В коллекции музея, помимо уже описанных коллекций, представлена великолепная коллекция гравюр на дереве, выполненных Альбрехтом Дюрером.
1. Музейный плакат, созданный на основе гравюры Лукаса Килиана 1608 г.
Альбрехт Дюрер — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников.
2. Автопортрет в возрасте 13 лет (карандаш по бумаге).
Всего Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него верным средством заработка. Кроме того, не связанный требованиями, которые предъявляли заказчики живописных произведений, Дюрер мог свободно воплотить все свои замыслы именно в гравюре. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Для художника она была не только средством тиражирования произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Помимо традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.
3. Автопортрет Дюрера в одежде, отделанной мехом в возрасте 28 лет.
Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле.
4. Гравюра с портретом Дюрера (Хуго Бюркнер, 1854)
До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика. Дюрер имел возможность пользоваться услугами лучших резчиков Нюрнберга, а по мнению части исследователей, некоторые гравюры он резал сам.
5. Гравюра с портретом Дюрера предположительно создана учеником Дюрера Эрхардом Шёном в 1527 г.
Для оптимизации количества фотографий поста я сгруппировал все гравюры по четыре в соответствии с нумерацией гравюр в музее. Все эти фотографии кликабельны и имеют ширину 1920 пикселей. Размер по вертикали фотографий (с учетом полей) соответствует приблизительно 18-20 см. По моему скромному мнению, после исключения цветного компонента фотографии стали смотреться гораздо лучше. К сожалению, некоторые изображения получились не лучшего качества, приношу за это свои извинения.
6. Подпись Дюрера, часто встречаемая в том числе и на гравюрах.
Серия «Жизнь Богородицы»
Знаменитая серия ксилографий Дюрера, иллюстрирующая Жизнь Богородицы, состоит из 20 гравюр. Музей Кафедрального собора владеет важным ранним набором этих гравюр высочайшего качества, большинство из которых — «пробные оттиски», напечатанные до публикации первого издания в книжном виде в 1511 г. В этой серии ярко рассказывается о жизни Богородицы, в том числе о ее знаменитом происхождении, рождении, обручении, Благовещении ангелом Гавриилом о рождении Иисуса Христа, а также о ее смерти и Успении на небеса.
Каждый отпечаток тщательно составлен, различные повествования показывают современных персонажей в динамичном движении, со сбалансированным расположением фигур. Человеческая форма, как правило, идеализирована и показана в домашней или церковной обстановке, которая обычно основывается либо на собственном родном городе Дюрера Нюрнберге, либо на итальянских моделях, которые он перевел в свой собственный графический стиль. Гармоничные архитектурные фоны сводов, арок и колонн имеют убедительную иллюзионистическую глубину, раскрывая мастерство Дюрера в области одноточечной перспективы. Художник продемонстрировал все свое мастерство в изображении контраста света и тени, в передаче солидности фигур и в создании неотразимой иллюзии пространства.
7*. 1. Богородица и Полумесяц (1510-1511). 2. Отказ от подношения св. Иоакима (1504). 3. Ангел, явившийся св. Иоакиму (1504). 4. Св. Иоаким и Анна у Золотых Ворот (1504).
8*. 5. Рождество Богородицы (1503). 6. Введение во храм Пресвятой богородицы (1504). 7. Обручение Девы Марии (1504). 8. Благовещение Пресвятой богородицы (1503)
9*. 9. Встреча Марии и Елизаветы (1503-1504). 10. Поклонение пастухов (1503). 11. Обрезание Господне (1503-1505). 12. Поклонение волхвов (1503).
10*. 13. Представление Иисуса в храме (1505). 14. Бегство в Египет (1503-1505). 15. Отдых на пути в Египет (1504). 16. Христос среди Учителей в храме (1503).
11*. 17. Христос прощается со своей матерью (1503-1505). 18. Смерть Богородицы (1510). 19. Коронование Богородицы (1510). 20. Почитание Богородицы (1502).
Со временем страстные образы в творчестве Дюрера сменяются спокойным повествованием: экспрессия, резкие контрасты уступают плавным переходам, достигаемым более плотной штриховкой. Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы. Художник изобразил типичных представителей городской среды, в этой серии любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его.
12*. Голгофа (1503-1504). Муж скорбей (1511). Мария — царица ангелов (1518). Св. Иероним в келье (1514)
13*. Пять ландскнехтов и мавр на коне (1495). Неподходящая пара или любовное предложение (1495). Св. Христофор (1511). Сошествие во ад (1510).
14*. Восточный человек и его жена (1496). Дама и ландскнехт (1497). Пеший св. Георгий (1502). Богоматерь с младенцем на траве (1503).
15*. Распятие Иисуса (1511). Св. Георгий на коне (1508). Знаменосец (1502). Мария с мартышкой (1498).
Под влиянием произведений Дюрера, ставших образцом для современных ему художников, многие немецкие мастера обратились к искусству ксилографии.
16*. Погребение Христа (1512). Два ангела, держащие Сударь (1513). Рождество Богородицы (1506). Введение во храм Пресвятой богородицы (1506).
17*. Христос перед Иродом (1512). Христос перед Анной (1512). Св. Христофор, смотрящий влево (Оглядывающийся Христофор) (медь, 1521). Волынщик (медь, 1514).
Серия «Малые страсти»
Дюрер создал три набора гравюр, иллюстрирующих Страсти Христовы — события последних дней Христа на Земле, приведшие к Его распятию, Погребению и Воскресению. Нынешняя серия, известная как «Малые страсти», была вторым набором Дюрера и состояла из 37 гравюр на дереве, сделанных в 1508-1510 гг. Эта серия помещает Смерть и Воскресение Христа в более широкий контекст истории человечества, как сказано в Ветхом и Новом Заветах. Дюрер включает в серию историю Искупления от падения человека до Рождения Христа, а также страдания Христа, Его смерть, Воскресение и Вознесение, Страшный суд. Адам и Ева представлены как причина человеческих страданий после их изгнания из Эдемского сада, в то время как Христос приносит свет и спасение.
Отдельные композиции различаются по своему эффекту: от глубоко духовной Агонии в саду и символического Христа в Эммаусе до более динамичных сцен, в которых изображены менялы из Храма. Божественная благодать Христа может быть прослежена во время прощания Христа с матерью, вхождения Христа в Иерусалим и явления Христа перед Марией Магдалиной. Иллюстрация Рождества Христова напоминает серию «Жизнь Богородицы» Дюрера с его сбалансированным расположением фигур в хлеве, но на этот раз изображена, как правило, с низкой точки зрения. Интимный формат ксилографий концентрирует их эффект как духовных и богослужебных образов, и в 1511 году они были опубликованы как молитвенник для медитации.
Выставленные гравюры включают 25 исключительных «пробных» оттисков, напечатанных до первого издания 1511 г.; некоторые из них находятся в редком первозданном состоянии. Пять оттисков были напечатаны после издания 1511 г., а шесть ксилографий присутствуют только в экземплярах, сделанных Иоганном Моммардом и изданных в 1587 г., спустя долгое время после смерти Дюрера в 1528 г.
18. Фрагмент обложки книги «Малые страсти»
19*. 1. Грехопадение (1510). 2. Изгнание из рая (1510). 3. Благовещение (1510). 4. Рождество Христово (1510).
20*. 5. Прощание Христа с матерью (1508-1509). 6. Вход Господень в Иерусалим (1508-1509). 7. Изгнание торгующих из храма (1508-1509). 8. Тайная вечеря (1508-1509).
21*. 9. Омовение ног св. Петра (1508-1509). 10. Моление о чаше (1510). Взятие Христа под стражу (1509). 12. Христос перед Анной (1508-1509).
22*. 13. Христос перед Каиафой (1508-1509). 14. Поругание Христа (1508-1509). 15. Христос перед Пилатом (1508-1509). 16. Христос перед Иродом (1509).
23*. 17. Бичевание Христа (1509). 18 Увенчание тернием (1508-1509). 19. Се человек (1509). 20. Пилат умывает руки (1509).
24*. 21. Несение Креста (1509). 22. Плат св. Вероники (1510). 23. Пригвождение к Кресту (1509). 24. Распятие (1509).
25*. 25. Сошествие во ад (1509). 26. Снятие с Креста (1509). 27. Оплакивание Христа (1509-1510). 28. Положение во гроб (1509-1510).
26*. 29. Воскресение (1510). 30. Явление Христа Богоматери (1510). 31. Явление Христа Марии Магдалине (1510). 32. Христос в Эммаусе (1510).
27*. 33. Неверие Фомы (1510). 34. Вознесение (1510). 35. Сошествие св. Духа (1510). 36. Страшный суд (1510).
В завершение хотелось бы отрекомендовать сайт, посвященный немецкой гравюре. Альбрехту Дюреру и его учителям, созданный сотрудниками Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Особо надо отметить опубликованный на этом сайте рассказ «Альбрехт Дюрер и его гравюры». Заинтересовавшимся этим видом изобразительного искусства надо читать обязательно.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.