Москва. ВДНХ. Музей ГОН. Часть 1

В январе 2021 г. Гараж особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации отметил столетний юбилей. К этому событию было приурочено открытие многофункционального музейно-выставочного комплекса «Музей Гаража особого назначения» в двух павильонах на территории ВДНХ.
1.
karta-GON2

В павильоне 53 представлена основная экспозиция «Гараж Особого Назначения», основу которой составляет уникальная коллекция автомобилей — свыше 50 единиц автомобильной и мотоциклетной техники. В музее представлены легендарные машины лидеров Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Каждый автомобиль — свидетель эпохи: от императорских Delaunay-Belleville и Mercedes до современных автомобилей Aurus. От советских моделей ЗИС и ЗИЛ до мотоциклов Почетного Эскорта. Читатели могут совершить виртуальный тур по музею.
2. Схема музейной части павильона 53 заимствована с официального сайта
map-gon

Перед входом в павильон выставлены два получивших широкое распространение серийных автомобиля. Первый из них — ГАЗ М-1. В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model 40-730 Fordor Sedan модели 1934 г., с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением. Первые опытные образцы М-1 появились в феврале 1935 г. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену ГАЗ-А в 1936 г.
3.
DSC_0460

В ходе адаптации к местным условиям эксплуатации конструкция автомобиля была подвергнута масштабной ревизии, а многие узлы фактически спроектированы советскими специалистами заново. Количество и характер изменений относительно прообраза были таковы, что на заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием. Всего с 1936 по 1942 гг. было произведено 62888 экземпляров автомобиля М-1.
4.
DSC_0462

Автомобиль получил модернизированный мотор модели ГАЗ-М, с намного более совершенной относительно предыдущей модели конструкцией и более долговечный. Мощность его была поднята до 50 л.с. против 40 л.с. у ГАЗ-А. Конструктивно он также был существенно современнее своего предшественника — в частности, получил бензонасос, масляный насос и систему смазки под давлением, насос в системе охлаждения. Появился автомат опережения зажигания, был несколько усовершенствован карбюратор.
5.
DSC_0463

ГАЗ-М-21 «Волга» — советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 г. Представляет собой четвертое поколение, является «преемником» модели ГАЗ-М-20 «Победа». Производство ГАЗ-21 на самом ГАЗе продолжалось до 15 июля 1970 г., но ещё долгое время после этого сборка по сути новых автомобилей продолжалась на авторемонтных заводах; встречаются «ремзаводовские» машины выпуска вплоть до второй половины 1970-х годов. Заводской индекс модели изначально был М-21, позднее — ГАЗ-21. Двигатель основной части выпуска М-21 и ГАЗ-21 — ЗМЗ-21А — представлял собой цельноалюминиевый верхнеклапанный нижневальный двигатель рабочим объёмом 2,445 л и мощностью 75 л.с. Максимальная скорость — 115 км/ч. Коробка передач в основном механическая трехступенчатая, некоторое число автомобилей комплектовалось автоматической гидромеханической трансмиссией. Всего за 13 с половиной лет было выпущено 638875 автомобилей М(ГАЗ)-21 и его модификаций.
6.
DSC_0459

Сразу после входа в музей необходимо ознакомиться с первым ходовым макетным образцом автомобиля AURUS, представленным президенту России В.В. Путину в январе 2014 г. Прототип носил название «НАМИ-Лимузин» и был разработан в 2013 г. Подробнее об автомобилях AURUS будет рассказано во второй части.
7.
DSC_0662

8.
DSC_0660

9.
DSC_0661

Вариант расстановки автомобильного кортежа при следовании официальной зарубежной делегации в сопровождении мотоциклов Почётного эскорта.
10.
DSC_0467

11.
DSC_0470

12.
DSC_0654

13.
DSC_0468

Инсталляция мотоцикла BMW K-75 RT Почетного эскорта в разобранном виде.
14.
DSC_0464

Экспонат демонстрирует детальную конструкцию эскортного мотоцикла, выпущенного в 1993 г. Мотоцикл серийно выпускался в 1989-1996 гг.
15.
DSC_0657

Объем трехцилиндрового рядного двигателя 740 см³, мощность 75 л.с. максимальная скорость 188 км/ч. Разгон от 0 до 100 км/ч — 4,6 с.
16.
DSC_0466

1 зал музея
В первой части экспозиции выставлена техника от 1906 до 1960-х гг.
17*.
DSC_0475

18*.
DSC_0544

При входе в зал не пропустите любопытные документы, дающие в 1915 г. право водителю (в дореволюционные времена — шофферу) управлять транспортными средствами. Размер документа приблизительно соответствует формату А3.
19.
DSC_0490

20.
DSC_0491

Трипль-фаэтон Delaunay Belleville 40CV (Франция, 1905). Первый автомобиль у императора появился благодаря флигель-адъютанту князю Владимиру Орлову, бывшему заядлым автолюбителем. Осенью 1905 г. Николай II распорядился купить ему «две или три машины», причем выбор моделей самодержец оставил на усмотрение флигель-адъютанта. Орлов заказал машину, на которой ездил сам, — марки Delaunay Belleville. После покупки этих престижных машин князь Орлов добровольно выполнял функции личного шофера императорской фамилии и с 1907 г. заведовал Собственным Его Императорского Величества гаражом.
21.
DSC_0489

Выставленный экземпляр оснащен четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л.с. с цепной передачей. Вероятно, это были первые автомобили с распределительными валами, смазываемыми под давлением. Тормоза имели водяное охлаждение из резервуара объемом 9,1 л.
22.
DSC_0488

В 1909 г. император заказал ещё один «Делоне-Бельвиль» SMT (фр. Sa Majesté le Tsar, «его царское величество») с шестицилиндровым двигателем мощностью 70 л.с. Delaunay Belleville SMT, по некоторым сообщениям, мог разгоняться до 120 км/ч и считался автомобилем для официальных выездов., Выписанный Орловым из Франции водитель Адольф Кегресс для зимних поездок устанавливал гусеницы.
23.
DSC_0487

Автомобиль «Mercedes 22/40PS» (Германия, 1910). В начале XX в. «Mercedes» был уже известной люксовой маркой, выпускаемой фирмой Daimler-Motoren-Gesellschaft. В 1906 г. для императорской семьи было закуплено два автомобиля Mercedes 22/40PS, еще два — для обслуживания свиты.
24.
DSC_0483

Это была четырехместная машина с четырехцилиндровым рядным бензиновым двигателем объемом 5623 см³ и мощностью в 40 л.с. В сочетании с четырехступенчатой коробкой передач мотор разгонял машину весом 1900 кг до 70км/ч, что было для того времени прекрасным достижением.
25.
DSC_0484

26.
DSC_0486

Автомобиль Rolls-Royce 40/50HP Phantom I (США, 1929). Rolls-Royce Phantom I — британский автомобиль компании Rolls-Royce класса люкс, производившийся в 1925-1931 гг. По двигателю, который на него устанавливался, также известен как 40/50. Для различия с предшественником с мотором с аналогичной мощностью, новая модель получила название «Фантом» (Phantom), в то время как старая стала именоваться «Серебряный Призрак» (Silver Ghost), в честь одной из машин серии. Обе модели имели одинаковые шасси, коробку передач и большинство деталей. В то же время двигатели имели некоторые различия.
27.
DSC_0494

Серебряный призрак в 1921-1924 гг. был персональным автомобилем В.И.Ленина и сейчас выставлен в Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».
28.
DSC_0493

Серебряные призраки были оснащены шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем рабочим объемом 7,4 л и мощностью 55 л.с. С 1913 г. использовалась четырехступенчатая коробка передач. Электрическое освещение было введено в качестве опции с 1914 г. и стало стандартным с 1919 г. Масса автомобиля составила 1671 кг. Всего было выпущено 7874 экземпляра Silver Ghost и 3512 — Phantom I.
29. Интересный способ крепления зеркала заднего вида.
DSC_0495

Автомобиль ЗИС-101А (СССР, 1941). Предшественником и в определённой степени прообразом более позднего автомобиля ЗИС-101 был экспериментальный легковой автомобиль Л-1 (Ленинград-1), выпущенный в 1933 г. серией из 6 экземпляров на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде. Это была практически точная копия автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу. Бьюик был разработан с использованием платформы GM «C-body» и оснащен двигателем Buick Straight-8 объемом 5,7 л с верхним расположением клапанов, развивающим мощность 104 л.с. при 2800 об/мин. Доработку Л-1 передали на московский «ЗИС».
30.
DSC_0500

В основе конструкции ЗИС-101 остались те же «Бьюики» моделей 1932-1934 гг., в частности, от них автомобиль унаследовал весьма совершенный по тем временам верхнеклапанный восьмицилиндровый мотор; некоторые конструктивные решения были также позаимствованы у моделей фирмы «Паккард» — например, рулевое управление и задняя подвеска. Проектирование кузова было поручено американскому кузовному ателье «Бадд», которое на основе советских эскизов разработало элегантный и внешне современный для тех лет кузов, а также поставило всю необходимую для серийного производства оснастку. В 1939 г. автомобиль был модернизирован на основании выводов, сделанных комиссией во главе с академиком Е.А.Чудаковым. Модернизированный автомобиль получил обозначение ЗИС-101А. Главным отличием был кузов с более современным оформлением, вопреки распространенному мнению о цельнометаллической конструкции, каркас кузова остался деревянным. Другие отличия включали форсированный до 116 л.с. двигатель с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором. Максимальная скорость автомобиля составила 125 км/ч. Серийный выпуск машины был прекращён 7 июля 1941 г. Представленный на выставке автомобиль эксплуатировался в ГОН.
31.
DSC_0496

Автомобиль ЗИС-110 (СССР, 1950). ЗИС-110 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса Завода имени Сталина, первый послевоенный автомобиль автопрома СССР. ЗИС-110 сменил на конвейере ЗИС-101. Производство началось в 1945 г. и закончилось в 1958 г. 6 июня 1956 г. завод по приказу Н.С.Хрущёва в рамках борьбы с культом личности Сталина получает имя И.А.Лихачёва — и автомобиль переименовывается в ЗИЛ-110, а с 1958 г. данный класс автомобилей становится привилегированным: прекращается их массовое изготовление и они не допускаются для использования кем-либо, кроме лиц из высшего руководства страны. Автомобили ЗИС-110 эксплуатировались в Гараже особого назначения.
32.
DSC_0502

При проектировании за основу был принят американский автомобиль высшего класса «Packard Super Eight». Спроектированный для автомобиля собственный кузов получил по практике того времени отдельное обозначение ЗИС-140. Автомобиль оснащался рядным 8-цилиндровым 4-тактным нижнеклапанным двигателем модели ЗИС-110, рабочим объёмом 6002 см³ и мощностью 140 л.с. при 3600 об/мин. Двигатель ЗИС-110 работал так тихо, что конструкторам пришлось вывести на приборную панель контрольную лампу работающего зажигания. Коробка передач механическая, трехступенчатая, синхронизированная. Рычаг переключения расположен на рулевой колонке.
33.
DSC_0503

Автомобиль Packard Twelve 1408 (США, 1936). Packard Twelve — линейка роскошных автомобилей с двигателем V12, выпускавшихся компанией Packard Motor Car Company в Детройте. Автомобиль производился с 1916 по 1923 г. и с 1933 по 1939 г.
34.
DSC_0506

С 1935 г. рабочий объем двигателя увеличился до 7756 см³. Мощность составляла 175 л.с. при 3200 об/мин, также была доступна версия с высокой степенью сжатия мощностью 180 л.с.. Коробка передач теперь была полностью синхронизирована, а механические тормоза и сцепление получили вакуумный усилитель.
35.
DSC_0504

В октябре 1935 г. американский президент Франклин Д.Рузвельт подарил Иосифу Сталину бронированный Packard Twelve, который на долгие годы стал любимым автомобилем советского лидера. В 1936-1937 гг. в СССР завезли изготовленные по специальному заказу четырнадцать бронированных Паккардов для всех высших руководителей страны, в первую очередь, конечно, для Сталина. За ним было закреплено два автомобиля. Бронирование автомобиля должно было выдержать пулю, выпущенную с расстояния 100 м из винтовки Мосина образца 1891 г. Выставленный экземпляр как раз и был в 1936-1950 гг. персональным автомобилем И.В.Сталина и первым бронированным автомобилем в Гараже особого назначения.
36.
DSC_0507

Автомобиль ЗИМ(ГАЗ-12) (СССР, 1956). ЗИМ (до 1957 г.), далее ГАЗ-12 — шестиместный шестиоконный длиннобазный седан большого и представительского класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1949 по 1959 г. (санитарный автомобиль ГАЗ-12Б — по 1960 г.). Это была последняя массовая модель большого класса, которая не была ограничена в своём применении. Всего с 1949 по 1959 г. было выпущено 21527 экземпляров ЗИМ(ГАЗ)-12 всех модификаций. ЗИМ(ГАЗ)-12 эксплуатировались в Гараже особого назначения.
37.
DSC_0510

В практике мирового автомобилестроения ЗИМ стал первым автомобилем, имеющим несущий кузов с тремя рядами сидений. Важной особенностью автомобиля была высочайшая (в целом до 50%) степень унификации по агрегатам с уже освоенными в массовом производстве и перспективными моделями завода — легковой «Победой», грузовым ГАЗ-51, проектировавшимся в те же годы ГАЗ-69 и др. Двигатель ГАЗ-12 представлял собой модернизированную версию ГАЗ-11 рабочим объёмом 3,5 л. Мощность удалось поднять до 90 л.с., что по тем временам было отличным результатом. Коробка передач ЗИМа с синхронизаторами и управлением подрулевым рычагом одновременно с его постановкой в производство стала устанавливаться и на серийные «Победы». Оригинальным конструктивным решением, примененным на ГАЗ-12 и не имеющем аналогов в отечественном легковом автомобилестроении, была гидромуфта, обеспечившая плавный без рывков старт с любой передачи из имеющихся трёх.
38.
DSC_0509

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.