Мальта. Хамрун. Церковь св. Каэтана

Приходская церковь Хамруна [35.8866608N 14.4873337E] посвящена св. Каэтану Тиенскому. В середине XIX в. в мальтийской деревне Хамрун, которую тогда еще называли Casale San Giuseppe (деревня св. Иосифа), две старые церкви, посвященные Богоматери Атоции [35.8849886N 14.4876623E] и Богоматери Порто-Сальво [35.8873812N 14.4860959E], стали слишком малы, чтобы вместить население города по мере его роста.
1.
DSC_2544

Первый камень в фундамент новой церкви был заложен 13 июня 1869 г. на земельном участке, подаренном судьей Джованни Конти. Средства на строительство были собраны правительством, населением и некоторыми благотворителями. Проект разработал архитектор Джорджо Костантино Скинас. Здание было завершено в 1875 г. и открыто 11 июля того же года епископом Кармело Шиклуна, а в 1881 г. она стала приходской церковью Хамруна.
2.
DSC_2543

Люди хотели, чтобы их святым заступником был св. Иосиф, ведь даже деревня раньше была названа его именем. Однако епископ Гаэтано Паче Форно пожелал посвятить церковь своему тезке, и именно он заплатил за титульное изображение святого, а также за главный алтарь. Церковь была освящена 26 сентября 1930 г.
3. Наиболее вероятно, герб епископа Гаэтано Паче Форно
DSC_2541

Приходская церковь св. Каэтана в плане имеет форму латинского креста с двумя боковыми проходами и коротким хором. Церковь построена в сочетании нескольких архитектурных стилей, в которых чувствуется влияние ряда средневековых и классических источников. В частности, она основана на французском готическом стиле, особенно собора Лана, и венецианской церкви в стиле барокко Санта-Мария-делла-Салюте.
4.
DSC_2539

5.
DSC_2540

Ораторий справа от церкви был добавлен в 1895 г. по проекту Андреа Грима. Купол был спроектирован в 1920-х гг. мальтийский архитектор Андреа Вассалло, но строительство было отложено на несколько десятилетий, до 1953 г. Возведение купола была завершено 20 апреля 1955 г. под руководством архитектора Джузе Дамато.
6.
DSC_2537

Купол церкви считается одним из лучших на Мальте. Первоначальный проект Скинаса состоял в том, чтобы получить конструкцию, напоминающую башню в романском стиле, аналогичную тем, что были найдены в Майнцском соборе и базилике Сен-Сернен в Тулузе.
7.
dome1

Андреа Вассалло спроектировал нынешний купол спустя десятилетия после постройки церкви, но он гармонирует с остальной частью здания. Он также имеет некоторое сходство с куполом приходской церкви св. Николая в Сильеви, который был спроектирован Вассалло в 1919 г.
8.
dome

Две колокольни — самые высокие на Мальте, и вместе с куполом они доминируют над горизонтом Хамруна.
9.
DSC_2542

Немного технической информации. Традиционно для Мальты, попасть внутрь почти всех церквей очень сложно. Проживая неподалеку и регулярно проходя мимо, я постоянно видел двери закрытыми. И уже на финише поездки вечером, в сумерках, вдруг увидел храм открытым. Воспользовавшись случаем, прошел внутрь и… почти час сидел на скамейке и ждал завершения таинства крещения двух младенцев. За это время на улице совсем стемнело, и освещение интерьера осталось только искусственное, причем светильниками с разной цветовой температурой. В итоге каждый кадр пришлось «вытягивать» из, вроде бы, полного брака. Так что прошу сильно не придираться к качеству фотографий, я и так потратил неприлично много времени на их обработку. В качестве примера сравните одно и то же фото «до» и «после».
10.
DSC_2585_dual

Церковь включает в себя, помимо главного нефа, еще два боковых, отделенных полукруглыми арками по четыре с каждой стороны.
11*.
DSC_2553

В боковых арках (за исключением одной) на длинных подвесах свисают очень красивые люстры. На каждом подвесе имеется скульптура ангела.
12*.
DSC_2552

Красивый пульпит, вырезанный из ценных пород дерева.
13.
DSC_2618

Вид на неф от главного алтаря.
14*.
DSC_2637

На столбах, разделяющих боковые арки, можно увидеть традиционные для католических церквей изображения четырнадцати стояний Крестного пути Иисуса Христа.
15*.
Stoyaniya

Входная дверь изнутри в верхней части обрамлена позолоченной резьбой по дереву.
16.
DSC_2651

Над порталом установлены часы и четыре скульптуры, изображающие евангелистов.
17.
DSC_2672

Святые евангелисты Лука, Иоанн, Матфей и Марк и соответствующие каждому символы — телец, орел, ангел и лев.
18.
DSC_2666

Еще выше над входной дверью установлен орган.
19.
DSC_2652

Потолок главного нефа был расписан после завершения строительства купола в 1950-х гг. известным мальтийским художником Эммануилом Кремоном.
20*.
DSC_2653

Вдоль сводов (с учетом трансепта) изображены двенадцать апостолов. Аналогично оформлены потолки в боковых трансептах.
21*.
DSC_2653-1

В боковых нефах устроено 6 боковых алтарей, выполненных в едином стиле и различающихся в основном только алтарным образом. В качестве образца привожу фотографию первой слева от входа капеллы Богоматери Доктрины.
22.
DSC_2550

После реформ, проведенных Вторым Ватиканским собором, боковые капеллы были перестроены и в них появились красивые исповедальни.
23. Капелла Богоматери скорби
DSC_2601

Коллаж образов боковых алтарей. Расположение в коллаже соответствует их месту в церкви. Опишу их по порядку справа налево, сверху вниз: Богоматерь Доктрины (Джузеппе Кали, 1885); Св. Аполлония (Анна Форти, 1874); Богоматерь Скорби (Пьета) (Пьетро Гальярди, 1880); св. Бенедикт и св. Схоластика (Джузеппе ди Джованни, 1878); св. Антоний (Доменико Бруски, 1884); Богоматерь горы Кармель (Джузеппе Кали, 1879).
24*.
capelles

Левый трансепт оформлен относительно скромно. Свод с изображениями апостолов над трансептом расписан Эммануилом Кремоном.
25.
DSC_2595

Алтарный образ — св. Иосиф с Младенцем Иисусом (Джузеппе Кали, 1879).
26.
DSC_2586

Справа картина, изображающая Богоматерь Лурдскую (Константино Руджери, 1894).
27.
DSC_2587

Купол был расписан сразу после завершения строительства самого купола в 1950-х гг. Эммануилом Кремоном. На картинах вокруг купола показаны отрывки из жизни св. Каэтана.
28.
DSC_2585

Большой главный алтарь из черного и белого мрамора был установлен взамен старого в соответствии с решениями Второго Ватиканского собора, а колонна из черного мрамора, поддерживающая скинию с двумя белыми мраморными ангелами, установленными по бокам от нее, стоит прямо за алтарем для размещения Святого Причастия.
29*.
DSC_2566

30*.
DSC_2574

Алтарный образ, изображающий св. Каэтана, принимающего Младенца Иисуса из рук Девы Марии, был написан итальянским художником Пьетро Гальярди в 1881 г. и доставлена из Рима в 1882 г. Считается, что это событие действительно случилось со святым в канун Рождества 1517 г. в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме.
31.
DSC_2588

По бокам от титульного изображения ранее висели две узкие картины, написанные Пьетро Гальярди. На одной из них изображена Пытка св. Каэтана, сюжет другой — Святой получает послание от папы Климента. Оба полотна были сняты после Второго Ватиканского собора и помещены в задней части боковых проходов церкви.

Конха апсиды расписана Эммануилом Кремоном в 1950-х гг.
32.
DSC_2584

Современное распятие в гранитном круглом обрамлении.
33.
DSC_2589

Серебряные статуи апостолов и подсвечники по бокам от алтарного образа.
34.
DSC_2590

Конху увенчивает интересный вариант нераспознанного герба. Нижняя часть щита соответствует гербу города Хамрун, верхнюю часть я опознать не смог.
35.
DSC_2663

Справа от главного алтаря стоит красивая мраморная скульптура, изображающая крещение Христа Иоанном Крестителем и являющаяся частью купели для крещения. Именно в этой купели и происходило крещение младенцев в мое посещение.
36.
DSC_2592

Правый трансепт по своему оформлению аналогичен левому.
37.
DSC_2597

Алтарный образ — Дева Мария, передающая свой пояс св. Августину и св. Монике (Энрико Рено, XVIII в.).
38.
DSC_2594

Слева картина, изображающая Богоматерь Розария (Джузеппе Бонничи, 1881).
39.
DSC_2593

В церкви в различных местах установлено некоторое количество разнообразных статуй.

Наряду с титульной картиной Пьетро Гальярди гордостью церкви является статуя покровителя св. Каэтана. Эта статуя из папье-маше была сделана Карлу Дарманиным по прозвищу Карлозз в 1885-1888 гг. и стоила 100 скуди. Пьедестал исполнен Джованни Фарруджа из Хамруна, а «браделла» (съемная платформа), которая используется для переноса статуи во время торжественных процессий, построена по проекту Антонио Шортино.
40.
DSC_2665

В подобном стиле Джироламо Дарманина в 1873 г. изготовил и статую св. Иосифа, держащего Младенца Иисуса.
41.
DSC_2664

Статуя Христа-Искупителя (Christ the Redeemer) также периодически проносится по улицам Хамруна в ходе религиозных процессий.
42.
DSC_2607

Статуя Девы Марии Розария. Дева Мария держит на руках Младенца Иисуса. В руках обоих — розарии.
43.
DSC_2623

Статуя Богоматери Фатимской.
44.
DSC_2599

Статуя Иисуса Христа в терновом венце.
45.
DSC_2605

Аналогичная по стилю статуя Богоматери Скорби.
46.
DSC_2606

Св. Франциск, св. Елизавета Венгерская и (вероятно) ее супруг Людвиг IV. Елизавета и Людвиг держат в руках пояс из веревки с тремя узлами, входящий в комплект францисканского хабита.
47.
DSC_2609

Большое деревянное распятие.
48.
DSC_2625

Бронзовый памятник первому мальтийскому святому Джорджу Прека был установлен в церкви 17 декабря 2009 г.
49.
DSC_2600

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.