Флоренция. Лоджия Ланци

Лоджия Синьории, или Лоджия Ланци, была построена на площади Синьории между 1376 и 1382 гг. Бенчи ди Чионе и Симоне ди Франческо Таленти как место для собраний членов флорентийской Синьории, проведения публичных собраний и праздников.
1.
mappa_lanzi

В XVI в. великий герцог Козимо I Медичи приспособил постройку для размещения корпуса стражи, частично состоявшей из наемников-ландскнехтов, вооруженных алебардами (lancia — копье, пика). Считается, что оба созвучных слова дали повод к новому названию. Постройку также иногда называют «Лоджией приоров» (Loggia dei Priori) и «Лоджией Орканьи» (Loggia dell’Orcagna), поскольку некоторое время автором сооружения считался Андреа ди Чионе по прозванию Орканья. Лоджия была восстановлена Паскуале Поччианти между 1837 и 1840 гг.
2.
piazza2

Лоджия представляет собой сооружение, типичное для тосканского кватроченто: открытую с двух сторон угловую галерею, одной стороной выходящую на площадь Синьории. Постройка оформлена «аркадой по колоннам» — арками, опирающимися непосредственно на капители колонн. Этот прием, ставший классическим в сооружениях Филиппо Брунеллески, создает истинно ренессансный образ и, одновременно, восходит к старому тосканскому обычаю. Арки по готической традиции опираются на пилоны, выглядящие как раскрепованные пилястры.
3.
piazza11

В верхней части имеется пояс машикулей. В антрвольтах арок на фасаде расположены четыре готических трифолия с аллегорическими фигурами кардинальных добродетелей, сделанных по моделям Аньоло Гадди в 1384-1389 гг. В 1583 г. Бернардо Буонталенти на крыше лоджии создал смотровую террасу с ажурным парапетом.
4.
DSC_6542

Характерны готические нервюры трех парусных сводов внутри постройки.
5.
piazza5

Нервюры опираются на резные каменные карнизы.
6.
DSC_7416

7.
DSC_7417

В настоящее время лоджия Ланци представляет собой своеобразный музей, в котором размещается экспозиция скульптурных произведений в основном из собрания близлежащей Галереи Уффици. Для дальнейшего описания воспользуемся схемой расположения экспонатов и ее нумерацией.
8.
DSC_7410

Львы Медичи [1, 15]. Львы Медичи — это пара мраморных скульптур львов: одна из которых — римская, датируемая II в. н.э. [15], а другая была изготовлена в качестве пандана в XVI в. (Фламинио Вакка, 1594) [1]. К 1598 г. оба льва были размещены на вилле Медичи в Риме. С 1789 г. львы выставлены в Лоджии Ланци. Скульптуры изображают стоящих львов-самцов с шаром под одной лапой, смотрящих немного в сторону.
9.
01

10.
15

Персей с головой Медузы [2] — шедевр скульптуры, созданный выдающимся итальянским скульптором и ювелиром периода маньеризма флорентийской школы Бенвенуто Челлини в 1545-1554 гг.
11.
DSC_7425

Персей — герой древнегреческой мифологии, сын Данаи и Зевса, предок Геракла. Возмужав, герой получил от местного правителя Полидекта поручение принести голову Медузы Горгоны — чудовища, от взгляда которого люди превращались в камень. Персей совершил далекое путешествие и благодаря помощи богов Гермеса, Афины и Гефеста победил чудовище. Боги подарили герою оружие и снаряжение, герой полетел к горгонам. Он застал горгон спящими и приблизился к Медузе, единственной смертной из трех сестер, глядя на ее отражение в отполированном до зеркального блеска щите или в зеркале (по альтернативной версии, Персей просто отвернулся). Руку героя в этот момент направляла Афина. Персей отсек Горгоне голову, спрятал ее в волшебную сумку и обратился в бегство.
12.
DSC_7426

Скульптор решил отлить фигуру из бронзы, но так, чтобы, в отличие от всех предыдущих, ее можно было бы рассматривать со всех сторон. Это была одна из основных идей Челлини — теоретика и практика. Задачи абсолютно «круглой» статуи до этого не были решены, ведь даже знаменитый «Давид» Микеланджело и, тем более, Святой Георгий Донателло рассчитаны на фронтальное восприятие с одной главной точки зрения. Именно в этом контексте, вероятно, следует понимать слова Челлини о том, что он стремился сделать «лучшую статую».
13.
DSC_7418

Для решения столь необычных задач (позднее, в эпоху барокко, создание «круглой статуи» стало нормой) Челлини использовал моделло — небольшой эскиз из желтого воска — и представил его на утверждение герцогу. Затем вылепил из глины фигуру в натуральную величину: боццетто. После отливки из бронзы 27 апреля 1554 г. статую Персея торжественно установили на главной площади города.
14.
DSC_7423

О гордости художника за свое творение свидетельствует подпись Челлини, начертанная на перевязи, перекинутой через плечо Персея.
15.
02

16.
DSC_7422

В композиции скульптуры Персей держит только что отрубленную голову Медузы Горгоны, высоко подняв ее над собой. Его лицо обращено к распластанному под ногами телу чудовища.
17.
DSC_7421

Группа стоит на постаменте, на цоколе которого расположен барельеф c изображением сцены освобождения Персеем Андромеды.
18. Несколько фотографий из Музея Барджелло, где выставлен оригинал постамента.
DSC_4789

Постамент статуи создан согласно эстетике маньеризма и перегружен декором: гирлянды, маскароны, букрании, гермы — многогрудые женские фигуры по мотивам статуи Артемиды Эфесской. Основание, выполненное с помощью других скульпторов, главным образом Франческо Ферруччи дель Тадда, было задумано как древний алтарь с пышным рельефным декором. В нишах установлены изображения богов, которые гарантировали защиту подвигов Персея; его мать Даная с маленьким героем, его отец Зевс и его брат и сестра Минерва и Меркурий. Под каждым изображением в картуше написан текст.
19.
DSC_4726

По четырем углам постамента находятся букрании — козлиные головы. И хотя в христианской символике козел в большинстве случаев отрицательный персонаж, его размещение здесь оправдано тем, что знак козерога был использован в эмблеме Козимо I Медичи в память о военной победе, одержанной под влиянием этого созвездия. Другие декоративные элементы — кариатиды, отсылающие к типологии Артемиды Эфесской и гирлянды плодов, — связаны с темой плодородия и изобилия. Маскароны-черепа должны напоминать о крылатом выражении — vanitatum vanitas (Суета сует и вся суета).
20.
DSC_4722

Похищение Поликсены [3] была создана скульптором Пио Феди в 1860-1865 гг. Она считается шедевром художника и одним из самых значительных произведений итальянской скульптуры XIX в. и единственным произведением искусства, заслужившим престижное расположение в лоджии Ланци среди шедевров античности и эпохи Возрождения. По сюжет Поликсена, младшая дочь Приама, похищается Неоптолемом для принесения в жертву в ожидании отплытия греческих кораблей для возвращения с Троянской войны. Насилие похищения подчеркивается убийством брата Поликсены, Полидоро, который пал, чтобы защитить свою сестру. Неоптолем с мечом в руке собирается убить также мать Поликсены, Гекубу, пытающуюся защитить дочь.
21.
DSC_7420

Статуя неизвестной женщины №1 [4]. Предположительно статуя римлянки или сабинянки была создана в начале II в. н.э., в эпоху Траяна-Адриана. Происходит из коллекции известного коллекционера произведений искусства, кардинала Андреа дела Валле, хранившейся в палаццо делла Валле. В 1584 г. коллекция была куплена целиком кардиналом Фердинандом Медичи и рассредоточена по различным жилищам Медичи. Большая часть коллекции попала на виллу Медичи в Риме. В 1789 г. статуя была установлена в лоджии Ланци.
22.
04

Статуя неизвестной женщины №2 [5]. История этой статуи полностью повторяет историю статуи неизвестной женщины №1 [4].
23.
05

Статуя Туснельды [6]. Другие встречающиеся названия — «Скорбящая варварка» и «Варварка-пленница». Статуя была создана в начале II в. н.э. в эпоху Траяна-Адриана и в составе коллекции Андреа дела Валле в 1584 г. была продана кардиналу Фердинанду Медичи. В 1789 г. выставлена в лоджии Ланци. Туснельда — дочь высокородного херуска Сегеста, супруга вождя племени херусков Арминия. Вследствие сильного конфликта между Сегестом и Арминием отец Сегест организовал похищение своей беременной дочери и запер ее в своем замке. Арминий осадил Сегеста, но безуспешно. Римская армия Германика, племянника императора Тиберия, сняла осаду и захватила Туснельду в плен.
24.
06

«Менелай с телом Патрокла» [7]. Другие встречающиеся названия — «Группа Паскино» и «Аякс, несущий тело Ахиллеса». Мраморная копия I века н.э. эпохи Флавиана с утраченной пергамской бронзовой скульптуры 240-230 гг. до н.э., фрагменты которой были обнаружены в Риме в XVI в. Папа Пий V подарил ее великому герцогу Козимо I Медичи. Восстановление обезображенной скульптуры было поручено скульпторам Пьетро Такка и Людовико Сальветти, которые завершили ее, взяв за основу аналогичную скульптуру из коллекции Палаццо Питти, и голову Менелая, хранящуюся в музеях Ватикана, датируемую IV в. до н.э. В 1741 г. скульптура выставлена в лоджии Ланци. Известно не менее пятнадцати римских мраморных копий пергамской скульптуры.
25.
DSC_7415

Статуя Матидии [8]. Статуя была создана в начале II в. н.э. в эпоху Траяна-Адриана и в составе коллекции Андреа дела Валле в 1584 г. была продана кардиналу Фердинанду Медичи. В 1789 г. выставлена в лоджии Ланци. Салонина Матидия — римская аристократка, августа, теща императора Адриана. Матидия родилась в семье претора Гая Салония Матидия Патриуна и Ульпии Марцианы, старшей сестры императора Траяна. В браке с первым мужем, сенатором Луцием Вибием Сабином, родила дочь Вибию Сабину, ставшую впоследствии женой императора Адриана. После смерти Салонина Матидия была обожествлена.
26.
DSC_7414

Статуя Ульпии Марцианы [9]. Статуя была создана в начале II в. н.э. в эпоху Траяна-Адриана и в составе коллекции Андреа дела Валле в 1584 г. была продана кардиналу Фердинанду Медичи. В 1789 г. выставлена в лоджии Ланци. Ульпия Марциана — старшая сестра римского императора Траяна. После 105 г. ее брат прислвоил ей звание Августы. Она была первой сестрой римского императора, получившей этот титул. Ульпия Марциана была удостоена статуй и памятных надписей по всей империи. Марциана скончалась между 112 и 114 гг. и была обожествлена сенатом по распоряжению Траяна.
27.
DSC_7413

Статуя Агриппины Младшей [10]. Статуя была создана в начале II в. н.э. в эпоху Траяна-Адриана и в составе коллекции Андреа дела Валле в 1584 г. была продана кардиналу Фердинанду Медичи. В 1789 г. выставлена в лоджии Ланци. Юлия Августа Агриппина — древнеримская матрона, дочь Германика и Агриппины Старшей, сестра Калигулы, последняя жена императора Клавдия, мать Нерона. Часто именовалась Агриппиной Младшей.
28.
DSC_7412

Геракл и кентавр Несс [11]. Мраморная статуя работы скульптора Джамболоньи, созданная в 1598-1599 гг. при помощи Пьетро Франкавилла. Скульптурная группа отличается большой пластической силой, выраженной мощным, почти упругим скручиванием тела кентавра Несса, согнутого силой Геракла. Несс, согласно мифологической традиции, пытался (под предлогом помощи ей переправиться через реку Евен) похитить и изнасиловать Деяниру, жену героя, который убил лодочника-кентавра своей стрелой, отравленной ядом Лернейской гидры. Скульптурная группа была установлена в лоджии Ланци в 1812 г.
29.
DSC_7411-1

На правой внутренней стене лоджии мемориальная табличка с надписью на латыни [12] напоминает о принятии в 1750 г. во Флоренции общего календаря, начинающегося 1 января (до этого флорентийский Новый год отмечался 25 марта). Другая табличка [13] установлена в 1893 г. в память о флорентийцах, отличившихся в Рисорджименто — национально-освободительном движении итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии в 1848-1870 гг.
30.
DSC_7411

Похищение сабинянок [14]. Похищение сабинянок — мраморная скульптурная группа флорентийского скульптора Джамболоньи, классический образец скульптуры маньеризма, признанный шедевр этого мастера. Предполагается, что композиция изображает сцену из римской легенды о похищении римлянами сабинских женщин (так называемая «Сабинская война»). Скульптура изготовлена из цельного блока белого мрамора, который считается самым крупным блоком, когда-либо доставленным во Флоренцию. Это был первый случай в западноевропейской скульптуре, когда была создана трехфигурная композиция, которую можно рассматривать с различных точек зрения. Композиционно фигуры с помощью связующих пластических S-образных линий как бы «закручены в спираль» так называемой Figura serpentinata.
31.
14

Джамболонья также создал мраморный пьедестал, в который встроен бронзовый рельеф со сценой похищения, в которой изображены разные возможные комбинации между фигурами с разной глубиной рельефа. Джамболонья завершил работу над скульптурой в 1582 г. при помощи Пьетро Франкавиллы, и она так понравилась Франческо Медичи, что в январе 1583 г. он распорядился установить ее в Лоджии деи Ланци.
32.
14-1

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.