Флоренция. Галерея Уффици. Часть 2

Галерея Уффици — это одна из самых известных и важных художественных галерей в мире с несравненной коллекцией искусства флорентийского Возрождения и не только, включая, среди прочего, самую большую коллекцию картин Боттичелли. Галерея разделена на различные залы, организованные по школам и стилям. в хронологическом порядке. Рожденная из художественных коллекций, накопленных на протяжении веков семьей Медичи, она также обладает выдающейся коллекцией древних скульптур и экспонатов, среди которых шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Джамбаттисты Питтони, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Чимабуэ, Симоне Мартини и Пьеро делла Франческа.
1.
mappa_firenze1_uffizi

Необходимые примечания от автора.
1. Коллекция Уффици включает огромное количество экспонатов. Все их сфотографировать и описать практически нереально, поэтому неизбежны какие-то пропуски.
2. Около 2018 г. в Уффици проведена большая перестановка экспонатов. Существенная часть имеющейся в интернете информации была опубликована до этого «великого переселения». Я описывал выставленные экспонаты и залы галереи так, как их увидел в январе 2020 г., но некоторое количество, надеюсь, непринципиальных неточностей все-таки допускаю.
3. Для некоторых скульптур в Уффици были разработаны качественные трехмерные компьютерные модели. Ссылки на соответствующие страницы с моделями публикуются в виде [3D]. Кого заинтересует, рекомендую.
4. В соответствии с маршрутом посещения галереи, сначала выкладываю план 3 этажа. Нумерация помещений соответствует надписям в самих помещениях и большинству планов галереи, но не совпадает с приведенной в буклете, выложенном на официальном сайте. По мере возможности, я в квадратных скобках буду указывать оба варианта нумерации.
2.
III_floor

Зал Дуэченто и Джотто [2, A4]
Зал Джотто, посвященный тосканским художникам XIII и XIV в., демонстрирует самые древние картины, которые можно увидеть в галерее Уффици. Сравнивая три огромных алтарных образа, изображающих один и тот же сюжет Маэсту — Деву Марию, сидящую на троне с Иисусом на коленях, написанную тремя разными художниками Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто, можно проследить эволюцию от старой готики и византийского стиля к более «современной» концепции пространства и человеческого тела.

Мадонна с младенцем (Липпо ди Бенивьени, ок. 1310-1320). Темпера по дереву. Это центральная панель полиптиха, боковые панели которого до недавнего времени находились в частной коллекции и изображали святых Петра, Павла, Зенобия и Бенедикта. Она была написана для семейной часовни Альбицци в церкви Сан-Пьер-Маджоре, разрушенной в XVIII в. Одна из боковых панелей подписана Липпо ди Бенивьени, одним из самых оригинальных художников флорентийской художественной сцены первой четверти XIV в.
3.
DSC_5181

Боковые панели полиптиха приобретены галереей Уффици в конце 2023 г. и будут выставлены вместе с центральной панелью, вероятно, в этом зале.
4.
DSC_5181-1

Расписной крест (Мастер распятия Корси, ок. 1310-1315). Темпера по деревянной панели. Мертвый Христос изображен в соответствии с моделью, задуманной Джотто, с его безжизненным телом, лежащим на согнутых коленях и удерживаемым на месте гвоздями в руках и ногах. Естественное изображение покинутого тела подчеркивается положением головы и бюста, которые наклонены вперед. По бокам Дева Мария и св. Иоанн Богослов созерцают Спасителя, сложив руки в жесте молитвы и скорби. Над расписным крестом изображена фигура пеликана, кормящего детенышей кровью из своей груди, — аллегория Христа, умирающего ради искупления человечества. Крест висел в средневековой церкви Сан-Пьер-Скераджио, в 1782 г. включенной в состав дворца Уффици. В 2019 г. после тщательной реставрации Крест вновь выставлен в Уффици.
5.
DSC_5182

Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов (Маэста Санта Мария Новелла, Мадонна Ручеллаи) (Дуччо ди Буонинсенья, 1285). Темпера по дереву. Эта картина, самое большое известное расписное панно XIII в. (размером 4,5×2,9 м), была заказана братством Лаудези сиенскому художнику Дуччо ди Буонинсенья в 1285 г. Лаудези были братством верующих, которые собирались в церкви Санта-Мария-Новелла, чтобы воспеть хвалу Богородице. Название «Мадонна Ручеллаи», под которым широко известна картина, является просто результатом ее переноса в 1591 г. в семейную часовню Ручеллаи. В центре композиции изображена Мария с младенцем, восседающая на резном деревянном троне, расписанном, позолоченном и украшенном узорчатой тканью и красной с золотом подушкой. Трон поддерживают шесть коленопреклоненных ангелов. Рама украшена тридцатью медальонами с изображениями патриархов, пророков, апостолов и других святых. Таким образом, произведение относится к иконографическому типу «Маэста».
6.
DSC_5185

Мадонна с младенцем и св. Николаем Барийским, Иоанном Богословом, Петром и Бенедиктом (Полиптих Бадиа) (Джотто ди Бондоне, 1295-1300). Темпера по дереву. Различные надежные источники сходятся во мнении о наличии полиптиха Джотто на главном алтаре Бадиа Фьорентина, где художник также расписал фресками главную капеллу и стену над оригинальным порталом. Полиптих состоит из пяти отсеков треугольной формы и изображает бюсты Мадонны с Младенцем (центральный отсек), а по краям — святых Николая Барийского, Иоанна Богослова, Петра и Бенедикта. В вершинах треугольных выступов находятся медальоны с бюстами ангелов, а в центре — благословляющий Христос. Как типология, полиптих оказал огромное влияние на флорентийскую живопись XIV в., будучи подхваченным Мастером Санта-Цецилии, Липпо ди Бенивьени, Таддео Гадди, Бернардо Дадди и другими художниками.
7.
DSC_5189

Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов и святых (Маэста Оньиссанти, Мадонна Оньиссанти) (Джотто ди Бондоне, ок. 1306-1310). Темпера по дереву. Мадонна Оньиссанти, которая является одной из главных работ Джотто ди Бондоне, была написана для главного алтаря флорентийской церкви Оньиссанти, монастырской церкви ордена монахов-гумилиатов. Композиция относится к иконографическому типу Маэста. Украшения трона Богоматери напоминают разноцветный мрамор, который использовался для оформления церквей того периода, а лестницы позволяют зрителю приблизиться к ней, напоминая о ее роли защитницы. Святые и ангелы размещены симметрично справа и слева от Богоматери. Их взгляд устремлен на младенца Иисуса. Атмосферу благоговения подчеркивают изображенные на переднем плане два ангела на коленях, держащие вазы с лилиями и красными цветами. Эта композиция была источником вдохновения для флорентийских художников на протяжении более ста лет.
8.
DSC_5191

Св. Цецилия и истории из ее жизни (Мастер Санта-Цецилии, ок. 1300). Темпера и золото по дереву. Панно рассказывает истории из жизни св. Цецилии: Свадебный пир Цецилии и Валериана, Цецилия обращает Валериана в христианство, Валериан коронуется ангелом, Цецилия проповедует Валериану и своему шурину Тибурцию (слева); Тибурция крестит папа Урбан I, Цецилия публично читает проповедь, Цецилия перед префектом Турцием Альмахием, Мученичество Цецилии (справа). Эта картина была написана анонимным флорентийским художником, который работал с Джотто над фресками в Верхней церкви Святого Франциска в Ассизи. За этим мастером могла скрываться личность Гаддо Гадди, живописца и мозаичиста, основателя известной семьи живописцев. Влияние Джотто проявляется в оркестровке сцен в рамках классической архитектуры, подобных коробкам, внутри которых движутся персонажи, отличающиеся плотной телесностью и яркими жестами.
9.
DSC_5193

Мадонна с младенцем на троне в окружении шести ангелов (Мастер Санта Цецилии, ок. 1320). Темпера по дереву. Эта панель находилась в оратории доминиканского монастыря Санта-Мария-Маддалена в Пиан-дель-Муньоне (Фьезоле) в 1863 г., но ее первоначальное происхождение неизвестно. Считается, что это поздняя работа мастера Санта-Цецилии, художника, которого иногда отождествляют с Гаддо Гадди, прародителем семьи художников. Первоначально закругленное сверху панно было доведено до квадрата в XV в. с добавлением двух фигур из истории Благовещения, написанных, вероятно, Биччи ди Лоренцо.
10.
DSC_5195

Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов и пророков (Маэста Санта-Тринита) (Чимабуэ, ок. 1290-1295). Темпера по дереву. Эта картина, первоначально находившаяся в валломброзанской церкви Санта-Тринита, с конца XVI в. приписывается Чимабуэ, самому выдающемуся флорентийскому художнику XIII в., который работал не только в Тоскане, но и в Риме, Ассизи и Болонье. На большом троне из слоновой кости Богородица указывает правой рукой на Сына, которого она держит на руках, по византийскому образцу Одигитрии, то есть Той, которая указывает путь к спасению. Младенец Иисус, одетый как древний философ, благословляет и держит свернутый пергамент, возможно, свиток Закона. Одежду Марии и ее Сына отличает драгоценное золотое украшение, называемое агемина, характерное для византийской живописной традиции и очень популярное в средневековой итальянской живописи. Вокруг Богородицы изящно поддерживают трон восемь ангелов с великолепными разноцветными крыльями. Довольно необычным в иконографии Мадонны в Маэсте является изображение под престолом некоторых ветхозаветных пророков (слева направо: Иеремия, Авраам, Давид и Исайя), держащих филактерии с отрывками из Священного Писания, намекающими на тайны воплощения Христа и девственность Марии. Одна из поздних работ художника, картина написана под влиянием натурализма молодого Джотто и Дуччо ди Бонинсенья.
11.
DSC_5198

Мадонна дель Парто, увенчанная ангелами (Бернардо Дадди и мастерская, ок. 1330-1335). Темпера на панно. Мадонна дель Парто (Мадонна родов) — культовое изображение беременной Девы Марии, которое почиталось в основном в Тоскане XIV в. особенно в семьях и женщинами. Мадонна изображалась одиноко стоящей, часто с закрытой книгой на животе, что является намеком на Воплощенное Слово. Панно передано из церкви Сан-Пьер-Скераджо.
12.
DSC_5231

Зал сиенского Треченто [3, A5]
Небольшая комната № 3 посвящена сиенским художникам Симоне Мартини и его зятю Липпо Мемми, а также двум братьям Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Картины, датируемые XIV в., демонстрируют небольшое изменение стиля по сравнению с предыдущей комнатой № 2. Фактически, «Благовещение» Симоне Мартини и Липпо Мемми демонстрирует типичный готический стиль, например, большое использование золота и элегантную позу Девы Марии, что типично для сиенской чувствительности. Что касается картин братьев Лоренцетти, в них признается сиенский стиль, но нельзя отрицать влияние Джотто и флорентийской школы, поскольку Пьетро и Амброджо также были активными художниками во Флоренции.

Мадонна с младенцем, св. Николаем и св. Проклом. Св. Иоанн Богослов, Христос Искупитель, св. Иоанн Креститель (в пинаклях) (Триптих св. Прокла) (Амброджо Лоренцетти, 1332). Темпера и золото по дереву. Написанный для церкви Сан-Проколо и впоследствии перенесенный в Бадию Фьорентину, этот триптих, на котором когда-то была указана дата 1332 г., принадлежит кисти Амброджо Лоренцетти, знаменитого художника из Сиены, который также некоторое время работал во Флоренции. Обратите особое внимание на нежный жест Младенца Христа, когда Он сжимает в руках Палец девственницы. Боковые панели поступили в галерею в 1810 г. В этом произведении художник добился гигантских успехов в объемной передаче персонажей, в утонченности фигур и использовании модуляций светотени, в четком профилировании персонажей и богатом изображении украшений. Стилистические особенности решительно приближаются к стилю школы Джотто.
13.
DSC_5226

Св. Николай предлагает приданое трем бедным девушкам; Св. Николай избран епископом Миры (левая панель); Св. Николай оживляет ребенка, Св. Николай освобождает Миру от голода (правая панель) (Амброджо Лоренцетти, ок. 1327-1332). Темпера по дереву. Первоначальная функция этих двух панелей с историями из жизни св. Николая неизвестна. Повествование о событиях усиливается за счет тщательной передачи природных деталей и использования эмпирической перспективы в изображении архитектуры — техники, которая восходит к Джотто. Первоначально панели находились в церкви Сан-Проколо, но в 1778 г. были перенесены в Бадиа Фьорентина, а оттуда в Галерею Академии в 1810 г. Галерея Уффици приобрела панели в 1919 г.
14.
DSC_5229

Введение Иисуса во храм (Амброджо Лоренцетти, 1342). Темпера по дереву. Это панно с подписью и датой было написано для часовни св. Крескентия в Сиенском кафедральном соборе и входило в группу алтарей, посвященных Богородице и святым покровителям Сиены. Шедевр зрелых лет Амброджо Лоренцетти, панно изображает очищение Богородицы через сорок дней после ее родов и представление Иисуса в храме, где Его приветствуют пророки Симеон и Анна, которые узнают в Младенце Мессию. Священник приносит в жертву на алтаре дары, принесенные Марией и Иосифом; последний изображен немного в стороне слева. Благодаря двум описаниям XV в. известно, что работа Амброджо Лоренцетти изначально представляла собой триптих с двумя боковыми панелями со св. Архангелом Михаилом и св. Крескентием, держащим в руке свою отрубленную голову, а также пределлой внизу.
15.
DSC_5238

Рождество Христово (Симоне ди Филиппо Бенвенути по прозванию Симоне деи Крочифисси, ок. 1380). Темпера и золото по дереву. Эта небольшая картина, подписанная внизу по центру, является одной из наиболее успешных работ болонского художника и иллюминатора Симоне ди Филиппо, переименованного в Симоне деи Крочифисси в XVII в. за его способность писать «большие изображения Искупителя нашей любви на кресте». Живое повествование и проницательное изображение деталей перекликаются со стилем Витале да Болоньи. На переднем плане Мария пеленает Младенца, а св. Иосиф, как это типично для иконографии, спит. Позади небольшая хижина в интуитивной перспективе с яслями, сделанными из окрашенного тростника. За яслями вы можете видеть быка и осла в пещере, причем последний ревет, возможно, напуганный Вифлеемской звездой, которая, кажется, приземлилась прямо между двумя животными. Справа неестественно извивающийся в соответствии с характерными для болонцев выразительными деформациями пастух получает известие от ангела.
16.
DSC_5242

Введение Богородицы во храм (Никколо ди Бонаккорсо, ок. 1380). Темпера и золото по дереву. Это панно было частью группы картин с историями из жизни Марии, в которую также входили «Коронация Девы Марии» (в Метрополитен-музее) и «Бракосочетание Девы Марии» (в Лондонской национальной галерее). Панно, очевидно, вдохновлено мастерами сиенской школы начала XIV в., особенно Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти. Сцена разворачивается в павильоне с восьмиугольным основанием с мраморным парапетом, на котором возвышаются очень тонкие колонны, с круглыми арками, поддерживающими своего рода купол. Интуитивно пространство сокращается без реального знания правил перспективы, что придает всему волшебный и нереальный эффект, что также очевидно по мраморном полу с геометрическим рисунком. Маленькая Мария уже поднялась по ступеням Храма и находится перед священником, но своим взглядом она как будто хочет попрощаться со своими родителями св. Анной и св. Иоакимом, стоящими по сторонам входа. Картина была перенесена в Уффици из больницы Санта-Мария-Нуова в 1900 г.
17.
DSC_5242-1

Мадонна с младенцем (Мастер ди Сан-Торпе, 1330-1335). Темпера по дереву. Эта картина, изображающая Богородицу с младенцем Иисусом по византийскому образцу Одигитрии, была центральной панелью в полиптихе, который также включал в себя панно св. Павла и св. Иоанна Богослова, ныне хранящиеся в Музее Сан-Маттео в Пизе. Картина раскрывает влияние Чимабуэ и Дуччо ди Буонинсенья, двух ключевых фигур в карьере этого анонимного мастера, названного в честь картины «Мадонна с младенцем» в церкви Сан-Торпе в Пизе. Записанная в консерватории Сан-Пьетро в Вольтерре в XIX в., картина была нелегально вывезена из страны, но в 1953 г. возвращена из Германии Родольфо Сивьеро.
18.
DSC_5244

Мадонна с Младенцем (Андреа Ванни, ок. 1390-1400). Темпера и золото по дереву. Мадонна изображена в пояс на золотом фоне, что придает ей некую мистическую ауру византийского колорита. Слева, под одной из лепестков арки, можно увидеть пророка с картушем, а в двух кругах вверху нарисованы св. Лука Евангелист и ангел. У Марии синяя мантия с типичной звездой на плече, напоминанием о божественной Благодати и Вифлеемской звезде, с рельефной короной из пастильи и покрывалом, полностью выполненными из золота. Одежда Младенца в фронтальном положении также украшена множеством золотых бликов. Стиль работы хорошо иллюстрирует состояние сиенского искусства конца XIV в., все еще связанного с примером мастеров начала XIV в., в частности, в данном случае, Симоне Мартини.
19.
DSC_5246

Благовещение со св. Франциском, св. Николаем, св. Фомой и св. евангелистом (Лука ди Томме, 1370-1380). Темпера и золото по дереву. Лука ди Рома — мастер, который продолжал писать в великой сиенской традиции первой половины XIV в., подчеркивая торжественный, почти иератический характер своих религиозных сюжетов. Первоначальное происхождение этого алтаря неизвестно. В верхней части алтаря изображены пророки Илия, Аарон, Малахия и Исаия.
20.
DSC_5250

Св. Петр и св. Иоанн Креститель; апостол и св. Павел (в пределле) (Бартоломео Булгарини, ок. 1355-1360). Темпера по дереву. Эти две панели являются крыльями полиптиха, который также включал в себя три панели с изображением Мадонны с Младенцем на троне, св. Григория Великого и св. Иоанна Богослова. Полиптих, вероятно, был установлен в одном из алтарей церкви Сантиссима Аннунциата сиенской больницы Санта-Мария-делла-Скала, престижном и влиятельном благотворительном учреждении, куда в 1366 г. Бартоломео Булгарини вместе со своей женой вошел в качестве облата, проведя там последние годы своей жизни. Среди немногих сиенских мастеров, переживших «Черную смерть» 1348 г., Булгарини стал хранителем художественной традиции первой половины XIV в. Его продукция всегда сохраняет архаичный оттенок, отсылая, даже в его зрелых работах, к моделям, созданным в окружении Дуччо ди Бонинсенья и Пьетро Лоренцетти.
21.
DSC_5252

Мадонна с младенцем на троне в окружении восьми ангелов (Пьетро Лоренцетти, 1340 (?)). Темпера и золото по дереву. Подписанная и датированная (хотя дата разборчива лишь частично), эта картина из церкви Сан-Франческо в Пистойе поступила в коллекции великого герцога во Флоренции в 1799 г. Во времена Вазари у нее была своя пределла, которая со временем оказалась утеряна. На картине, являющейся фрагментом более крупного панно, изображена Мадонна в маэсте, восседающая на троне с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов. Мария и ее сын ведут задушевный диалог, состоящий из нежных взглядов, и их близость выражается в нежных жестах, которыми Иисус ласкает лицо своей матери и сжимает ее пальцы. Ребенок скрестил ноги — эта позиция часто повторяется в иконографии Иисуса, что намекает на его роль верховного судьи. Это работа зрелых лет художника, когда он соединил формальную основательность стиля Джотто с плавной грацией и утонченной палитрой, типичными для сиенской живописи.
22.
DSC_5254

Благовещение со св. Ансаном и св. Максимой (Симоне Мартини и Липпо Мемми, 1333). Темпера по дереву. Триптих изображает сцену Благовещения со св. Ансаном на левой боковой створке и, предположительно, св. Маргаритой или св. Максимой на правой. В верхней части триптиха размещены четыре тондо с пророками Иеремией, Иезекиилем, Исайей и Даниилом. Архангел Гавриил, сообщающий Деве весть о рождении Спасителя, держит в руках оливковую ветвь — традиционный символ мира, и указывает на Святой Дух в образе голубя, спускающегося с небес к Марии в мандорле с восемью ангелами. Это панно, на котором есть подпись и дата, было написано для алтаря св. Ансана в Сиенском соборе. Друг поэта Петрарки и знаменитый сиенский живописец, работавший для таких знаменитых покровителей, как Анжуйский дом и папский двор, Симоне Мартини делил мастерскую со своим шурином Липпо Мемми.
23.
DSC_5257

Зал флорентийского треченто [4, A6]
В этом зале выставлены картины флорентийских художников, на стиль которых повлияли новшества, привнесенные Джотто. Большинство работ в этом зале происходят из флорентийских церквей; некоторые их части отсутствуют. Например, утеряны некоторые сцены из пределлы огромного полиптиха Сан-Панкрацио Бернардо Дадди. Особый интерес представляет триптих св. Матфея работы Андреа и Якопо ди Чоне: необычная форма произведения раскрывает его первоначальное предназначение. На самом деле триптих был заказан в 1367 г. Гильдией банкиров и должен был стать «одеждой» западной колонны церкви Орсанмикеле.

Полиптих Сан-Панкрацио (Полиптих Санта-Репарата) (Бернардо Дадди, ок. 1335). Темпера и золото по дереву. Грандиозный полиптих, состоящий как минимум из 33 секций, был создан для главного алтаря старого собора Санта-Репарата, перенесенного затем, после разрушения церкви в XV в., в главный алтарь церкви Сан-Панкрацио. Престижный заказ обеспечил успешную карьеру Бернардо Дадди, ученика Джотто в области написания больших панно. В центре алтаря изображена Мадонна на троне с Младенцем, окруженная рядом маленьких коленопреклоненных ангелов; у его ног редкий натюрморт, представленный вазой с лилиями, которые символизирует Сына Божьего, а также намекают на новое посвящение собора Санта-Мария-дель-Фьоре (св. Марии с цветком). С каждой стороны находятся три панели с изображениями святых в полный рост, связанных с Флоренцией (слева направо): св. Зенобий, св. Панкратий, св. Иоанн Богослов, св. Иоанн Креститель, св. Миниато, св. Репарата.
24.
DSC_5216

Выше находятся десять (из двенадцати) многодольных табличек со святыми, четыре (из шести) тондо с ангелами и четыре (из шести) таблички с пророками, подобных нижнему ряду. Пределла показывает «Истории Богородицы» (слева направо): Изгнание св. Иоакима из храма; Св. Иоаким среди пастухов в пустыне; Встреча св. Анны и св. Иоакима у Золотых ворот; Рождество Богородицы; Введение Богородицы во храм; Брак Богородицы (сейчас в Букингемском дворце); Благовещение; Рождество Иисуса. В соответствии с гипотетической реконструкцией у полиптиха отсутствует второй ряд пределы, рассказывающий «Истории св. Репараты». Шесть из восьми панелей рассредоточены по различным музеям.
25.
DSC_5215

Полиптих Оньиссанти (Джованни да Милано, 1360-1365). Темпера и золото по дереву. Это крупный полиптих, расписанный для флорентийской церкви Оньиссанти. Полиптих сначала украшал главный алтарь храма, затем был перемещён в боковую капеллу там же, а затем, приблизительно в конце XVII — начале XVIII в. демонтирован. Натурализм картин Джованни да Милано сыграл свою роль в обновлении художественного наследия Джотто.
26.
DSC_5217

В итоге от полиптиха сохранились пять из шести боковых панелей и пять малых картин нижнего яруса, обрезанная центральная панель со сценой «Коронования Марии» (Национальный Музей Изящных искусств, Буэнос Айрес), а также один из семи пинаклей с изображением «Троицы и св. Павла и св. Иоанна Богослова» (частная коллекция). На боковых панелях художник попарно изобразил св. Екатерину Александрийскую и св. Лючию, св. Стефана и св. Лаврентия, св. Иоанна Крестителя и св. Луку, св. Петра и св. Бенедикта, св. Якова-старшего и св. Григория. На пяти малых картинах нижнего яруса изображены хоры: Хор девственниц, Хор мучеников, Хор апостолов, Хор патриархов и Хор пророков. Утеряны Хор ангелов и Хор исповедников.
27. По клику откроется другой вариант реконструкции полиптиха.
DSC_5218

Оплакивание умершего Христа (Пьета Сан Ремиджио) (Джоттино, ок. 1360-1365). Темпера и золото по дереву. Первоначально стоявший над алтарной преградой церкви Сан-Ремиджио, этот шедевр флорентийской живописи XIV в. примечателен своей драматической силой. Бескровное тело Иисуса Христа, снятое с креста, с любовью обнимает его мать Мария, а две благочестивые женщины целуют руки Спасителя. В мероприятии участвуют апостол Иоанн, стоящий в центре композиции, и безутешно плачущая св. Мария Магдалина, сидящая справа внизу, узнаваемая по длинным светлым волосам и красному цвету одежды. Два персонажа справа — это св. Иосиф Аримафейский и св. Никодим, которые, согласно Евангелиям, помогали в низложении и погребении Христа. Первый держит чашу с бальзамом для помазания тела Христа и гвозди, которыми был распят Иисус. Слева, стоя на коленях, созерцая сцену, изображены две молящихся женщины, которых из-за отсутствия нимба святости и своих меньших размеров по сравнению с другими фигурами обозначают как вероятных донаторов картины. Св. Бенедикт держит руку на голове монахини-бенедиктинки, а св. Ремигий (покровитель церкви, из которой происходит работа) положил свою руку на голову молодой девушки-блондинки.
28.
DSC_5221

Мадонна с младенцем и св. Матфеем и св. Николаем Барийским (Триптих Оньиссанти) (Бернардо Дадди, 1328). Темпера и золото по дереву. Этот триптих, первоначально хранящийся в церкви Оньиссанти и серьезно поврежденный во время прошлой реставрации, является первой картиной, подписанной и датированной Бернардо Дадди. На трех стрельчатых панелях изображены поясные фигуры Мадонны с Младенцем (в центре), св. Матфея (слева) и св. Николая Барийского (справа). Святые изображены без обозначений на простом золотом фоне, что, по примеру Джотто, усиливает их монументальность и пластичность. На резных и позолоченных пинаклях расположены три маленьких медальона: два ангела и Искупитель в центре. Надпись на панели сообщает нам, что она была заказана фра Никколо Мадзинджи, на которого ссылается фигура св. Николая, епископа Мирликийского, справа от Богородицы с младенцем.
29.
DSC_5223

Мадонна с младенцем на троне со св. Петром, св. Павлом и ангелами (Бернардо Дадди, 1334). Темпера и золото по дереву. Небольшая панель, вероятно, была предназначена для частного поклонения в качестве центральной части запираемого алтаря, ее первоначальное местонахождение неизвестно. Дата на постаменте искажена (MCCCXXXII…), но после очистки в 1936 г. выяснилось, что это был указан 1334 г. Сюжетом панели является Маэста, то есть Мадонна с Младенцем на троне (в данном случае своего рода трехлепестковая скиния, принимающая форму самой панели), окруженная восемью ангелами и, ниже двух ступеней, св. Петром и св. Павлом.
30.
DSC_5225

Мадонна с младенцем на троне со св. Марией Магдалиной, св. Екатериной Александрийской и ангелами (Таддео Гадди, 1355). Темпера и золото по дереву. Работа, имеющая заостренную оживальную форму, относится к позднему периоду деятельности Таддео, единственного ученика Джотто, и является единственной, датированной художником. Мария, закутанная в богатую синюю одежду с золотой каймой, с характерной звездой на плече, символом нисходящей на нее божественной благодати и напоминанием о Вифлеемской звезде, держит на коленях Младенца, одетого как маленький принц с щеглом, символом Страстей, в правой руке, который, кажется, пытается освободиться, клюя маленькую ручку. По бокам изображены два святых, одетых в красное, которые преподносят Богородице дары (дароносицу и корону). Ниже изображены четыре коленопреклоненных ангела, предлагающие вазы с розами и лилиями, или распространяющие аромат благовоний с помощью кадильниц. Как следует из надписи, эта картина была закончена в 1355 г. по заказу Джованни Сеньи, чей герб можно увидеть на основании трона, для его фамильной часовни в церкви Сан-Луккезе в Поджибонси.
31.
DSC_5233

Св. Матфей и истории из его жизни (Алтарь св. Матфея, Триптих св. Матфея) (Андреа ди Чоне по прозванию Орканья и Якопо ди Чоне, ок. 1367-1370). Темпера и золото по дереву. Необычная форма этого панно обусловлена его первоначальным назначением: колонной церкви Орсанмикеле, отнесенной к Арте дель Камбио (Гильдии банкиров и менял). Благодаря своей выпуклой структуре с тремя панелями, составляющими половину шестиугольника, алтарь построен так, чтобы с трех сторон охватывать саму колонну, повествуя о жизни св. Матфея, покровителя гильдии. На центральной панели св. Матфей изображен с Евангелием, пером в руке, одетый в большой розовый плащ на красной подкладке и отороченный золотом поверх синего хитона. В двух приставных панелях представлены четыре эпизода из жизни святителя, которые следует читать с левого нижнего угла по часовой стрелке. В основании каждой панели есть описание соответствующей сцены на латыни: Призвание св. Матфея; Св. Матфей разоблачает волшебников в сопровождении драконов; Св. Матфей воскрешает сына царя Египта; Мученичество св. Матфея. Начатый Андреа ди Чоне в 1367 г., алтарь был завершен после его смерти братом Якопо с помощниками.
32. Я немного перемудрил с обработкой фотографий, поэтому по клику можно открыть другое изображение алтаря.
DSC_5235

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.