Флоренция. Галерея Уффици. Часть 4

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого "великого переселения". Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.

Зал Антонио и Пьеро дель Поллайоло [9, A10]
В левой от входа части комнаты выставлены огромные панели, изображающие Семь добродетелей, которые 18 августа 1469 г. Торговый суд Флоренции заказал Пьеро дель Поллайоло для украшения стен зала аудиенций. Тем не менее, Пьеро нарисовал только шесть из семи панелей, а завершил серию Боттичелли, написавший "Мужество". Это одна из самых первых работ Боттичелли. Очень интересны полные динамической интенсивности небольшие картины Антонио дель Поллайоло, изображающие два из двенадцати подвигов Геркулеса: "Геркулес и Лернейская гидра" и "Геркулес и Антей".
3*. Угадайте, какое панно написал Боттичелли

Мужество (Сила духа) (Сандро Боттичелли, 1470). Темпера по дереву. Мужество, первая зарегистрированная работа Боттичелли, была завершена к августу 1470 г. по заказу Торгового суда. Боттичелли является новатором в иконографическом изображении этой добродетели, поскольку традиционные элементы, такие как шлем, щит и меч, отсутствуют. Она представлена в виде молодой женщины с алмазным нагрудником, что является намеком на прочность добродетели. На голове она носит диадему, украшенную жемчугом, символом чистоты. В руках она держит булаву, форма которой напоминает колонну, — атрибут, традиционно связанный с этой главной добродетелью. Она восседает на очень изысканном троне, бока и подлокотники которого украшены завитками из листьев аканта. Трон стоит на многоугольном помосте, ажурном и поддерживаемом небольшими колоннами. Над крепостью находится свод с мраморными кессонами. Несмотря на свои военные атрибуты, добродетель намекает на силу и настойчивость в стремлении к добру.
4.

Умеренность (Пьеро дель Поллайоло, ок. 1470). Темпера по дереву. Умеренность, другими словами, способность контролировать свои инстинкты, традиционно изображается смешиванием горячей и холодной воды. Как и другие добродетели, она изображена сидящей на большом мраморном троне с "широкоугольной" перспективой. Знак в драпировке чрезвычайно сложен и энергичен, выглядит массивным и насыщенным, как в металлической чеканке. Внимание к декоративным деталям, таким как пол, имитирующий восточный ковер, а также кувшин и таз, усыпанные драгоценными камнями, обозначают традиции фламандской живописи, которая в те годы во Флоренции была живее, чем когда-либо, благодаря непосредственной доставке работ из Фландрии и Северной Европы.
5.

Вера (Пьеро дель Поллайоло, ок. 1470). Темпера по дереву. Олицетворение Веры имеет вид образованной молодой женщины, обращающей взор к небу, то есть к Богу, поднимающей правой рукой чашу Евхаристии, прикрытую диском, а в левой руке держащей распятие. В этой работе художник демонстрирует необыкновенную виртуозность в изображении предметов ювелирного дела, вдохновленных самой изысканной и драгоценной церковной утварью, использовавшейся в XV в.
6.

Любовь (Милосердие, Благотворительность) (Пьеро дель Поллайоло, ок.1469-1470). Темпера по дереву. Любовь — одна из трех главных добродетелей христианства наряду с Верой и Надеждой, причем главная из них. Христианская церковь учит, что любовь — это и любовь к Богу и одновременно любовь к ближнему, причем вторая без первой мало чего стоит. Аллегория Милосердия представляет собой образ молодой женщины, кормящей грудью ребенка, что указывает на милосердие к другим и держит пламя между пальцами, символ любви Божией. Женщина сидит на троне в нечетком окружении, но ограниченном мраморными зеркалами классического вдохновения. Прямой свет, идущий справа, моделирует объемы и подчеркивает искусную передачу золотой парчи мантии и бархата женского платья.
7.

Надежда (Пьеро дель Поллайоло, ок. 1470). Темпера по дереву. Надежда выглядит как молодая женщина, одетая в зеленое, которая молится, глядя в небо. В отличие от других добродетелей, она не имеет других атрибутов, но экстатическое лицо женщины, вверяющей себя Богу, достаточно объяснимо.
8.

Справедливость (Правосудие) (Пьеро дель Поллайоло, ок.1469-1470). Темпера по дереву. Наряду с Мужеством, Умеренностью и Благоразумием, Справедливость была одной из главных добродетелей, необходимых человечеству для праведной жизни. Справедливость сидит на троне, держа меч острием вверх и удерживая на коленях земной шар. Одежда, состоящая из элегантного золототканого одеяния и серо-зеленого плаща, также включает в себя слева элементы доспехов — наплечник и коутер. Иконографическая типология вооруженного правосудия была создана в XIV в., возможно, с целью подтвердить принцип неотвратимости наказания как гарантии мира и хорошего управления или указать на правильное осуществление власти. Земной шар, вероятно, намекает на контекст, в котором Справедливость призвана осуществлять свою власть, напоминая о функциях судебной власти.
9.

Благоразумие (Пьеро дель Поллайоло, ок. 1470). Темпера по дереву. Молодая женщина, сидящая на скамейке, держит зеркало, отражающее ее образ, а в другой руке держит змею. Она является олицетворением Благоразумия, добродетели, указывающей на способность выбирать добро и действовать мудро. Змея отсылает к отрывку из Евангелия от Матфея "Берегитесь, как змеи", а зеркало — помощник познания. Несмотря на повторяющийся рисунок композиций, каждая из Добродетелей сидит в разной позе, а декоративные детали мраморной архитектуры отличаются в каждой сцене.
10.

Св. Винсент, св. Иаков и св. Евстахий (Алтарь кардинала Портогалло) (Антонио дель Поллайоло и Пьеро дель Поллайоло, 1466-1467). Масло по дереву. Этот алтарный образ когда-то украшал погребальную часовню кардинала Иакова Португальского в церкви Сан-Миниато-аль-Монте. Три святых изображены на фоне обширного пейзажа, на видном месте которого в центре на переднем плане изображен апостол св. Иаков Великий. Посох, который он несет, и шляпа у его ног, украшенная ракушками, — атрибуты паломников, отправившихся в сантьягский собор, чтобы поклониться мощам апостола. Слева изображен диакон св. Винсент с книгой Священного Писания и мученической пальмой, останки которого хранятся в Лиссабоне, покровителем которого он является. Завершает композицию мученик св. Евстахий, выглядящий как воин с мечом, привязанным к боку, в соответствии с традицией, согласно которой до обращения в христианство он был доблестным римским вождем. Братья Поллайоло тщательно передают текстуру тканей и драгоценных камней, в то время как пейзаж на заднем плане демонстрирует фламандское влияние. Рама картины во многом оригинальна.
11.

Портрет Галеаццо Марии Сфорца (Пьеро дель Поллайоло, 1471). Темпера по дереву. Этот портрет был написан в ознаменование визита во Флоренцию Галеаццо Марии Сфорца в 1471 г., чтобы укрепить политический союз с Лоренцо Великолепным. На однородном темном фоне Сфорца изображен повернутым на три четверти вправо, в спонтанной позе. Волосы волнистые, как вспоминают источники, он любил их укладывать, нос с горбинкой, подбородок ярко выражен, выражение лица гордое и решительное. Платье французское, с французской лилией на синем фоне — геральдической привилегией, предоставленной ему после женитьбы на Боне Савойской. На шее он носит золотую цепочку с красным драгоценным камнем в форме сердца. Портрет когда-то принадлежал Лоренцо Великолепному, который, возможно, даже заказал его.
12.

Портрет леди (Пьеро дель Поллайоло, ок. 1480). Темпера по дереву. Личность этой молодой женщины, чьи волосы, драгоценности и платье художник изобразил очень тщательно, так и не установлена. Молодая женщина изображена с очень прямым бюстом, повернутым влево, и безмятежно смотрит перед собой. Цвет лица нежно-розовый и контрастирует с богатой искусственностью прически и платья, где каждая деталь описана очень подробно. Волосы собраны в так называемую прическу "веспайо" с подвеской из жемчуга, в центре которой находится эффектная тиара с драгоценными камнями, которая удерживает волосы в изысканном пучке, заворачивающемся за шею и удерживающем прозрачную вуаль, закрывающую уши. На шее у нее висит нитка жемчуга с золотым кулоном, украшенным рубином и другими жемчужинами. Платье, к которому прикреплена очень богатая, тщательно описанная брошь (также виден рельефный ангел, увенчивающий красный драгоценный камень в центре, окруженный тремя белыми жемчужинами), характеризуется съемными рукавами из парчи, которые были самой драгоценной частью платья. Остальная часть бюста покрыта темно-красным бархатом, краска для которого производилась во Флоренции. Точное описание этих деталей демонстрирует, что изначально произведение было призвано удостоверить высокий социальный статус, а также красоту девушки.
13.

Геракл и гидра (Геркулес и гидра). Геракл и Антей (Геркулес и Антей) (Антонио дель Поллайоло, ок. 1475-1478). Темпера по дереву. Обе картины рассказывают истории двенадцати подвигов Геракла. Вторым подвигом было убийство Лернейской гидры, чудовища с девятью змеиными головами. Поллайоло написал только две головы гидры, еще одна уже отрубленная валяется на земле. Лагерь героя на уходящем вдаль пейзаже по фламандскому обычаю изображен с высоты птичьего полета для того, чтобы сделать фигуры на переднем плане огромными, абсолютными главными героями сцены. Геракл с силой выгибается к монстру, крепко удерживая одну из его голов рукой, а другой поднимает дубинку, чтобы ударить ее. Шкура Немейского льва, прикрывающая голову капюшоном и завязанная на талии, раздувается ветром, создавая полукруг, в котором возвышается напряженная фигура великана. Гераклу пришлось сражаться в Ливийской пустыне с гигантом Антеем, сыном Посейдона, бога моря, и Геи, богини земли. Антей бросал вызов всем прохожим, убивая их и собирая их черепа, чему способствовала непобедимая сила, которую мать-земля давала ему при простом контакте. Чтобы победить его, Геракл был вынужден поднять его, лишив источника силы и превратив в простого человека, которого затем было легко победить. Поллайоло изобразил два тела, выгнутых в противоположных направлениях, при этом конечности и направление взгляда образуют силовые линии, разорванные под острым углом, которые затем расширяются в разных направлениях, передавая ощущение драматического движения.
14. Две панели немного отличаются в размерах (17×12 и 16×9 см соответственно), что особо заметно в пропорциях

Зал Боттичелли [10-14, A11-12]
Несомненно, это один из самых привлекательных залов во всей галерее Уффици, где выставлены две самые почитаемые и ценимые картины всех времен: "Рождение Венеры" и "Весна" Боттичелли. Эти картины не только передают изысканную атмосферу Флоренции того периода, когда они были написаны (ок. 1482-1484), но и нежную красоту главных героев, особенно Венеры, ставшей, безусловно, иконой женской красоты. В зале также представлено множество других замечательных картин Боттичелли, среди которых "Поклонение волхвов", где мы легко узнаем портреты некоторых членов семьи Медичи и даже портрет самого Боттичелли! Еще одна огромная картина, которую можно увидеть в этой комнате, — это "Триптих Портинари" фламандского художника Хуго ван дер Гуса. Какая разница по сравнению со стилем Боттичелли!

Благовещение Честелло. Христос — муж скорби (в пределле) (Сандро Боттичелли, ок. 1489-1490). Темпера по дереву. Эта картина была написана по заказу менялы Бенедетто ди сер Франческо Гварди для его семейной часовни в церкви Санта-Мария-Маддалена в 1489 г. В простую строгую комнату с терракотовым клетчатым полом и с дверью, обрамленной лепной каменной рамой, позволяющей увидеть сад hortus conclusus (https://ru.wikipedia.org/wiki/Hortus_conclusus) и нежный фламандский речной пейзаж, только что прибыл Архангел, что демонстрирует легкая прозрачная пелена, еще не успокоившаяся после полета. Ангел отвлекает Марию от чтения книги на аналое, что видно в напряженном обмене взглядами и жестами. Ангел держит в руках большую белую лилию — типичное подношение Богородице, символизирующее ее чистоту. Некоторые исследователи считают, что на создание лица Мадонны Боттичелли был вдохновлен образом Симонеттой Веспуччи. По сравнению с фреской "Благовещение", написанной Боттичелли примерно десятью годами ранее, эта композиция более строгая и наполнена духовным напряжением, которое, возможно, отражает влияние проповедей фра Джироламо Савонаролы. Картина имеет оригинальную раму, расписанную внизу гербами заказчика и фигурой Христа — мужа скорбей. По бокам пределы две надписи на латыни, взятые из Евангелия от Луки, намекающие на воплощение Сына Божия во чреве Марии.
15.

Мадонна с младенцем и св. Иоанном Крестителем, св. Марией Магдалиной, св. Космой, св. Дамианом, св. Франциском и св. Екатериной Александрийской (Алтарь Сант-Амброджо) (Сандро Боттичелли, 1468-1470). Темпера по дереву. Первый известный алтарный образ Боттичелли обнаруживает влияние его мастера фра Филиппо Липпи, прежде всего в чертах св. Марии Магдалины слева с сосудом для умащения мертвого тела Христа и св. Екатерины Александрийской справа с шипованным колесом ее мученичества. Св. Косма и св. Дамиан, два христианских врачевателя, принявшие мученическую смерть при римском императоре Диоклетиане в III в. и часто изображаемые на работах, выполненных по заказу семьи Медичи, преклоняют колени перед троном. Фигура девы Марии напоминает аллегорию Мужества с таким же линейным напряжением, которое проходит через драпировку и в конечном итоге дематериализует телесность фигуры, настолько, что она, вместо того, чтобы казаться сидящей, выглядит как будто на плоскости перед троном. Запрестольный образ перенесен из церкви Сант-Амброджо.
16.

Мадонна в розовом саду (Сандро Боттичелли, ок. 1470). Темпера по дереву. Эта картина, названная в честь цветов на заднем плане композиции, является работой молодого Боттичелли, в которой все еще видно влияние Андреа дель Верроккьо. Мадонна в задумчивой позе держит Младенца на коленях под лоджией с колоннами, поддерживающими круглую арку с кессонами, обрамляющую голову Богородицы и повторяющую изогнутый профиль панели. Позади Марии находится сад, в котором особенно выделяются цветы роз; внизу пол с мраморными зеркалами демонстрирует мастерство художника в технике перспективы. Розы символизируют один из титулов Богоматери — rosa mystica; гранат, который Мария держит в руке и который вкушает Младенец, символизирует плодородие и царственность, а также, из-за красного цвета плода, кровь Страстей.
17.

Благовещение (Сандро Боттичелли, 1481). Фреска. Эта настенная роспись была создана в лоджии больницы Сан-Марино алла Скала, почтенного учреждения, принимавшего сирот. Боттичелли написал ее в 1481 г., незадолго до своего отъезда в Рим. Сюжет обращения архангела Гавриила к Деве Марии происходит во дворце эпохи Возрождения с видом на сад, закрытый в конце зубчатой стеной. Портик, через который появляется архангел Гавриил, ведет в комнату Марии. Позади Богородицы находится высокая деревянная кровать, окруженная сундуками и закрываемая занавеской, показанной здесь сдвинутой в сторону. Таким образом, обстановка дает нам некоторую полезную информацию о моде на мебель в благородных дворцах эпохи Возрождения, включая драгоценные ковры, такие как тот, на котором Мария изображена стоящей на коленях. На картине выделяется бодрый облик Ангела, скользящего в пышных одеждах и с лилией, согнутой ветром приземления, — подношением чистоте Марии. Жест Марии, столь религиозно-покорный, кажется, предвосхищает некоторые фигуры позднейшей деятельности, вдохновленные мистицизмом Савонаролы.
18.

Мадонна с младенцем во славе и серафимом (Сандро Боттичелли, около 1470). Темпера по дереву. Богородица восседает в мандорле, эмблеме славы, образованной множеством серафимов, как будто в видении небес. Работа характеризуется резкой светотенью, не лишенной графических пассажей, что демонстрирует временную приверженность молодого художника пути Верроккьо, у которого он, возможно, был помощником в мастерской во время его обучения. Типология Младенца, однако, уже вполне боттичелевская, в отличие от стилистически близкой Мадонны розового сада, с хорошо округленными формами и выражением легкой меланхолии, что как бы дает ему осознание своей сакральности. Фигура Марии вытянута и свободна в суставах, гораздо больше, чем в работах Филиппо Липпи. Изящный овал лица Марии отсылает к утонченной идеальной красоте Липпи, в которой преобладает контурная линия.
19.

Весна (Сандро Боттичелли, ок. 1480). Темпера по дереву. На этой картине, обычно известной как "Примавера" ( "Весна"), изображены девять фигур из классической мифологии, идущих по цветущей лужайке в роще апельсиновых и лавровых деревьев. На переднем плане справа Зефир обнимает нимфу по имени Хлорис, прежде чем взять ее; затем она изображается после превращения во Флору, богиню весны. В центре картины доминируют богиня любви и красоты Венера, целомудренно одетая и стоящая немного в стороне от остальных, и Купидон с завязанными глазами, выпускающий свою стрелу любви. Слева изображены танцующие в круге три Грации, второстепенные богини с добродетелями, подобными Венере. Завершает композицию Меркурий, посланник богов, узнаваемый по шлему, кадуцею и крылатым сандалиям, который касается посохом облака. Хотя общее значение композиции по-прежнему окутано тайной, картина, несомненно, является празднованием любви, мира и процветания. Боттичелли тщательно воспроизвел 138 различных видов растений. В конце XV в. картина хранилась во дворце во Флоренции, принадлежащем двоюродным братьям Лоренцо Великолепного.
20.

Рождение Венеры (Сандро Боттичелли, ок. 1485). Темпера по холсту. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (в греческой мифологии Афродиты). Обнаженная богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки или морского гребешка, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлорис дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. Боттичелли черпал вдохновение в моделях классической античности для скромной позы Венеры, пытающейся прикрыть свои прелести длинными светлыми волосами.
21.

В позе Венеры очевидно влияние античной скульптуры. То, как она опирается на одну ногу, линия бедра, целомудренный жест рукой и сами пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном еще Поликлетом и Праксителем. В целом иконография картины следует классическому типу Венеры Целомудренной — типу статуи Венеры, изображающей богиню обнаженной или полуобнаженной перед или после купания, входящей или выходящей из воды (тип Афродита Анадиомена) и стеснительно прикрывающей одной рукой лоно, а другой грудь.
22. Специальный рельеф "Рождение Венеры" для слабовидящих в Уффици

Портрет молодого человека с медальоном в руках (Сандро Боттичелли, ок. 1475). Темпера по дереву; позолоченная лепнина. В оформлении картины использован уникальный для эпохи Возрождения прием — в доске находится круглая ниша, куда вставлена пастилья — вылепленная из гипса и покрытая золотой краской точная копия медали, отлитой около 1465 г. в честь смерти Козимо Старшего, выдающегося политика и мецената из рода Медичи. Существует несколько версий касательно имени человека, изображенного на картине, по одной из которых сам Сандро Боттичелли, так как существует определенное сходство юноши и самого художника, каким он изобразил себя на картине "Поклонение волхвов".
23.

Алтарь Сан-Барнабы (Мадонна с младенцем на троне вместе со святыми) (Сандро Боттичелли, ок. 1487-1488). Темпера по дереву. Картина, написанная, вероятно, по заказу Гильдии врачей и аптекарей, ранее украшала церковь Сан-Барнаба. Святое собеседование происходит вокруг высокого мраморного трона Богородицы с Младенцем, на котором находится раковина, символ Марии/новой Венеры, и балдахин, откинутый двумя ангелами. Двое других ангела показывают Младенцу символы Страстей, такие как терновый венец и три гвоздя Креста. У Марии милый и ласковый образ, слегка вытянутый и длинноногий, как в "Мадонне Барди", с резкими чертами, придающими ей аскетический характер, в котором можно прочитать признаки мистического кризиса, постепенно поразившего художника после приезда Савонаролы во Флоренцию. Ниже, на полу из мраморных дисков, заметно укороченных в перспективе, изображены шесть святых, разделенных на две группы по три человека. Слева св. Екатерина Александрийская с зубчатым колесом, которым она подверглась пыткам перед обезглавливанием, св. Августин, пишущий исповеди, и св. Варнава с Евангелием от св. Матфея и оливковой ветвью, которой он умиротворил первых апостолов. Справа св. Иоанн Креститель, св. Игнатий Антиохийский с сердцем в руке, которое изъяли у него мучители, обнаружившие внутри золотыми буквами имя Христа, и св. Архангел Михаил. Своеобразием выделяются исхудавшая фигура Крестителя и идеальная юношеская красота св. Михаила в доспехах. Алтарный образ оборудован пределлой с Пьетой и сценами из жизни святых, изображенных на алтаре. Из семи оригинальных панелей пределы сохранились только четыре: "Видение св. Августина в детстве", "Пьета" (Христос в милости), "Саломея с головой Крестителя" и "Извлечение сердца св. Игнатия".
24.

Мадонна с гранатом (Сандро Боттичелли, ок. 1487). Темпера по дереву. Сидя на коленях у своей матери, Младенец Христос сжимает гранат, фрукт с множеством символических значений, красные семена которого напоминают о крови, пролитой Иисусом ради спасения человечества. Два ангела несут лилии и розы — цветы, традиционно связанные с Марией и ее девственностью. Ангел слева одет в мантию и палантин, вышитый молитвой "Ave Maria Gratia Plena". Сверху разветвляется светящийся ореол, эманация божественной благодати. Картина Боттичелли до сих пор находится в своей оригинальной раме, что является довольно исключительным обстоятельством для столь древнего произведения. Изготовленный из резного, позолоченного и крашеного дерева, он украшен по окружности золотыми лилиями на синем фоне. Искусно изготовленная во флорентийской мастерской опытными мастерами по дереву, она приписывалась Джулиано да Майано и Джулиано да Сангалло.
25.

Мадонна Магнификата (Мадонна с Младенцем и пятью ангелами) (Сандро Боттичелли, ок. 1483). Темпера по дереву. Тондо изображает Коронование Богоматери двумя ангелами в облике прекрасных отроков. Три других ангела держат перед Ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima Mea Dominum (Величит душа Моя Господа). В истории изобразительного искусства и западноевропейской иконографии принята итальянская форма термина "Магнификат" ("Маньификат"). На коленях Марии восседает младенец Иисус, a в левой руке Мадонна держит плод граната, как и в другом известном тондо Боттичелли, "Мадонна с гранатом". Красный сок плода граната в христианской иконографии — символ пролитой крови Спасителя, искупительной жертвы, воскресения к новой жизни, крови мучеников, пролитой за веру, а зерна граната — символизируют единение верующих в лоне Церкви. Светлые волосы Богородицы с ярко-золотой отделкой покрыты прозрачным покрывалом под богато украшенным мафорием, а прически и одежда ангелов основаны на моде, которой следовали отпрыски богатых флорентийских семей конца XV в. Оригинальность работы в сочетании с утонченной элегантностью одежды и прически, а также грацией сосредоточенного выражения лица Марии с годами принесли известность изобретению Боттичелли, чьи фигуры воплощают идеал красоты. Рама из резного и позолоченного дерева оригинальная.
26.

Св. Августин в своем кабинете (Сандро Боттичелли, ок. 1490-1495). Темпера по дереву. Предназначенная для личного поклонения, эта картина изображает святого, пишущего в уединении своего кабинета, который искусно передан в перспективе и с тщательным вниманием к деталям в изображении его мощной классической архитектуры. Святой сидит на скамейке, приподнятой помостом, где он пишет и читает. Рядом с ним встроенный шкаф, полный томов, а слева дверь. Динамический элемент, всегда присутствующий в работах Боттичелли, придает задернутый занавес, который скользит по шесту, закрепленному на высоте линии импоста арки. В архитектуре изображен цилиндрический свод с кессонами над выступающим карнизом, образующим круглую арку с кольцом, украшенным скульптурным гирляндой. Медальоны по бокам арки представляют собой фальшивые барельефы в растительных гирляндах, на которых изображены два персонажа в профиль в стиле изображений римских императоров, а люнет на заднем плане украшен Мадонной с Младенцем. Обрывки бумаги, разбросанные по полу у ног святого, призваны передать сложность перевода божественного вдохновения в слова.
27.

Паллада и кентавр (Сандро Боттичелли, ок. 1482-1485). Темпера по холсту. Ученые чаще склонны отождествлять молодую женщину в доспехах и с алебардой с богиней мудрости Афиной Палладой, которая изображена удерживающей кентавра, олицетворение диких инстинктов человечества. По другой версии, главная героиня картины — Камилла, дева-воительница, погибшая в бою, защищая страну, являясь прекрасным примером целомудрия. Платье молодой женщины украшено перекрещивающимися бриллиантовыми кольцами, хорошо известным символом семьи Медичи. Ее лицо окружено побегами растений, возможно, оливы, посвященной Палладе, или мирта, растения, связанного с Камиллой. Картина внесена в составленную в 1498 г. опись имущества флорентийской резиденции Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, той самой резиденции, в которой когда-то висела "Весна" Боттичелли.
28.

Клевета (Сандро Боттичелли, ок. 1495). Темпера по дереву. Эта картина вдохновлена картиной древнегреческого художника Апеллеса, известной по литературным источникам. Сложная иконография точно воспроизводит оригинальный эпизод, помещая его в грандиозный зал, богато украшенный мраморными и золотыми рельефами и переполненный аллегорическими персонажами. Внутри ниш расположены полноразмерные статуи библейских фигур и классической античности: за троном Мидаса можно узнать Юдифь с головой Олоферна и рыцаря, возможно, царя Давида, в центральной нише. Картину следует читать справа налево. Царь Мидас, узнаваемый по ослиным ушам, как аллегория Глупости в образе плохого судьи восседает на троне, поучаемый Невежеством и Подозрением. Перед ним стоит Злоба, похожий на воина мужчина в коричневом капюшоне, покрытый лохмотьями, который за руку держит очень красивую женщину Клевету. Волосы Клеветы уложены Мошенничеством и Коварством. Клевета за волосы тащит к царю на суд беспомощного обвиняемого, а в другой руке держит не проливающий свет факел — символ ложного знания. Старуха слева в черном одеянии — Покаяние, а последняя обнаженная женская фигура — Истина, взгляд которой обращен к небу, как бы указывая на единственный истинный источник справедливости. Это была последняя работа Боттичелли на аллегорико-мифологическую тематику, зарекомендовавшего себя как необыкновенный рассказчик и интерпретатор сложных понятий.
29.

Алтарь Сан-Марко (Коронация Богородицы с ангелами и святыми) (Сандро Боттичелли, ок. 1489-1490). Темпера по дереву. Работа происходит из часовни Сант-Ало на контрфасаде слева от входа в церковь Сан-Марко, где она была заказана Гильдией шелка, в которую входили ювелиры, ок. 1488 г. и во всяком случае не позднее 1490 г. "Ало" или "Эло" было ничем иным, как флорентийским народным именем св. Элигия, изображенного на алтаре, который был покровителем златокузнецов, чеканщиков и ювелиров. Произведение разделено на два регистра: нижний земной, со св. Иоанном Богословом, св. Августином, св. Иеронимом и св. Элигием, и верхний, небесный, с коронованием Богоматери на основании из цветных облаков. Мадонну окружают двенадцать ангелов в сжатых иерархических пропорциях, четверо из которых рассыпают белые и красные розы (цветы Марии, символизирующие чистоту и жертвенность) и двойной ряд херувимов и серафимов. В пяти сюжетах пределлы общим размером 21×268 см показаны сцены из житий изображенных выше святых и Благовещение: св. Иоанн Богослов на Патмосе, св. Августин в своем кабинете, Благовещение, кающийся в пустыне св. Иероним и чудо св. Элигия
30.

Диптих "Истории Юдифи" (Сандро Боттичелли, ок. 1472). Темпера по дереву. Считается, что диптих, обычно датируемый 1472 г., был подарен художником и скульптором Ридольфо Сиригатти великой герцогине Бьянке Каппелло, которая хранила его в позолоченной и резной раме, позже утерянной. Диптих состоит из двух небольших (31×25 см) панелей: "Обнаружение обезглавленного тела Олоферна" и "Возвращение Юдифи в Ветилую". Молодая вдова Юдифь, чтобы защитить свой город Ветилую, который осадил ассирийский полководец Олоферн, притворилась, что хочет сотрудничать с военачальником и влюбила его в себя. Вечером она напоила воина, а когда добралась до шатра, обезглавила спящего Олоферна. Первая сцена происходит в шатре Олоферна и показывает, как его сановники в ужасе обнаруживают обезглавленный труп в постели; на второй изображена Юдифь, уверенно идущая к своему городу, за ней следует служанка, держащая отрубленную голову в корзине, накрытой простыней. Диптих входит в число самых известных в мире ранних повествовательных сцен Боттичелли и демонстрирует замечательную способность художника описывать события с уверенным обращением к основным элементам.
31.

Три архангела и Товия (атр. Франческо Боттичини, ок. 1470-1475). Темпера по дереву. Картина происходит из капеллы Каппони базилики Санто-Спирито. На ней картине изображены (слева направо) архангелы Михаил в кирасе с мечом, готовый сразиться с демоном, Рафаил, ведущий за руку юного Товия, держащего в руке рыбу, чтобы исцелить своего больного отца, и Гавриил, который держит в руке белую лилию, которую он поднес Мадонне во время Благовещения. Картина, чья атрибуция спорна и была объектом многочисленных споров, демонстрирует влияние Верроккьо, Поллайоло и Боттичелли.
32.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.