Продолжение рассказа о музее Гаража особого назначения.
В январе 2021 г. Гараж особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации отметил столетний юбилей. К этому событию было приурочено открытие многофункционального музейно-выставочного комплекса «Музей Гаража особого назначения» в двух павильонах на территории ВДНХ.
0.
В павильоне 53 представлена основная экспозиция «Гараж Особого Назначения», основу которой составляет уникальная коллекция автомобилей — свыше 50 единиц автомобильной и мотоциклетной техники. В музее представлены легендарные машины лидеров Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Нумерация фотографий сквозная по всем трем частям.
00. Схема музейной части павильона 53 заимствована с официального сайта
Автомобиль ЗИС-115 (СССР, 1954). ЗИС-115 («ЗИС-110СО») — советский бронированный автомобиль высшего класса. Выпускался несколькими сериями в 1949-1955 гг. на автомобильном заводе имени Сталина на единой с ЗИС-110 платформе. Автомобиль предназначался для высших руководителей коммунистической партии СССР — членов Политбюро ЦК ВКП(б), в первую очередь для Председателя Совета Министров СССР И.В.Сталина. Большая часть автомобилей эксплуатировалась в Гараже особого назначения. Позднее эта модель имелась в гаражах лидеров многих европейских и азиатских стран, дружественных Советскому Союзу. Выставленный экземпляр в 1950-1953 гг. был персональным автомобилем И.В.Сталина. Всего было произведено 56 штук.
39.
Разработка нового автомобиля началась в 1943 году по персональному заданию Сталина. И гражданская, и бронированная версии нового ЗИСа проектировались одновременно с одинаковой внешностью. В 1944 году появился первый прототип бронированного автомобиля, а в 1946-1948 годах была собрана первая партия таких машин под названием ЗИС-110С. Гараж особого назначения и Сталин эти автомобили не приняли ввиду избыточного веса машин и, соответственно, невозможности эксплуатировать автомобили на имеющихся типах покрышек. После модернизации бронекорпуса и облегчения автомобиля на 400 кг появилась новая модель ЗИС-115, которая и пошла в серию с декабря 1949 г. Первоначальное ее обозначение — ЗИС-110СО, буквы «СО» означали «специальный, облегченный». В дальнейшем модель обозначалась как ЗИС-115-145, кузов в сборе имел индекс ЗИС-145. Требованиями к прозрачной и непрозрачной броне ЗИС-115 предусматривалось обеспечение защиты от простой винтовочной пули 7,62 мм с дистанции 25 м. Модель ЗИС-115 получила уникальный для своего времени капсульный тип бронирования, т.е. стальную, сварочно-клепанную коробку, вокруг которой собирался кузов автомобиля. Корпус, включая крышу, двери и борта изготавливался из авиационной стальной брони марки ХГСМ (КВК-2). Прозрачная броня (бронестекло «Три»), разработанная ВНИИ Стекла, отличалась повышенной живучестью. Общая масса комплекта бронестёкол составляла 291,9 кг. Каждый изготовленный бронекорпус перед отправкой на ЗИС проходил полигонные испытания в присутствии представителя МГБ — обстрел винтовочными пулями и подрыв гранатой.
40.
Автомобиль ЗИС-110Б (СССР, 1947). ЗИС-110Б — комфортабельный шестиместный легковой автомобиль с 4-дверным кузовом типа “фаэтон” рамной конструкции с двумя рядами основных сидений и двумя дополнительными отдельными откидными сиденьями, в сложенном виде убирающимися в перегородку. Матерчатый тент складывался вручную. ЗИС-110Б был модификацией лимузина ЗИС-110 и выпускался в 1949-1957 гг.
41.
ЗИС-110Б участвовали в военных парадах, работали в качестве такси, а кинооператоры использовали их для съемок. 3 экземпляра были отправлены в Чехию для парадов. Всего было выпущено 2089 автомобилей. Выставленный экземпляр автомобиля в 1953-1964 гг. был персональным автомобилем Н.С.Хрущева, предпочитавшим открытые кузова машин.
42.
Автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» (СССР, 1954). ГАЗ М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946-1958 гг. Всего до 31 мая 1958 г. было выпущено 241497 машин, включая 14222 кабриолетов и 37492 такси. Изначально автомобиль проектировался в двух вариантах: М-25 с шестицилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,7 л и М-20 с экономичным четырёхцилиндровым мотором объёмом 2,1 литра. Последний представлял собой «укороченный» вариант первого, в котором отсутствовали 2 цилиндра. Динамические качества «Победы» с четырёхцилиндровым двигателем примерно соответствовали «Эмке» М-1. 19.06.1945 г., после прохождения государственных приёмочных испытаний, предсерийные экземпляры «Победы» были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе с И.В.Сталиным. Для серийного производства был выбран более дешёвый и экономичный четырёхцилиндровый вариант, а обозначение модели окончательно закрепилось как М-20 «Победа».
43.
После устранения недостатков, выявленных в автомобилях первой серии (1946-1948 гг.), начался выпуск массовой 2 производственной серии с кузовом седан-фастбэк. В 1949 г. автомобиль М-20 и его создатели награждены Сталинской премией. Тогда же было освоено производство модификации М-20Б с открытым кузовом кабриолет, обусловленное недостатком в советской промышленности листовой холоднокатаной стали. Автомобили ГАЗ М-20 «Победа» эксплуатировались в Гараже особого назначения. На выставке экспонируется «Победа» поздней 2-й производственной серии с «двухэтажной» полосной решёткой радиатора.
44.
Автомобиль ЗИЛ-111А (СССР, 1962). ЗИЛ-111 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса с кузовами длиннобазный «седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями выпускавшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1958 по 1967 г. Всего было выпущено 112 экземпляров всех модификаций. Это был первый в истории страны автомобиль с серийным двигателем V8. Первый легковой ЗИЛ, который изготавливали не на потоке, как модели ЗИС-101 и ЗИС-110, а штучно. А еще ЗИЛ-111 — первый советский автомобиль с кондиционером (правда, ставили его лишь на часть машин, с индексом ЗИЛ-111А).
45.
Конструкция ЗИЛ-111 имела практически все обычные атрибуты американских автомобилей среднего-высшего класса середины 1950-х гг.: большие панорамные стёкла, рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колёс и рессорной зависимой задних, V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-111 объёмом 5969 см³ и мощностью 200 л.с. при 4200 об/мин, двухступенчатую автоматическую коробку передач с гидротрансформатором, гидроусилитель руля, многоконтурную систему барабанных тормозов с усилителями каскадной схемы, электрический привод стеклоподъёмников и т.д. Коробкой передач лимузина ЗИЛ-111 управляли с помощью кнопок. Такая конструкция поражала воображение тогдашних советских автомобилистов, а сегодняшних водителей просто введет в ступор. В 1959 г. в серию пошла модификация ЗИЛ-111А, оборудованная советской установкой кондиционирования воздуха. Внешне от базового ЗИЛ-111 он отличался задним стеклом значительно меньшего размера.
46.
Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» (СССР, 1980). ГАЗ-13 «Чайка» — легковой семиместный автомобиль большого и представительского класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 г. Дизайнером ГАЗа Львом Еремеевым был предложен проект визуально современного, оригинального и динамичного автомобиля, созданного под явным влиянием новейших американских моделей: седана Packard Patrician и кабриолета Packard Caribbean. «Чайка» не имела точного прототипа, но большинство элементов дизайна было характерно для «детройтского барокко» тех лет.
47.
Для нового автомобиля был спроектирован полностью новый двигатель V8 под названием ЗМЗ-13 объемом 5526 см³ и мощностью 195 л.с. при 4400 об/мин. Двигатель обеспечивал разгон «Чайки» до 100 км за 20 с. С мотором сопрягалась полностью автоматическая гидромеханическая коробка передач, родственная КПП «Волги» ГАЗ-21, пошедшей в производство в то же время. Выбор режима работы трансмиссии осуществлялся кнопочным селектором, расположенным слева на панели приборов. Была использована Х-образная рама, облегчённая по сравнению с традиционной лонжеронной. У автомобиля с такой рамой кузов является по сути полунесущим — его силовые элементы, такие, как короба порогов, также участвуют в восприятии нагрузок наряду с самой рамой. Автомобили ГАЗ-13 «Чайка» эксплуатировались в Гараже особого назначения.
48.
Автомобиль ЗИЛ-111Г (СССР, 1963). Дизайн ЗИЛ-111 рисовал художник Лев Еремеев, который также работал и над Чайкой ГАЗ-13. Автомобили получились очень похожими, особенно «с лица». В итоге в СССР с небольшим интервалом выпустили два лимузина, которые с первого взгляда, особенно ненатренированного, было трудно различить. Говорили, что сам Н.С.Хрущев настоял, чтобы ЗИЛ сделали непохожим на Чайку, которая в советской автомобильной иерархии стояла пониже. Так или иначе, стилисты московского завода довольно удачно провели фейслифтинг, изменив переднюю и заднюю части кузова. Результатом рестайлинга стал ЗИЛ-111Г (1962-1967). Он имел впервые применённую на советском автомобиле четырёхфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Кондиционер стал стандартным оборудованием на всех автомобилях.
49.
Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг. Всего было выпущено 26 машин модели ЗИЛ-111Г. Во время покушения на Л.И.Брежнева 22.01.1969 г. именно в ЗИЛ-111Г, перевозивший космонавтов Алексея Леонова, Андрияна Николаева, Георгия Берегового и Валентину Терешкову, было произведено 11 выстрелов. ЗИЛ-111 не был бронированным, и во время покушения был смертельно ранен водитель, но космонавты не пострадали. Выставленный экземпляр в 1963-1964 гг. был персональным автомобилем Н.С.Хрущева, а в 1964-1967 гг. — Л.И.Брежнева.
50.
Автомобиль ЗИЛ-111Д (СССР, 1966). На базе ЗИЛ-111Г было построено несколько открытых парадных фаэтонов с мягким откидным верхом, получивших индекс ЗИЛ-111Д. Первый экземпляр был собран в начале 1963 г., за ним последовала небольшая серия, четыре автомобиля из которой предназначались для первомайских и октябрьских торжеств.
51.
По данным музея АМО ЗИЛ, общее количество построенных парадных фаэтонов ЗИЛ-111Д составило 8 штук (по другим данным было выпущено 15 экземпляров).
52.
Выставленный экземпляр в 1964-1976 гг. был персональным автомобилем Л.И.Брежнева.
53.
Микроавтобус ЗИЛ-3207 «Юность» (СССР). ЗИЛ-3207 является поздней модификацией автобуса представительского класса вместимостью 17 пассажиров ЗИЛ-118 на базе автомобиля ЗИЛ-111. ЗИЛ-118 выпускался в период с 1963 по 1994 г. Инициативная группа сотрудников ЗИЛ задумала сконструировать многоместный автомобиль, используя начинку ЗИЛ-111. Эта группа в свободное от работы время проектировала новый автомобиль, который получил индекс 118. В нём были использованы трансмиссия и подвеска лимузина, двигатель от грузовика ЗИЛ-130 (блок V8 объемом 5980 см³ со степенью сжатия 6,5 для низкооктанового бензина и мощностью 150 л.с.). Первый вариант автобуса под названием «Юность» вышел на испытания в 1962 г. Остекление было выполнено в стиле круговой панорамы. В 1971 г. модель подверглась внешней переработке в стиле ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и «Чайки» второго поколения. Угловатые формы осовременили машину, но лишили дизайн характерной лёгкости. Этот вариант получил индекс ЗИЛ-118К (также использовался индекс ЗИЛ-119).
54.
В 1977 г. появились планы по созданию кузова нового поколения микроавтобусов высшего класса. Созданный в 1978 г. первый макет автомобиля получил индекс «ЗИЛ-119-78». В 1981 г. он был изменён на «3207». Разработка продолжена не была, а её индекс был присвоен прежнему кузову — «ЗИЛ-118» («119»), который в 1991 г. подвергся косметическому изменению внешности: бампера вместо хромирования стали покрываться краской в цвет кузова. Комфортабельные автобусы семейства «Юность» применялись для обслуживания правительственных делегаций. Суммарный выпуск автобусов ЗИЛ-118 «Юность» в 1961-1970 гг. составил 20 единиц, а серий ЗИЛ-118К/119/118-70/3207 «Юность» в 1970-1994 гг. — 86 экземпляров. Выставленный автобус, вероятно, является макетом, который не был доведен до серийного изготовления. На его базе в музее создан небольшой кинотеатр.
55.
Мотоцикл М-72 (СССР, 1956). М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Копия немецкого мотоцикла BMW R71, лицензия на производство не приобреталась. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 г. на различных заводах СССР. Первоначально мотоцикл предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х в свободную продажу не поступал. Конструкция была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора. Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. Мощность двигателя 22 л.с., максимальная скорость 105 км/ч. Мотоциклы М-72 состояли на службе в Почетном эскорте в 1956-1961 гг.
56.
Мотоцикл К-750 (СССР). К-750 — тяжёлый дорожный мотоцикл с боковой коляской, разработанный и выпускавшийся Киевским мотоциклетным заводом на базе М-72. Новая модель мотоцикла К-750 стала более комфортабельной, мощной и надежной. В новой машине были устранены существенные недостатки модели М-72Н: ходовая часть была выполнена с гидравлическими амортизаторами, кузов коляски устанавливался на резиновых рессорах и гидравлических подвесках, в результате чего была значительно улучшена мягкость хода. Мощность двигателя была повышена до 26 л.с., а расход топлива уменьшен на 1 л на каждые 100 км пути. Интересным было применение механизма привода на колесо коляски мотоцикла К-750, обеспечивающего повышение проходимости мотоцикла, что позволило с успехом применять его для специальных целей. Благодаря повышению мощности двигателя с 22 до 26 л.с. мотоцикл с коляской мог развивать скорость до 90 км/час. Выпуск мотоциклов К-750 был начат заводом с 1958 г. (по другим данным — с 1960 г.). Мотоциклы К-750 состояли на службе в Почетном эскорте в 1961-1967 гг.
57.
Автотренажёр «Волга». Тренажер позволяет отрабатывать и закреплять навыки вождения транспортных средств категории B, а также навыки контраварийного вождения и вождения с применением спецсигналов на уникальном динамическом тренажёре с подвижной платформой «Форвард».
58.
Зал Аурус
Вторая часть экспозиции посвящена самой современной отечественной модели автомобиля представительского класса «Аурус». Название Aurus происходит от Au — «золото» и rus — сокращение от Russia. Это семейство автомобилей представительского и высшего класса, ранее известное под проектными обозначениями «Единая модульная платформа» (ЕМП) и проект «Кортеж», разрабатывается ФГУП «НАМИ». Прототип автомобиля выставлен при входе в Музей. В зале также показаны детали интерьера и технического оснащения автомобилей AURUS.
Для проекта Кортеж ФГУП «НАМИ» совместно с Porsche Engineering по техническому заданию ФГУП «НАМИ» разработало семейство модульных двигателей. Автомобиль оснащен гибридным силовым агрегатом, включающим битурбированный бензиновый двигатель V8 НАМИ-4123 объемом 4,4 л, специально созданным для линейки Aurus. Мощность двигателя 598 л.с. Двигатель оригинальный, какой-либо унификации с двигателями Porsche нет. Двигатели собираются в ФГУП «НАМИ». Самый мощный из разработанных двигателей — 6,6-литровый алюминиевый V12 с непосредственным впрыском и сдвоенной системой битурбонаддува (по одному нагнетателю на каждые 3 цилиндра); мощность двигателя — 850 л.с., крутящий момент — 1320 Н•м.
59.
На интерактивной панели можно изучить основные технические характеристики двигателя.
60.
Моторы агрегатируются с 9-ступенчатой АКПП КАТЕ R932 разработки НАМИ и фирмы КАТЕ. Принципиальное отличие R932 от привычных «автоматов» на других моделях высшего класса — отсутствие гидротрансформатора. В коробке передач — четыре планетарных ряда, для управления которыми используются три тормоза и три муфты, приводимые в действие гидроцилиндрами. Переключением потоков жидкости заведуют электромагнитные клапаны, которыми управляет электронный блок управления.
61.
На интерактивной панели можно изучить основные технические характеристики АКПП.
62.
Высоковольтная литий-ионная аккумуляторная батарея обеспечивает работу 42-киловаттного мотор-генератора.
63.
На интерактивной панели можно изучить основные технические характеристики АКБ.
64.
Безопасные колеса R20 грузоподъемностью до 2000 кг при потере давления воздуха в шинах обеспечивают заданную курсовую устойчивость автомобиля, двигающегося со скоростью 60 км/ч на расстояние 80 км.
65.
66.
Все описанные узлы и агрегаты составляют основу Единой модульной платформы.
67.
Передний мост и сопряженные двигатель, АКПП, система выпуска отработанных газов.
68.
Задний мост и АКБ.
69.
Автомобиль AURUS-41231SB (Россия, 2018). В музее выставлен подлинный экземпляр бронированного автомобиля AURUS Senat Limousine Aurus-41231SB — персональный автомобиль Президента Российской Федерации В.В.Путина.
70.
Премьера автомобиля состоялась 7 мая 2018 г. во время торжественной церемонии вступления В.В. Путина в должность Президента РФ.
71.
После премьеры автомобили «Сенат» и «Арсенал» работают в кортеже главы государства. Оба автомобиля получили свои названия в честь Сенатской и Арсенальной башен Кремля.
72.
Автомобиль Aurus-412314 (Россия, 2018). Для парада Победы созданы три кабриолета AURUS Senat Cabriolet Aurus-412314 на базе «Aurus-412300 Senat», которые заменили парадные кабриолеты «ЗиЛ-41041АМГ». Как и в случае с поздними парадными автомобилями ГАЗ-СП45 или ЗиЛ-41041АМГ, которые после изменения парадной формы ВС РФ сменили цвет со светлых небесного или серо-голубого на чёрный, парадные автомобили Aurus также окрашены в чёрный цвет.
73.
Автомобиль имеет специальный режим движения на параде, который ограничивает максимальную скорость 20 км/ч и обеспечивает наиболее плавную работу подвески и переключение передач.
74.
В музее выставлен подлинный экземпляр кабриолета AURUS Senat Cabriolet Aurus-412314, в котором министр обороны России С.К.Шойгу принимал военный Парад Победы на Красной площади.
75.
В музее ГОН также выставлены «специальные» автомобили Москвич и Аурус для особо важных водителей с двигателями мощностью в 1 детскую силу.
76.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.