В январе 2021 г. Гараж особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации отметил столетний юбилей. К этому событию было приурочено открытие многофункционального музейно-выставочного комплекса «Музей Гаража особого назначения» в двух павильонах на территории ВДНХ.
1.
В павильоне 53 представлена основная экспозиция «Гараж Особого Назначения», основу которой составляет уникальная коллекция автомобилей — свыше 50 единиц автомобильной и мотоциклетной техники. В музее представлены легендарные машины лидеров Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Каждый автомобиль — свидетель эпохи: от императорских Delaunay-Belleville и Mercedes до современных автомобилей Aurus. От советских моделей ЗИС и ЗИЛ до мотоциклов Почетного Эскорта. Читатели могут совершить виртуальный тур по музею.
2. Схема музейной части павильона 53 заимствована с официального сайта
Перед входом в павильон выставлены два получивших широкое распространение серийных автомобиля. Первый из них — ГАЗ М-1. В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model 40-730 Fordor Sedan модели 1934 г., с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением. Первые опытные образцы М-1 появились в феврале 1935 г. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену ГАЗ-А в 1936 г.
3.
В ходе адаптации к местным условиям эксплуатации конструкция автомобиля была подвергнута масштабной ревизии, а многие узлы фактически спроектированы советскими специалистами заново. Количество и характер изменений относительно прообраза были таковы, что на заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием. Всего с 1936 по 1942 гг. было произведено 62888 экземпляров автомобиля М-1.
4.
Автомобиль получил модернизированный мотор модели ГАЗ-М, с намного более совершенной относительно предыдущей модели конструкцией и более долговечный. Мощность его была поднята до 50 л.с. против 40 л.с. у ГАЗ-А. Конструктивно он также был существенно современнее своего предшественника — в частности, получил бензонасос, масляный насос и систему смазки под давлением, насос в системе охлаждения. Появился автомат опережения зажигания, был несколько усовершенствован карбюратор.
5.
ГАЗ-М-21 «Волга» — советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 г. Представляет собой четвертое поколение, является «преемником» модели ГАЗ-М-20 «Победа». Производство ГАЗ-21 на самом ГАЗе продолжалось до 15 июля 1970 г., но ещё долгое время после этого сборка по сути новых автомобилей продолжалась на авторемонтных заводах; встречаются «ремзаводовские» машины выпуска вплоть до второй половины 1970-х годов. Заводской индекс модели изначально был М-21, позднее — ГАЗ-21. Двигатель основной части выпуска М-21 и ГАЗ-21 — ЗМЗ-21А — представлял собой цельноалюминиевый верхнеклапанный нижневальный двигатель рабочим объёмом 2,445 л и мощностью 75 л.с. Максимальная скорость — 115 км/ч. Коробка передач в основном механическая трехступенчатая, некоторое число автомобилей комплектовалось автоматической гидромеханической трансмиссией. Всего за 13 с половиной лет было выпущено 638875 автомобилей М(ГАЗ)-21 и его модификаций.
6.
Сразу после входа в музей необходимо ознакомиться с первым ходовым макетным образцом автомобиля AURUS, представленным президенту России В.В. Путину в январе 2014 г. Прототип носил название «НАМИ-Лимузин» и был разработан в 2013 г. Подробнее об автомобилях AURUS будет рассказано во второй части.
7.
8.
9.
Вариант расстановки автомобильного кортежа при следовании официальной зарубежной делегации в сопровождении мотоциклов Почётного эскорта.
10.
11.
12.
13.
Инсталляция мотоцикла BMW K-75 RT Почетного эскорта в разобранном виде.
14.
Экспонат демонстрирует детальную конструкцию эскортного мотоцикла, выпущенного в 1993 г. Мотоцикл серийно выпускался в 1989-1996 гг.
15.
Объем трехцилиндрового рядного двигателя 740 см³, мощность 75 л.с. максимальная скорость 188 км/ч. Разгон от 0 до 100 км/ч — 4,6 с.
16.
1 зал музея
В первой части экспозиции выставлена техника от 1906 до 1960-х гг.
17*.
При входе в зал не пропустите любопытные документы, дающие в 1915 г. право водителю (в дореволюционные времена — шофферу) управлять транспортными средствами. Размер документа приблизительно соответствует формату А3.
19.
20.
Трипль-фаэтон Delaunay Belleville 40CV (Франция, 1905). Первый автомобиль у императора появился благодаря флигель-адъютанту князю Владимиру Орлову, бывшему заядлым автолюбителем. Осенью 1905 г. Николай II распорядился купить ему «две или три машины», причем выбор моделей самодержец оставил на усмотрение флигель-адъютанта. Орлов заказал машину, на которой ездил сам, — марки Delaunay Belleville. После покупки этих престижных машин князь Орлов добровольно выполнял функции личного шофера императорской фамилии и с 1907 г. заведовал Собственным Его Императорского Величества гаражом.
21.
Выставленный экземпляр оснащен четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л.с. с цепной передачей. Вероятно, это были первые автомобили с распределительными валами, смазываемыми под давлением. Тормоза имели водяное охлаждение из резервуара объемом 9,1 л.
22.
В 1909 г. император заказал ещё один «Делоне-Бельвиль» SMT (фр. Sa Majesté le Tsar, «его царское величество») с шестицилиндровым двигателем мощностью 70 л.с. Delaunay Belleville SMT, по некоторым сообщениям, мог разгоняться до 120 км/ч и считался автомобилем для официальных выездов., Выписанный Орловым из Франции водитель Адольф Кегресс для зимних поездок устанавливал гусеницы.
23.
Автомобиль «Mercedes 22/40PS» (Германия, 1910). В начале XX в. «Mercedes» был уже известной люксовой маркой, выпускаемой фирмой Daimler-Motoren-Gesellschaft. В 1906 г. для императорской семьи было закуплено два автомобиля Mercedes 22/40PS, еще два — для обслуживания свиты.
24.
Это была четырехместная машина с четырехцилиндровым рядным бензиновым двигателем объемом 5623 см³ и мощностью в 40 л.с. В сочетании с четырехступенчатой коробкой передач мотор разгонял машину весом 1900 кг до 70км/ч, что было для того времени прекрасным достижением.
25.
26.
Автомобиль Rolls-Royce 40/50HP Phantom I (США, 1929). Rolls-Royce Phantom I — британский автомобиль компании Rolls-Royce класса люкс, производившийся в 1925-1931 гг. По двигателю, который на него устанавливался, также известен как 40/50. Для различия с предшественником с мотором с аналогичной мощностью, новая модель получила название «Фантом» (Phantom), в то время как старая стала именоваться «Серебряный Призрак» (Silver Ghost), в честь одной из машин серии. Обе модели имели одинаковые шасси, коробку передач и большинство деталей. В то же время двигатели имели некоторые различия.
27.
Серебряный призрак в 1921-1924 гг. был персональным автомобилем В.И.Ленина и сейчас выставлен в Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».
28.
Серебряные призраки были оснащены шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем рабочим объемом 7,4 л и мощностью 55 л.с. С 1913 г. использовалась четырехступенчатая коробка передач. Электрическое освещение было введено в качестве опции с 1914 г. и стало стандартным с 1919 г. Масса автомобиля составила 1671 кг. Всего было выпущено 7874 экземпляра Silver Ghost и 3512 — Phantom I.
29. Интересный способ крепления зеркала заднего вида.
Автомобиль ЗИС-101А (СССР, 1941). Предшественником и в определённой степени прообразом более позднего автомобиля ЗИС-101 был экспериментальный легковой автомобиль Л-1 (Ленинград-1), выпущенный в 1933 г. серией из 6 экземпляров на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде. Это была практически точная копия автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу. Бьюик был разработан с использованием платформы GM «C-body» и оснащен двигателем Buick Straight-8 объемом 5,7 л с верхним расположением клапанов, развивающим мощность 104 л.с. при 2800 об/мин. Доработку Л-1 передали на московский «ЗИС».
30.
В основе конструкции ЗИС-101 остались те же «Бьюики» моделей 1932-1934 гг., в частности, от них автомобиль унаследовал весьма совершенный по тем временам верхнеклапанный восьмицилиндровый мотор; некоторые конструктивные решения были также позаимствованы у моделей фирмы «Паккард» — например, рулевое управление и задняя подвеска. Проектирование кузова было поручено американскому кузовному ателье «Бадд», которое на основе советских эскизов разработало элегантный и внешне современный для тех лет кузов, а также поставило всю необходимую для серийного производства оснастку. В 1939 г. автомобиль был модернизирован на основании выводов, сделанных комиссией во главе с академиком Е.А.Чудаковым. Модернизированный автомобиль получил обозначение ЗИС-101А. Главным отличием был кузов с более современным оформлением, вопреки распространенному мнению о цельнометаллической конструкции, каркас кузова остался деревянным. Другие отличия включали форсированный до 116 л.с. двигатель с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором. Максимальная скорость автомобиля составила 125 км/ч. Серийный выпуск машины был прекращён 7 июля 1941 г. Представленный на выставке автомобиль эксплуатировался в ГОН.
31.
Автомобиль ЗИС-110 (СССР, 1950). ЗИС-110 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса Завода имени Сталина, первый послевоенный автомобиль автопрома СССР. ЗИС-110 сменил на конвейере ЗИС-101. Производство началось в 1945 г. и закончилось в 1958 г. 6 июня 1956 г. завод по приказу Н.С.Хрущёва в рамках борьбы с культом личности Сталина получает имя И.А.Лихачёва — и автомобиль переименовывается в ЗИЛ-110, а с 1958 г. данный класс автомобилей становится привилегированным: прекращается их массовое изготовление и они не допускаются для использования кем-либо, кроме лиц из высшего руководства страны. Автомобили ЗИС-110 эксплуатировались в Гараже особого назначения.
32.
При проектировании за основу был принят американский автомобиль высшего класса «Packard Super Eight». Спроектированный для автомобиля собственный кузов получил по практике того времени отдельное обозначение ЗИС-140. Автомобиль оснащался рядным 8-цилиндровым 4-тактным нижнеклапанным двигателем модели ЗИС-110, рабочим объёмом 6002 см³ и мощностью 140 л.с. при 3600 об/мин. Двигатель ЗИС-110 работал так тихо, что конструкторам пришлось вывести на приборную панель контрольную лампу работающего зажигания. Коробка передач механическая, трехступенчатая, синхронизированная. Рычаг переключения расположен на рулевой колонке.
33.
Автомобиль Packard Twelve 1408 (США, 1936). Packard Twelve — линейка роскошных автомобилей с двигателем V12, выпускавшихся компанией Packard Motor Car Company в Детройте. Автомобиль производился с 1916 по 1923 г. и с 1933 по 1939 г.
34.
С 1935 г. рабочий объем двигателя увеличился до 7756 см³. Мощность составляла 175 л.с. при 3200 об/мин, также была доступна версия с высокой степенью сжатия мощностью 180 л.с.. Коробка передач теперь была полностью синхронизирована, а механические тормоза и сцепление получили вакуумный усилитель.
35.
В октябре 1935 г. американский президент Франклин Д.Рузвельт подарил Иосифу Сталину бронированный Packard Twelve, который на долгие годы стал любимым автомобилем советского лидера. В 1936-1937 гг. в СССР завезли изготовленные по специальному заказу четырнадцать бронированных Паккардов для всех высших руководителей страны, в первую очередь, конечно, для Сталина. За ним было закреплено два автомобиля. Бронирование автомобиля должно было выдержать пулю, выпущенную с расстояния 100 м из винтовки Мосина образца 1891 г. Выставленный экземпляр как раз и был в 1936-1950 гг. персональным автомобилем И.В.Сталина и первым бронированным автомобилем в Гараже особого назначения.
36.
Автомобиль ЗИМ(ГАЗ-12) (СССР, 1956). ЗИМ (до 1957 г.), далее ГАЗ-12 — шестиместный шестиоконный длиннобазный седан большого и представительского класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1949 по 1959 г. (санитарный автомобиль ГАЗ-12Б — по 1960 г.). Это была последняя массовая модель большого класса, которая не была ограничена в своём применении. Всего с 1949 по 1959 г. было выпущено 21527 экземпляров ЗИМ(ГАЗ)-12 всех модификаций. ЗИМ(ГАЗ)-12 эксплуатировались в Гараже особого назначения.
37.
В практике мирового автомобилестроения ЗИМ стал первым автомобилем, имеющим несущий кузов с тремя рядами сидений. Важной особенностью автомобиля была высочайшая (в целом до 50%) степень унификации по агрегатам с уже освоенными в массовом производстве и перспективными моделями завода — легковой «Победой», грузовым ГАЗ-51, проектировавшимся в те же годы ГАЗ-69 и др. Двигатель ГАЗ-12 представлял собой модернизированную версию ГАЗ-11 рабочим объёмом 3,5 л. Мощность удалось поднять до 90 л.с., что по тем временам было отличным результатом. Коробка передач ЗИМа с синхронизаторами и управлением подрулевым рычагом одновременно с его постановкой в производство стала устанавливаться и на серийные «Победы». Оригинальным конструктивным решением, примененным на ГАЗ-12 и не имеющем аналогов в отечественном легковом автомобилестроении, была гидромуфта, обеспечившая плавный без рывков старт с любой передачи из имеющихся трёх.
38.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.