Флоренция. Музей Барджелло. Часть 2

Национальный музей Барджелло, посвященный искусству средневековья и эпохи Возрождения, расположен в историческом Палаццо дель Подеста [43.7704004N 11.2582022E]. Он был основан королевским указом 22 июня 1865 г. и стал первым национальным музеем Италии.
1.
mappa_bargello

Зал Микеланджело и скульптуры XVI в.
Помещение, отремонтированное в середине XIX в. Гаэтано Бьянки в доминирующем в то время неоготическом стиле, было украшено коллекцией оружия Медичи, трофеями и флагами, которые сейчас можно увидеть на 2-м этаже. После реставрации после наводнения 1966 г. в зале выставлены работы скульпторов XVI в., в основном из коллекций Медичи. Сейчас здесь представлены четыре знаменитые статуи Буонарроти (Вакх, Тондо Питти, Брут, Давид-Аполлон) и несколько шедевров Якопо Сансовино, Баччо Бандинелли (Адам и Ева), Бенвенуто Челлини (Ганимед, оригинальный мраморный постамент Персея на площади Синьории), Винченцо де Росси и Джамболонья (Летящий Меркурий). Сохранились некоторые следы неоготических настенных росписей XIV в., в частности, отдельно стоящая фреска мастерской Джотто «Мадонна с младенцем на троне» (ок. 1340).
2.
DSC_4696

Мадонна с младенцем на троне (школа Джотто, ок. 1340). Фреска. Работа, приписываемая мастерской Джотто, изначально украшала часовню Марии Магдалины. Помимо сохранившихся фрагментов фигур святых, на картине также видны донаторы и юноши, держащие символы районов Флоренции (слева).
3.
DSC_4703

Умирающий Александр (Маттео Ферруччи дель Тадда, начало XVII в.). Порфир и восточный алебастр. Голова является копией одноименной греческой скульптуры, которая сейчас находится в галерее Уффици.
4.
DSC_4704

Вакх (Джамболонья, ок. 1560). Бронза. Вакх — одна из первых монументальных бронзовых скульптур, выполненных фламандским скульптором. Из-за сложных отношений с его покровителем Латтанцио Кортези, работа в 1638 г. была приобретена семьей Медичи. По сравнению с «Вакхом» Сансовино, который явился отправной точкой для этой скульптуры, Джамболонья создал хорошо сбалансированную фигуру с более гибкой походкой и лишь намеком на извилистые движения. Размещенная в Палаццо Питти в XVII в., из-за влияния стиля эпохи неоклассицизма, статуя сначала была задвинута на второстепенное место в Уффици, а затем в 1825 г. перенесена на Понте-Веккьо, где и оставалась до 2006 г.
5.
DSC_4706

Моисей и медный Змей (Винченцо Данти, 1559). Бронза. На этом рельефе изображен библейский эпизод, в котором Моисей показывает евреям медного змея, обвитого вокруг креста, символа Христа и Искупления человечества от первородного греха. Панель, вероятно, планировалась как алтарный образ для часовни в Палаццо Веккьо, но, скорее всего, никогда там не устанавливалась.
6.
DSC_4708

Флоренция, побеждающая Пизу (Джамболонья и Пьетро Франкавилла, 1575-1580). Мрамор. Эта скульптура была заказана в 1565 году для Салона Чинквеченто в Палаццо Веккьо по случаю свадьбы Великого герцога Франческо I Медичи в качестве парной к «Духу Победы» Микеланджело. Джамболонья к назначенному сроку успел закончить только лепную модель (находится в Палаццо Веккьо), тогда как мраморная скульптура была создана в течение следующего десятилетия и установлена в Палаццо Веккьо в 1589 г. к свадьбе Фердинанда I.
7.
DSC_4711

Летящий Меркурий (Джамболонья, ок. 1580). Бронза. Самая известная работа Джамболоньи, о чем свидетельствуют многочисленные копии как такого же размера, что и оригинал, так и меньшего, как две статуэтки, выставленные в зале Бронцетти этого музея. «Настоящий» Меркурий первоначально был заказан для лоджии виллы Медичи в Риме, чтобы увенчать фонтан, расположенный в центре великолепного декоративного комплекса. После продажи виллы в 1780 г., бронзовая статуя была отправлена в Уффици.
8.
DSC_4715

Изначально Джамболонья должен был создать бронзовую статую с изображением бога Меркурия с протянутым к небу указательным пальцем, символом божественного происхождения знания, что послужило бы предостережением для всех учащихся Болонского университета, где планировалось установить скульптуру. В более поздних версиях скульптор преобразовал Меркурия в гораздо более динамичную и устремленную ввысь фигуру, как бы готовую к полету, придав ей небывалую свободу движений и легкость. Посланник богов находится в тонком равновесии на дыхании Зефира.
9.
DSC_4716

Бахус (Вакх) (Микеланджело Буонаротти, 1496-1497). Мрамор. Считавшийся одной из самых главных работ молодого Микеланджело, очарованного античной скульптурой, этот Вакх не был оценен заказчиком, кардиналом Раффаэле Риарио: уже в 1501 г. Вакх был среди работ в саду римской резиденции банкира Якопо Галли, купившего статую. Медичи приобрели скульптуру за 240 дукатов в 1572 г., и, согласно записям, она выставлялась в Уффици по крайней мере до 1591 г. Двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир. Кажется, что Вакх готов упасть вперёд, он шатается, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад. Взгляд бога обращён на чашу с вином, и он кажется слишком влюблённым в свой собственный дар человечеству. Мышцы спины выглядят напряжёнными, но расслабленные мышцы живота и бёдер демонстрируют физическую, а значит, и духовную слабость.
10.
DSC_4718

На рисунке нидерландского художника Мартена ван Хемскерка (ок. 1532-1535) у статуи уже не хватает руки с кубком и пениса. Рука и кубок были восстановлены в начале 1550-х гг.
11.
Bacchus

Бюст императора (итальянский художник, XVI в.). Бронза. Авторство бюста до сих пор точно не установлено.
12.
DSC_4720

Оригинальное основание статуи Персея (Бенвенуто Челлини, 1545-1554). Мрамор и бронза. Когда Персей вернулся после реставрации в 2002 г. на свое место в Лоджии Ланци, мраморное основание по соображениям сохранности было заменено копией и перенесено в Барджелло, где также находится барельеф с Персеем, освобождающим Андромеду (выставленный отдельно в этом зале вместе с восковыми и бронзовыми моделями).
13.
DSC_7425

Персей был заказан в 1545 г. великим герцогом Козимо I Медичи, который хотел установить его на площади Синьории рядом с работами Донателло и Микеланджело. Это поручение было частью программы, направленной на то, чтобы добиться общественного признания власти Медичи: подвиги Персея, воспетые Овидием в «Метаморфозах», должны были напомнить о подвигах, совершенных Козимо при завоевании герцогства. Как сообщается в автобиографии Челлини, на создание этих произведений, имевших монументальные размеры и чрезвычайно сложных в техническом отношении, ушло девять лет.
14.
DSC_7418

Основание, выполненное с помощью других скульпторов, главным образом Франческо Ферруччи дель Тадда, было задумано как древний алтарь с пышным рельефным декором. В нишах установлены изображения богов, которые гарантировали защиту подвигов Персея; его мать Даная с маленьким героем, его отец Зевс и его братья и сестры Минерва и Меркурий. Под каждым изображением в картуше написан текст. Известно, что эти тексты пережили две редакции, а их авторство приписывается Бенедетто Варки.
15.
DSC_4726

По четырём углам постамента находятся головы козлов. И хотя в христианской символике козёл в большинстве случаев отрицательный персонаж, его размещение здесь оправдано тем, что знак козерога был использован в эмблеме Козимо I Медичи в память о военной победе, одержанной под влиянием этого созвездия. Другие декоративные элементы — кариатиды, отсылающие к типологии Артемиды Эфесской и гирлянды плодов, — связаны с темой плодородия и изобилия. Маскароны-черепа должны напоминать о крылатом выражении — vanitatum vanitas.
16.
DSC_4722

Персей, освобождающий Андромеду (Бенвенуто Челлини, 1554). Бронза. Оригинальный рельеф с пьедестала Персея. История этой картины — история полубога Персея и Андромеды. Персею было предсказано убить Акрисия, царя Аргоса. Из-за этого предсказания Акрис отправляет Данаю, мать Персея, в тюрьму, чтобы она оставалась девственницей. Однако Юпитер проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее Персеем, который рождается полубогом: его мать — человек, а отец — бог, Юпитер. После рождения Персея его вместе с матерью заключают в ящик и бросают в океан. Они лежат в ящике 19 дней, в итоге их спасают рыбаки. Персей вырос на соседнем острове и ничего не знает о своем прошлом. Однажды царь острова Серифос Полидект устраивает пир, во время которого Персей оскорбляет владыку, и царь говорит ему, что если он хочет остаться в живых, он должен принести ему голову горгоны Медузы. После того, как Персей убивает Медузу, на обратном пути домой он замечает Андромеду и ее мать, привязанных к скале, летит вниз и убивает морское чудовище, спасая Андромеду.
17.
DSC_4789

Портрет Козимо I (Бенвенуто Челлини, 1545). Бронза. Бюст был заказан самим Козимо I Медичи. В 1557 г. он был установлен у входа в крепость Стелла на острове Эльба, чтобы представлять доминирующую фигуру благодаря своим размерам.
18.
DSC_4729

В своей знаменитой автобиографии автор подчеркивает важность этой скульптуры, которая сочетает в себе великие качества портретиста с мастерством ювелира, особенно в изображении древних доспехов, богатых декоративными и символическими элементами, которые выбрал сам Козимо I.
19.
Busto_di_Cosimo_I

Похищение Ганимеда (атр. Бартоломео Амманнати, ок. 1560). Бронза. Согласно мифу Ганимед отличался необыкновенной красотой — он был «прекраснейшим из смертных». Это привлекло внимание верховного бога Зевса, который влюбился в юношу. Когда Ганимед пас отцовское стадо (или занимался охотой), он был похищен орлом. По различным версиям птица или была послана Зевсом, или сам бог превратился в неё. Унесённый орлом на Олимп, Ганимед стал виночерпием и кравчим богов, прислуживая им и разливая на их пирах нектар. Изначально юноша изображался лишь как слуга-виночерпий Зевса, однако начиная с V века до н.э. их отношения стали считаться любовными.
20.
DSC_4731

Портрет Констанцы Бонарелли (Джованни Лоренцо Бернини, 1637-1638). Мрамор. Этот знаменитый бюст — самый известный из портретов Бернини. Это очень «личное» изображение, которое автор, возможно, сделал для себя и долгое время хранил в своем доме. На нем изображена его возлюбленная, которая была замужем за одним из скульпторов в его ателье. Художник запечатлел Констанцу так, как она, вероятно, выглядела, когда они были вместе и когда она разговаривала с ним, «живая» и чувственная, одетая в легкое платье, которое незаметно раскрывает ее прелести.
21.
DSC_4733

Бахус (Якопо Сансовино, 1511-1512). Мрамор. Скульптура была создана для украшения сада Джованни Бартолини в рамках восстановления классической античности, продвигаемого Неоплатонической академией. Позже он был куплен Козимо I и отправился украшать его апартаменты в Палаццо Веккьо. Статуя вызывает в памяти языческий миф о Вакхе, представленном здесь в виде юного бога, радостно поднимающего чашу, из которой древние пили вино, глядя на нее с улыбкой.
22.
DSC_4736

Нарцисс (Бенвенуто Челлини, 1548-1565). Мрамор. Нарцисс, созданный Челлини из греческого мрамора очень низкого качества, имеет чувственную позу, которая эффективно передает жест юноши, любующегося собой в отражении воды. В 1557 г., еще находясь в мастерской художника, скульптура была разбита во время разлива реки Арно, и Челлини восстановил ее со вставками, которые видны до сих пор. После смерти художника работа была включена в коллекции Медичи и много лет провела в садах Боболи, где подверглась дальнейшему разрушению.
23.
DSC_4738

Портрет Козимо I (Баччо Бандинелли, ок. 1544). Мрамор. Этот бюст датируется примерно 1544 г., считается даже, что он впервые упоминается в описи 1553 г. Это первый портрет великого герцога Тосканы, выполненный Бандинелли, который впоследствии стал любимым портретистом Козимо I и создателем большинства великих проектов того времени. Герцог изображен в виде римского императора в древних доспехах с Козерогом на груди — символом, который Козимо сделал своим собственным.
24.
DSC_4740

Брут (Микеланджело, 1539). Мрамор. Живущий в Риме Донато Джаннотти, республиканец-изгнанник, выступавший против Медичи, заказал эту статую в качестве подарка своему другу кардиналу Никколо Ридольфи во имя их общих политических идеалов, символом которых был Брут, убивший тирана Гая Юлия Цезаря. Это был явный намек на недавнее убийство герцога Алессандро Медичи в 1537 г. его двоюродным братом Лоренцино по прозвищу Лорензаччо (плохой Лоренцино). Смело повернутая (незаконченная) голова излучает как моральную, так и физическую силу. Завершил скульптуру ученик Микеланджело Тиберио Кальканьи.
25.
DSC_4742

Давид-Аполлон (Микеланджело, 1530-1532). Мрамор. Скульптура была заказана Баччо Валори, свирепым губернатором, навязанным Флоренции папой Климентом VII после того, как город был отбит после осады Флоренции. После смерти Баччо Валори, обвиненного в государственной измене и обезглавленного по приказу Козимо I Медичи, эта скульптура вместе с конфискованным имуществом перешла во владение герцога Флоренции. Незаконченная статуя не позволяет точно идентифицировать предмет, в том числе из-за разногласий между древними источниками: если для Вазари это был Аполлон, вынимающий стрелу из колчана, то в 1553 г. в инвентарной ведомости Козимо I упоминается как Давид с головой Голиафа у его ног. В итоге критики единогласно присвоили скаульптуре двойное название. Не исключено, что сам автор начал работу как изображение Давида, а закончил, возможно, впоследствии как Аполлона.
26.
DSC_4744

Бюст Микеланджело (Даниеле да Вольтерра, ок. 1564). Бронза. Этот портрет был заказан племянником Микеланджело, Леонардо Буонарроти, для семейной усыпальницы.
27.
DSC_4746

Мадонна с младенцем и юным св. Иоанном (Тондо Питти) (Микеланджело, ок. 1505). Мрамор. Мария сидит на низкой каменной скамье и придерживает правой рукой книгу на колене, а левой — обнимает сына. Она заполняет собой всю композицию, но поскольку тондо является не идеально круглым, а овальным, а голова Марии несколько выходит за его пределы, вся группа не кажется перегруженной. У Мадонны острый подбородок и глубокие ямки. Головной убор подчеркивает её сосредоточенность. Иисус, наоборот, очень расслаблен. Он опёрся правым локтем на книгу, которая символизирует мудрость. Иоанн Креститель едва виднеется за правым плечом Матери. Кажется, что ему удалось обратить на себя внимание Мадонны, и она изображена в процессе оглядки на него. Использованная в этом произведении техника скульптора «non finito» подчеркивает выразительность образов. По мнению Джорджо Вазари (1550), тондо находилось в коллекции Луиджи Гвиччардини во Флоренции. Все следы скульптуры были утеряны до 1823 г., когда правительство Лотарингии выкупило его и поместило в Галерею Уффици.
28.
DSC_4747

Мадонна с младенцем и юным св. Иоанном (Джованни Франческо Рустичи, 1509). Мрамор. Заказанный Гильдией шелка, этот рельеф является одним из традиционных тосканских расписных тондо с Мадонной и Младенцем. Тем не менее, автор явно черпал вдохновение в Тондо Питти работы Микеланджело, также находящееся в этой комнате. Рустичи, однако, кажется, больше заострил внимание на выражении человечности божественной группы благодаря естественности представления.
29.
DSC_4749

Мадонна и Младенец (Андреа Сансовино, нач. XVI в.). Терракота.
30.
DSC_4753-1

Нептун на своей колеснице (Джованни Франческо Рустичи, ок. 1510). Бронза. Вдохновленное древним рельефом, это произведение упоминалось в описи коллекций Козимо I Медичи еще в 1560 г.
31.
DSC_4753-2

Битва при Ангиари (Джованни Франческо Рустичи, ок. 1505). Терракота. Скульптура создана на сюжет утраченной одноименной фрески Леонардо да Винчи. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории. Для батальной сцены выбрано сражение при Ангьяри, произошедшее 29 июня 1440 г. между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим отрядом Итальянской лиги, возглавлявшейся Флорентийской республикой.
32.
DSC_4755

День (Никколо Периколи, 1534-1537). Терракота. Копия одноименной скульптуры Микеланджело с гробницы брата папы Льва X, герцога Немура в Капелле Медичи. Джорджо Вазари сообщает, что в середине 1530-х г. Триболо создал из глины все четыре фигуры в Новой ризнице Сан-Лоренцо, которые Микеланджело вырезал из мрамора: «Рассвет», «Сумерки», «День» и «Ночь». И они получились такими хорошими, что приор Сан-Лоренцо Джованни Баттиста Фигиованни, которому скульптор подарил «Ночь» за право работать в ризнице, посчитав это редкостью, передарил ее герцогу Алессандро, который затем передал ее Джорджо Вазари. Эта фигура сейчас находится в доме Вазари в Ареццо вместе с другими произведениями искусства.
33.
DSC_4759-1

Вечер (Сумерки) (Никколо Периколи, 1534-1537). Терракота. Копия одноименной скульптуры Микеланджело с гробницы герцога Урбино в Капелле Медичи. Вазари особо охарактеризовал качество терракот Триболо как вдохновленные Микеланджело. В другой раз Триболо сделал несколько терракот, чтобы помочь художнику Джулиано Буджардини завершить композицию, набросанную Микеланджело. Триболо сделал несколько набросков из глины, которые были превосходно выполнены, поскольку им с помощью градина (зазубренной стамески) была придана та смелость и стиль, которые Микеланджело вложил в рисунок, причем градин придавал им некоторую шероховатость, придающую большее сходство с оригиналом.
34.
DSC_4762-1

Утро (Рассвет, Аврора) (Никколо Периколи, 1534-1537). Терракота. Копия одноименной скульптуры Микеланджело с гробницы герцога Урбино в Капелле Медичи. Однако грубая отделка Триболо не понравилась Буджардини, который использовал мокрую кисть, чтобы сгладить следы скребка, в результате чего готовая скульптура лишилась влияния Микеланджело. Это описание терракотовой техники Триболо, наряду с отсутствием фигуры Ночи в серии статуэток, находящихся в Барджелло с 1879 г., позволяет предположить, что именно эти терракоты были описаны Вазари. На поверхности всех трех терракот есть следы градина, которые напоминают неровные поверхности мрамора Микеланджело в Новой ризнице Сан-Лоренцо.
35.
DSC_4762-2

Бог Реки (Никколо Периколи, 1534-1537). Глина и воск. Вероятно, от времени глина обоих моделей сильно потрескалась, и только благодаря недавней реставрации скульптуры имеют выставочный вид.
36.
DSC_4766-1

37.
DSC_4766-3

Бог Реки (флорентийский скульптор, XVI в.). Бронза. Две копии этюда Микеланджело.
38.
DSC_4759-2

Аарон (Пьетро Франкавилла, ок. 1580). Терракота. Модель для статуи в капелле Никколини собора Санта-Кроче.
39.
DSC_4766-2

Нано Морганте на драконе (Джамболонья и Винченцо делла Нера, 1583-1585). Бронза. Нано Морганте был самым известным и популярным из пяти придворных карликов великого герцога Козимо I Медичи. Его изображали крупнейшие художники того времени, чтобы угодить своему повелителю. Необычный портрет Морганте был отлит из бронзы Джамболонья как изысканный венец фонтана сада на крыше над лоджией Ланци: здесь он обнажен и восседает на улитке. Фигуру дракона изготовил ювелир Винченцо делла Нера.
40.
DSC_4768

Моисей (Пьетро Франкавилла, ок. 1580). Терракота. Модель для статуи в капелле Никколини в Санта-Кроче.
41.
DSC_4770

Аллегория Фьезоле (Никколо Периколи, ок. 1545). Пьетра серена. Эта работа была частью так и не завершенного проекта скульптурных украшений для сада виллы Медичи в Кастелло.
42.
DSC_4772

Адам и Ева (Баччо Бандинелли, 1551). Мрамор. Статуи наших предков были частью скульптурного проекта Бандинелли для хоров Санта-Мария-дель-Фьоре, начатого в 1542 г. В 1722 г. скульптурная группа была удалена из собора из-за наготы фигур, которая считалась непристойной. Первоначально она была перенесена в Уффици, а затем в Барджелло.
43.
DSC_4774

Надгробный памятник Маурицио Нари (Бартоломео Амманнати, 1540-1542). Мрамор. В период с 1540 по 1542 г. Бартоломео Амманнати после окончания периода учебы и работы в Венеции и Урбино спроектировал и вырезал из мрамора гробницу погибшего на дуэли Марио Нари, которая была установлена в боковой капелле св. Николая церкви Сантиссима-Аннунциата. Несмотря на благородное происхождение, простые люди, а позднее и великий герцог Козимо I, посчитали, что умершего на дуэли хоронить в религиозном помещении неправильно, поскольку это считалось аморальным. После этого решения в 1565 г. памятник был демонтирован. Сохранились только две части монумента: статуя самого Марио Нари в образе лежащего воина и статуя, представляющая собой аллегорию Победы, возвышающаяся над павшим. Они прибыли в Барджелло в разное время и были собраны заново только в 1975 г.
44.
DSC_4776

Умирающий Адонис (Винченцо де Росси, вторая половина XVI в.). Мрамор. Эта скульптура, с ее поразительной театральной позой и точным анатомическим изображением, изображает юношу редкой красоты, в которого безответно влюбилась Венера. Адонис был смертельно ранен диким кабаном, и даже богиня не смогла вовремя добраться до него и спасти.
45.
DSC_4778

Мраморная статуя, первоначальное назначение которой неизвестно, была куплена Изабеллой, дочерью Козимо I Медичи, для виллы Поджо Барончелли, где она оставалась до 1873 г. Многие работы Росси, включая «Умирающего Адониса», исторически ошибочно приписывались Микеланджело.
46.
DSC_4779

Моисей (Бартоломео Амманнати, 1540-1555). Мрамор. Скульптура создана по мотивам работы Микеланджело «Моисей» для гробницы папы Юлия II, которую планировалось установить в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме.
47.
DSC_4781

Леда и Лебедь (Бартоломео Амманнати, ок. 1536). Мрамор. Леда и лебедь — художественный сюжет, изображающий Леду в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей. В силу своего эротического содержания пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто. Микеланджело выполнил полотно на этот сюжет в 1529 г. Он изобразил героев мифа не после соития, а в процессе. Амманнати вырезал скульптурную версию этой широко известной картины, ныне утраченной.
48.
DSC_4783

Ганимед (Бенвенуто Челлини, 1548-1550). Мрамор. Эта скульптура представляет собой переделку античного торса, вероятно, изображающего Вакха, который принц Палестрины Стефано Колонна подарил герцогу Козимо I Медичи в 1548 г. С помощью своего ученика Виллема ван Тетроде Челлини вылепил недостающие части (руки, голову, ноги с основанием и орла) и иронически интерпретировал классический миф о Ганимеде: будущий виночерпий богов играет с орлом, посланным Зевсом, чтобы похитить его. Художнику удалось создать вполне современную работу благодаря идеальной связи между старым и новым, в соответствии с методом реставрации его эпохи.
49.
DSC_4785

Аполлон и Гиацинт (Бенвенуто Челлини, ок. 1548). Мрамор. Эта скульптурная группа, созданная по заказу великого герцога Козимо I Медичи, была изваяна из некачественного мрамора, поставленного Челлини Баччо Бандинелли, который хотел выставить своего конкурента в дурном свете. Работа, не законченная полностью, осталась в мастерской художника, а после его смерти была конфискована в пользу Франческо I Медичи. Возможно, скульптуру завершил другой скульптор. Гиацинт согласно греческой мифологии — спартанский царевич, отличавшийся невероятной красотой. Благодаря этому в него влюбился Аполлон, который случайно убил юношу во время игры в диск. Из крови Гиацинта появился одноимённый цветок. Двое юношей изображены перед роковым состязанием. Аполлон все еще держит диск, который поразит любимого Гиацинта.
50.
DSC_4787

Опьянение Ноя (Баччо Бандинелли, ок. 1530). Мрамор. Критики отмечают точный поиск «заученных поз» и декоративных эффектов, в которых фигуры устанавливают взаимоотношения. Сын патриарха справа держит мантию, как парус, и для проработки декоративного эффекта скульптор отделяет кудри от головы и развивает их в ветром, как ленты; другой сын сидит в классической позе на каменном валуне, который стамеска скульптора превращает в шелковистую поверхность, у него также волосы отрываются от головы. Третий сын Ноя стоит рядом с отцом, который, кажется, сдергивает широкую завесу, возможно, чтобы прикрыть себя; но библейский рассказ не реконструирован; мы не видим ни детей, издевающихся над своим голым отцом перед бочкой, ни других, прикрывающих его.
51.
DSC_4790

Диана и Актеон (Франческо Моска (иль Мосчино), 1554-1564). Мрамор. Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Диана купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона.
52.
DSC_4793

Триумф чести над ложью (Винченцо Данти, 1561). Мрамор. Эта первая мраморная скульптура и шедевр Данти, была заказана камергером великого герцога Козимо I Медичи Сфорца Альмени из Перуджи, который представил художника флорентийскому двору и который умер пять лет спустя, заколотый герцогом в припадке ярости. Необычная тема, вероятно, отсылает к какому-то эпизоду из жизни Альмени. По сравнению с «Духом Победы» Микеланджело, вдохновившим Данти на создание этого произведения, композиция имеет более жесткий и драматичный ритм. Меньшая терракотовая копия скульптуры также выставлена в этом зале.
53.
DSC_4795

54.
DSC_4797

Персей (Бенвенуто Челлини). Бронза. Модель для бронзовой статуи Персея на площади Синьории.
55.
DSC_4799

Персей (Бенвенуто Челлини). Воск. Модель для бронзовой статуи Персея на площади Синьории.
56.
DSC_4801

Дверь сейфа для Козимо I (Винченцо Данти, 1559). Бронза с позолотой. Эта дверь была сделана для сейфа в кабинете великого герцога Козимо I Медичи в Палаццо Веккьо, также называемом «Тесоретто» (Казна). Сцена на центральной панели показывает монарха в окружении аллегорических фигур, идентифицированного как Нума Помпилий, сжигающего книги пророчеств. В овале внизу изображена аллегория Мира, сжигающего оружие.
57.
DSC_4803

Несколько познавательных видео по теме:
Бенвенуто Челлини

Бандинелли, Амманатти, Сансовино, Джамболонья

Микеланджело

Бернини

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.