Рим. Музеи Ватикана. Часть 3

Станцы Рафаэля — помещения в Папском дворце Ватикана с фресками Рафаэля. Существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9×6 м), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность. Оказавшись здесь, не забудьте внимательно рассмотреть потолки.
1.
%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C

Станца делла Сеньятура (Станца подписей)
Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете — Станца делла Сеньятура. Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Добродетели и закон» — главные гуманистические и христианские добродетели.
2.
p426

3.
%D0%B2%D0%B8%D0%B41

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» (1509) — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.
4.
%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0

Фреска «Диспута» (1508-1509) — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.
5.
%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0

В центре фрески «Парнас» (1509-1510) — Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы — античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.
6.
%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%81

Две сцены фрески «Добродетели и закон» на четвертой стене и люнеты над ним, содержащие добродетелей, были написаны в 1511 году. Кардинальские добродетели аллегорически представляют благоразумие, справедливость, умеренность и мужество вместе с благотворительностью, верой и надеждой.
7.
%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD

Потолок в Станца делла Сеньятура.
8.
p421

Станца д’Элиодоро
Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
9.
p425

10.
%D0%B2%D0%B8%D0%B43

11.
DSC_5235

Фреска «Изгнание Элиодора» написана в 1511-1512 гг. Картина изображает эпизод из Второй книги Маккавейской, в котором римский легат Элиодор явился в Иерусалимский храм по приказу сирийского царя Селевка IV Филопатора с целью конфисковать хранящееся там денежное имущество сирот и вдов, однако был изгнан всадником и двумя юношами, посланными Господом в ответ на мольбы первосвященника Онии. Композиция фрески разделена вертикально на две половины с молящимся в центре священником. Слева на картине изображён покровитель Рафаэля Юлий II, наблюдающий за сценой из своего паланкина в окружении сирот и вдов, справа — изгоняемый всадником Элиодор. Менора в центре фрески указывает на то, что события происходят во времена Второго Храма, до рождения Христа. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.
12.
%D0%98%D0%B7%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%AD%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0

На фреске «Мессе в Больсене» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.
13.
%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B52

С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.
14.
%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

На картине «Встреча Льва Великого и Аттила» изображена встреча между папой Львом I Великим и Аттилой, и включает в себя образы Святого Петра и Святого Павла в небе, держащих мечи. Первоначально Рафаэль изобразил Льва с лицом папы Юлия II, но после его смерти Рафаэль изменил картину, чтобы походить на нового папу Льва X.
15.
%D0%92%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0%20%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%B0%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%20%D0%90%D1%82%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B9

Потолок в станца д’Элиодоро
16.
%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA2

Станца дель Инчендио ди Борго
Станца дель Инчендио ди Борго — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго».
17.
%D0%B2%D0%B8%D0%B46

Фреска «Пожар в Борго» (1514) дала название самому залу. Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV. По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц. Написание многих фигур было доверено ученикам.
18.
%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%20%D0%B2%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE

Фреска «Коронация Карла Великого Папой Львом III» (1516-1517) повествует о событии, имевшем место в 800 году в старинной Базилике Святого Петра. С учётом состоявшейся исторической встречи в Болонье французского монарха Франциска I с римским понтификом Львом X в 1516 году с целью заключения союза между Францией и Ватиканом, Карл Великий обрёл сходство с Франциском I по имеющемуся рисунку, сделанному одним из болонских художников, а Льву III соответственно приданы черты папы Льва X.
19.
DSC_5201

Фреска под названием «Клятва папы Льва III» (1517) стала одной из последних работ Рафаэля. Мастер распределил между своими учениками работы по росписи, подготовив эскизы и рисунки, и контролировал их работу в той мере, насколько ему это позволяли тяжкие труды последних лет жизни. Поэтому завершение работ в Станце Рафаэль полностью поручил ученикам, а его рука коснулась лишь отдельных деталей.
20.
%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D1%8B%20%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%B0%20III

Фреска «Битва при Остии» (1514-1515) — сцена морского сражения между папскими и сарацинскими галерами, произошедшее в IX веке близ порта Остия в устье Тибра. В 846 году мусульманские завоеватели напали на Остию, разграбили местный собор и увезли с собой множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей. Через три года они вновь вернулись за добычей, но на сей раз победа осталась за папскими воинами, и восседающий на мраморной глыбе, как на троне, понтифик обращает благодарственный взор к небесам. Это ещё одно изображение Льва X, а рядом узнаваемы кардиналы Джулио Медичи, Биббьена и другие высокопоставленные лица.
21.
%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8

Потолок в станца дель Инчендио ди Борго
22.
%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%802

Зал Константина
Зал Константина — самое просторное помещение Апартаментов. Использовали зал, в первую очередь для торжественных случаев — банкетов, церемоний бракосочетания родственников Папы или больших полуофициальных аудиенций. Его оформлением занимались подмастерья школы Рафаэля, в том числе лучший из них — Джулиано Романо, так как сам Учитель к тому времени умер, оставив ученикам эскизы фресок.
Стены зала Константина расписаны на тему «Триумф христианства над язычеством», там изображены виды Рима, латеранский баптистерий, сцена дарения Рима папам императором Константином. Но остается спорным то, насколько композиции этого зала соответствуют замыслам Рафаэля.
Тщетно ожидая платы от папы Климента VII в счет заказанных фресок в «Зале Константина», Джулиано Романо стал набрасывать на стенах эротические композиции. Когда их число приблизилось к двадцати, мастер отдал их для гравировки другому ученику Рафаэля — Маркантонио Раймонди. Гуманист Пьетро Аретино написал к каждой из «Любовных позиций» по сонету, а третий из учеников Рафаэля — Бавьера — поторопился издать их в виде книги. Папа был в ярости. Романо успел уехать в Мантую и избежал наказания. Раймонди был посажен в тюрьму, но его спас кардинал Медичи и Баччо Бандинелли, который был в Риме на службе у папы. Книга была запрещена, но в дальнейшем по всей Европе стали распространяться подпольные сборники, причем количество рисунков и сонетов с первоначальных 16 все увеличивалось и увеличивалось.
23.
%D0%B2%D0%B8%D0%B47

24.
%D0%B2%D0%B8%D0%B471

Фреска под названием «Видение Креста» написана в период 1520-1524 гг. и повествует о том, как император Константин обращается к войскам перед решающим сражением против языческого императора Максенция и, подняв глаза к небу, видит сверкающий крест с греческой надписью «с этим знаком победишь».
25.
%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0

Сюжет фрески «Битва у Мульвийского моста» кисти Джулио Романо — это славная победа у Мульвийского моста императора Константина над языческим императором Максенцием, в результате которой Константин стал единоличным правителем западной части Римской империи. Всемирно-историческое значение битвы состоит в том, что она привела к легализации христианства и его превращению в государственную религию Римской империи.
26.
%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D1%83%20%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0

В центре фрески «Крещение Константина» изображен Константин Великий, преклоняющий колено перед Сильвестром I, в момент крещения. Действие происходит в Латеранской базилике. Художник предал сходство между изображенным Сильвестром и Климентом VII, по чьему указу были продолжены работы над фреской. Адриан VI, правивший Ватиканом всего год, стремился к простоте и скромности в церкви, в результате чего закрыл Бельведер и приказал прекратить работы над картинами по заказу предыдущего папы. Сильвестер льет воду на голову Константину и читает из книги. Предположительно автором является Джованни Франческо Пенни.
27.
%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0

На фреске «Передача в дар Рима» изображен император Константин, передающий Папе Сильвестру право на мирское правление над западом Римской империи, символически представленное в виде позолоченной статуэтки богини Рима.
28.
%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B0%D1%80%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B01

Роспись потолка Томмазо Лауретти «Триумф христианской религии над язычеством» (1565).
29.
%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA4

30.
DSC_5245

Традиционное видео

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.