Приходская церковь Хамруна [35.8866608N 14.4873337E] посвящена св. Каэтану Тиенскому. В середине XIX в. в мальтийской деревне Хамрун, которую тогда еще называли Casale San Giuseppe (деревня св. Иосифа), две старые церкви, посвященные Богоматери Атоции [35.8849886N 14.4876623E] и Богоматери Порто-Сальво [35.8873812N 14.4860959E], стали слишком малы, чтобы вместить население города по мере его роста.
1.
Первый камень в фундамент новой церкви был заложен 13 июня 1869 г. на земельном участке, подаренном судьей Джованни Конти. Средства на строительство были собраны правительством, населением и некоторыми благотворителями. Проект разработал архитектор Джорджо Костантино Скинас. Здание было завершено в 1875 г. и открыто 11 июля того же года епископом Кармело Шиклуна, а в 1881 г. она стала приходской церковью Хамруна.
2.
Люди хотели, чтобы их святым заступником был св. Иосиф, ведь даже деревня раньше была названа его именем. Однако епископ Гаэтано Паче Форно пожелал посвятить церковь своему тезке, и именно он заплатил за титульное изображение святого, а также за главный алтарь. Церковь была освящена 26 сентября 1930 г.
3. Наиболее вероятно, герб епископа Гаэтано Паче Форно
Приходская церковь св. Каэтана в плане имеет форму латинского креста с двумя боковыми проходами и коротким хором. Церковь построена в сочетании нескольких архитектурных стилей, в которых чувствуется влияние ряда средневековых и классических источников. В частности, она основана на французском готическом стиле, особенно собора Лана, и венецианской церкви в стиле барокко Санта-Мария-делла-Салюте.
4.
5.
Ораторий справа от церкви был добавлен в 1895 г. по проекту Андреа Грима. Купол был спроектирован в 1920-х гг. мальтийский архитектор Андреа Вассалло, но строительство было отложено на несколько десятилетий, до 1953 г. Возведение купола была завершено 20 апреля 1955 г. под руководством архитектора Джузе Дамато.
6.
Купол церкви считается одним из лучших на Мальте. Первоначальный проект Скинаса состоял в том, чтобы получить конструкцию, напоминающую башню в романском стиле, аналогичную тем, что были найдены в Майнцском соборе и базилике Сен-Сернен в Тулузе.
7.
Андреа Вассалло спроектировал нынешний купол спустя десятилетия после постройки церкви, но он гармонирует с остальной частью здания. Он также имеет некоторое сходство с куполом приходской церкви св. Николая в Сильеви, который был спроектирован Вассалло в 1919 г.
8.
Две колокольни — самые высокие на Мальте, и вместе с куполом они доминируют над горизонтом Хамруна.
9.
Немного технической информации. Традиционно для Мальты, попасть внутрь почти всех церквей очень сложно. Проживая неподалеку и регулярно проходя мимо, я постоянно видел двери закрытыми. И уже на финише поездки вечером, в сумерках, вдруг увидел храм открытым. Воспользовавшись случаем, прошел внутрь и… почти час сидел на скамейке и ждал завершения таинства крещения двух младенцев. За это время на улице совсем стемнело, и освещение интерьера осталось только искусственное, причем светильниками с разной цветовой температурой. В итоге каждый кадр пришлось «вытягивать» из, вроде бы, полного брака. Так что прошу сильно не придираться к качеству фотографий, я и так потратил неприлично много времени на их обработку. В качестве примера сравните одно и то же фото «до» и «после».
10.
Церковь включает в себя, помимо главного нефа, еще два боковых, отделенных полукруглыми арками по четыре с каждой стороны.
11*.
В боковых арках (за исключением одной) на длинных подвесах свисают очень красивые люстры. На каждом подвесе имеется скульптура ангела.
12*.
Красивый пульпит, вырезанный из ценных пород дерева.
13.
Вид на неф от главного алтаря.
14*.
На столбах, разделяющих боковые арки, можно увидеть традиционные для католических церквей изображения четырнадцати стояний Крестного пути Иисуса Христа.
15*.
Входная дверь изнутри в верхней части обрамлена позолоченной резьбой по дереву.
16.
Над порталом установлены часы и четыре скульптуры, изображающие евангелистов.
17.
Святые евангелисты Лука, Иоанн, Матфей и Марк и соответствующие каждому символы — телец, орел, ангел и лев.
18.
Еще выше над входной дверью установлен орган.
19.
Потолок главного нефа был расписан после завершения строительства купола в 1950-х гг. известным мальтийским художником Эммануилом Кремоном.
20*.
Вдоль сводов (с учетом трансепта) изображены двенадцать апостолов. Аналогично оформлены потолки в боковых трансептах.
21*.
В боковых нефах устроено 6 боковых алтарей, выполненных в едином стиле и различающихся в основном только алтарным образом. В качестве образца привожу фотографию первой слева от входа капеллы Богоматери Доктрины.
22.
После реформ, проведенных Вторым Ватиканским собором, боковые капеллы были перестроены и в них появились красивые исповедальни.
23. Капелла Богоматери скорби
Коллаж образов боковых алтарей. Расположение в коллаже соответствует их месту в церкви. Опишу их по порядку справа налево, сверху вниз: Богоматерь Доктрины (Джузеппе Кали, 1885); Св. Аполлония (Анна Форти, 1874); Богоматерь Скорби (Пьета) (Пьетро Гальярди, 1880); св. Бенедикт и св. Схоластика (Джузеппе ди Джованни, 1878); св. Антоний (Доменико Бруски, 1884); Богоматерь горы Кармель (Джузеппе Кали, 1879).
24*.
Левый трансепт оформлен относительно скромно. Свод с изображениями апостолов над трансептом расписан Эммануилом Кремоном.
25.
Алтарный образ — св. Иосиф с Младенцем Иисусом (Джузеппе Кали, 1879).
26.
Справа картина, изображающая Богоматерь Лурдскую (Константино Руджери, 1894).
27.
Купол был расписан сразу после завершения строительства самого купола в 1950-х гг. Эммануилом Кремоном. На картинах вокруг купола показаны отрывки из жизни св. Каэтана.
28.
Большой главный алтарь из черного и белого мрамора был установлен взамен старого в соответствии с решениями Второго Ватиканского собора, а колонна из черного мрамора, поддерживающая скинию с двумя белыми мраморными ангелами, установленными по бокам от нее, стоит прямо за алтарем для размещения Святого Причастия.
29*.
Алтарный образ, изображающий св. Каэтана, принимающего Младенца Иисуса из рук Девы Марии, был написан итальянским художником Пьетро Гальярди в 1881 г. и доставлена из Рима в 1882 г. Считается, что это событие действительно случилось со святым в канун Рождества 1517 г. в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме.
31.
По бокам от титульного изображения ранее висели две узкие картины, написанные Пьетро Гальярди. На одной из них изображена Пытка св. Каэтана, сюжет другой — Святой получает послание от папы Климента. Оба полотна были сняты после Второго Ватиканского собора и помещены в задней части боковых проходов церкви.
Конха апсиды расписана Эммануилом Кремоном в 1950-х гг.
32.
Современное распятие в гранитном круглом обрамлении.
33.
Серебряные статуи апостолов и подсвечники по бокам от алтарного образа.
34.
Конху увенчивает интересный вариант нераспознанного герба. Нижняя часть щита соответствует гербу города Хамрун, верхнюю часть я опознать не смог.
35.
Справа от главного алтаря стоит красивая мраморная скульптура, изображающая крещение Христа Иоанном Крестителем и являющаяся частью купели для крещения. Именно в этой купели и происходило крещение младенцев в мое посещение.
36.
Правый трансепт по своему оформлению аналогичен левому.
37.
Алтарный образ — Дева Мария, передающая свой пояс св. Августину и св. Монике (Энрико Рено, XVIII в.).
38.
Слева картина, изображающая Богоматерь Розария (Джузеппе Бонничи, 1881).
39.
В церкви в различных местах установлено некоторое количество разнообразных статуй.
Наряду с титульной картиной Пьетро Гальярди гордостью церкви является статуя покровителя св. Каэтана. Эта статуя из папье-маше была сделана Карлу Дарманиным по прозвищу Карлозз в 1885-1888 гг. и стоила 100 скуди. Пьедестал исполнен Джованни Фарруджа из Хамруна, а «браделла» (съемная платформа), которая используется для переноса статуи во время торжественных процессий, построена по проекту Антонио Шортино.
40.
В подобном стиле Джироламо Дарманина в 1873 г. изготовил и статую св. Иосифа, держащего Младенца Иисуса.
41.
Статуя Христа-Искупителя (Christ the Redeemer) также периодически проносится по улицам Хамруна в ходе религиозных процессий.
42.
Статуя Девы Марии Розария. Дева Мария держит на руках Младенца Иисуса. В руках обоих — розарии.
43.
Статуя Богоматери Фатимской.
44.
Статуя Иисуса Христа в терновом венце.
45.
Аналогичная по стилю статуя Богоматери Скорби.
46.
Св. Франциск, св. Елизавета Венгерская и (вероятно) ее супруг Людвиг IV. Елизавета и Людвиг держат в руках пояс из веревки с тремя узлами, входящий в комплект францисканского хабита.
47.
Большое деревянное распятие.
48.
Бронзовый памятник первому мальтийскому святому Джорджу Прека был установлен в церкви 17 декабря 2009 г.
49.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.