Флоренция. Базилика Санта-Мария-Новелла. Испанская капелла

Испанская капелла — это древний зал капитула в церкви Санта-Мария-Новелла, расположенный на северной стороне Зеленого клуатра [1]. Часовня более или менее современна последней фазе строительства церкви и была построена в 1343-1355 гг. фра Якопо Таленти, также автором стройной колокольни. Возведение капеллы заказал Буонамико (Мико) Гвидалотти как погребальную часовню для своей семьи. Герб Буонамико Гвидалотти воспроизведен в основании свода, прямо над боковыми колоннами. Часовня Гвидалотти в 1566 г. была названа «Испанской часовней» после того, как Великий герцог Козимо I передал ее своей жене Элеоноре Толедской и испанской общине.
1.
DSC_1010

Испанская капелла обозначена на плане монастыря цифрой [2].
2.
Plan_cloister

Доступ в капеллу осуществляется через портал с резным архитравом, возможно, выполненный Якопо Таленти.
3.
door

Освещение обеспечивается через два элегантных бифория, выходящих на клуатр, и окулусы над алтарем и на контрфасаде.
4.
DSC_1009

Фрески были написаны с 1365 по 1367 г. Андреа ди Бонайути и учениками под руководством приора Дзаноби Гуаскони с иконографической программой, уже определенной предыдущим настоятелем, фра Якопо Пассаванти. К январю 1366 г., когда Андреа Бонайути приступил к росписи капеллы, фра Якопо Пассаванти уже не было в живых, главным распорядителем завещания стал фра Цзаноби де Гуаскони. 30 декабря 1365 года он заключил контракт с Андреа ди Бонайути, по условиям которого художник должен был закончить роспись капеллы в течение двух лет. Для этого ему предоставлялся дом неподалёку от монастыря, а также солидный гонорар. Работы были завершены до наступления 1368 г. Не исключается, что росписью часовни до 1365 г. занимались другие художники флорентийской и сиенской школ, пока фра Цзаноби де Гуаскони не передал эту работу Бонайути.
5*.
DSC_1011

К этому же времени восходит украшение капеллы скарселлой (архитектурной нишей) с алтарем и фресками на стенах и круглом своде, расписанными Алессандро Аллори, а также алтарь с изображением св. Якова.
6*.
DSC_1030

В 1735-1736 гг. Агостино Верачини отреставрировал фрески, перерисовав значительные части, по крайней мере, в стиле XIV в. Важное восстановление проводилось в период с 1960 по 1965 г., но через год спустя наводнение во Флоренции нанесло монастырю серьезный ущерб.

Единый монументальный ансамбль охватывает все стены и свод зала и содержит исторические сюжеты и аллегории. Идейной основой программы послужили письменные труды фра Джакопо Пассаванти, в особенности его сочинение «Зерцало истинного покаяния». Эта программа была впервые расшифрована французским медиевистом Эмилем Малем в 1886 г., подтверждена и уточнена в 1907 г. Лионелло Вентури.

Паруса сводов зала покрыты композициями «Пятидесятница», «Воскресение Христово», «Вознесение» и свободным переложением так называемой «Навичеллы», знаменитой мозаики Джотто в атриуме собора Святого Петра: Христос спасает застигнутый бурей корабль апостолов и тонущего Петра — образ, который с раннехристианских времён считался символом миссии церкви, спасающей всё человечество.
7*.
DSC_1064

На северной стене капеллы, где расположена скарселла, Бонайути изобразил три сюжета из Страстей Христовых: «Путь на Голгофу», «Распятие» и «Сошествие в ад», причём первая и последняя сцены занимают правый и левый простенки ниши. Учёные отмечают, что изображённая в верхней части стены сцена «Распятия» не имела прецедента во флорентийской живописи до появления Андреа Бонайути. В ней усматривают влияние сиенской живописной традиции, «Распятия» из Нижней церкви св. Франциска в Ассизи и сцены Распятия, созданной Липпо Мемми в Сан-Джиминьяно.
8*.
DSC_1059

Композиция на восточной стене ансамбля в течение многих лет имела самые разные названия. Вазари (1568) полагал, что это «Орден святого Доминика». Итальянская исследовательница Серена Романо (1976) назвала её «Мистическим телом церкви». Существуют и иные названия этой большой фрески. В русскоязычной литературе её часто именуют «Триумф церкви».
9*.
DSC_1042

Согласно идейному замыслу, церковь и её институты воплощают истинный путь к святости, при этом особое внимание уделяется Ордену св. Доминика. В левой части изображено здание церкви, прообразом которой был Флорентийский собор (в его создании Андреа Бонайути в 1366-1367 гг. принимал личное участие). Интересно, что к тому времени купол собора ещё не был построен, однако на фреске художник изобразил его уже с куполом. Перед зданием собора на троне восседают папа, кардинал и епископ, а также император, король и граф, с одной стороны символизируя единство церковной и светской власти, с другой подчёркивая первенство церкви. Ниже них располагаются банкир, торговец, учёный, художник, женщина и представители более низких слоев общества. Сцена выражает представления доминиканцев об общественном устройстве. Все размещённые перед зрителем фигуры имеют конкретные исторические прототипы. Принято считать, что фигура папы — это Урбан V, а фигура императора — Карл IV. Среди других исторических личностей называют Жиля де Альборноса (в виде кардинала), Пьера де Лузиньяна (Петра I Кипрского) (в виде короля), Амадея VI, графа Савойского (в виде графа). Считается, что среди других персонажей изображены художник Чимабуэ и его последователь Джотто из Бондоне, архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио со своим отцом Лапо Тедеско, великие поэты Данте Алигьери, Петрарка и Джованни Боккаччо, а также три молодые женщины, любимые этими тремя мужчинами: Беатриче, Лаура и Фьямметта, сопровождаемые доминиканкой бл. Вилланой делле Ботти. У подножия папского трона изображены овцы — намёк на паству и миссию пастыря. Перед ними чёрно-белые собаки, стерегущие стадо. Они являются символом доминиканского ордена — «domini canes» — то есть «Псы Господни», защищающие паству от опасности. Причём, один пёс обращен в сторону духовенства, другой в сторону светских властей — свидетельство той роли, на которую претендовал Доминиканский орден. Стая собак, направляемая св. Домиником, символизирует спасение орденом заблудших душ и уничтожение волков — еретиков и лжепророков. Правее изображён св. Пётр мученик, перечисляющий на пальцах ошибки и заблуждения двенадцати лжеапостолов, которые специально изображены над волками. Далее стоит св. Фома Аквинский, раскрывший перед группой персонажей книгу «Сумма против язычников».
10*.
DSC_1044

Чуть выше в центре фрески изображён монах, отпускающий грехи коленопреклонённому человеку. Справа от него находится сцена, не имеющая однозначной интерпретации: изображена панорама цветущих садов. Карабкающиеся на деревья и поедающие вкусные плоды дети символизируют очищение от грехов, а играющие на музыкальных инструментах и танцующие девушки, вероятно, воплощают семь смертных грехов. Самой сложной для интерпретации оказалась композиция из четырёх сидящих возле живой изгороди фигур. Джорджо Вазари ассоциировал с ними мирские удовольствия и пристрастия; большинство современных исследователей придерживаются этой же точки зрения. Слева от сцены покаяния св. Доминик указывает мужам и жёнам верный путь к Райским вратам. У врат Небесной обители стоит св. Пётр, принимающий толпы праведников. За Райскими вратами виднеются тесные ряды многочисленных святых. Лики их устремлены не на входящих, а высоко в небо, где изображён Христос во славе, окружённый поющими и танцующими ангелами. Среди них можно видеть Мадонну, которая значительно отличается размерами. Шкала тщательно продуманных размеров персонажей, каждый из которых должен соответствовать занимаемому статусу, является важной составляющей средневековой иконографии.
11*.
DSC_1045

На западной стене находится фреска с изображением «Апофеоза Фомы Аквинского». Её композиция отличается некоторым схематизмом и симметричностью построения.
12*.
DSC_1034

В центре в верхней части картины на троне восседает св. Фома в мандорле; он держит раскрытую книгу, на страницах которой написано изречение из «Книги премудрости Соломона». Выражение лица святого и разворот его фигуры обнаруживают сильное влияние фрески из церкви Сан-Франческо в Ассизи, и перекликаются с известным «Триумфом св. Фомы», созданным Липпо Мемми. У его ног можно видеть трёх поверженных светом его учения еретиков — это Савеллий, Ибн Рушд и Арий — фигуры их ничтожны в сравнении с фигурой св. Фомы. Вокруг роскошного готического трона парят семь главных добродетелей, а по сторонам от Фомы расположились пророки — Иов, Давид, Моисей, Исайя, Соломон, апостол Павел, и четыре евангелиста: Марк, Иоанн, Матфей и Лука.
13.
DSC_1035

В нижней части фрески изображены четырнадцать тронов, разделённых посередине узким промежутком. Справа восседают аллегории Свободных искусств: Грамматика, Риторика, Диалектика, Музыка, Астрономия, Геометрия, Арифметика, под которыми располагаются соответствующие античные и библейские представители каждой науки: Присциан, Цицерон, Зенон, Тубалкаин, Птолемей, Эвклид и Пифагор. Каждому трону соответствует одна из семи планет.
14.
DSC_1036

Символика женских фигур с левой стороны затруднена тем, что подписи под ними давно стёрлись. Джорджо Вазари утверждал, что они олицетворяют семь теологических дисциплин. Юлиус фон Шлоссер полагал, что они символизируют Гражданское право, Каноническое право, Философию и теологические науки, представленные Историей, Догматикой, Этикой и Мистикой. Современные исследователи в целом согласны с такой интерпретацией. Выдающиеся представители каждой дисциплины, изображённые ниже — это соответственно император Юстиниан, папа Климент V, Аристотель, св. Иероним, св. Иоанн Дамаскин, св. Дионисий Ареопагит и св. Августин.
15.
DSC_1037

Фрески на контрфасаде представляют сцены из жизни св. мученика Петра. Изображения частично утеряны, что, по мнению исследователей, связано с созданием хоров для верующих испанской общины. Присутствие в росписях св. Петра-мученика учёные считают следствием желания доминиканцев придать более весомую значимость внешней деятельности их ордена, в то время как присутствие св. Фомы должно выражать внутреннее, идейное кредо этой организации. Часть этих фресок была переписана предположительно в 1592 г.
16.
pietro-martire

Св. Петр Веронский, вступивший в орден доминиканцев в 1221 г., когда был жив его основатель, отличился своей самоотверженной проповедью против распространения ереси катаров. Чтобы высвободить место для толп, приходивших слушать его проповеди в течение двух лет, проведенных им во Флоренции, городской совет решил расширить площадь перед церковью Санта-Мария-Новелла. Его верование завершилось мученической смертью, когда еретики-катары положили конец его словесным нападкам, убив святого в лесах около Милана.
17.
pietro-martire1

В верхней части стены изображены два сюжета: «Св. Петр получает доминиканский хабит» (слева) и «Проповедь св. Петра» (справа)
18.
DSC_1043

Особый акцент в нижних фресках делается на чудеса, совершаемые св. Петром мучеником уже после своей кончины.
19. Мученичество св. Петра
fr-C

20. Поклонение гробнице св. Петра в церкви св. Евсторджо в Милане.
fr-D

21. Исцеление парализованной Агаты (посмертное чудо)
DSC_1040

22. Явление св. Петра перед больным Руфино ди Канапиччо (посмертное чудо)
DSC_1041

Апсидальная часовня в скарселле изначально была посвящена Телу Христову (Corpus Christi). Его нынешнее убранство восходит к тому периоду, когда Зал капитула был передан испанской колонии. Часовня была расписана в 1592 г. по заказу испанцев, которые посвятили ее св. апостолу Иакову, покровителю Испании.
23.
DSC_1028

Алтарный образ на задней стене представляет св. Иакова, приведшего к мученической смерти и исцелившего парализованного. Холст написал Алессандро Аллори в 1592 г.
24.
DSC_1078

Мраморное распятие на алтаре было изготовлено скульптором Доменико Пиератти в первой половине XVII в., но установлено в Испанской часовне только в 1731 г. как дар великого герцога Джан Гастоне Медичи. Изначально на этом алтаре находился полиптих Бернардо Дадди, ныне выставленный в трапезной монастыря.
25.
DSC_1063

Фрески на стенах изображают в основном испанских святых с монохромными сценами из их жизни, также написанные Алессандро Аллори и его помощниками. На задней стене изображены св. Лаврентий и св. Доминик.
26.
DSC_1084

На левой стене фрески со св. Викентием Феррером и св. Герменегильдом.
26.
DSC_1082

На правой стене св. мученик Викентий Сарагосский и св. Исидор Севильский находятся по бокам сцены сражения при Симанкасе короля Рамиро II Леонского против халифа Кордовы Абд аль-Рахмана III, в которой испанцы победили благодаря помощи св. Иакова.
27.
DSC_1081

В центре свода часовни установлен рельефный герб Испании.
28.
DSC_1083

На фресках свода, приписываемых Бернардино Поччетти, по углам изображены сцены из жизни св. Иакова, а в центре — аллегории молитвы, религии и четырех континентов.
30.
DSC_1080

К «испанскому» периоду истории капитула относятся и надгробные плиты в полу здания, так как все они принадлежат испанцам, жившим во Флоренции, за исключением самого древнего надгробия Буонамико Гвидалотти перед ступенями апсидального храма.
31.
DSC_1055

32.
DSC_1051

33.
DSC_1050

Полностью пост читать здесь.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.