Условно всю территорию музея Санта-Мария-Новелла можно разделить на музей под открытым небом (Большой клуатр, Зеленый клуатр, Клуатр усопших) и закрытую музейную экспозицию.
1.
Закрытая музейная экспозиция занимает помещения Капеллы Убриачи и Рефектория. Попасть в эту экспозицию можно из зала «Quattro Porte» (Четыре двери), соединяющего Большой и Зеленый клуатры. На юге от зала находится древняя часовня семьи Убриачи, а за ней старинная трапезная (рефекторий) для монахов.
2.
Капелла Убриачи [11]
Капелла была построена в 1350-1370-е гг. на средства Бальдассаре Убриачи из семьи Убриачи (Обриачи) и посвящена Трем Волхвам. Часовня предназначалась для последующего захоронения членов семьи успешных банкиров и торговцев, которые в течение XIII в. обладали практически монополией на торговлю с Сицилией. Наряду с другими благородными флорентийскими и падуанскими семьями, Убриачи упомянул Данте в своем Аде среди прочих ростовщиков, уготовив им всем наказание «Изнывать в бесплодной пустыне, а с неба чтобы капал огненный дождь».
3.
В конце XIV в. Убриачи основали в Венеции одну из крупнейших и лучших в мире мастерских по обработке слоновьей кости Bottega degli Embriachi. Старинное покровительство над капеллой семьи Убриачи до сих пор отмечено многочисленными версиями фамильного герба — гуся с крестом на крыле, которые можно увидеть на надгробной плите в центре пола, на восточной стене, в капителях угловых колонн и на замковом камне.
4.
5.
Между 1467 и 1785 г. капелла была резиденцией Compagnia dei Santi Innocenti (Братства Святых Невинных) и поэтому носила название Capitolo del Nocentino (Капитолий Невинных).
Помещение капеллы Убриачи по форме почти квадратное в плане и выполнено в стиле архитектуры XIV в. Здесь хранятся различные произведения искусства. Две отдельные синопии перед входом изначально находились на восточной стене Зеленого монастыря. Эти синопии взяты из двух фресок Паоло Уччелло, датируемых серединой XV в. и являющихся началом цикла Историй Бытия Зеленого клуатра, изображающих Сотворение Животных и Сотворение Адама (в верхней части) и Сотворение Евы и Первородного греха (в нижней части).
6.
Отдельные фрески, висевшие на других стенах, изображают тридцать пять бюстов Пророков и Святых и фрагмент декоративной ленты, оставшиеся от ребер свода капеллы Торнабуони. Они являются единственными сохранившимися фрагментами фресок Андреа Орканья и его помощников, датируемыми примерно серединой XIV в. и украшавшими часовню до конца XV в., когда Доменико Гирландайо и его мастерская написали «Истории Богородицы» и «Истории св. Иоанна Крестителя».
7.
8.
9.
С 1983 г. часовня используется как музей, в котором выставлены произведения искусства и самые древние литургические предметы, первоначально находившиеся в других частях монументального комплекса Санта-Мария-Новелла. Слева в витрине скульптура ребенка Христа, созданная неизвестным флорентийским мастером из окрашенной терракоты во второй половине XV в. По центру — реликварий св. Иеронима (Флоренция, первая половина XV в. и XVII в.). Справа — реликварий св. Екатерины Сиенской (Флоренция, конец XV в. и XVI в.).
10.
К литургическим предметам относятся резные деревянные, окрашенные и позолоченные, бюсты-реликварии сиенской школы XIV в.
Справа в витрине бюст-реликварий св. Урсулы (Мариано ди Аньоло Романелли, конец XIV в.). По центру реликварий Святого Распятия, созданный венецианскими ювелирами из ограненного горного хрусталя и позолоченной меди в XIV и XVII вв. соответственно. Слева в витрине бюст одной из 11 тысяч благочестивых дев, сопровождавших св. Урсулу в ее путешествии в Кёльн и Рим (неизвестный сиенский скульптор, конец XIV в.).
11.
Paliotto dell’Assunta — драгоценный парчовый бархат, вышитый на золотом фоне холста четырнадцатью «Историями Богородицы» был создан, возможно, по эскизам Паоло Скьяво в 1446-1466 гг. Ранее на этом месте располагался алтарь часовни.
12.
Рефекторий [12]
Строительство старинного рефектория, спроектированного фра Якопо ди Таленти, было завершено в 1353 г. (в том году фра Якопо Пассаванти заплатил 20 флоринов за картины). С 1983 г. трапезная используется как музей и хранит произведения искусства и литургическую обстановку из различных частей монументального комплекса Санта-Мария-Новелла.
13.
От настенных росписей XIV в. сохранилось только три фрагмента архитектурного декора под окнами, а также фреска в центре входной стены, приписываемая ученику Аньоло Гадди, изображающая Мадонну с младенцем на троне с двумя ангелами, св. Иоанна Салерно и св. Доминика (слева), св. Иоанна Крестителя и св. Петра мученика (справа) и донатора, традиционно меньшего размера и стоящего на коленях.
14*.
Во время работ по реконструкции рефектория в конце XVI в. эта фреска XIV в. была закрыта большой картиной «Тайной вечери» на холсте с двумя полукруглыми боковыми сторонами, экспонируемой сейчас на стене слева от входа, и таким образом она была спасена от уничтожения. Художник Алессандро Аллори, которому была поручена эта реконструкция, завершил картину «Тайной вечери» в 1584 г. Кстати, я почему-то насчитал на этой картине только 11 апостолов.
15*.
Любопытно окружение фрески Мадонны на троне яркими сценами чудес, совершенных Богом для спасения евреев: Побег из Египта; Вода, бьющая из скалы, Появление перепелов и Падение манны, написанных в стиле маньеризма Алессандро Аллори в 1597 г. На самом деле, Аллори изобразил эти сцены, вписав в центр «Тайную вечерь» с учетом особенностей ее формы.
Пятипанельный готический полиптих 1344 г. изначально предназначенный для алтаря Испанской капеллы и изображающий Мадонну на троне с младенцем и св. Петром, св. Иоанном Евангелистом, св. Иоанном Крестителем и св. Матфеем, создан Бернардо Дадди.
16.
В витринах хранятся важные священные предметы и облачения из исторического наследия церкви Санта-Мария-Новелла.
Реликварий св. Птолемея (Флоренция, 1612). Потир (Флоренция, первая четверть XVII в.). Реликварий Тернового венца и одеяний Христа (Флоренция, 1622). Процессионный крест (Франческо Мариньи, 1556-1565). Оскулаторий (Тоскана, конец XVI — начало XVII в.). Статуя-реликварий Мадонны Розария (Флоренция, первая четверть XVIII в.). Реликварий св. Луксория (Джованни Вамбре, 1677)
17.
Процессионный крест (Франческо Мариньи, вторая половина XVI в.). Реликварий св. Антонина Пьероци (Флоренция, 1653). Кувшин (Флоренция, первая половина XVII в.). Реликварий св. Доминика (Маттео Нигетти, 1633). Потир (Флоренция, 1729). Реликварий св. Себастьяна (Флоренция, 1616)
18.
Во втором зале рефектория также сохранились два больших полотна с «Чудесами св. Доминика», подписанные Раньери дель Паче и датированные 1716 г.
19.
20.
Эти два полотна изначально были предназначены для первой часовни в правом трансепте церкви, в то время посвященной св. Доминику, сейчас называемой капеллой Барди. Их демонтировали в начале XX в., когда в часовне было обнаружено украшение XIV в. Картина справа изображает «Чудо книги св. Доминика, спасенной от огня».
21.
Картина слева представляет «Св. Доминика, воскрешающего Наполеона Орсини».
22.
В музее экспонируются четыре отреставрированных фрески, написанные Паоло Уччелло в 1431-1446 гг., демонтированные с восточной стены Зеленого клуатра и представляющие собой истории из «Книги Бытия», первой книги Библии. Фрески были написаны в первой половине XV в. на деньги, завещанные богатым купцом Турино ди Бальдезе, который в 1348 г. оставил тысячу серебряных флоринов приору Санта-Мария-Новелла, чтобы он заказал фрески, изображающие всю историю Ветхого Завета.
Сотворение животных и Сотворение Адама. Первородный грех.
23.
Изгнание Адама и Евы из рая и Адам и Ева возделывают землю. Жертвоприношение Каина и Авеля и Каин убивает Авеля (приписываются мастерской Уччелло).
24.
Убийство Ламехом Каина и Юноша. Животные восходят на Ковчег и Ной со своей семьей (приписываются мастерской Уччелло).
25.
Всемирный потоп и Вода отступила. Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Рукой Уччелло написаны, возможно, самые известные сцены с использованием геометрической перспективы, где фигуры и сцены встроены в сложное пространство.
26.
Особое место в рефектории занимает большое полотно (7×2 метра) «тайной вечери», написанное Плаутильей Нелли ок. 1560 г. В 1817 г. полотно перенесено из ныне разрушенного монастыря св. Екатерины Сиенской после того, как в 1810 г. Наполеон запретил религиозные ордена.
27.
Во втором издании своей книги «Жизни художников» Джорджо Вазари очень хорошо отзывается о Плаутилье, настоятельнице доминиканского монастыря св. Екатерины Сиенской, за ее картину, которую она создавала, копируя великих художников и, в конце концов, «вызвала у самих художников восхищение». Она руководила монастырской мастерской, религиозная продукция которых предназначалась для церквей, монастырей и частных домов. Вверху слева мы видим подпись художника и фразу orate pro pictora (молитесь за художницу), женскую версию формулы, используемой мастерами Школы св. Марка — художественного движения XVI в., вдохновленного духовностью Савонаролы.
28*.
В витрине выставлены литургические одеяния св. Томаса Кентерберийского реликварные бюсты св. Анастасии и св. Магдалины.
29.
Различные реликварии, потиры и монстранции
Потир (Флоренция, конец XVII в.). Монстранция (Джованни Гуаданьи, 1799). Реликварий доминиканского святого (Антонио Арриджи, середина XVIII в.). Монстранция (Маттео Фатторини, 1660). Релдикварий св. Викентия Феррера (Флоренция, 1802).
30.
Различная утварь для проведения месс. Самое видное место занимает Обложка миссала (Флоренция, первая четверть XIX в.) на подставке (Флоренция, середина XVII в.).
31.
Литургические одеяния.
32.
33.
Декор антепендиума. Расписная тафта с аппликациями из шелка (Джованна Гарцони, 1640-1650 гг.)
34.
Клуатр Дати [13]
Этот небольшой скромный клуатр назван именем Леонардо Дати, кардинала-доминиканца, приора монастыря Санта-Мария-Новелла и впоследствии Генерального магистра ордена проповедников.
35.
Леонардо Дати был известным писателем и гуманистом своего времени, наиболее вероятным автором астрономического сочинения «La Sfera» (Сфера), астрономико-географического стихотворения в октаве, написанного во второй половине XIV в., очень популярного в свое время. Эта работа в стихах дает информацию о мире, морском компасе и других вещах, наблюдениях и заметках о путешествиях.
36. Лавабо клуатра
Леонардо Дати захоронен в капелле Ручелай. Бронзовую надгробную плиту изготовил Лоренцо Гиберти в 1427 г.
37.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.