Флоренция. Галерея Уффици. Часть 3

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого "великого переселения". Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.

Зал пламенеющей готики [5-6, A7]
В сдвоенном зале 5-6 представлены работы разных художников, не только выходцев из Тосканы, чей стиль можно определить как интернациональную готику. Период творчества этих художников можно отнести к концу XIV — началу XV в. Великолепным примером этого стиля является "Поклонение волхвов" Джентиле да Фабриано, художника родом из итальянского региона Марке. Джентиле за свою жизнь много путешествовал и однажды во Флоренции Палла Строцци, богатый флорентийский банкир, попросил его написать "Поклонение волхвов". В этой чудесной картине мы можем уловить типичную атмосферу интернациональной готики: широкое использование золота и сказочную обстановку эпизода из Библии. Еще одна великолепная картина, которую можно увидеть в этих залах, — "Коронование Богородицы" Лоренцо Монако, еще один выдающийся пример куртуазной элегантности этого периода.

Поклонение волхвов (Джентиле да Фабриано, 1423). Темпера и золото по дереву. Заказанный Паллой Строцци для его семейной часовни в ризнице церкви Санта-Тринита, этот алтарный огромный образ (303×282 см), подписанный и датированный маем 1423 г., без сомнения, является шедевром Джентиле, благодаря использованию листового металла, позолоченной пастильи и дорогостоящих пигментов. В конце долгого путешествия волхвы предстают перед Мессией, только что пришедшим в мир, ведомым звездой-кометой, и падают ниц к ногам Святого Семейства, предлагая драгоценные дары. Одетые в необычайно богатые и модные одежды, волхвы сопровождаются многонациональной процессией, в которую входят и экзотические животные, что предполагает их происхождение с Дальнего Востока. Путешествие волхвов от наблюдения звезды кометы до остановки во дворце царя Ирода и до возвращения на родину повествуется в трех отдельных эпизодах на заднем плане композиции, гармонирующих с горным пейзажем горизонта, но визуально разделен тремя арками карниза. Алтарный образ с великолепной столярной работой, украшенной росписью цветами на боковых столбах, завершается пределлой с историями из детства Христа: слева — "Рождество Христово", "Бегство в Египет" и "Сретение в храме". Панно с изображением "Сретения в храме" в пределле является современной копией с оригинала, который сейчас находится в Лувре. В пинаклях изображены " Благословляющий Спаситель", "Благовещение" и пророки Иезекииль, Михей, Моисей, Царь Давид, Варух и Исайя. В центре картины мужчина с соколом в руке, в самом богатом после волхвов одеянии, — заказчик Палла Строцци, а рядом с ним смотрит в сторону зрителя, вероятно, его первенец Лоренцо.
3.

Поклонение волхвов (Лоренцо Монако, ок. 1420). Темпера и золото по дереву. Этот алтарь, с его яркими красками и сказочной аурой, является одной из поздних работ Лоренцо Монако. Первоначально помещенная в трехарочную раму, увенчанную шпилями, картина во второй половине XV в. в соответствии со вкусом эпохи Возрождения получила прямоугольную форму благодаря добавлению панно с изображением Благовещения и двух пророков флорентийского художника Козимо Росселли. По всей вероятности, изначально алтарь также был оборудован пределлой. Слева изображен вертеп в архитектуре, демонстрирующей отказ Лоренцо от современного введения геометрической перспективы в искусстве. Мадонна в темно-синем одеянии с тремя звездами (символами девственности) сидит на камне и показывает зрителям Младенца Христа. Св. Иосиф сидит в левом нижнем углу и смотрит вверх. Центральную и правую сцены занимает процессия волхвов. В отличие от евангельской традиции, все они изображаются не стариками, а людьми трех разных возрастов, символизирующими возрасты человека. Среди их последователей есть представители самых разных национальностей, от мавров до татар, а также такие животные, как гончие и верблюды.
4.

Пределла с историями св. Петра (Джованни ди Марко, известный как Джованни даль Понте, ок. 1430). Темпера на панно. На панелях изображены следующие истории: "Освобождение св. Петра из тюрьмы"; "Св. Петр на кафедре"; "Мученичество св. Петра". По краям написаны четыре пары святых. Панели были частью пределлы и каркаса разобранного алтаря, который в XVIII в. находился в церкви Сан-Пьер-Скераджо, на месте первого этажа здания Уффици. Написанные флорентийским мастером поздней готики Джованни даль Понте, эти картины демонстрируют сильное влияние искусства Мазаччо.
5.

Коронование Богородицы, святые и ангелы (Лоренцо Монако, 1414). Темпера по дереву. Это крупнейшая (506×447,5 см) работа мастера и, вероятно, самая известная. Ее считают шедевром флорентийской поздней готики. Сцену коронования Лоренцо разместил в едином пространстве с предстоящими святыми: все они опираются на синюю дугу со звездами, которая символизирует семь небесных сфер в соответствии со средневековыми представлениями об устройстве Вселенной. Деву Марию и Христа окружают 16 ангелов, один из которых играет небесную музыку на портативном органе. Полиптих был исполнен для камальдульского монастыря Санта Мария дельи Анджели, где художник был братом по монашеской общине, поэтому среди предстоящих святых изображен основатель камальдульской ветви Бенедиктинского ордена св. Ромуальд (в белой одежде справа) рядом с которым св. Иоанн Богослов и св. Андрей. На левой стороне в белой одежде представлен основатель Бенедиктинского ордена св. Бенедикт, рядом с ним св. Петр с ключом и св. Иоанн Креститель. В верхних пинаклях "Благословляющий Христос" и "Благовещение", в боковых пилястрах изображения святых и пророков. В пределле "Рождество Христово" и "Поклонение волхвов" в центре и рассказы о св. Бенедикте (по бокам). Дата "февраль 1413" на надписи на самом деле "февраль 1414", потому что во Флоренции год начинался 25 марта, в праздник Благовещения.
6.

Полиптих св. Бенедикта (Никколо ди Пьетро, 1415-1420). Темпера по дереву. "Св. Бенедикт чинит сломанное сито". Картина иллюстрирует эпизод из детства св. Бенедикта, в котором с ранних лет раскрывается святость основателя западного монашества. Ребенок изображен благословляющим терракотовое сито, которое случайно разбилось, упав на землю. По молитвам св. Бенедикта решето снова чудесным образом стало целым. Действие происходит во дворце, имеющем черты позднеготической архитектуры северной Италии, с лоджиями и балконами, мраморной резьбой, арками-трилистниками, деревянными кессонными потолками в интерьерах. "Св. Бенедикт изгоняет дьявола из одержимого монаха". Это история монаха, который вместо молитвы отвлекся на другие занятия из-за дьявола. Св. Бенедикт несколько раз ударил его жезлом, как показано на картине, на которой святой помещает тонкую палку на голову коленопреклоненного монаха, освобождая его от присутствия дьявола. Действие эпизода происходит внутри церкви, перед алтарем, увенчанным триптихом с изображением Искупителя и двух святых, перед которым с потолка свисает лампада. "Св. Бенедикт пьет отравленное вино". Св. Бенедикт, призванный руководить монастырем, сидит за столом вместе с двумя монахами, одетыми, как и он, в черный хитон и воротник, характерные для основанного им монашеского ордена. Св. Бенедикт благословляет чашу с отравленным вином, поданную ему элегантно одетым мирянином, голова которого покрыта зеленой шляпой. Накрытый стол и изысканная одежда пажа, возможно, намекают на расслабленные обычаи, которым следовали монахи до прибытия св. Бенедикта, который восстанавливает строгие правила ордена и по этой причине переносит попытку отравления, организованную монахами. Стекло чудесным образом разобьется, столкнувшись с благословением святого.
7.

Эти три работы принадлежат к серии историй из жизни св. Бенедикта, вдохновленных второй книгой четырехтомника "Диалоги", написанного св. Григорием Великим. В состав полиптиха также входит панно "Победа св. Бенедикта над страстями", которое сейчас выставлено в музее Польди-Пеццоли в Милане.
8. Панно "Победа св. Бенедикта над страстями"

Истории из жизни святых отцов в пустыне (Фиваида) (фра Беато Анджелико, ок. 1420). Темпера по дереву. Фиваида относится к изображению скалистого ландшафта, на котором группа монахов занимается различными видами деятельности, связанными с их молитвенной жизнью и аскетизмом. Этот термин произошел от сборника текстов, повествующих о жизни святых в пустыне, в которых рассказывается о монахах, которые в первые века христианства уходили в пустыню вокруг египетского города Фивы, чтобы молиться и вести аскетический образ жизни. Эта тема была особенно популярна во Флоренции в XV в., когда она изображалась на деревянных прямоугольных панелях. Панно в Уффици является единственным полностью неповрежденным примером "Фиваид". В пейзаже многочисленные сцены из легендарных житий различных святых, в том числе св. Онуфрия и св. Антония, чередуются со сценами повседневной жизни — святой, черпающий воду из колодца, святой верхом на олене и группа, несущая старца на носилках. В пышном пейзаже доминирует река, впадающая в море, берег наполнен деревьями, что является метафорой духовного сада, где будут процветать добродетельные аскеты.
9.

Св. Мария Магдалина, св. Николай Барийский, св. Иоанн Креститель и св. Георгий (Полиптих Кваратези) (Джентиле да Фабриано, 1425). Темпера по дереву. Эти панели принадлежали к полиптиху, датированному маем 1425 г., заказанному семьей Кваратези для главного алтаря церкви Сан-Никколо-Ольтрарно. В пинаклях изображены Благовещение, св. Франциск и св. Доминик, а также ангелы и херувимы.
10.

Центральная панель, изображающая "Мадонну с младенцем и ангелами", сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне, в то время как пределла с историями св. Николая теперь разделена между Ватиканской Пинакотекой и Национальной галереей искусства в Вашингтоне.
11. Центральная часть полиптиха

Распятие Христа (Аньоло Гадди, 1390-1396). Темпера по дереву. Сцена разворачивается на двух регистрах: верхнем, где расположены распятия Христа и двух разбойников, и нижнем, переполненном персонажами. Среди рыцарей, солдат и простых людей, более или менее участвовавших в драме Распятия, мы можем узнать слева группу благочестивых женщин, держащих под крестом Деву Марию в обмороке, св. Магдалину и св. Иоанна, а также группу солдат.
12.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Смирения) (Мазолино, 1415). Темпера и золото по дереву. Дева Мария сидит на подушке на земле, согласно иконографической модели, известной как Мадонна смирения. Богородица кормит своего сына Иисуса, предлагая ему свою грудь, так что иконография Мадонны Смирения переплетается с иконографией Мадонны Млекопитательницы, согласно широко распространенному обычаю в тосканской живописи, особенно в XIV в. Обе модели подчеркивают привилегированную роль Марии как посредника между Богом и человечеством. Некоторое время панно владел Герман Геринг, но в 1954 г. благодаря усилиям Родольфо Сивьеро оно было возвращено итальянскому государству.
13.

Зал раннего возрождения [7, A8]
В этом зале выставлены шедевры раннего Возрождения. Мадонна с Младенцем и св. Анной (Мазолино и Мазаччо), датированная 1424 г., демонстрирует как древний стиль, связанный с готической традицией в том, как Мазолино изобразил св. Анну, так и более "современный" способ восприятия объема, узнаваемый в том, как Мазаччо рисовал Деву Марию. Картина, в которой мы можем очень хорошо понять типичную для той эпохи "смесь" между древним вкусом, связанным с готическим стилем, и новшествами, связанными с новой чувствительностью эпохи Возрождения, — это "Битва при Сан-Романо" (Паоло Уччелло), поскольку она показывает сказочную атмосферу, которая заставляет нас думать об интернациональной готике, а также широкое использование перспективы в очень новаторском ключе, типичном для эпохи Возрождения.

Прославление Богородицы с ангелами и святыми (Коронование Богородицы) (Фра Беато Анджелико, ок. 1431-1435). Темпера по дереву. На абстрактном золотом фоне, связанном со средневековой традицией, изображен миниатюрный рай, в центре которого происходит сцена коронования Богородицы Христом, подчеркнутая золотыми лучами, расположенными веером вокруг, символами божественного света. полученные с помощью особых гравюр на золоте. На самом деле это момент сразу после коронования, потому что на голове Богородицы уже находится диадема, к которой рука Христа, кажется, собирается добавить еще один драгоценный камень. Фра Анджелико удалось примирить традиционную средневековую "золотую основу" с натуралистической перспективой Возрождения. Ранее картина находилась в церкви Сант-Эгидио при больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции. Две панели "Брак Богородицы" и "Смерть Богородицы" сегодня находятся в Музее Сан-Марко. Среди святых на переднем плане справа узнаются св. Мария Магдалина, стоящая на коленях с распущенными длинными волосами, и св. Лусия, одетая в синее, с лампой в руках. С левой стороны коленопреклоненный св. Иероним в кардинальском одеянии, за ним следуют св. Доминик в черно-белом облачении и епископ Эгидий, чье имя написано золотом на воротнике.
14.

Мадонна с младенцем (Мадонна Казини, Мадонна щекотки) (Мазаччо, ок. 1426). Темпера и золото по дереву. Это небольшое панно (24,5×18,2 см) было заказано для сиенского юриста Антонио Казини, который был возведен в сан кардинала в 1426 г. Его герб с кардинальской шапкой изображен на обратной стороне панно. Мадонна держит спеленатого Младенца на руках и правой рукой благословляет его, подняв два пальца, но жест переходит в более привычный жест, возможно, щекотания, что вызывает смех Сына и заставляет его схватить запястье матери своей маленькой ручкой. Фон представляет собой слой золота, на котором выделяются тонко выгравированные нимбы. Однако лицо Марии серьезно, как того требовала иконография того времени, поскольку предполагало осознание трагической судьбы ее сына. Особым элементом является кулон из красного коралла на шее Ребенка, повернутый в игре боком. Это амулет апотропического значения очень древнего происхождения, который до сих пор широко распространен в качестве подарка новорожденным. Спонтанность и инновационная естественность группы "мать и дитя", являющейся продуктом гения Мазаччо, а также небольшой размер панно говорят нам о том, что оно предназначалось для частного использования.
15.

Мадонна с младенцем на троне (Фра Беато Анджелико, 1435). Темпера по дереву. Панно, изображающее традиционную тему Девы Марии, сидящей на троне с младенцем Иисусом на руках, было центром полиптиха, созданного для церкви Сан-Микеле Арканджело в Понтассиеве. Панно с Богородицей на троне лишено оригинальной рамы, но живописная поверхность имеет вверху заостренную арочную форму, что вместе с золотым фоном свидетельствует о сохранении в произведении элементов готической традиции. Фронтальность Мадонны придает священному образу торжественность, смягченную нежными объятиями Младенца, согласно древней византийской иконографии Божией Матери Елеусы, то есть выражающую умиление. Эта картина первоначально датировалась 1435 г. Богородица изображена с изяществом и торжественностью — двумя отличительными чертами искусства Фра Анджелико. Чистый, яркий свет моделирует тела фигур и усиливает как блеск ткани, так и яркость цветов.
16.

Битва при Сан-Романо (Паоло Уччелло, 1435-1440). Темпера по доске. Картина "Низвержение с коня предводителей сиенцев Бернардино делла Карда" является центральной частью цикла из трех картин, изображающих победу флорентийцев над сиенцами при Сан-Романо близ Пизы в 1432 г. Написанный по заказу Леонардо Бартолини для его резиденции во Флоренции, цикл позже был приобретен Лоренцо Великолепным. Первоначально он представлял собой единый фриз длиной в 9,5 м, помещенный высоко на стенах одной из комнат Палаццо Медичи. Ракурс тел и других объектов свидетельствует о необычайном мастерстве Паоло Уччелло в обращении с перспективой. Панно "Атака авангардом флорентийцев, возглавляемая кондотьером Никколо да Толентино" хранится в Лондонской национальной галерее, а "Отряд во главе с Микелотто Аттендоли да Котиньола приходит на помощь Толентино" — в Лувре.
17.

Мадонна с младенцем, св. Анной и пятью ангелами (Sant'Anna Metterza) (Мазолино и Мазаччо, ок. 1424-1425). Темпера по дереву. Меттерца (Анна втроем) представляет собой иконографическую типологию, в которой изображаются св. Анна с ее дочерью Девой Марией и внуком Иисусом Христом, то есть где подчеркивалось третье место святой в порядке важности. Это один из традиционных способов изображения св. Анны, пользовавшейся особым почитанием во Флоренции в XV в. Мария и ее сын Иисус делят трон с матерью Марии св. Анной. Считается, что Мазаччо, первый по-настоящему ренессансный художник Флоренции, написал фигуры Богородицы с Младенцем и ангела в зеленом одеянии благодаря их сильно объемным телам, прочно расположенным в нарисованном пространстве. Мазолино изобразил монашескую и суровую св. Анну, благословляющую дочь. Картина перенесена из церкви Сант-Амброджо.
18.

Алтарь Санта-Лючия-деи-Маньоли (Святое собеседование со св. Франциском, св. Иоанном Крестителем, св. Зиновием и св. Люцией) (Доменико Венециано, 1445-1447). Темпера по дереву. Большой образ украшал главный алтарь церкви Санта-Лючия-деи-Маньоли. Работа представляет собой один из старейших сохранившихся примеров tabulaquadrata et sine civoriis (квадратный без излишеств), предложенной Брунеллески, то есть современный алтарный образ без отсеков и без золотого фона, типичный для средневековых полиптихов. Исследователи описывали алтарь как "почти наверняка… первое настоящее Святое собеседование", или картину Богородицы с Младенцем и святыми в едином масштабе и в одном пространстве. Обстановка напоминает рамы с тремя стрельчатыми арками, колоннами и нишами в форме ракушек. Полихромный пол и архитектура, включая основание трона Мадонны, изображены с использованием перспективы — новшества, представленного в итальянском искусстве раннего Возрождения. Изображенные святые — св. Иоанн Креститель и св. Зиновий (покровители Флоренции), св. Люсия (титульная святая церкви, где находилась картина) и св. Франциск, который проживал в церкви по его прибытии во Флоренцию в 1211 г. Особенно богаты одежды и митра св. Зиновия, украшенные драгоценными камнями, жемчугом, золотыми бляшками и эмалями. Первоначально большая панель завершалась пределлой, состоящей из панелей с Благовещением (в центре) и историями святых ("Св. Франциск получает стигматы", "Св. Иоанн Креститель в пустыне", "Чудо св. Зиновия" и " Мученичество св. Люсии". В наши дни эти панели разделены между музеями Вашингтона, Берлина и Кембриджа.
19.

Мадонна смирения (Герардо Старнина, ок. 1405). Темпера по дереву. Мадонна Смирения — тема, дорогая флорентийскому искусству XIV и XV вв., продвигаемая нищенствующими орденами. Фактически Мария, символизирующая Церковь, сидит на земле, без престола, таким образом образно приближаясь к верующим. Работа, написанная вскоре после возвращения художника из поездки в Испанию, демонстрирует приятную знакомую интонацию между матерью и сыном, с любовным обменом жестами: объятия Марии, ласку подбородка Иисуса и хватание за вуаль Мадонны, типично детское действие, заимствованное из искусства XIV в., уже очеловечившего типичный жест византийского гликофилуса. Панно, изображающее Богородицу с младенцем, приписывается флорентийскому художнику Герардо Старнина, который, по словам Вазари, по возвращении из Испании привнес во Флоренцию новый стиль "интернациональной готики". Принадлежность к этому стилю очевидна по ритмичному ниспадающему платью Марии, которое с помощью края создает элегантные линейные игры, подчеркнутые тонким золотым декором. Подобный вкус к роскошному украшению можно найти в подушке под Марией с розетками на золотом фоне и в мотиве пола, имитирующем драгоценную парчу. В остальной части драпировки линии плавные, местами резкие, цвет яркий, сочетается с эмалированными оттенками, подчеркивающими нежность цвета лица. Эта картина была в значительной степени повреждена и позднее отреставрирована. Пересена в Уффици из монастыря Сантиссима Аннунциата.
20.

Зал Филиппо и Филиппино Липпи [8, A9]
В этом зале выставлены в основном картины Филиппо Липпи и его сына Филиппино. "Мадонна с Младенцем и двумя ангелами" Филиппо Липпи не только является религиозной картиной: нежность и сладость Девы Марии также показывают новый способ изображения религиозного сюжета, все более приближенного к настоящей человеческой красоте. Некоторые картины в комнате принадлежат кисти Филиппино Липпи. Например, "Поклонение волхвов", где Филиппино показывает нам портреты членов второй ветви семьи Медичи (Лоренцо Старшего). В зале также выставлен знаменитый "Портрет герцога и герцогини Урбино" работы Пьеро делла Франческа, одного из самых значительных художников XV в.

Поклонение Младенцу Христу (Филиппо Липпи, ок. 1463). Темпера по дереву. Алтарный образ был заказан, по мнению Джорджо Вазари, Лукрецией Торнабуони для кельи монастыря Камальдоли, перестроенного ее мужем Пьеро Медичи Подагриком в 1463 г. На плоском фоне, богатом природными элементами, Мария слева молитвенно смотрит на Младенца Иисуса, лежащего на траве в центре сцены. Над Иисусом нисходит Святой Дух, изображенный в виде белого голубя, от которого исходят лучи золотого света, явно посылаемые большими раскрытыми руками Бога, нарисованными в самой высокой части картины, рядом с которой изображены два коленопреклоненных ангела. Справа появляются два святых: первый — юный св. Иоанн Креститель в поношенной тунике и с тонким и простым деревянным посохом, типичным для иконографии святого, а второй — пожилой монах св. Ромуальд, основатель конгрегации камальдулов.
21.

Коронование Пресвятой девы Марии (Филиппо Липпи, ок. 1439-1447). Темпера по дереву. Алтарный образ состоит из одной большой панели, разделенной вверху тремя арками, которые отражают традиционную форму триптиха. Два медальона расположены между арками и изображают Возвещающего Ангела и Богородицу Благовещения. Действие происходит, как обычно, в раю, но Липпи использует уже не архаичный золотой фон, а полосатое небо, напоминающее о семи небесах. Вверху в центре изображена доминирующая поза Бога-Отца и коленопреклоненной Мадонны, которая вот-вот будет коронована, внутри величественного мраморного трона, построенного в перспективе, с нишей-ракушкой (также повторяющейся в нижней части подлокотников), столь дорогой для художника. Присутствие Бога вместо Христа, традиционной фигуры иконографии, подчеркивает рождение Марии без первородного греха. Липпи изобразил Франческо Мартини, настоятеля, заказавшего алтарь, коленопреклоненным справа, а себя самого — темноволосым монахом слева. Алтарный образ имел историческую пределлу, от которой до наших дней сохранилась только панель, изображающая чудо св. Амвросия (Берлинская картинная галерея). Написанная для главного алтаря церкви Сант-Амброджо, это одна из самых важных картин раннего Возрождения.
22.

Поклонение Младенцу Анналены (Поклонение Младенцу со св. Иеронимом, св. Магдалиной и св. Иларионом) (Филиппо Липпи, ок. 1455). Темпера по дереву. Панно было написано для монастыря Анналена и хранится в музее с 1919 г. Многие исследователи считают, что фигура св. Илариона была портретом Роберто Малатесты, брата Анналены, основателя монастыря. Основная иконография — это Рождество со св. Иосифом, Младенцем Иисусом и Марией, видимыми на переднем плане. Глубокая перспектива объединяет природные элементы и архитектуру конюшни, отдаляя другие фигуры композиции: быка и осла в центре; молящуюся Магдалину справа и св. Иеронима в классической иконографии (бородатый старец), молящегося на коленях слева на фоне сурового пейзажа. Под ними виден монах св. Иларион Великий, традиционно почитаемый как игумен, чудотворец и основатель монастырей в Палестине.
23.

Мадонна с младенцем и святые (Алтарь послушников) (Филиппо Липпи и Пезеллино, 1440-1445). Темпера по дереву. Работа, вероятно, была заказана Козимо Старшим, о чем свидетельствует присутствие свв. Космы и Дамиана, защитников его семьи, и первоначально предназначалась для часовни послушников в базилике Санта-Кроче, покровителями которого были Медичи. Алтарь относится к иконографическому типу "Святого собеседования", в центре которой восседает Мадонна в окружении четырех святых: слева — св. Франциск, св. Дамиан, справа — св. Косма и св. Антоний Падуанский. Пары святых расположены необычно ломано, чтобы создать симметрию и цветовые вариации. Выше, на фризе архитектуры, изображены шары — геральдический мотив семьи Медичи. Пределла со сценами из жизни святых состоит из пяти панелей. В центре изображено "Рождество Христово"; слева — "Получение стигматов св. Франциском" и "Свв. Косма и Дамиан у постели больного"; справа — "Мученичество свв. Космы и Дамиана" и "Чудо св. Антония". Для создания пределлы Филиппо Липпи воспользовался помощью молодого художника по имени Франческо Пезеллино.
24.

Портрет герцога и герцогини Урбино Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца (Урбинский диптих) (Пьеро делла Франческа, ок. 1473-1475). Темпера по дереву. Среди самых известных портретов итальянского Возрождения диптих изображает сеньоров Урбино Федерико да Монтефельтро и его жену Баттисту Сфорца. В соответствии с традицией XV в., обе фигуры изображены в профиль, что гарантировало значительное правдоподобие и точность передачи деталей, при этом их душевное состояние не было очевидным: герцоги Урбино действительно предстают перед нами невосприимчивыми к беспокойствам и эмоциям. Супруги написаны лицом друг к другу, а пространственное единство подчеркивается светом и непрерывностью холмистого пейзажа на заднем плане — пейзажа Марке, над которым властвовал Монтефельтро. Выделяется хроматический контраст между загорелым цветом лица Федерико и очень светлым цветом лица Баттисты Сфорца, бледность, которая, помимо соблюдения эстетических условностей, модных в эпоху Возрождения, могла намекать на раннюю смерть герцогини, которая умерла в 1472 г. в возрасте 26 лет. На оборотной стороне панелей изображены герцоги, которых с триумфом везут на колесницах в сопровождении христианских добродетелей; надписи на латыни восхваляют моральные ценности пары. Наличие картин на реверсе позволяет предположить, что две картины, помещенные теперь в современную раму, изначально могли представлять собой диптих.
25*.

Вознесение Христа и святые (Нери ди Биччи, ок. 1440-1445). Темпера по дереву. Фигуру Христа окружают св. Лаврентий и св. Иоанн Креститель (слева), св. епископ и св. Ромуальд (справа). В пинаклях изображено Благовещение. Это одна из самых ранних работ Нери ди Биччи, представителя более архаизирующего направления во флорентийской живописи XV в. и наследника художественной традиции своего отца Биччи ди Лоренцо и деда Лоренцо ди Биччи. Алтарный образ взят из камальдульского монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели.
26.

Пределла из алтаря Барбадори (Филиппо Липпи, 1437-1438). Темпера по дереву. Пределла состоит из трех панелей высотой 40 см и общей длиной 235 см. Центральная панель примерно в два раза длиннее двух боковых. Сюжеты трех сцен представлены редко: "Св. Фридиан изменяет течение реки Серкио" (слева), тема, напоминающая попытку использовать движущую силу воды для управления жерновами; "Объявление о смерти Пресвятой Девы и прибытии апостолов" (в центре), очень редкий сюжет, поскольку связан с богословской интерпретацией, от которой позже отказались; "Явление Святого Духа св. Августину" (справа), где св. Августин в своем кабинете размышляет о тайне Троицы.
27.

Эта пределла составляла нижнюю часть алтаря, заказанного Герардо Барбадори для часовни Сан-Фредиано в церкви Санто Спирито. Именно этот алтарь, вывезенный в 1814 г. во время наполеоновских грабежей Великого герцогства Тосканского и до сих пор хранящийся в Лувре, прочно вписал Филиппо Липпи в список мастеров итальянского Возрождения.
28.

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Липпина) (Филиппо Липпи, 1460-1465). Темпера по дереву. На переднем плане — Мадонна, в которой угадываются черты монахини и возлюбленной Филиппа Лукреции Бути, которая впоследствии стала женой Липпи и матерью Филиппино Липпи. Лицо ее меланхолично; она позе обожания своего сына, как будто хочет молитвой предотвратить участь Страстей. Она сидит на стуле в положении в три четверти, голова в профиль. Сложная прическа с неосязаемой вуалью и жемчугом представляет собой деталь чрезвычайной виртуозности, возрождавшуюся на протяжении второй половины флорентийского XV в. Новым является разрез на уровне колен, как и размещение Младенца, которого поддерживают, не Мадонна, а два ангела: один повернут и улыбается на переднем плане, а другой полускрыт позади. Игривость маленького ангелочка уравновешивает задумчивую серьезность Девы, что дает удивительно сбалансированный результат. Самая знаменитая работа Филиппо Липпи, эта картина примечательна своей свежестью и естественной непосредственностью. Композиция послужила образцом для целого ряда художников, включая молодого ученика монаха-живописца Сандро Боттичелли.
29.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.