Флоренция. Галерея Уффици. Часть 5

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
III_floor

Зал Хуго ван дер Гуса [15, A13]
Этот зал образовался на месте бывшего Зала Леонардо, при этом главные картины Леонардо да Винчи перенесены в Новый зал Леонардо [35, A35].

Алтарь Портинари (Триптих Портинари) (Хуго ван дер Гус, ок. 1476-1478). Масло по дереву. Триптих был написан по заказу Томмазо Портинари, итальянского банкира, который более сорока лет прожил в Брюгге в качестве представителя банка Медичи. Алтарный триптих предназначался для церкви Сант-Эджидио при больнице Санта-Мария-Нуова, основанной семьей Портинари. Готовые панели были перевезены на корабле, и в конце длинного путешествия алтарь прибыл во Флоренцию 28 мая 1483 г. Сцена «Поклонения Младенцу», представленная на центральной створке алтаря, следует описаниям одного из видений св. Бригитты Шведской. Действие происходит в необычной обстановке, где небесные и земные фигуры представлены рядом. На центральной панели «хлев Рождества» изображен в виде деревенского навеса, но с каменной колонной. В центре — фигура Марии, стоящей на коленях, изображенной очень живо и индивидуально, со сложенными руками, обращенной к Младенцу, покоящемуся на земле в сияющих лучах. Остальные созерцатели чуда выстроены вокруг Девы Марии с Младенцем: слева св. Иосиф в красной ризе и два летящих ангела; в переднем ряду симметрично две группы ангелов: два в белом слева и пять в богато расшитых одеждах справа; позади них пастухи — типичные крестьяне с грубыми лицами, изображенные с большим реализмом; два ангела, одетые в голубое, замыкают круг, а другие взмывают в небо. В глубине видны вол и осел согласно тексту апокрифического «Протоевангелия Иакова». Все фигуры по средневековому обычаю даны в обратной перспективе (размер фигур увеличивается снизу вверх, от переднего плана к дальнему). Томмазо Портинари изображен на левой створке с двумя своими сыновьями Антонио и Пиджелло. Его жена Мария ди Франческо Барончелли представлена на правой створке со своей дочерью Маргеритой. Все донаторы, кроме Пиджелло, сопровождаются тезоименными святыми покровителями — св. Фомой (с пикой), св. Антонием (с колоколом), св. Марией Магдалиной (с сосудом с миром) и св. Маргаритой (с книгой и драконом). Сопутствующие сцены на заднем плане — «Бегство в Египет» слева и «Три царя на пути в Вифлеем» справа. Композиция дополняется множеством мелких бытовых деталей, также написанных предельно натуралистично.
3*.
DSC_5354

Боковые створки алтаря, как было принято в Средневековье, сделаны закрывающимися. Их наружные поверхности расписаны монохромно (гризайлью) и представляют сцену Благовещения. Художник изобразил фигуры Марии и Архангела Гавриила в глубоких нишах, экспрессивно и с эффектами светотени, создавая пространственную иллюзию. Подобные приемы также следуют средневековой традиции, согласно которой церковные алтари окружали деревянные, иллюзорно расписанные скульптуры.
4.
DSC_5354-1

Священная беседа иезуати (Мадонна с младенцем, архангелами Михаилом и Рафаилом и св. епископами Юстусом и Зиновием) (Доменико Гирландайо, ок. 1486). Темпера по дереву. Алтарь был написан для монастырской церкви Сан-Джусто-алле-Мура, которая управлялась монахами-иезуатами. Картина относится к иконографическому типу «Святое Собеседование», композиция которого прочно укоренилась во флорентийской традиции. Схема композиции пирамидальная, с Богородицей наверху и двумя коленопреклоненными святыми у основания, поэтому она восходит к примеру фра Анджелико. В центре изображена Мадонна с Младенцем, расположенная на террасе и сидящая фронтально (но с наклоненными влево ногами) на роскошном мраморном троне в окружении четырех ангелов. По бокам изображены несколько святых, находящихся в разных пространственных планах: слева архангел Михаил в блестящих доспехах, справа архангел Гавриил с лилией. Подчеркнем способность художника воссоздавать золотой цвет и металлический эффект, не прибегая к традиционным методам работы с сусальным золотом, а только с помощью темперных красок. Ниже, на коленях, изображены два епископа. Их идентификация уточняется пределлой: это св. Зиновий, покровитель флорентийской епархии, и св. Иуст Вольтерра, титульный святой церкви.
5.
DSC_5356

Оплакивание и погребение Христа (Рогир ван дер Вейден, ок. 1450). Масло по дереву. Картина имеет прямоугольную форму и изображает погребение Христа, при этом скорбные Мария и св. Иоанн Богослов оплакивают его, поддерживая руки Христа и воссоздавая позу Распятия. Иисуса также поддерживают богато одетый св. Иосиф Аримафейский и св. Никодим, в чертах которого может скрываться автопортрет живописца. По мнению некоторых исследователей, в облике св. Иосифа Аримафейского может быть скрыто изображение Козимо Медичи Старого. Ниже представлена коленопреклоненная фигура св. Марии Магдалины. При написании картины Ван дер Вейден, несомненно, использовал аналогичный сюжет фра Беато Анджелико, от которого он позаимствовал позу боковых фигур и прямоугольное отверстие гробницы внутри скалистой пещеры. Благодаря тщательной проработке деталей, выявленной с помощью рефлектографии, эта работа свидетельствует о влиянии флорентийского искусства, с которым художник соприкоснулся во время своей поездки в Италию в 1450 г. Рама неоригинальная, изготовлена в XIX в.
6.
DSC_5361

Триптих Бенедетто Портинари (Ханс Мемлинг, 1487). Масло по дереву. Работа была заказана в Брюгге Бенедетто Портинари, племянником Томмазо Портинари, советника Карла Смелого, который заказал Триптих Портинари Гуго ван дер Гусу (см. выше). Три панно были отправлены во Флоренцию для украшения церкви Сант-Эджидио в больнице Санта-Мария-Нуова, находящейся под патронажем семьи Портинари. В настоящее время центральная часть триптиха хранится в Берлинской картинной галерее, а боковые панели — в Уффици. Триптих изображает Мадонну с Младенцем, держащую яблоко (символ первородного греха) в центре, а по бокам поклоняющегося Бенедетто Портинари (справа) и читающего св. Бенедикта, покровителя заказчика (слева).
7*.
DSC_5362-1

Портрет Бенедетто Портинари. Эта картина и сопутствующий ей образ св. Бенедикта были боковыми панелями триптиха. Заказчик изображен как глубоко молящийся человек. На каменном парапете можно разглядеть дату 1487.
8.
DSC_5362

Св. Бенедикт. Святой изображен в момент чтения. Натурализм лиц, одежды и обстановки, столь типичный для фламандской живописи, оказал большое влияние на портретную живопись конца XV в. в Италии. Рамы боковых панелей, вероятно, изготовлены в XIX в.
9.
DSC_5358

Поклонение волхвов (Сандро Боттичелли, ок.1475). Темпера по дереву. Картина написана по заказу состоятельного флорентийца Гаспаре ди Заноби дель Ламы, члена гильдии искусств и ремесел и придворного Медичи, для его погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла «между двух дверей главного фасада церкви, по левую руку, если войти через средние двери». Будучи банкиром, его деятельность по финансовому посредничеству, приносившая немалые деньги, в то время рассматривалась не слишком почетно, поскольку ее воспринимали в соответствии со средневековым менталитетом, который клеймил ее как грех ростовщичества. По этой причине банкиры заглаживали свое чувство вины, направляя часть своих доходов на добрые дела и художественные заказы, посвященные своим святым покровителям, что восстанавливало баланс их «долга» перед обществом. Мария с Иисусом сидит в центре сцены, под кометой, которая вела волхвов в путь. Иосиф спит, что соответствует рассказу евангелиста Матфея, согласно которому мужу Марии было видение во сне, которое побудило его бежать в Египет, спасая Иисуса от Ирода. Перед Младенцем находятся три волхва, которые обычно представляют три возраста человека (юность, зрелость и старость). Старший стоит на коленях в поклонении Младенцу и уже положил свой дар к ногам Богородицы, а два других ждут своей очереди спереди и сзади, держа свои драгоценные дары в руках.
10.
DSC_5364

Картина отдает дань уважения семье Медичи, изобразив некоторых ее членов. Существуют различные версии отождествления персонажей картины, приведу наиболее распространенный вариант. В помощь читателю будет схема расстановки основных лиц. 1. Лоренцо Великолепный. 2. Анжело Полициано. 3. Джованни Пико делла Мирандола. 4. Козимо Медичи Старый. 5. Пьеро ди Козимо де Медичи (Подагрик). 6. Джованни ди Козимо де Медичи. 7. Джулиано Медичи. 8. Иоанн Аргиропул. 9. Сандро Боттичелли. Считается, что Боттичелли изобразил заказчика работы справа в светло-синем одеянии, указывающим на себя и смотрящим прямо на зрителя.
11.
DSC_5364-note

Зал Географических карт [16, A14]
Комната изначально представляла собой небольшую лоджию и была закрыта по требованию Фердинандо I Медичи. Она была украшена географическими картами владений Медичи и фестонами из фруктов и цветов на потолочных балках работы Людовико Бути. Для этого помещения Фердинандо I, когда он еще был кардиналом в Риме, заказал у Якопо Дзукки картины на мифологические сюжеты. В мое посещение зал был закрыт для просмотра.

Кабинет математических наук [17, A15]
Комната была создана для Фердинандо I для размещения его научных инструментов. Фактически потолок был украшен аллегорией математики и эпизодов, прославляющих древнюю научную культуру. Сегодня здесь представлена коллекция современных бронзовых изделий и некоторые древние скульптурные произведения. Из этой комнаты есть один из трех проходов, через который можно осмотреть Трибуну.
12.
DSC_5378

Трибуна [18, A16]
Сердцем первоначальной коллекции музея считается Трибуна — восьмиугольный зал, выполненный по заказу Франческо I, сына Козимо I Медичи, художником и скульптором Бернардо Буонталенти в 1584 г. Так как Франческо I увлекался алхимией, Трибуна посвящена четырем стихиямводе, огню, воздуху и земле — и украшена перламутровыми ракушками, цветным мрамором и полудрагоценными камнями.
13*.
DSC_5366

Франческо I хотел создать специальную комнату внутри Уффици, чтобы выставить напоказ свои самые ценные вещи: картины, драгоценности, монеты и т.д. Поэтому в каком-то смысле Трибуна уже стала «музеем» за много лет до того, как здание Уффици было официально преобразовано в Галерею. Само помещение можно считать произведением искусства с его невероятным куполом, инкрустированным тысячами драгоценных ракушек, его стены «одеты» в красный бархат, драгоценный мраморный пол — и это не считая выставленных экспонатов!
14. Трибуна на картине Иоганна Цоффани (ок. 1772-1777), сейчас в Британской королевской коллекции
DSC_5399-1

Помещение перекрыто инкрустированным ракушками и перламутром куполом, пересеченным золотыми ребрами, и фонарем, в котором была устроена роза компаса, соединенная с флюгером на внешней стороне.
15.
DSC_5366-2

Вся эта символика затем была обогащена статуями и картинами, развивавшими тему Стихий и их сочетаний. Смысл, вверенный всему этому, заключался, кроме того, во славе Медичи, которые благодаря божественной воле достигли земной власти, символизируемой великолепными редкими и драгоценными предметами, которыми они владели.
16*.
DSC_5381

Сегодня, хотя и преобразовавшаяся на протяжении веков, это все же единственное помещение, в котором можно понять подлинный дух Уффици, то есть как место чудес, где можно непосредственно сравнивать произведения древних, представленные скульптурой, и современников, представленных картинами.
17*.
DSC_5399

Восьмиугольный стол (дизайн Якопо Лигоцци, Бернардино Поччетти и Баччо дель Бьянко, ок. 1633-1649). Интарсия из полудрагоценных камней. Вокруг ценного стола в центре Трибуны по кругу установлены некоторые из самых известных древних скульптур Медичи, такие как Танцующий сатир, Борцы, Точильщик ножей, Аполлоний и, прежде всего, знаменитая Венера Медицейская, одно из самых знаменитых изображений богини.
18.
DSC_5399-2

Венера Медицейская (Греция, конец II в. до н.э. — начало I в. до н.э.) [3D]. Парийский мрамор (статуя); Пентелийский мрамор (основа). Венера, греческая Афродита, изображена по иконографическому типу, известному как Венера целомудренная. Богиня поймана в тот момент, когда она инстинктивно прикрывает свою грудь и лоно, как будто чувствует, что за ней наблюдает нескромный взгляд. Оригинальной моделью является знаменитая Афродита Книдская, созданная Праксителем в середине IV в. до н.э., которая пользовалась большой популярностью в эллинистический и римский периоды и была объектом нескольких реинтерпретаций. Утраченные части рук были воссозданы скульптором Эрколе Феррата в середине XVII в.; он придал пальцам рук статуи откровенно маньеристичный характер. В XVII в. Интересно отметить, что мочки ушей статуи были проколоты, чтобы можно было вставить металлические украшения, призванные еще больше подчеркнуть реалистичный вид фигуры. Венера находилась в Ватикане и вызывала восторги гостей Вечного города. В 1677 г. статую с разрешения папы Иннокентия XI, который посчитал ее непристойной, отправили во Флоренцию, где ее приобрели для своего собрания Медичи; с тех пор это произведение хранится в Уффици под названием «Венера Медицейская».
19.
DSC_5399-5

В ходе наполеоновского разграбления Великого герцогства Тосканского статуя была перевезена в Париж, где выставлялась в Музее Наполеона (так тогда назывался Лувр) до начала 1816 г., когда в соответствии с Венским договором она вернулась из Парижа обратно во Флоренцию.
20. Перевозка флорентийских ценностей в Париж (рисунок на вазе).
DSC_5399-6

Довольно подробно о статуе рассказано в видео (на итальянском языке).

Танцующий сатир (Греция, I в. н.э.) [3D]. Докимианский мрамор. Скульптура изображает сатира, пойманного во время выполнения танцевального шага, отбивающего такт ножной кастаньетой (по-гречески крупезион). Древняя часть скульптуры состоит из тела и основания, а голова и руки, держащие кимвал, являются результатом дополнения XVI в.
21.
DSC_5377

Танцующий сатир в идеале должен дополняться фигурой сидящей нимфы, чтобы составить группу, известную как «приглашение на танец». В коллекциях Уффици имеется также подходящая копия статуи сидящей нимфы, выставленная в настоящее время во втором коридоре.
22.
DSC_5391

Борцы (Греция, I в. н.э.) [3D]. Паросский мрамор. Археологические открытия, сделанные в XVI в,, редко восстанавливали большие древние скульптурные группы во всей их полноте. Работа была обнаружена в 1583 г. на винограднике, принадлежавшем семье Томмазини, недалеко от ворот Сан-Джованни в Риме.
23.
DSC_5376

Группа изображает двух мужчин с выраженной мускулатурой, участвующих в борцовском поединке, что особенно реалистично благодаря четкой анатомии и хорошим пропорциям субъектов. Баланс тел таков, что исход матча не раскрывается. Утерянные головы были добавлены во время реставрации по заказу кардинала Фердинандо Медичи, который приобрел работу.
24.
DSC_5376-1

Точильщик ножейреция, II в. н.э.). Мрамор из Малой Азии. Произведение, как и другие античные скульптуры, подверглось реставрации после своего открытия, сделанного в Риме в первой половине XVI в.
25.
DSC_5411

Скульптура, также известная как «Арротино», изображает согбенного человека, который точит нож о камень. Мужчина с длинными бровями, запавшими зрачками и опухшими веками поднимает взгляд вверх, его нахмуренный лоб покрыт глубокими морщинами.
26.
DSC_5411-1

Полуобнаженный персонаж, одетый в легкий плащ, обхватывающий правое плечо, поначалу считался «скифом», а то и царским цирюльником, замышляющим заговор против государства.
27.
DSC_5411-2

Аполлоний (Рим, I в. н.э.) [3D]. Паросский мрамор. Эта скульптура была перевезена во Флоренцию с виллы Медичи в Риме в 1770 г. В 1840 г. на нее упала картина; восстановить ее поручили скульптору Лоренцо Бартолини. Правая рука — это современная реинтеграция, как и левая рука ниже локтя, часть основания, нос и волосы.
28.
DSC_5392

Изящная, обнаженная мужская фигура юного бога, аккуратно прислонившаяся к стволу и с правой рукой на голове, представляет собой римскую копию, датируемую серединой I в. н.э., так называемого Аполлона Ликейского, приписываемого скульптору позднего классицизма Праксителю из Афин, работавшему в IV в. до н.э.
29.
DSC_5410

Извилистая поза фигуры признана характерной чертой творчества Праксителя: и не случайно ее можно увидеть и в другом его произведении, быть может, самой копируемой статуе древнего мира, знаменитой Афродите Книдской, также находящейся на Трибуне в знаменитой вариации, известной как Венера Медицейская.
30.
DSC_5410-1

Спящий Эроc (Спящий купидон, Спящий херувим) (Рим, II в. н.э.) [3D]. Каррарский мрамор. В Трибуне, где выставлены бесспорные шедевры галереи, представлены фигуры спящих купидонов, нежно лежащих на львиных шкурах. Подобные скульптуры обычно использовались в римском искусстве для украшения детских могил. Сонные взгляды херувимов не выказывают признаков печали, несмотря на погребальное предназначение скульптур. Погруженные в мир своей мечты, со светлыми волосами, обрамляющими пухлые лица с полуоткрытым ртом, эти дети были окружены символами добрых пожеланий и возрождения. Идею смерти как ворот в новую жизнь также можно увидеть в маках, которые ребенок держит в левой руке. В древние времена семена мака использовались для приготовления сильных снотворных, а использование цветка здесь заключается в том, чтобы придать смерти качество временного сна.
31.
DSC_5411-3

Ребенок в тоге (Рим, середина I в. н.э.). Базанит из Вади-Хаммамат. Скульптура была найдена в 1651 г. на Целианском холме в Риме. Утерянная голова была интегрирована Леонардо Агостини по образцу портрета Британника, сына императора Клавдия. В то время было обычной практикой восстанавливать полноту скульптур, найденных во фрагментарной форме. Восполняя пробелы или восстанавливая уцелевшие элементы, реставраторы опирались на модели, аналогичные искалеченным произведениям. Скульптура изображает мальчика в парадной одежде, которую обычно носят взрослые мужчины. Тога, которую носит мальчик, на самом деле относится к моделям середины I в. н.э.
32.
DSC_5411-4

Младенец Геракл душит змею (Рим, I в. до н.э. — I в. н.э.). Мрамор. Копия оригинальной греческой скульптуры второй половины III в. до н.э.
33.
DSC_5399-4

Кабинет (мастерские великого герцога по проекту Маттео Нигетти, 1642-1646). Полудрагоценные камни. Монументальный кабинет содержал коллекцию бесценных драгоценных камней, древних камей и обработанных полудрагоценных камней, одну из самых любимых коллекций Медичи, инициалы которых часто гравировались на самых ценных предметах, которые сегодня выставлены в различных музеях.
24. Кабинет установлен сразу за скульптурой Венеры.
DSC_5399-3

Семейный концерт (мастерская Леандро Бассано, ок. 1590). Масло по холсту.
35.
DSC_5394

Геркулес между Добродетелью и Пороком (Геркулес перед выбором, Геракл перед выбором, Выбор Геркулеса, Выбор Геракла) (Питер Пауль Рубенс, 1610). Масло по холсту. Геркулес перед выбором — аллегорический сюжет, изображающий колебания античного героя Геракла между двумя жизненными судьбами — Добродетелью, путем трудным, но ведущим к славе, и Пороком, путем, на первый взгляд легким и полным привлекательности. Выражение «Геркулес на распутье» применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями, одно из которых явно является правильным, зато второе — приятным.
36.
DSC_5409

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.