Флоренция. Площадь Синьории

Площадь Синьории, расположенная перед дворцом Палаццо Веккьо, была центром политической жизни во времена Флорентийской республики.
1.
mappa_signoria

В римский период на месте площади располагался театр. Позднее здесь было построено 36 башен, в которых поселилось семейство Уберти, поддерживающее партию гибеллинов. В 1260 г. после победы гвельфов все постройки семейства Уберти были разрушены и на этом мести образовалась площадь. За свою историю она сменила несколько имен: площадь Приоров, площадь Великого герцога и площадь Нации. На площади базировалась Синьория Флорентийской республики. Резиденцией являлся дворец Синьории, построенный Арнольфо ди Камбио в 1298-1310 гг. Позднее дворец был переименован в палаццо Веккьо.
2*. Художник слегка погрешил против истины, «развернув» Дуомо практически на 90°.
piazza4

Правительство республики возглавлял Гонфалоньер справедливости (Гонфалоньер правосудия). Гонфалоньер справедливости избирался на 2 месяца при помощи жребия из членов старших городских гильдий. Постепенно выбор все более сужался и вскоре главу синьории стали выбирать из представителей наиболее влиятельных семейств Флоренции. В 1502 г. должность становится пожизненной, как средство укрепления республики. Реставрация Медичи возвращает должности ее краткосрочный характер. В 1527 г. установлены выборы гонфалоньера на один год, с правом троекратного переизбрания. В 1532 г. должность была упразднена, а место Гонфалоньера справедливости во главе государства занял великий герцог.
3.
piazza3

В правительство входили 8 приоров, избиравшихся на два месяца. Сразу после избрания все приоры, включая Гонфалоньера справедливости, переселялись в дворец Синьории, где они проживали в течение двух месяцев своего пребывания в должности. У приоров была униформа из малиновых мундиров, подбитых горностаем, с горностаевыми воротниками и обшлагами. Им платили весьма скромную сумму на покрытие расходов и предоставляли слуг в зеленых ливреях. Весь этот период приоры были обязаны находиться в этом дворце. Выполняя свои правительственные обязанности, Синьория должна была консультироваться с двумя другими выборными советами, известными под общим названием Collegi (Коллегии). Первой была Dodici Buonomini (Двенадцать хороших людей), включающая двенадцать членов, избираемых из числа граждан, и была одной из вспомогательных коллегий, с которыми Синьория консультировалась при выполнении своих обязанностей. Вторая коллегия, Sedici Gonfalonieri (Шестнадцать гонфалоньеров), состояла из шестнадцати человек. Основная ее функция — консультации Синьории по военным вопросам. Обе коллегии просуществовали с 1321 по 1532 г. Другие советы, такие как Десятка Войны, Восьмерка Безопасности и Шестерка Торговли, избирались по мере необходимости.
4.
piazza7

Если в результате голосования преступник приговаривался к смертной казни, то жертву помещали в каморку над залом заседаний, находившуюся в башне под колоколом. В 1433 г. там был заключен Козимо Медичи, и там же в 1498 г. провел свои последние дни Джироламо Савонарола.
5*.
DSC_8428

После прихода к власти Козимо Медичи все республиканские учреждения были ликвидированы, а в палаццо Веккьо поселился сам Козимо. В 1478 г. на площади в оконных проемах дворца были повешены некоторые участники заговора Пацци.
6.
DSC_8424

23 мая 1498 г. на площади были сожжены Джироламо Савонарола и два его сподвижника-доминиканца. Об этом событии напоминает круглая плита, установленная на мостовой перед Фонтаном Нептуна.
7.
Savonarola

Фонтан Нептуна
Фонтан был заказан в 1559 г. великим герцогом Козимо I Медичи в честь свадьбы Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской.
8.
piazza1

Фонтан был спроектирован Баччо Бандинелли, но создан между 1560 и 1574 гг. Бартоломео Амманнати с помощью нескольких других художников, включая Винченцо де Росси, создавшего четырех сатиров, и фламандского художника Джамболонья. Общий надзор за проектом был поручен Винченцо Боргини, бывшему иконописцем Козимо Медичи.
9*.
DSC_5122

Фонтан включает в себя ряд мифологических фигур и иконографий, которые символизируют как власть Козимо I Медичи, так и союз Франческо Медичи и Иоанны Австрийской. Помимо гигантского Нептуна на вершине конной колесницы в форме раковины, в фонтане также есть тритоны, сатиры, две молодые женщины с путти, два молодых человека с дельфинами и фавны.
10.
DSC_5112

Нептун Амманнати был уникален из-за своего невероятно большого размера, и хотя в то время в Италии было несколько фонтанов Нептуна, ни в одном из них Нептун не был на конной колеснице. Поскольку масштаб фонтана был таким большим, это вынудило Амманнати применить несколько новаторских решений при строительстве своего гигантского Нептуна.
11.
DSC_5114

Две лошади были вырезаны из белого мрамора, а две другие были сделаны из мискио (mischio) — мрамора, обнаруженного неподалеку в Серавецце. Этот новый мрамор был разновидностью брекчии и имел множество оттенков, включая красный, желтый и фиолетовый. Поскольку это был новый материал, его свойства в то время были неизвестны скульпторам, что еще более усложнило задачу Амманнати. Из-за хрупкости мискио каменные колонны сломались при транспортировке, что привело к задержкам в завершении строительства фонтана. Амманнати, наконец, смог вырезать оставшуюся часть лошади и завершить фонтан в 1574 г.
12.
piazza9

Изображение Нептуна в эпоху Возрождения особенно интересно, потому что, в отличие от многих других олимпийских божеств, в то время не было сохранившихся классических скульптур, изображающих Нептуна. Это означало, что вид Нептуна был основан на личной интерпретации художника того, как он должен выглядеть. В отличие от Нептуна в греческой мифологии, итальянская интерпретация Нептуна была скорее человеком, чем богом, как и Геракл. Нептун в фонтане Амманнати был построен в статичном стиле, стоя на своей колеснице лошадей. Изображение Нептуна в статическом стиле было популярно во Флоренции в то время и часто использовалось в фонтанах; однако стоит отметить два элемента, из-за которых представление Амманнати о Нептуне немного отличалось от других. Нептун Амманнати носит корону и держит плеть в правой руке. И корона, и плеть были отсылкой к земным правителям, что делало это конкретное изображение Нептуна символом современного правителя, то есть Козимо I Медичи, а не олимпийского божества.
13*.
DSC_5118

14.
piazza10

Черты Нептуна были смоделированы с учетом внешности Козимо I Медичи, что было уместной параллелью из-за недавней победы над Пизой, давшей Флоренции безопасный доступ к Средиземному морю для торговли.
15.
piazza8

Проект планировалось завершить к 1565 г. к празднованию свадьбы Франческо Медичи I и Иоанны Австрийской, но из-за множества задержек в поисках материалов для завершения строительства фонтана Амманнати был вынужден придумать временное решение. С помощью гипса и краски Амманнати удалось создать иллюзию готового изделия. Сочетание Нептуна в качестве сюжета и использования Амманнати недавно найденного камня сделало фонтан символом правления герцога над Средиземным морем и горами.
16*.
DSC_7430

Конный памятник Козимо I Медичи
Конный памятник Козимо I представляет собой бронзовую конную статую, заказанную сыном Козимо Фердинандо I, выполненную Джамболонья с 1587 по 1594 г. и воздвигнутую на площади Синьории в 1594 г. Памятник следует классической римской традиции конных статуй как памятника власти правителя, происходящей из статуи Марка Аврелия в Риме и Регизоле в Ферраре, и продолженной в эпоху Возрождения такими яркими примерами, как статуя Гаттамелате (Донателло, 1453) в Падуе и памятник Бартоломео Коллеони (Андреа Верроккьо, 1488) в Венеции. В основании статуи установлены рельефы со сценами из жизни Козимо, включая его коронацию в Риме в качестве великого герцога в 1570 г. и его въезд в Сиену в качестве правителя в 1557 г. после его победы над этой республикой. Некоторые источники утверждают, что человек и лошадь были отлиты отдельно, и их общий вес составляет более 10 тонн.
17.
DSC_7434

Палаццо Веккьо
Палаццо Веккьо — здание на площади Синьории, построенное в 1299-1314 гг. по проекту Арнольфо ди Камбио; одно из наиболее известных строений города. В настоящее время служит ратушей. Строительство велось на руинах Палаццо деи Фанти и Палаццо дель Эсекуторе ди Джустиция, когда-то принадлежавших семье Уберти из партии гибеллинов. Здание постепенно расширялось к востоку, занимая целый квартал и удлиняя первоначальный параллелепипед XIV в. до четырехкратного увеличения его размера, с планом, напоминающим трапецию, фасад которой стал более короткой стороной.
18.
vecchio1

Первоначально это правительственное здание, где заседали приоры, называлось Новый дворец (Palazzo nuovo), при этом Старым дворцом стало прежнее правительственное здание Барджелло. В XV в. правители коммуны объявили себя синьорами, а само здание стало называться Палаццо-делла-Синьория, дав тем самым название и площади перед дворцом. После того, как в 1540 г. сюда переехал из своего частного дворца Палаццо Медичи-Риккарди великий герцог Тосканский Козимо I, здание переименовали в Палаццо Дукале (Герцогский дворец). В 1565 г. герцог перенес свою резиденцию в Палаццо Питти, который был для этого расширен, а это здание, бывшее когда-то Новым дворцом, отныне стало считаться Старым (Палаццо Веккьо).
19.
vecchio2

Кубическое здание сложено из массивной рустованной каменной кладки, с двумя рядами двухсветных готических окон, каждое с аркой-трилистником. В XV в. Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци добавил декоративные барельефы креста и флорентийской лилии в перемычках между трилистниками. Здание венчает выступающая зубчатая стена, поддерживаемая небольшими арками и выступами. Под арками повторяющиеся серии из девяти нарисованных гербов Флорентийской республики. Некоторые из этих арок можно использовать как амбразуры.
20.
DSC_6548

Крепкое, массивное здание усиливается простой башней с часами высотой 94 м. Башня названа в честь ее разработчика Торре д’Арнольфо. В этой башне находится небольшая комната под названием Альбергетто, в которой в разное время содержались Козимо Медичи Старший (1433) перед тем, как его приговорили к изгнанию, и Джироламо Савонарола (1498) перед тем, как его повесили и сожгли на площади 23 мая 1498 г. Большие однострелочные часы на башне были построены в 1353 г. флорентийцем Николо Бернардо, но были заменены в 1667 г. копией, изготовленной Георгом Ледерле из немецкого города Аугсбург и установленной Винченцо Вивиани. Часы до сих пор находятся в рабочем состоянии.
21.
DSC_8438

На углу Палаццо Веккьо возле фонтана Нептуна можно увидеть одну из самых известных работ итальянского скульптора Донателло и символ Флоренции — статую льва, охраняющего герб ФлоренцииМардзокко, созданную в 1418-1420 гг. В 1420 г. статуя из тосканского мелкозернистого серого песчаника была установлена на постаменте у лестницы, ведущей в покои Папы римского Мартина V в монастыре Санта-Мария-Новелла. В 1812 г. статуя была перенесена на площадь Синьории. В настоящее время на площади установлена копия; оригинал с 1885 г. экспонируется в Зале Донателло и скульптуры XV в. Национального музея Барджелло.
22.
DSC_7428

Неподалеку от Мардзокко стоит еще один шедевр Донателло — бронзовая скульптура Юдифь и Олоферн, изображающая убийство Юдифью ассирийского полководца Олоферна и примечательна тем, что является одной из первых скульптур эпохи Возрождения, созданных в круглом виде с четырьмя отдельными лицами. Сюжет Юдифи, обезглавливающей Олоферна, изображающий кульминацию истории во второканонической Книге Юдифи, был распространенным сюжетом в искусстве и связан с топосом «Власть женщин». Статуя, изготовленная ок. 1457 г. и изначально предназначенная в качестве украшения для фонтана в саду палаццо Медичи-Риккарди, была поставлена перед палаццо Веккьо в 1495 г., когда в него решила переехать большая семья Козимо Медичи. Сейчас перед дворцом мы видим копию скульптуры, а оригинал находится в Зале лилий внутри дворца.
23.
DSC_7429

В 1504 г. рядом с входом в Палаццо Веккьо была установлена статуя Давида работы Микеланджело. Транспортировка пятиметровой скульптуры из мастерской художника к стенам здания заняла четыре дня. В 1873 г. оригинал был перенесен в Академию изящных искусств; существующая копия установлена в 1910 г.
24.
david

В 1534 г. симметрично Давиду Микеланджело перед входом в Палаццо Веккьо была поставлена колоссальная скульптурная группа (высотой 5,05 м) работы Баччо Бандинелли «Геркулес и Какус». Две скульптуры — Микеланджело и Баччо — особенно наглядно демонстрируют противостояние эстетических принципов двух эпох: Высокого Возрождения и маньеризма.
25.
DSC_7424

Созданная в 1530-1534 гг., скульптурная группа рассказывает эпизод древнеиталийских легенд об основании города Рима. Геркулес, угнав стада Гериона, переправился через Тибр и лег спать. Тогда Какус, чудовище, изрыгавшее огонь, сын Вулкана, который жил на Авентинском холме — месте будущего Рима, в пещере, окруженной остатками похищенных и съеденных им людей, похитил коров Геркулеса и спрятал их в своей пещере. Но Геркулес по мычанию коров нашел пещеру, разбросал скрывавшие пещеру камни и ударом палицы убил Какуса. Эта история в пересказе древнеримских авторов представляет собой переложение древнегреческого мифа: одного из двенадцати подвигов Геракла («Похищение коров Гериона») и аллегорическое прославление силы и изобретательности героя, победившего зло.
26.
DSC_8439

Перед главным порталом дворца стоят две изготовленные ок. 1542 г. мраморные скульптуры Термини, традиционно приписываемые Винченцо де Росси (мужская) и Баччо Бандинелли (женская). В древние времена они поддерживали цепь, которая служила преградой для входа во дворец. Над главным порталом возвышается декоративный мраморный фронтиспис, датированный 1528 г., с монограммой Христа-Царя в виде солнечных лучей. В центре, в окружении двух львов, находится триграмма Христа, окруженная надписью «Rex Regum et Dominus Dominantium» (Иисус Христос, Царь царей и Господин господствующих). Эта надпись, сделанная по заказу знаменосца Никколо Каппони в 1551 г., восходит ко времени Козимо I и заменила предыдущую надпись, вдохновленную Савонаролой.
27.
DSC_6552

Рассказ о лоджии Ланци будет в следующем посте.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.