Дуомо и флорентийской духовностью того времени.
Скульптура отличается большим изяществом и гармонией черт; в правой руке она держит пальмовую ветвь, символ мученичества, а в левой — полог мантии, покрывающей ее плечи и закрепленной на груди. Голова покрыта украшенным головным убором. Репарата, палестинская святая, принявшая мученическую смерть в Кесарии во время гонений императора Деция, настолько пользовалась особым культом во Флоренции с V в., что ее именем был назван древний собор ее имени, стоявший до тех пор, пока его не заменили на новый, позже посвященный Санта-Мария-дель-Фьоре. Согласно преданию, здание было посвящено мученице епископом св. Зинобием, получившим ее заступничество 23 августа 406 г. н.э. по случаю поражения остроготской армии, осаждавшей Флоренцию.
13.
DSC_3307

Св. Репарата со сценами ее жизни (флорентийский художник, начало XV в.).
14.
DSC_3309

Бюст св. Марии Магдалины из раскрашенной терракоты, на котором она изображена молодой и привлекательной(Джованни Бандини, 1550-1599).
15.
DSC_3316

Люнет с рельефом из глазурованной терракоты (Бенедетто Бульони, 1490-1521), на котором изображена св. Мария Магдалина, молящаяся в пустыне.
16.
DSC_3315

Мраморный картуш, установленный под фигурой Марии Магдалины (флорентийский мастер, 1735), подтверждает неослабевающую преданность народа Флоренции святой.
17.
DSC_3317

Капелла реликвий [9]
В этой комнате выставлены реликварии, хранившиеся в соборе и в баптистерии. Какое значение имеют мощи святых для христиан? Апостол Павел учил, что человеческое тело есть «храм Святого Духа», и именно в этом смысле Церковь сохраняет телесные останки мужчин и женщин, в которых Дух обитал более явно, почитая их и предметы, связанные с их жизнями и смертями посредством ритуалов и молитв. Эта практика благочестия была особенно сильна во Флоренции, и в соборе и баптистерии хранится более шестисот различных реликвий. Выставленные в своих великолепных ковчегах в праздничные дни, они являются символом награды, приготовленной даже для тела тех, кто умирает в общении с воскресшим Спасителем.
18.
09

Девять реликвариев апостолов и других святых из серебра и меди, частично позолоченные, расписанные полупрозрачными эмалями, украшенные драгоценными камнями, были изготовлены тосканскими и французскими ювелирами в период между концом XIII и XVII в. О почитании христианами святых свидетельствует богатство реликвий из собора и баптистерия. Среди них мощи апостолов, последователей Христа, которых Он избрал и призвал с Собой, увещевая их распространять евангельскую весть. Среди них и святой Павел, который не знал Христа непосредственно, но поддерживал апостолов в деле распространения христианства. В реликвариях также хранятся останки других святых, таких как св. Репарата, в честь которой был назван старый собор, и св. Агата, сицилийская мученица. В выставленных реликвариях сохранились части тел святых, фрагменты одежд, таких как пелена св. Агаты, и часть орудий мученичества, таких как цепи, которыми был заточен св. Петр.
19. Реликварий св. Иеронима (Антонио ди Сальви, 1487).
DSC_3319

20. Реликварий пелены св. Агаты и других реликвий (Джованни Баттиста Фоджини, Бернардо Хольцманн, 1710-1714).
DSC_3320

Здесь хранятся три реликвария св. Иоанна Крестителя из серебра, позолоченной меди и полупрозрачной эмали, которые были изготовлены в период между XV и XVI вв. Св. Иоанн Креститель считается в христианской традиции последним из ветхозаветных пророков и первым свидетелем Христа. Несмотря на то, что в IV в. римский император Юлиан Отступник приказал уничтожить тело святого, чтобы помешать его поклонению, некоторые монахи сохранили различные реликвии. Почитание христианами святого объясняет распространение реальных или мнимых реликвий, некоторые из которых были переданы в дар собору и баптистерию, последний назван в честь святого. Реликвии хранятся в реликвариях, называемом «архитектурными» из-за «храмовой» формы. На двух из них есть статуэтка с изображением святого наверху.
21. Реликварий перста св. Иоанна Крестителя (Маттео ди Джованни (атр.), XV в.) обогащен эмалями с изображением Мадонны с младенцем (в честь которого назван собор).
DSC_3321

22. Реликварий кости челюсти св. Иоанна Крестителя (Пьетро Черлузи, 1564)
DSC_3322

Крест-реликварий Страстей Христовых (Крест великой герцогини) (византийский ювелир, XI-XII вв.; Козимо Мерлини, XV в.; Бернардо Хольцманн, XVIII в.). Реликварий из золота, полихромной эмали и драгоценных камней хранит и показывает верующим реликвии, связанные со Страстями Христовыми, которые свидетельствуют и воспевают жертву Сына Божия, умершего и воскресшего ради спасения людей. Среди реликвий фрагмент древа Креста и шип от тернового венца. Считается, что реликвии прибыли во Флоренцию из Константинополя в XV в. Великий герцог Козимо II и его жена Мария Магдалина Австрийская, великая герцогиня Тосканская, заказали создание большого крестообразного реликвария; отсюда и название «Крест великой герцогини». Учитывая необходимость хранить такие важные реликвии, меценаты пожелали, чтобы произведение было создано из драгоценных материалов: золота, эмали и драгоценных камней.
23.
DSC_3323

24. Реликварий св. Антония Великого (Антонио Ди Сальви, 1514).
DSC_3324

25. Антропоморфный реликварий руки св. Юстуса (французская мастерская, 1290-1295).
DSC_3331

26. Реликварий Святых Апостолов (флорентийская мастерская, 1590-1599). Архитектурный корпус базируется на более старом фундаменте.
DSC_3333

27. Реликварий цепей св. Петра (флорентийская мастерская, первая половина XV в.).
DSC_3335

28. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (Антонио Венециано (атр.), 1401-1419).
DSC_3338

29. Реликварий св. апостола Филиппа и других святых (Маттео Ди Лоренцо (атр.), 1398 и Бернардо Хольцманн, 1723). Составные части реликвария были изготовлены в различные периоды от 1398 до 1723 г.
DSC_3339

30. Реликварий пальца св. Иоанна Крестителя (флорентийская мастерская, вторая половина 15 в.).
DSC_3341

31. Реликварий св. Репараты (Франческо Ванни, 1701-1710). Отдельные компоненты реликвария были изготовлены во второй половине XIV в.
DSC_3343

Христос на троне между девой Марией и флорентийскими святыми (Никколо Барабино, 1882-1883).
32.
DSC_3345

Этому же художнику принадлежит аналогичная мозаика, установленная в центральном тимпане флорентийского кафедрального собора. Возможно, что картина была установлена в тимпан раньше, до изготовления трудоемкой мозаики.
33.
DSC_3412-1

Трибуна Микеланджело [10]
Небольшой зал посвящен одной-единственной скульптуре, зато какой — Пьете, созданной великим Микеланджело! Как правило, в первую очередь читатель вспомнил о Пьете, выставленной в соборе св. Петра в Ватикане или о копии этой скульптуры, выставленной в музеях Ватикана.Но нет! Позднее художник создал еще три шедевра с тем же названием.
34.
10

Мраморная скульптурная группа изображает иконографический сюжет «Пьету» и является одной из последних работ Микеланджело Буонарроти. Начатая примерно в 1547-1549 гг. и задуманная Микеланджело как памятник для алтаря римской базилики Санта-Мария-Маджоре, под которым он намеревался быть похоронен, скульптура была заброшена в конце 1555 г., когда скульптор изувечил ее разрушительным жестом, вызванным разочарованием пожилого мастера, обнаружившего дефекты в мраморе.
35.
DSC_3289

Левая рука Христа была сломана выше локтя, левая нога отбита (отсутствовавшая до реставрации часть находилась в мастерской Даниэле да Вольтерра), есть разломы и мелкие повреждения в нескольких местах, в отчаянии нанесённые скульптором. Позднее Пьета была отреставрирована. Работа какое-то время принадлежала семье Бандини в Риме, пока не была выкуплена великим герцогом Козимо III Медичи в 1671 г. Первоначально она находилась в базилике св. Лаврентия, в 1722 г. ее перенесли в Дуомо, за главный алтарь. В 1933 г. поместили в капеллу Сант-Андреа, а с 1981 г. она находится в Музее Опера-дель-Дуомо. По имени первого владельца эту скульптуру иногда называют «Пьета Бандини».
36.
DSC_3290

Пьета Бандини изображает мертвое тело Иисуса, поддерживаемое св. Никодимом, одним из мужчин, снявших Господа с креста, и лежащим на руках его матери Марии, в то время как рядом присутствует другая женщина — св. Мария Магдалина. Тела зрительно сливаются друг с другом, подчинённые мощному духовному единению, выраженному пластически S-образной линией (от верхней точки скульптурной группы через правый контур тела Христа и Его правую руку, поддержанной рукой Марии Магдалины, до колена согнутой ноги Христа). Такой мощный приём характерен для всего творчества Микеланджело — выражать духовное напряжение через пластику тела.
37.
pieta1

Созданная в первые годы Тридентского собора, Пьета фокусируется на фигуре Христа, подчеркивая католическую догму о том, что тело Спасителя действительно присутствует в мессе. Собор подтвердил это определение Евхаристии в указе, опубликованном в 1551 г., когда Микеланджело еще работал над группой. В лице пожилого человека Микеланджело, которому тогда было уже более семидесяти лет, изобразил свой собственный автопортрет, как бы отождествляя себя с Никодимом в его любовной заботе о теле Иисуса. Тема смерти, погребения и христианской надежды на воскресение присоединяется здесь к католическому размышлению о Евхаристии: будучи помещенной на алтарь, Пьета подтвердила концепцию, что частица, которую верующие получают во время мессы, на самом деле является телом Иисуса, распятого, погребенного и воскресшего.
38.
pieta2

Мраморные копии и гипсовые слепки c этого произведения Микеланджело находятся во многих музеях мира. Например, в музее Опера-дель-Дуомо выставлена копия части скульптуры, которую разрешается ощупывать.
39.
DSC_3291

Исторический лапидарий [11]
Лапидарием называется экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях). Под данное понятие также попадают остатки скульптур и строений, то есть части некогда единого целого (иногда неизвестного происхождения), зачастую выставленные в местах археологических раскопок. В этой комнате выставлены архитектурные элементы, надгробные надписи и скульптурные украшения, датируемые XI-XVI вв. К ним относятся фрагменты купели для крещения и ограждения алтаря баптистерия, которые являются шедеврами шедевры геометрической инкрустации из мрамора, типичной для Флоренции XIII в. Эти части были разобраны в 1577 г., когда средневековая купель была разрушена, чтобы освободить место для нового сооружения, построенного для крещения принца Филиппо Медичи, сына великого герцога Франческо I.
40*.
DSC_3277

Работы, выставленные в Лапидарии, ранее хранившиеся на складе, напоминают посетителям, что на протяжении веков в этой области дворов и мастерских находились незаконченные статуи и другие украшения, а также предметы, которые когда-то украшали памятники, но позже были удалены.
41.
DSC_3283

42.
DSC_3286

Пара глазурованных терракотовых люнетов, созданных изобретателем расписной керамики «майолики» Лукой делла Робиа.
43.
lunetta_01

44.
lunetta_02

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.