Окончание рассказа о музее карет. Начало читать здесь и здесь.
Карета королевы Марианны Виктории Испанской
Церемониальное средство передвижения, принадлежавшее королеве Марианне Виктории, дочери испанского короля Филиппа V, прибывшей в Португалию в 1729 г. по случаю своего брака с будущим королем Жозе I. Закрытый кузов имеет стеклянные окна, обтянутые черной кожей. На обеих панелях изображен португальский королевский герб. Изготовлена в Португалии в 1729 г. Размеры: 608×215×260 см.
1.
Карета со столом
Этот экипаж использовался в 1729 г. на церемонии «Обмена принцесс» на границе Португалии и Испании, на реке Кайя. По этому случаю Португалия передала Испании дочь короля Жуана V, принцессу Барбару Браганса, наследнику испанской короны Фердинанду VI для вступления в брак, и приняла испанскую принцессу Мариану Витторию, дочь Филиппа V, чтобы выйти замуж за будущего короля Португалии, принца Жозе I.
2.
Восьмиугольный кузов имеет окна с жалюзи. Интерьер обит малиновым бархатом с окаймленным золотом потолком. Внутри кареты стоит съемный столик, от которого произошло название кареты. Изготовлена в Португалии в 1729 г. Размеры: 640×202×280 см.
3.
Берлин Королевского дома
Церемониальный экипаж, созданный в стиле рокайль по заказу Королевского дома. На боковых панелях и дверях кареты находятся медальоны с изображением португальского Королевского герба.
4.
Интерьер кузова обит красным бархатом. Окна закрыты красными шторами из тафты с золотой бахромой. Капот создан из черной кожи, с восемью позолоченными бронзовыми ручками и двойной линией заклепок. Изготовлен в Португалии в 1729 г. Размеры: 560×199×280 см.
5.
Берлин Королевского дома
Церемониальное транспортное средство, построенное для Королевского дома со щитами с португальским королевским гербом. Изготовлен во Франции в XVIII в. Размеры: 590×220×285 см.
6.
Корпус темно-зеленого цвета с украшениями в стиле рококо, о чем свидетельствуют позолоченные изделия из дерева на нижних угловых панелях. Интерьер обтянут малиновым бархатом, украшенным серебряным кружевом.
7.
Берлин Королевского дома
Церемониальный экипаж, заказанный Королевским домом. Дверцы и боковые панели украшены медальонами со щитом португальского Королевского герба. Закрытый кузов оснащен шторами из тафты. Внутренняя часть обита шелком с вышивкой двух оттенков зеленого с крупными цветочными мотивами. Окрашенные панели повторяют тот же декоративный мотив, что и интерьер, и обрамлены в красный и золотой лакированный фриз. Передние колеса и подставка для ног лакея выполнены из позолоченного дерева с растительными мотивами. Изготовлен во Франции во второй половине XVIII в. Размеры: 590×226×297 см.
8.
Карета принцесс
Церемониальное средство передвижения, которое использовали дочери короля Жозе I: принцессы Мария I, Мария Анна Франциска, Мария Франциска Доротея и Мария Франциска Бенедикта.
9.
Кузов закрыт стеклянными окнами, украшенными в стиле рокайль. Интерьер обит красным атласом с цветочным декором. На панелях изображены анимированные декоративные композиции, которые включают «Плавание Венеры со счастливыми херувимами» и «Нептун, освобождающий скованных тритонов». На задней панели находится щит португальского королевского герба. Изготовлена в Португалии в XVIII в. Размеры: 618×203×283 см.
10.
Карета мальчиков из Палхавы
Церемониальное транспортное средство, построенное для трех незаконнорожденных сыновей короля Жуана V: князей Антониу, Гаспара и Жозе, известных как «Мальчики из Палхавы», потому что они жили во дворце Палхава. Художественное оформление приписывается столярному мастеру Сильвестру де Фариа и художнику Хосе да Коста Негрейросу. Тип кузова, в котором как бы отрезана передняя часть, а в салоне имеется только одно место для двух человек, называется «купе». Кузов закрыт и имеет стеклянные окна с красными шелковыми шторами. Крыша изготовлена из черной кожи. На панелях и дверях изображены духи и херувимы, а рядом со щитом прикреплены гирлянды и фестоны с португальским королевским гербом. Интерьер обтянут красным бархатом, спинка сидения — дамастой. Изготовлена в Португалии в XVIII в. Размеры: 560×189×265 см.
11.
Карета принца Антониу
Церемониальное транспортное средство, принадлежащее принцу Антониу, сыну короля Педру II и его второй жены королевы Марии Софии Нойбургской.
12.
Корпус кареты закрыт стеклянными окнами. Интерьер обит красным бархатом с вышивкой. На дверях и панелях изображены щиты с королевским гербом Португалии, окруженные мифологическими образами, намекающими на Мир и Процветание.
13.
На задней панели изображена женская фигура с королевским гербом, символизирующая португальскую монархию. Изготовлена в Португалии в XVIII в. Размеры: 630×200×270 см.
14.
На этом закончился осмотр новой экспозиции Музей карет и мы поспешили в здание Королевской школы верховой езды, потому что до ее закрытия оставалось совсем немного времени. Экспонатов там существенно меньше, но посмотреть очень даже есть чего. Условия для съемки (в первую очередь свет из окон) там существенно сложнее, так что над каждым кадром пришлось повозиться, чтобы получилось нечто смотрибельное.
15*.
Карета принца Франциско
Церемониальное транспортное средство, принадлежавшее принцу Франциско, герцогу Бежа, сыну короля Педру II и его второй жене, королевы Марии Софии Нейбургской. Кузов закрыт стеклянными окнами. Интерьер обит многоцветным шелком с золотом, и украшен цветочным декором. Панели содержат декоративные картины, представляющие времена года. На дверях и нижней боковой панели изображены щит герба Португалии с герцогской короной и эмблема Casa do Infantado. Изготовлена в Португалии в начале XVIII в. Размеры: 652×196×296 см.
16.
Берлин Королевского дома
Церемониальное транспортное средство построено для Королевского дома. На позолоченном корпусе изображен королевский герб Португалии; он украшен пейзажами и архитектурными и причудливыми мотивами. В интерьере малиновые бархатные шторы. Малиновая бархатная крыша украшена позолоченной серебряной отделкой с элементами в форме раковины. Изготовлен в Португалии в XVIII в. Размеры: 590×220×255 см.
17.
Берлин патриарха
Торжественное транспортное средство из дворца Сан-Висенте-де-Фора, использовавшееся патриархами Лиссабона. Корпус закрыт малиновыми шторами. На панно изображены мифологические сцены и герб патриархов. Интерьер обит малиновым бархатом, расшитым крупными цветочными мотивами.
18.
Сиденье кучера оформлено в форме сердца, которое символизирует милосердие. Изготовлен во Франции в XVIII в. Размеры: 580×210×267 см.
19.
Карета королевы Карлоты Жоакины
Церемониальное транспортное средство было частью набора из трех экипажей, привезенных в Португалию в 1785 г. королевой Карлотой Жоакиной, дочерью испанского короля Карла IV к ее браку с принцем Жуаном, который впоследствии стал королем Жуаном VI. Хотя карета была построена в период барокко, она сохраняет традиции создания корпуса испанских карет XVII в.
20.
Кузов закрыт стеклянными окнами. Интерьер обтянут красным шелковым бархатом. Экстерьер оформлен черной кожей с отделкой. На дверях и панелях изображены двойные гербы Португалии и Испании. Изготовлена в Испании в XVIII в. Размеры: 695×221×270 см.
21.
Карета принцессы Марии Франциски Бенедикты
Церемониальное транспортное средство, созданное в стиле рокайль под влиянием тенденций французского каретостроения того времени. Построена по случаю свадьбы принцессы Марии Франциски Бенедикты, сестры королевы Марии I, с ее племянником принцем Жозе. Корпус закрыт стеклянными окнами и обильно украшен позолотой из дерева, улитками, ракушками и растительными элементами.
22.
Интерьер обтянут вышитым бархатом с крупными цветочными узорами на зеленоватом атласном фоне. Картины на панно представляют мифологические сцены и относятся работой португальского художника Педру Александрино де Карвалью. Изготовлена в Португалии в 1777 г. Размеры: 620×156×281 см.
23.
Берлин со львами
Церемониальное транспортное средство, заказанное Королевским домом, с овальным португальским Королевским гербом на верхних панелях и в дверях. Корпус закрыт стеклянными окнами. На окнах зеленые шторы из тафты. Интерьер обит в зеленом шелке.
24.
Панели обрамлены фризом в неоклассическом стиле с позолоченными гирляндами и фестонами, окружающими Королевский герб. На нижних угловых панелях корпуса установлены небольшие медальоны со львами. Изготовлен во Франции во второй половине XVIII в. Размеры: 585×217×297 см.
25.
Берлин королевы Марии I
Карета использовалась королевой Марией I в 1790 г. на церемонии освящения базилики да Эштрела в Лиссабоне. Модель кузова — это переход между Coach и Berlin, однако в подвеске использована конструкция берлина. Корпус закрытого типа, со скульптурными элементами во французском стиле Людовика XIV и Людовика XV. Интерьер обит зеленым бархатом. Позолоченные изделия создали резчики по дереву Сильвестр Фариа Лобо и Баррос Лаборан.
26.
На панелях кузова изображены картины Педро Александрино де Карвалью и, возможно, были написаны специально для открытия базилики. На крыше изображены герб Португалии и инициалы M.P.R.P. (вероятно, инициалы расшифровываются как Maria Piedosa, Rainha de Portugal — Мария Благочестивая, Королева Португалии). На задней верхней панели изображен Аполлон в его повозке, окруженный Музыкой, и изображениями Геометрии и Астрономии. На дне изображения Архитектуры и Скульптуры. Изготовлена в Португалии в конце XVIII в. Размеры: 567×189×275 см.
27.
Карета графа и графини Эрисейры
Церемониальное транспортное средство, вероятно, построенное для брака Франциско Ксавьера Рафаэля де Менезеса, 6-го графа Эрисейры, а позднее и 2-го маркиза Луричаля, с дочерью и наследником маркиза Кашкайш Марии Хосе да Граса Норонья в 1740 г.
28.
Она имеет закрытый корпус со стеклянными окнами и розовыми шторами из тафты, отделанными золотой бахромой. Интерьер обит в малиновом шелке. На боковых панелях изображены как герб семьи Менезесов из дома Луричаля, так и семейства Норонья из Дома Кашкайш. Изготовлена в Португалии в первой половине XVIII в. Размеры: 605×210×252 см.
29.
Эстафермо
Эстафермо был своего рода марионеткой, обычно металлической, с бичом, прикрепленным на одном конце, и щитом на другом, который использовался для обучения кавалерии в Средние века.
30.
Фигура в музее представляет собой мавра и использовалась в конной игре «Заряди Эстафермо», в которой всадник пытался ударить по щиту копьем, заставляя фигуру вращаться, а затем избежать удара кнутом.
31.
Кабриолет
Прогулочная коляска, используемая королевской семьей в их дворцовых садах. Его корпус открыт и украшен растительными мотивами. Интерьер выложен красно-охристым бархатом. Дверь в салон находится спереди и открывается при поднятии передней кожаной панели. На задней панели находится щит с королевским гербом и место для грума.
32.
На этом осмотр основной коллекции музея карет завершен. Но в виде бонуса можно дополнительно посмотреть на небольшую выставку старинного пожарно-спасательного оборудования. Особых комментариев здесь не требуется, так что дам только краткие пояснения.
Ручные помпы для тушения пожаров. Как правило, помпы устанавливались на ту или иную колесную базу и приводились в действие силами двух человек.
33.
34.
35.
36.
Тележка с набором лестниц, багров и другого ручного инструмента, используемого при тушении пожаров.
37.
Тележка с пожарными рукавами и передвижная лестница.
38.
Различные носилки для переноски и перевозки раненых и пострадавших (конец XIX — начало XX в.).
39.
40.
Машина Клейтона (конец XIX в.), предназначенная для дезинфекции одежды во время эпидемий, в частности, бубонной чумы. Действие основано на кипячении с использованием специальных дезинфицирующих средств.
41.
42.
Передвижная пожарная раздвижная лестница.
43.
Повозка для перевозки ручной помпы и пожарного расчета в 4-6 человек.
44.
Более сложные двухцилиндровые паровые пожарные машины английской фирмы Merryweather & Sons (вероятно, конец XIX в.).
45.
46.
Прототип пожарной цистерны с ведрами для тушения.
47.
Небольшое видео, дающее возможность посмотреть на кареты с другого ракурса.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.