Флоренция. Базилика Санта-Мария-Новелла. Капелла Пап

На время визитов папы римского во Флоренцию его местом проживания были специально предназначенные помещения на втором этаже Большого клуатра в доминиканском монастыре Санта-Мария-Новелла. Эти залы были построены Флорентийской республикой под руководством Лоренцо Гиберти в 1418-1420 гг.
1. Коридор папской резиденции на втором этаже Большого клуатра.
corridoro

Первое сооружение, устроенное Флорентийской республикой, датируется 1419 г. для посещения папы Мартина V и постепенно расширяется, в основном по случаю прибытия других выдающихся гостей. Папские апартаменты занимали все западное крыло Большого клуатра и включали в себя зал с различными пристройками, вероятно, предназначенными для аудиенций, прихожей и т.д. в дополнение к собственно частным папским апартаментам и комнатам для его спутников от самых важных членов его дома до слуг.
2. Капелла Пап обозначена на плане числом [15] и находится в верхнем левом углу.
Plan_cloister

Здесь, например, останавливались папа Евгений IV и другие делегаты, участвовавшие во Флорентийском соборе. Здесь скончался и похоронен в монастыре Константинопольский патриарх Иосиф II. В этих апартаментах также проживали во время своих визитов в родной город папы из семьи Медичи Лев X и Климент VII.
3. Мемориальная доска под окном в память о визите папы Евгения IV.
papi9

С конца XVI в. папские апартаменты использовались для различных мероприятий, потребовавших изменения грандиозного салона. В 1755 г. здесь был открыт новый женский монастырь Непорочного Зачатия, отделенный от остальной мужской части монастыря. После падения Тосканы в 1801 г. и образования Королевства Этрурии эта территория была экспроприирована правительством, которое хотело открыть в этих помещениях музыкальную консерваторию. С 1920 г. эти помещения принадлежат Школе маршалов и бригадиров карабинеров. Со временем украшения и обстановка были утрачены, и только папская часовня, отреставрированная в 1990-е годы, свидетельствует о великолепии тех времен.

Прекрасный пример раннего флорентийского маньеризма, капелла Пап была построена в 1515 г. по случаю предстоящего визита папы Льва X, урожденного Джованни де Медичи, к пышной встрече которого готовился весь город. Визит состоялся 30 ноября того же года.
4.
papi1

Первоначально украшение часовни было поручено Ридольфо дель Гирландайо, который, однако, по причине своих многочисленных обязательств сумел закончить только северную стену Коронацией Богородицы. Его преемником стал молодой Понтормо, украсивший свод и южную стену. Изображение гротесков на своде выполнил Андреа ди Козимо Фелтрини.

Стены капеллы украшены лепными монохромными завитками.
5*.
papi6

Композиционная схема и стиль фресок в целом были новаторскими для Флоренции и были основаны на потолках Станцев Рафаэля в Ватикане в соответствии с «романизацией» фигуративного стиля, призванным подчеркнуть монументальность фигур и всего в целом, характерного для Понтормо. Цилиндрический свод полностью покрыт фресками, где девять панелей обрамлены воображаемыми геометрическими рамками и гротескными мотивами на темном фоне вместо белого, которые сразу привлекают внимание зрителя яркими цветами и утонченным дизайном. Группы ангелов в панелях свода также принадлежат кисти Понтормо. В 1892 г. фрески были очищены и освобождены от арматуры, которая была установлена, чтобы предотвратить падение штукатурки, учитывая плохое состояние консервации в то время.
6*.
papi2

В своде имеется девять расписанных круглых или четырехугольных пространств, ограниченных толстыми золотистыми рамками. В центре изображен благословляющий Бог, в то время как в четырех угловых квадратах изображены ангелы в виде путти с гербом Медичи в честь Льва X. Помимо гербов, посвящение Медичи также подтверждается гротесками, в которых встречаются личные эмблемы Лоренцо Великолепного и его сына, папы Льва X.
7*.
papi8

Передняя часть часовни украшена фреской «Коронация Богоматери», написанной Ридольфо дель Гирландайо в довольно условной технике.
8.
papi3

Противоположный люнет «Вероника», написанный Понтормо, выделяется своей оригинальностью: фигура стоящей на коленях женщины поднимает плат с нерукотворным изображением Христа, делая торжественный и театральный жест, вдохновленный Микеланджело.
9.
papi7

Использование особенно ярких и ненатуральных цветов напоминает Микеланджело (например, Мадонну Дони) и было одной из наиболее узнаваемых черт нового стиля, позже ставшего известным как «маньеризм».
10*.
papi4

Попасть в капеллу не то, чтобы сложно, а даже непонятно как. В одних источниках пишется, что доступ вообще закрыт. На свежих планах изображена лестница, по которой надо подняться, и установлены соответствующие указатели со стрелочками. Но в мое посещение дверь из Большого клуатра точно была закрыта, и никакой доступной информации с расписанием найти не удалось. В силу этого мне пришлось для создания поста позаимствовать фотографии из Википедии и официального аккаунта базилики Санта-Мария-Новелла в Фейсбуке.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.