Москва. ВДНХ. Музей ГОН. Выставка «1913. Первые моторы России»

На ВДНХ рядом с павильоном «Космос» в павильоне 54 с 3 марта до 29 октября 2013 г. работает выставка «1913. Первые моторы России».
1.
karta-GON1

5 мая 1913 г. в Санкт-Петербурге открылась IV Международная автомобильная выставка.
2.
01

Выставка была приурочена к юбилейным торжествам «Императорского Российского автомобильного общества» и входила в список мероприятий празднования 300-летия царствования дома Романовых.
3. Эмблема Императорского Российского автомобильного общества
02

Целью выставки было заявлено знакомство всех слоёв русского общества с современным положением дел в автомобилестроении России и мире. Экспозиция объединила легковые и спортивные автомобили, грузовики и омнибусы, пожарные машины, мотоциклы и другую технику.
4. Император Николай II знакомится с экспозицией выставки.
03

Экспозиция выставки «1913. Первые моторы России» оформлена в стилистике Международного автомобильного салона 1913 г. Основу составили экспонаты автомобильной и мотоциклетной коллекций Политехнического музея дореволюционного периода. Под сводами зала, как и 110 лет тому назад, звучат российские военные марши. На невысоких подиумах, обтянутых зелёным сукном выставлены роскошные «моторы» галантной эпохи — «Де Дион-Бутон», «Феномобиль», «Циклокар», «Лион-Пежо», «Фурнье» и, конечно же, единственный в России легендарный «Руссо-Балт».
5.
DSC_0456-1

Масштабная историческая реконструкция задумана как атмосферное событие, призванное перенести современника в 1913 г. Декорирование пространства и расстановка экспонатов — в полном соответствии с сохранившимися историческими документами и фотографиями. Цветочные гирлянды, широкие пёстрые ленты, пальмы в кадках и круглые потолочные плафоны, украшенные венками — всё выглядит «как тогда».
6.
DSC_0434

Гордость выставки — отечественный «Руссо-Балт» — единственный сохранившийся легковой автомобиль этой марки в мире. Среди других редкостей — уникальные британский сайкл-кар «A.C.» и французский «Бэй-Би».
7.
DSC_0395

Диковинные транспортные средства представлены трехколесным немецким «Феномобилем», а также французским «Де Дион-Бутон», в котором пассажиры сидят перед водителем и лицом к нему.
8.
DSC_0396

Совершим обход экспозиции. Впереди нас ждет много интересного. Помимо всевозможных автомобилей мы ознакомимся и с различными вариантами мотоциклов.
9.
DSC_0391

Мотоцикл «Triumph Model H» (Великобритания, 1915). Triumph — старейшая и одновременно самая молодая мотоциклетная марка Великобритании, появившаяся в 1902 г. и вторично возобновленная в 1991 году. Первоначально под маркой Triumph выпускались велосипеды, а компания называлась Triumph Cycle Company. Oсновали её в 1887 г. два эмигранта из Германии — Зигфрид Беттманн и Иоганн Мориц Шульте. Первые велосипеды марки Triumph, изготовленные в Ковентри, появились в 1889 г. В 1902 г. был создан первый мотоцикл «Триумф», получившийся настолько удачным, что его выпуск в первый же год составил более 500 экземпляров. Последующие несколько лет мотоциклы Triumph успешно продавались на родине, благодаря чему компания расширила производство. В 1906 г. компания сформировала своё окончательное название Triumph Engineering Co. Ltd., которое оставалось таковым вплоть до 1983 г. В годы Первой мировой войны правительство Великобритании сделало заказ на 30000 мотоциклов Triumph, тем самым серьезно поддержав производителя. Всего было произведено 57 000 экземпляров мотоцикла. Представленный на выставке Triumph Model H был изготовлен в 1915 г. Двигатель был одноцилиндровым, с рабочим объемом 550 см3, его мощность составляла 4 л.с. — вполне прилично по тем временам. Эти мотоциклы, прозванные за свою надежность и неприхотливость «Trusty» («Верный»), воевали на всех фронтах Антанты, в том числе и в Русской Императорской армии.
10.
DSC_0384

Мотоцикл «Humber» (Великобритания, 1912). Английская марка Humber известна в первую очередь своими велосипедами, получившими распространение и в дореволюционной России. В нашей стране Humber вопреки всем нормам произношения английских слов называли «Гумбер». Фабрику по производству велосипедов основал в 1869 г. Томас Хамбер, а в 1896 г. появился и первый экспериментальный мотоцикл, но серийно производство началось только в 1902 г. Также фирма выпускала трициклы и квадрициклы. «Гумберы» считались одной из лучших существовавших на тот момент британских марок мотоциклов. Тщательно выверенная конструкция, изящество отделки, безукоризненное качество материала — всё это было присуще мотоциклам Humber. К тому же, они отличались высокой прочностью и были отлично приспособлены для езды по любым дорогам, а благодаря большой мощности мотора были пригодны для езды с коляской.
11.
DSC_0390

Мотоцикл «Humber Twin» (Великобритания, 1914). Тяжёлый дорожный мотоцикл с двухцилиндровым двигателем рабочим объёмом 964 см3 и мощностью 8 л.с., представленный фирмой Humber Ltd. в 1914 г. Первый в мире мотоцикл с горизонтальным продольно-расположенным оппозитным двигателем водяного охлаждения. Предназначался для поставок в британскую армию, а также для продажи населению, но популярностью среди покупателей не пользовался из-за высокой стоимости. Отмечу, что в английской Википедии у мотоцикла «Humber Twin» с самым мощным оппозитным двигателем указан двигатель объемом 743 см3 и мощностью 6 л.с. «Humber Twin» поставлялся в Русскую Императорскую армию, как и классические мотоциклы «Humber» с воздушным охлаждением. Всего в Россию было продано около 400 мотоциклов обоих типов.
12.
DSC_0388

Мотоцикл «Indian Model G» (CACШ, 1915). Мотоциклы марки Indian начали выпускаться в 1901 г. в Спрингфилде, штат Массачусетс, компанией Hendee Manufacturing Company, основанной в 1897 г. предпринимателем и бывшим велогонщиком Джорджем М. Хенди. Первоначально компания выпускала велосипеды; экспортное название одной из моделей «American Indian» вскоре сократилось до Indian и стало торговой маркой. Этим же именем назвали и первый мотоцикл Indian Single, созданный в 1901 г. Indian Single отличался передовой для своего времени конструкцией — одним из первых на нём применялась цепная передача от двигателя к заднему колесу. В 1904 г. компания начала красить мотоциклы в красный цвет, который станет визитной карточкой марки Indian. Производство год от года росло, сначала только немного превышая 500 мотоциклов в год, и достигло пика в 1913 г. на показателе 32000 мотоциклов.
13.
DSC_0392

1910-е годы были эпохой технологических новшеств и достижений Indian Motorcycle, таких как рессорная передняя вилка, автоматический масляной насос, двухступенчатая коробка передач, подножки, ручной стартер, маятниковая задняя подвеска рычажного типа, первый электрический запуск, электрический свет, легендарный двигатель Powerplus объемом 1000 см3. и логотип Indian Motorcycle.
14.
DSC_0394

Мотоцикл «Россия» (Россия, 1903). Название «Россия» носили первые велосипеды и мотоциклы отечественного производства, которые выпускались на фабрике Александра Лейтнера, основанной в 1886 г. в Риге. Десять лет спустя производство велосипедов достигло промышленного размаха и составляло от 1500 до 2000 в год. В 1895 г. на фабрике был испытан мотоцикл, вероятнее всего, немецкого производства, и результат испытаний побудил Лейтнера заняться еще и моторным транспортом. В 1899 году на фабрике «Россия» началось производство двух- и трёхколёсных моторных велосипедов, оснащенных моторами, сделанными на самой фабрике. Тогда же Лейтнер начал и сборку автомобилей, но построив всего семь машин, прекратил работы в этом направлении по причине невыгодности производства: таможенные пошлины на узлы и агрегаты были выше, чем на готовый автомобиль. После неудачи с автомобилями Лейтнер вернулся к мотоциклам: для них требовался только двигатель, а всё остальное делали в Риге. С 1903 по 1907 г. на фабрике строили мотоциклы «Россия» с немецким четырехтактным одноцилиндровым двигателем Fafnir объемом 250 см3 и мощностью 2,5 л.с. Машина в снаряженном состоянии весила 74 кг и развивала скорость до 40 км/ч. Привод на заднее колесо осуществлялся при помощи клиновидного ремня. Представленный на выставке экземпляр мотоцикла «Россия» до революции служил в качестве наглядного пособия в Учебной автомобильной роте, поэтому его мотор имеет несколько разрезов, открывающих внутреннее устройства агрегата.
15.
DSC_0398

Ацетиленовая фара на мотоцикле «Россия».
16.
DSC_0399

Автомобиль «Русско-Балтийский» тип К 12/20 НP (Россия, 1911) с шасси № 73. Русско-Балтийский вагонный завод в Риге являлся крупнейшим производителем автомобилей в Российской Империи. Кроме автомобилей завод также выпускал железнодорожные вагоны, стационарные двигатели внутреннего сгорания, обозный транспорт, сельскохозяйственную технику и аэропланы. Автомобильный отдел РБВЗ начал свою деятельность в 1909 г., когда был собран первый «Русско-Балтийский» (также известно и другое название автомобилей — «Руссо-Балт»), разработанный швейцарским инженером Жюльеном Поттера, специально приглашенным в Ригу для организации производства автомобилей. Жюльен Поттера создал две модели — тип С и тип К.
17.
DSC_0401

«Русско-Балтийский» тип К представлял собой компактный автомобиль с двигателем небольшой мощности — за всё время производства модели она составляла от 16 до 24 л.с., а также невысокой налоговой ставкой. Единственный сохранившийся легковой «Русско-Балтийский» является экземпляром тип К 12/20 с кузовом «дубль-фаэтон», выпущенным в 1911 г. Автомобиль приобрела Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине, сформированная в 1910 г. Всего был изготовлен 141 автомобиль типа К, один из них был приобретен для царского двора.
18.
DSC_0402

Мотоцикл «Мото-Рев-Дукс» (Россия, 1911). «Акционерное общество «Дукс» Ю.А. Меллера» было учреждено в 1900 г. и вело свое начало от небольшой велосипедной мастерской на Садовой улице в Москве, открытой еще в феврале 1890 г. Основатель предприятия Юлий Александрович Меллер занимался самыми разнообразными транспортными средствами: под маркой «Дукс» выпускались велосипеды, мотоциклы, автомобили, автобусы, дрезины, дирижабли и аэропланы. Мотоциклы появились в производственной программе фирмы «Дукс» в 1909 г. За основу был взят швейцарский мотоцикл «Moto-Rêve», название которого переводится как «Мото-Мечта». Произведенные в России мотоциклы продавались под именем «Мото-Рев-Дукс». Они состояли из иностранного мотора, сделанного по лицензии на дочерней английской фирме с таким же названием, на отечественной экипажной части и были несколько дешевле швейцарских. Московские мотористы предпочитали русскую версию, так как она отличалась завидной крепостью и надежностью, при этом ни в чём не уступая прототипу. С 1909 по 1915 г. фирма «Дукс» выпустила около 500 экземпляров «Мото-Рев-Дукс», став самым крупным в России производителем мотоциклов. На выставке показан «Мото-Рев-Дукс» модели 1910 г., на котором стоял двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 256 см3, мощностью 2 л.с., позволяющий развивать скорость до 60 км/ч.
19.
DSC_0404

Двигатель Dürkopp (Германия, 1912). Четырёхцилиндровый двигатель для легковых и грузовых автомобилей марки Dürkopp. В 1913 г. фирма, изначально специализирующаяся на производстве швейных машинок, предлагала очень широкий модельный ряд — 7 легковых и 10 грузовых моделей. Технологические новшества для 1913 г.: отливка всех четырёх цилиндров в едином блоке, а не отдельно или попарно; применение роликовых подшипников в двигателе вместо шариковых; изготовление картера двигателя из алюминиевого сплава; двойная система зажигания фирмы Bosch. Одно из устаревших решений — шестерёнчатый привод распределительного механизма.
20.
DSC_0406

«Феномобиль 4/9PS» (Германия, 1911). Необычная трехколёсная конструкция автомобиля с мотором на переднем управляемом колесе — одна из попыток создать простое и доступное транспортное средство. К этому же колесу крепилась Г-образная рукоять, которую называли «румпелем» — по аналогии с рычагом управления на моторной лодке. Этот «румпель» играл ту же роль, что и рулевое колесо у современных автомобилей. Название Phänomobil произошло от предприятия Phanomen Werke Gustav Hiller AG, основанного Густавом Хиллером в 1888 г. и существовавшего первые годы под различными вывесками. Первой продукцией под маркой Phanomen стали велосипеды, за ними последовали мотоциклы, а потом и автомобили, продававшиеся под маркой Phänomobil. Несмотря на нелепый вид, «Феномобили» могли развивать скорость до 50-60 км/ч, что по тем временам считалось хорошим показателем. В 1913 г. из 2036 частных автомобилей в Санкт-Петербурге насчитывалось только пять марки Phänomobil. Самым известным в городе стал развозной фургончик газеты «Речь», часто мелькавший на улицах столицы и в журнальной рекламе.
21.
DSC_0410

Первые «Феномобили» появились в 1907 г. и были двухцилиндровыми. Мощность мотора первоначально составляла всего 6 л.с., но затем увеличилась до 9 (как на вышеописанном автомобиле). В 1912 г. начала выпускаться и модель с четырехцилиндровым мотором мощностью 12 л.с., которую с различными изменениями выпускали до 1927 г. В отличие от двухцилиндрового, четырёхцилиндровый двигатель мощностью 12 л.с. для трёхколесных автомобилей Phänomobil также использовался на четырёхместных фаэтонах и ландоле, а также фургонах. Охлаждение — воздушное от набегающего потока и двух вентиляторов, отсутствующих на данном образце. Карбюратор со съемным поплавком позволял двигателю работать как на бензине, так и на бензоле — горючем веществе, получаемом в результате переработки нефти и каменного угля.
22.
DSC_0412

Автомобиль «De Dion-Bouton» (Франция, 1901). Французская фирма De Dion-Bouton была основана в 1883 г. маркизом Жюлем-Альбером де Дионом, механиком Жоржем Бутоном и инженером Шарлем Арманом Трепарду под названием De Dion-Bouton et Trepardoux. Маркиз выступал в роли финансиста, Бутон работал сборщиком и технологом, а в лице Трепарду было представлено конструкторское бюро. Производство транспортных средств началось с паровых автомобилей, один из которых принял участие в первой в мире гонке Париж-Руан в 1894 г. и даже пришел первым к финишу. Но по правилам гонок главный приз достался «Пежо» с бензиновым мотором. Возможно по этой причине в 1895 г. Де Дион и Бутон приняли решение заниматься только бензиновыми двигателями, а несогласный с ними Трепарду покинул фирму, название которой сократилось до De Dion-Bouton. Настоящим успехом в новом направлении стал одноцилиндровый мотор, ставший силовым агрегатом для первых моделей множества автопроизводителей. Легкие колясочки De Dion-Bouton, в которых пассажиры сидели напротив друг друга или vis-a-vis, стали самыми массовыми на рубеже веков: всего в 1899-1902 гг. их сделали почти 3000 экземпляров. В дореволюционной России эту марку в обиходе называли «Дион-Бутон», и на рубеже XIX-XX в. она являлась самой распространенной в Санкт-Петербурге.
23.
DSC_0418

Моторный трицикл «Кудель» (Германия, 1899). В самом конце XIX века моторные трициклы стали одним из самых популярных и распространенных видов транспорта. Компоновочная схема таких машин была достаточно проста: экипажная часть классического трицикла с педальным приводом; одноцилиндровый четырехтактный двигатель воздушного охлаждения устанавливался за задней осью и приводил в движение колеса через шестеренчатый механизм и дифференциал. Первые трициклы были построены французской фирмой De Dion-Bouton в 1897 г. За два года до этого фирма начала выпуск одноцилиндрового мотора, настолько удачного по конструкции, что лицензии на его производство приобрели сразу несколько предприятий, такие как немецкий Cudell, французские Delage, Peugeot, Renault и др. Мощность 0,75 л.с. двигатель развивал при 1500 об/мин — такое высокое число оборотов было внушительным показателем для того времени. Весил мотор всего 20 кг.
24.
DSC_0416

Кроме самой фирмы De Dion-Bouton моторы и трициклы по лицензии производились в разных странах, в том числе и в Германии под маркой Cudell. Предприятие Cudell & Со в Аахене основал в 1898 г. немецкий промышленник Макс Кудель специально для производства автомобилей и трициклов французской конструкции, которые он выпускал до 1904 г. К трициклам предлагались различные коляски для пассажиров, как цепляемые сзади в виде прицепа, так и спереди вместо колеса — в таком случае трицикл превращался в квадрицикл. Представленный на выставке экземпляр трицикла «Кудель» изготовлен в 1899 г. и, по некоторым данным, принадлежал одному из великих князей. Достоверно известно, что трицикл хранился в гараже Гатчинского дворца, откуда поступил на Ипатьевские военные склады, а в 1941 г. был передан в Политехнический музей.
25.
DSC_0414

Электромобиль «Columbia (City and Suburban) Victoria Phaeton» (Великобритания, 1902). Название City and Suburban в переводе означает «городской и пригородный», что в точности соответствовало основной продукции компании — электромобилям с запасом хода от 50 до 70 км, которые идеально подходили для поездок по городу и окрестностям. Почти все модели City and Suburban являлись копиями американских электромобилей Columbia; это было совместное производство — из Америки доставлялись узлы и агрегаты, а в Великобритании делались кузова. Базовая модель Columbia была типичной для того времени, напоминая запряженные лошадьми повозки и управляемые румпелем. Автомобиль массой 544 кг имел колесную базу 162 см и ездил на колесах диаметром 76 см с деревянными спицами и кожаными крыльями. Задняя ось приводилась в движение цепью, которая издавала единственный шум при езде. Между двигателем и цепной передачей была подключена трансмиссия с тремя передними и двумя задними передачами. Двадцать кислотных аккумуляторов фирмы Exide были размещены над двумя осями, чтобы сбалансировать вес. К тормозам двух задних колес был подключен звонок, который звонил при резком торможении.
26.
DSC_0419

В начале XX в. марка City and Suburban стала известной и знаменитой, во многом благодаря именитым владельцам электромобилей. Одним из первых покупателей стала британская королева Александра, заказавшая электромобиль с кузовом Victoria Phaeton для поездок в окрестностях Сандрингемского дворца. В 1902 г. королева Александра подарила такой же электромобиль своей сестре — российской императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. Диковинка пришлась по душе Михаилу Александровичу, младшему сыну императрицы. Этот электромобиль активно использовался в царской семье летом 1902 г. для поездок в Гатчине и Петергофе — главным резиденциям императрицы Марии Федоровны.
27.
DSC_0420

Один из поставлявшихся аксессуаров для электромобиля — ампервольтметр с маркировкой Columbia.
28.
DSC_0422

Автомобиль «Stoewer Der grosse Motorwagen» (Германия, 1899). Автомобили под маркой Stoewer выпускались с 1899 по 1943 г. в немецком городе Штеттин. Сегодня он является польским и называется Щецин. История предприятия Gebruder Stoewer, в переводе «Братья Штевер», типична для тех лет: сначала швейные и пишущие машинки, затем велосипеды, а потом и автомобили — легковые модели и грузовики. Название марки в нашей стране произносили по-разному — то «Стевер», то «Штевер». На выставке представлен экземпляр самой первой модели фирмы, название которой звучит как Der grosse Motorwagen или в переводе — «большой моторный экипаж». Четырехместный кабриолет оснащался расположенным сзади двухцилиндровым мотором объемом 2,1 л и мощностью 6,5 л.с., которой вполне хватало для езды со скоростью 17 км/ч.
29.
DSC_0425

Мотоцикл «Hamlet» (Дания, 1912). Первые мотоциклы марки Hamlet появились в 1904 г. Ранние модели делались на базе велосипедной рамы, а в качестве силового агрегата использовались мотоциклетные двигатели сторонних производителей, таких как Fafnir, Moto Reve или Motosacoche. В дальнейшем фирма специализировалась на легких дорожных мотоциклах. Модель 1912 г. по конструкции типична для своего времени: поперечно установленный V-образный двухцилиндровый двигатель, зажигание от магнето, ременная передача на заднее колесо, цепной привод для педалей.
30.
DSC_0427

Автомобиль «Fournier Ba-By» (Франция, 1912). Автомобильные гонщики братья Акилле и Анри Фурнье начали заниматься производством автомобилей в 1909 г., представив небольшую двухместную модель легкого типа Ba-By (также встречается наименование «Baby»). Журнал «Автомобиль» в 1912 г. писал, что это «нечто среднее между мотоциклеткой и автомобилем». Такие машины в те времена назывались термином cyclecar, который в России произносили как «сайкль-кар» или «циклекар».
31.
DSC_0429

Автомобиль «Бэй-Би» представлял из себя типичный «сайкль-кар» — комплектовался одноцилиндровым мотором мощностью 8 л.с. и имел трансмиссию фрикционного типа: передаточное отношение менялось путём перемещения одного из двух перпендикулярных дисков. Такое техническое решение можно считать ранним прототипом вариатора.
32.
DSC_0430

Циклекар А.С. (Великобритания, 1914). Аббревиатура А.C. происходит от названия фирмы Auto Carriers Ltd, основанной в 1907 г. Первой моделью стал двухместный трицикл AC Sociable, ставший настоящим бестселлером не только в Великобритании, но и в других странах. В 1914 г. фирма представила следующую модель — четырёхколесный автомобиль очень простой и лёгкой конструкции. Поначалу на нём применялся одноцилиндровый мотор от мотоцикла, позже — двигатель с двумя цилиндрами. Рама делалась из единой балки, согнутой в форме буквы U — на такую конструкцию был даже получен патент. Привод на задние колёса был цепным. Новая модель должна была повторить успех трицикла, поэтому фирма Auto Carriers Ltd старалась организовать продажи в разных странах, в том числе и в России, однако до начала Первой мировой войны у нас в стране удалось продать всего несколько экземпляров А.С., а всего в мире — около 100 штук.
33.
DSC_0438

Двигатель BSE (Великобритания, 1911). Бесклапанный двигатель системы Найта отличался отсутствием впускных и выпускных клапанов в газораспределительном механизме и использовался на легковых автомобилях марки BSA. Аббревиатура расшифровывается как Birmingham Small Arms Company — компания выпускала также винтовки, патроны, снаряды, велосипеды и мотоциклы. Американский изобретатель Чарльз Найт впервые представил свой двигатель без клапанов в 1903 г. Система газораспределения в нем состояла из двух движущихся гильз с отверстиями для впуска топливной смеси и выхода отработавших газов. Двигатель системы Найта обладал как многими достоинствами — простота конструкции и бесшумная работа, так и недостатками — большой расход масла и недолговечность. Такие двигатели использовались не только фирмой BSA, но и многими другими марками, например: Mercedes, Minerva, Mors, Panhard-Levassor и Voisin.
34.
DSC_0432

Двигатель Daimler (Германия, 1892). Немецкий инженер Готлиб Даймлер наряду с Карлом Бенцем считается изобретателем автомобиля, поскольку построил свой первый «моторный экипаж» в том же 1886 г., но не запатентовал его. Свою изобретательскую деятельность Даймлер вёл значительно шире — он пытался создать универсальный двигатель, пригодный для установки на экипаж, велосипед и лодку. Первая его конструкция с одним цилиндром показала себя пригодной для всех транспортных средств, поэтому дальнейшим развитием стал V-образный мотор с двумя цилиндрами. Даймлеровский двигатель V2 устанавливался только на одну модель — Stahlradwagen, или «экипаж со стальными колесами». Автомобиль был построен в 1889 г. всего в двух экземплярах. Двигатель с развалом цилиндров 17° и рабочим объемом 565 см3 развивал мощность 1,5 л.с., его вполне хватало для движения 300-килограммого автомобиля со скоростью до 18 км/ч. В дальнейшем Готлиб Даймлер отказался от V-образных моторов на автомобилях и создавал конструкции с рядным расположением цилиндров, но двигатели V2 продолжали выпускаться для установки на лодки или использования в качестве стационарных.
35.
DSC_0436

Двигатель Benz Contra-Motor (Германия, 1899). Первые в мире оппозитный двигатель, созданный специально для установки на автомобиль. Конструктор — немецкий инженер Карл Бенц, официально признанный изобретателем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Ранние конструкции Карла Бенца были одноцилиндровыми — это и первый «моторный экипаж», запатентованный в 1886 г., и последующие модели Velo, Victoria, Vis-à-Vis и Phaeton, выпускавшиеся в 90-е годы XIX в. В 1899 г. Карл Бенц представил двухцилиндровый оппозитный двигатель, названный им Contra-Motor, выпускавшийся в вариантах с различным рабочим объёмом и мощностью. Самый ранний вариант «Контра-Мотора» с рабочим объемом 1710 см3 развивал 5 л.с. при 960 об/мин, впоследствии рабочий объём увеличивался до 2000, 2690, 2940 и 3720 см3, а мощность возросла сначала до 8 л.с. при 920 об/мин, затем до 20 л.с. при 980 об/мин. Менее мощные «Контра-Моторы» ставились на легковые модели Dos-à-Dos, Mylord, Ideal и Phaeton, более сильные — на легковую модель Tonneau и омнибусы на восемь или двенадцать мест. В общей сложности эти модели выпускались с 1899 по 1902 г. Эволюция «Контра-Мотора» за такой небольшой промежуток времени позволила увеличить скорость обычных серийных автомобилей с 30 до 60 км/ч.
36.
DSC_0440

Двигатель Clément-Bayard (Франция, 1905). Двухцилиндровый двигатель компании Клеман-Байярд мощностью 11 л.с. устанавливался на шасси модели Clément-Bayard AC2V, которая, как правило, выпускалась с лёгкими открытыми кузовами. Двигатель выполнен по классической для тех лет схеме с раздельными цилиндрами и нижним расположением впускных и выпускных клапанов по разные стороны. В центре крышки цилиндра — отверстия для труб системы охлаждения, справа — для свечей зажигания, а слева — для краников декомпрессии. В то же время в Википедии про двигатель Клеман-Байярд мощностью 11 л.с. нет никаких упоминаний.
37.
DSC_0442

Автомобиль «Lion-Peugeot Type VC2» (Франция, 1909). В начале XX в. французская автомобильная марка Peugeot существовала в двух вариантах: собственно, Peugeot и Lion-Peugeot. Вторая марка появилась в 1906 г., когда братья Эжен, Робер и Пьер Пежо также решили заняться производством автомобилей, как и их двоюродный брат Арман Пежо — создатель автомобильной марки Peugeot. Существование двух практически одноименных марок длилось недолго — в 1910 г. предприятия объединились, после чего автомобили Lion-Peugeot выпускались ещё пять лет. Модельный ряд Lion-Peugeot с 1906 по 1909 г. состоял исключительно из одноцилиндровых моделей, затем в 1910 г. появились автомобили с двумя цилиндрами, а в 1912 г. — с четырьмя. Последняя одноцилиндровая модель была выпущена в 1911 г.
38.
DSC_0444

Одноцилиндровые моторы выпускались с рабочим объемом от 785 см3 до 1841 см3 и развивали мощность от 6,5 л.с. при 1000 об/мин до 12 л.с. при 1400 об/мин. На шасси Lion-Peugeot обычно устанавливали небольшие кузова, как правило, открытые двухместные, а также дубль-фаэтоны, ландоле и лимузины небольших размеров. Такой маломощный и экономичный автомобиль хорошо подходил для поездок по городу или в сельской местности, поэтому во Франции на него всегда был спрос. Lion-Peugeot Type VC2 выпускался с 1909 по 1910 г. Одноцилиндровый двигатель рабочим объёмом 1045 см3 развивал 9 л.с. при 1175 об/мин.
39.
DSC_0445

Автомобиль «Bébé Peugeot» (Франция, 1913). Семья Пежо из французского городка Валантинье начинала в XVIII в. с мануфактурного производства, а в 1840 г. начала производство ручных кофемолок и мельниц для перца и соли. За ними последовали зонты со стальными каркасами, лезвия для пил, спицованные колеса и велосипеды конструкции Армана Пежо, которому фирма обязана появлением автомобильной марки Peugeot. В дополнение к стандартному модельному ряду фирма в 1912 г. начала выпуск малолитражной модели Bébé Peugeot, сконструированной Этторе Бугатти. Возможно, поэтому автомобиль хоть и получился маленьким, но не являлся примитивом как многие его конкуренты — в этом и заключался секрет его успеха. Даже внешне «Бебе Пежо» напоминал уменьшенную копию большого автомобиля и, пожалуй, был самым изысканным малолитражным автомобилем своего времени. Его четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 856 см3 развивал 6 л.с. — этой мощности хватало, чтобы разогнаться до скорости 60 км/ч.
40.
DSC_0447

Мотоцикл «FN-4» (Бельгия, 1913). Бельгийская компания FN в 1904 г. первой в мире создала и начала серийный выпуск мотоциклов с рядным четырехцилиндровым двигателем. На тот момент «эфэновская четверка» стала революцией в мототехнике, а мотоциклы FN — одними из самых быстрых в мире. Модель оказалась не только необычной по конструкции, но и надежной и ремонтопригодной. На выставке представлен мотоцикл «FN-4» 1913 г. с мотором объемом 498 см3 и мощностью 6 л.с., оснащенный двухскоростной коробкой передач и приводом на заднее колесо посредством вала.
41.
DSC_0449

В конце своего повествования не могу не выложить фотографии из буклета, рассказывающие о различных любопытных технических решениях, использованных в автомобилях, показанных на выставке.
42.
DSC_0452-1

43.
DSC_0452-2

44.
DSC_0453-1

45.
DSC_0453-2

46.
DSC_0454-1

47.
DSC_0454-2

48.
DSC_0455

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.