Москва. ВДНХ. Музей ГОН. Часть 2

Продолжение рассказа о музее Гаража особого назначения.
В январе 2021 г. Гараж особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации отметил столетний юбилей. К этому событию было приурочено открытие многофункционального музейно-выставочного комплекса «Музей Гаража особого назначения» в двух павильонах на территории ВДНХ.
0.
karta-GON2

В павильоне 53 представлена основная экспозиция «Гараж Особого Назначения», основу которой составляет уникальная коллекция автомобилей — свыше 50 единиц автомобильной и мотоциклетной техники. В музее представлены легендарные машины лидеров Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Нумерация фотографий сквозная по всем трем частям.
00. Схема музейной части павильона 53 заимствована с официального сайта
map-gon

Автомобиль ЗИС-115 (СССР, 1954). ЗИС-115 («ЗИС-110СО») — советский бронированный автомобиль высшего класса. Выпускался несколькими сериями в 1949-1955 гг. на автомобильном заводе имени Сталина на единой с ЗИС-110 платформе. Автомобиль предназначался для высших руководителей коммунистической партии СССР — членов Политбюро ЦК ВКП(б), в первую очередь для Председателя Совета Министров СССР И.В.Сталина. Большая часть автомобилей эксплуатировалась в Гараже особого назначения. Позднее эта модель имелась в гаражах лидеров многих европейских и азиатских стран, дружественных Советскому Союзу. Выставленный экземпляр в 1950-1953 гг. был персональным автомобилем И.В.Сталина. Всего было произведено 56 штук.
39.
DSC_0514

Разработка нового автомобиля началась в 1943 году по персональному заданию Сталина. И гражданская, и бронированная версии нового ЗИСа проектировались одновременно с одинаковой внешностью. В 1944 году появился первый прототип бронированного автомобиля, а в 1946-1948 годах была собрана первая партия таких машин под названием ЗИС-110С. Гараж особого назначения и Сталин эти автомобили не приняли ввиду избыточного веса машин и, соответственно, невозможности эксплуатировать автомобили на имеющихся типах покрышек. После модернизации бронекорпуса и облегчения автомобиля на 400 кг появилась новая модель ЗИС-115, которая и пошла в серию с декабря 1949 г. Первоначальное ее обозначение — ЗИС-110СО, буквы «СО» означали «специальный, облегченный». В дальнейшем модель обозначалась как ЗИС-115-145, кузов в сборе имел индекс ЗИС-145. Требованиями к прозрачной и непрозрачной броне ЗИС-115 предусматривалось обеспечение защиты от простой винтовочной пули 7,62 мм с дистанции 25 м. Модель ЗИС-115 получила уникальный для своего времени капсульный тип бронирования, т.е. стальную, сварочно-клепанную коробку, вокруг которой собирался кузов автомобиля. Корпус, включая крышу, двери и борта изготавливался из авиационной стальной брони марки ХГСМ (КВК-2). Прозрачная броня (бронестекло «Три»), разработанная ВНИИ Стекла, отличалась повышенной живучестью. Общая масса комплекта бронестёкол составляла 291,9 кг. Каждый изготовленный бронекорпус перед отправкой на ЗИС проходил полигонные испытания в присутствии представителя МГБ — обстрел винтовочными пулями и подрыв гранатой.
40.
DSC_0512

Автомобиль ЗИС-110Б (СССР, 1947). ЗИС-110Б — комфортабельный шестиместный легковой автомобиль с 4-дверным кузовом типа “фаэтон” рамной конструкции с двумя рядами основных сидений и двумя дополнительными отдельными откидными сиденьями, в сложенном виде убирающимися в перегородку. Матерчатый тент складывался вручную. ЗИС-110Б был модификацией лимузина ЗИС-110 и выпускался в 1949-1957 гг.
41.
DSC_0517

ЗИС-110Б участвовали в военных парадах, работали в качестве такси, а кинооператоры использовали их для съемок. 3 экземпляра были отправлены в Чехию для парадов. Всего было выпущено 2089 автомобилей. Выставленный экземпляр автомобиля в 1953-1964 гг. был персональным автомобилем Н.С.Хрущева, предпочитавшим открытые кузова машин.
42.
DSC_0516

Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» (СССР, 1954). ГАЗ М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 гг. Всего до 31 мая 1958 г. было выпущено 241497 машин, включая 14222 кабриолетов и 37492 такси. Изначально автомобиль проектировался в двух вариантах: М-25 с шестицилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,7 л и М-20 с экономичным четырёхцилиндровым мотором объёмом 2,1 литра. Последний представлял собой «укороченный» вариант первого, в котором отсутствовали 2 цилиндра. Динамические качества «Победы» с четырёхцилиндровым двигателем примерно соответствовали «Эмке» М-1. 19.06.1945 г., после прохождения государственных приёмочных испытаний, предсерийные экземпляры «Победы» были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе с И.В.Сталиным. Для серийного производства был выбран более дешёвый и экономичный четырёхцилиндровый вариант, а обозначение модели окончательно закрепилось как М-20 «Победа».
43.
DSC_0519

После устранения недостатков, выявленных в автомобилях первой серии (1946-1948 гг.), начался выпуск массовой 2 производственной серии с кузовом седан-фастбэк. В 1949 г. автомобиль М-20 и его создатели награждены Сталинской премией. Тогда же было освоено производство модификации М-20Б с открытым кузовом кабриолет, обусловленное недостатком в советской промышленности листовой холоднокатаной стали. Автомобили ГАЗ М-20 «Победа» эксплуатировались в Гараже особого назначения. На выставке экспонируется «Победа» поздней 2-й производственной серии с «двухэтажной» полосной решёткой радиатора.
44.
DSC_0521

Автомобиль ЗИЛ-111А (СССР, 1962). ЗИЛ-111 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса с кузовами длиннобазный «седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями выпускавшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1958 по 1967 г. Всего было выпущено 112 экземпляров всех модификаций. Это был первый в истории страны автомобиль с серийным двигателем V8. Первый легковой ЗИЛ, который изготавливали не на потоке, как модели ЗИС-101 и ЗИС-110, а штучно. А еще ЗИЛ-111 — первый советский автомобиль с кондиционером (правда, ставили его лишь на часть машин, с индексом ЗИЛ-111А).
45.
DSC_0522

Конструкция ЗИЛ-111 имела практически все обычные атрибуты американских автомобилей среднего-высшего класса середины 1950-х гг.: большие панорамные стёкла, рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колёс и рессорной зависимой задних, V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-111 объёмом 5969 см³ и мощностью 200 л.с. при 4200 об/мин, двухступенчатую автоматическую коробку передач с гидротрансформатором, гидроусилитель руля, многоконтурную систему барабанных тормозов с усилителями каскадной схемы, электрический привод стеклоподъёмников и т.д. Коробкой передач лимузина ЗИЛ-111 управляли с помощью кнопок. Такая конструкция поражала воображение тогдашних советских автомобилистов, а сегодняшних водителей просто введет в ступор. В 1959 г. в серию пошла модификация ЗИЛ-111А, оборудованная советской установкой кондиционирования воздуха. Внешне от базового ЗИЛ-111 он отличался задним стеклом значительно меньшего размера.
46.
DSC_0523

Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» (СССР, 1980). ГАЗ-13 «Чайка» — легковой семиместный автомобиль большого и представительского класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 г. Дизайнером ГАЗа Львом Еремеевым был предложен проект визуально современного, оригинального и динамичного автомобиля, созданного под явным влиянием новейших американских моделей: седана Packard Patrician и кабриолета Packard Caribbean. «Чайка» не имела точного прототипа, но большинство элементов дизайна было характерно для «детройтского барокко» тех лет.
47.
DSC_0524

Для нового автомобиля был спроектирован полностью новый двигатель V8 под названием ЗМЗ-13 объемом 5526 см³ и мощностью 195 л.с. при 4400 об/мин. Двигатель обеспечивал разгон «Чайки» до 100 км за 20 с. С мотором сопрягалась полностью автоматическая гидромеханическая коробка передач, родственная КПП «Волги» ГАЗ-21, пошедшей в производство в то же время. Выбор режима работы трансмиссии осуществлялся кнопочным селектором, расположенным слева на панели приборов. Была использована Х-образная рама, облегчённая по сравнению с традиционной лонжеронной. У автомобиля с такой рамой кузов является по сути полунесущим — его силовые элементы, такие, как короба порогов, также участвуют в восприятии нагрузок наряду с самой рамой. Автомобили ГАЗ-13 «Чайка» эксплуатировались в Гараже особого назначения.
48.
DSC_0526

Автомобиль ЗИЛ-111Г (СССР, 1963). Дизайн ЗИЛ-111 рисовал художник Лев Еремеев, который также работал и над Чайкой ГАЗ-13. Автомобили получились очень похожими, особенно «с лица». В итоге в СССР с небольшим интервалом выпустили два лимузина, которые с первого взгляда, особенно ненатренированного, было трудно различить. Говорили, что сам Н.С.Хрущев настоял, чтобы ЗИЛ сделали непохожим на Чайку, которая в советской автомобильной иерархии стояла пониже. Так или иначе, стилисты московского завода довольно удачно провели фейслифтинг, изменив переднюю и заднюю части кузова. Результатом рестайлинга стал ЗИЛ-111Г (1962-1967). Он имел впервые применённую на советском автомобиле четырёхфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Кондиционер стал стандартным оборудованием на всех автомобилях.
49.
DSC_0538

Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг. Всего было выпущено 26 машин модели ЗИЛ-111Г. Во время покушения на Л.И.Брежнева 22.01.1969 г. именно в ЗИЛ-111Г, перевозивший космонавтов Алексея Леонова, Андрияна Николаева, Георгия Берегового и Валентину Терешкову, было произведено 11 выстрелов. ЗИЛ-111 не был бронированным, и во время покушения был смертельно ранен водитель, но космонавты не пострадали. Выставленный экземпляр в 1963-1964 гг. был персональным автомобилем Н.С.Хрущева, а в 1964-1967 гг. — Л.И.Брежнева.
50.
DSC_0536

Автомобиль ЗИЛ-111Д (СССР, 1966). На базе ЗИЛ-111Г было построено несколько открытых парадных фаэтонов с мягким откидным верхом, получивших индекс ЗИЛ-111Д. Первый экземпляр был собран в начале 1963 г., за ним последовала небольшая серия, четыре автомобиля из которой предназначались для первомайских и октябрьских торжеств.
51.
DSC_0532

По данным музея АМО ЗИЛ, общее количество построенных парадных фаэтонов ЗИЛ-111Д составило 8 штук (по другим данным было выпущено 15 экземпляров).
52.
DSC_0535

Выставленный экземпляр в 1964-1976 гг. был персональным автомобилем Л.И.Брежнева.
53.
DSC_0531

Микроавтобус ЗИЛ-3207 «Юность» (СССР). ЗИЛ-3207 является поздней модификацией автобуса представительского класса вместимостью 17 пассажиров ЗИЛ-118 на базе автомобиля ЗИЛ-111. ЗИЛ-118 выпускался в период с 1963 по 1994 г. Инициативная группа сотрудников ЗИЛ задумала сконструировать многоместный автомобиль, используя начинку ЗИЛ-111. Эта группа в свободное от работы время проектировала новый автомобиль, который получил индекс 118. В нём были использованы трансмиссия и подвеска лимузина, двигатель от грузовика ЗИЛ-130 (блок V8 объемом 5980 см³ со степенью сжатия 6,5 для низкооктанового бензина и мощностью 150 л.с.). Первый вариант автобуса под названием «Юность» вышел на испытания в 1962 г. Остекление было выполнено в стиле круговой панорамы. В 1971 г. модель подверглась внешней переработке в стиле ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и «Чайки» второго поколения. Угловатые формы осовременили машину, но лишили дизайн характерной лёгкости. Этот вариант получил индекс ЗИЛ-118К (также использовался индекс ЗИЛ-119).
54.
DSC_0529

В 1977 г. появились планы по созданию кузова нового поколения микроавтобусов высшего класса. Созданный в 1978 г. первый макет автомобиля получил индекс «ЗИЛ-119-78». В 1981 г. он был изменён на «3207». Разработка продолжена не была, а её индекс был присвоен прежнему кузову — «ЗИЛ-118» («119»), который в 1991 г. подвергся косметическому изменению внешности: бампера вместо хромирования стали покрываться краской в цвет кузова. Комфортабельные автобусы семейства «Юность» применялись для обслуживания правительственных делегаций. Суммарный выпуск автобусов ЗИЛ-118 «Юность» в 1961-1970 гг. составил 20 единиц, а серий ЗИЛ-118К/119/118-70/3207 «Юность» в 1970-1994 гг. — 86 экземпляров. Выставленный автобус, вероятно, является макетом, который не был доведен до серийного изготовления. На его базе в музее создан небольшой кинотеатр.
55.
DSC_0527

Мотоцикл М-72 (СССР, 1956). М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Копия немецкого мотоцикла BMW R71, лицензия на производство не приобреталась. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 г. на различных заводах СССР. Первоначально мотоцикл предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х в свободную продажу не поступал. Конструкция была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора. Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. Мощность двигателя 22 л.с., максимальная скорость 105 км/ч. Мотоциклы М-72 состояли на службе в Почетном эскорте в 1956-1961 гг.
56.
DSC_0534

Мотоцикл К-750 (СССР). К-750 — тяжёлый дорожный мотоцикл с боковой коляской, разработанный и выпускавшийся Киевским мотоциклетным заводом на базе М-72. Новая модель мотоцикла К-750 стала более комфортабельной, мощной и надежной. В новой машине были устранены существенные недостатки модели М-72Н: ходовая часть была выполнена с гидравлическими амортизаторами, кузов коляски устанавливался на резиновых рессорах и гидравлических подвесках, в результате чего была значительно улучшена мягкость хода. Мощность двигателя была повышена до 26 л.с., а расход топлива уменьшен на 1 л на каждые 100 км пути. Интересным было применение механизма привода на колесо коляски мотоцикла К-750, обеспечивающего повышение проходимости мотоцикла, что позволило с успехом применять его для специальных целей. Благодаря повышению мощности двигателя с 22 до 26 л.с. мотоцикл с коляской мог развивать скорость до 90 км/час. Выпуск мотоциклов К-750 был начат заводом с 1958 г. (по другим данным — с 1960 г.). Мотоциклы К-750 состояли на службе в Почетном эскорте в 1961-1967 гг.
57.
DSC_0542

Автотренажёр «Волга». Тренажер позволяет отрабатывать и закреплять навыки вождения транспортных средств категории B, а также навыки контраварийного вождения и вождения с применением спецсигналов на уникальном динамическом тренажёре с подвижной платформой «Форвард».
58.
DSC_0543

Зал Аурус
Вторая часть экспозиции посвящена самой современной отечественной модели автомобиля представительского класса «Аурус». Название Aurus происходит от Au — «золото» и rus — сокращение от Russia. Это семейство автомобилей представительского и высшего класса, ранее известное под проектными обозначениями «Единая модульная платформа» (ЕМП) и проект «Кортеж», разрабатывается ФГУП «НАМИ». Прототип автомобиля выставлен при входе в Музей. В зале также показаны детали интерьера и технического оснащения автомобилей AURUS.

Для проекта Кортеж ФГУП «НАМИ» совместно с Porsche Engineering по техническому заданию ФГУП «НАМИ» разработало семейство модульных двигателей. Автомобиль оснащен гибридным силовым агрегатом, включающим битурбированный бензиновый двигатель V8 НАМИ-4123 объемом 4,4 л, специально созданным для линейки Aurus. Мощность двигателя 598 л.с. Двигатель оригинальный, какой-либо унификации с двигателями Porsche нет. Двигатели собираются в ФГУП «НАМИ». Самый мощный из разработанных двигателей — 6,6-литровый алюминиевый V12 с непосредственным впрыском и сдвоенной системой битурбонаддува (по одному нагнетателю на каждые 3 цилиндра); мощность двигателя — 850 л.с., крутящий момент — 1320 Н•м.
59.
DSC_0560

На интерактивной панели можно изучить основные технические характеристики двигателя.
60.
DSC_0559

Моторы агрегатируются с 9-ступенчатой АКПП КАТЕ R932 разработки НАМИ и фирмы КАТЕ. Принципиальное отличие R932 от привычных «автоматов» на других моделях высшего класса — отсутствие гидротрансформатора. В коробке передач — четыре планетарных ряда, для управления которыми используются три тормоза и три муфты, приводимые в действие гидроцилиндрами. Переключением потоков жидкости заведуют электромагнитные клапаны, которыми управляет электронный блок управления.
61.
DSC_0556

На интерактивной панели можно изучить основные технические характеристики АКПП.
62.
DSC_0557

Высоковольтная литий-ионная аккумуляторная батарея обеспечивает работу 42-киловаттного мотор-генератора.
63.
DSC_0554

На интерактивной панели можно изучить основные технические характеристики АКБ.
64.
DSC_0558

Безопасные колеса R20 грузоподъемностью до 2000 кг при потере давления воздуха в шинах обеспечивают заданную курсовую устойчивость автомобиля, двигающегося со скоростью 60 км/ч на расстояние 80 км.
65.
DSC_0552

66.
DSC_0584

Все описанные узлы и агрегаты составляют основу Единой модульной платформы.
67.
DSC_0562

Передний мост и сопряженные двигатель, АКПП, система выпуска отработанных газов.
68.
DSC_0564

Задний мост и АКБ.
69.
DSC_0565

Автомобиль AURUS-41231SB (Россия, 2018). В музее выставлен подлинный экземпляр бронированного автомобиля AURUS Senat Limousine Aurus-41231SB — персональный автомобиль Президента Российской Федерации В.В.Путина.
70.
DSC_0551

Премьера автомобиля состоялась 7 мая 2018 г. во время торжественной церемонии вступления В.В. Путина в должность Президента РФ.
71.
DSC_0549

После премьеры автомобили «Сенат» и «Арсенал» работают в кортеже главы государства. Оба автомобиля получили свои названия в честь Сенатской и Арсенальной башен Кремля.
72.
DSC_0553

Автомобиль Aurus-412314 (Россия, 2018). Для парада Победы созданы три кабриолета AURUS Senat Cabriolet Aurus-412314 на базе «Aurus-412300 Senat», которые заменили парадные кабриолеты «ЗиЛ-41041АМГ». Как и в случае с поздними парадными автомобилями ГАЗ-СП45 или ЗиЛ-41041АМГ, которые после изменения парадной формы ВС РФ сменили цвет со светлых небесного или серо-голубого на чёрный, парадные автомобили Aurus также окрашены в чёрный цвет.
73.
DSC_0569

Автомобиль имеет специальный режим движения на параде, который ограничивает максимальную скорость 20 км/ч и обеспечивает наиболее плавную работу подвески и переключение передач.
74.
DSC_0567

В музее выставлен подлинный экземпляр кабриолета AURUS Senat Cabriolet Aurus-412314, в котором министр обороны России С.К.Шойгу принимал военный Парад Победы на Красной площади.
75.
DSC_0568

В музее ГОН также выставлены «специальные» автомобили Москвич и Аурус для особо важных водителей с двигателями мощностью в 1 детскую силу.
76.
DSC_0566

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.