Мдина. Кафедральный музей. Гравюры Дюрера

В коллекции музея, помимо уже описанных коллекций, представлена великолепная коллекция гравюр на дереве, выполненных Альбрехтом Дюрером.
1. Музейный плакат, созданный на основе гравюры Лукаса Килиана 1608 г.
DSC_0392

Альбрехт Дюрер — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников.
2. Автопортрет в возрасте 13 лет (карандаш по бумаге).
Durer4

Всего Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него верным средством заработка. Кроме того, не связанный требованиями, которые предъявляли заказчики живописных произведений, Дюрер мог свободно воплотить все свои замыслы именно в гравюре. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Для художника она была не только средством тиражирования произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Помимо традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.
3. Автопортрет Дюрера в одежде, отделанной мехом в возрасте 28 лет.
Selfportrait

Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле.
4. Гравюра с портретом Дюрера (Хуго Бюркнер, 1854)
Durer2

До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика. Дюрер имел возможность пользоваться услугами лучших резчиков Нюрнберга, а по мнению части исследователей, некоторые гравюры он резал сам.
5. Гравюра с портретом Дюрера предположительно создана учеником Дюрера Эрхардом Шёном в 1527 г.
Durer3

Для оптимизации количества фотографий поста я сгруппировал все гравюры по четыре в соответствии с нумерацией гравюр в музее. Все эти фотографии кликабельны и имеют ширину 1920 пикселей. Размер по вертикали фотографий (с учетом полей) соответствует приблизительно 18-20 см. По моему скромному мнению, после исключения цветного компонента фотографии стали смотреться гораздо лучше. К сожалению, некоторые изображения получились не лучшего качества, приношу за это свои извинения.
6. Подпись Дюрера, часто встречаемая в том числе и на гравюрах.
Durer

Серия «Жизнь Богородицы»
Знаменитая серия ксилографий Дюрера, иллюстрирующая Жизнь Богородицы, состоит из 20 гравюр. Музей Кафедрального собора владеет важным ранним набором этих гравюр высочайшего качества, большинство из которых — «пробные оттиски», напечатанные до публикации первого издания в книжном виде в 1511 г. В этой серии ярко рассказывается о жизни Богородицы, в том числе о ее знаменитом происхождении, рождении, обручении, Благовещении ангелом Гавриилом о рождении Иисуса Христа, а также о ее смерти и Успении на небеса.
Каждый отпечаток тщательно составлен, различные повествования показывают современных персонажей в динамичном движении, со сбалансированным расположением фигур. Человеческая форма, как правило, идеализирована и показана в домашней или церковной обстановке, которая обычно основывается либо на собственном родном городе Дюрера Нюрнберге, либо на итальянских моделях, которые он перевел в свой собственный графический стиль. Гармоничные архитектурные фоны сводов, арок и колонн имеют убедительную иллюзионистическую глубину, раскрывая мастерство Дюрера в области одноточечной перспективы. Художник продемонстрировал все свое мастерство в изображении контраста света и тени, в передаче солидности фигур и в создании неотразимой иллюзии пространства.

7*. 1. Богородица и Полумесяц (1510-1511). 2. Отказ от подношения св. Иоакима (1504). 3. Ангел, явившийся св. Иоакиму (1504). 4. Св. Иоаким и Анна у Золотых Ворот (1504).
001

8*. 5. Рождество Богородицы (1503). 6. Введение во храм Пресвятой богородицы (1504). 7. Обручение Девы Марии (1504). 8. Благовещение Пресвятой богородицы (1503)
002

9*. 9. Встреча Марии и Елизаветы (1503-1504). 10. Поклонение пастухов (1503). 11. Обрезание Господне (1503-1505). 12. Поклонение волхвов (1503).
003

10*. 13. Представление Иисуса в храме (1505). 14. Бегство в Египет (1503-1505). 15. Отдых на пути в Египет (1504). 16. Христос среди Учителей в храме (1503).
004

11*. 17. Христос прощается со своей матерью (1503-1505). 18. Смерть Богородицы (1510). 19. Коронование Богородицы (1510). 20. Почитание Богородицы (1502).
005

Со временем страстные образы в творчестве Дюрера сменяются спокойным повествованием: экспрессия, резкие контрасты уступают плавным переходам, достигаемым более плотной штриховкой. Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы. Художник изобразил типичных представителей городской среды, в этой серии любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его.
12*. Голгофа (1503-1504). Муж скорбей (1511). Мария — царица ангелов (1518). Св. Иероним в келье (1514)
101

13*. Пять ландскнехтов и мавр на коне (1495). Неподходящая пара или любовное предложение (1495). Св. Христофор (1511). Сошествие во ад (1510).
102

14*. Восточный человек и его жена (1496). Дама и ландскнехт (1497). Пеший св. Георгий (1502). Богоматерь с младенцем на траве (1503).
103

15*. Распятие Иисуса (1511). Св. Георгий на коне (1508). Знаменосец (1502). Мария с мартышкой (1498).
104

Под влиянием произведений Дюрера, ставших образцом для современных ему художников, многие немецкие мастера обратились к искусству ксилографии.
16*. Погребение Христа (1512). Два ангела, держащие Сударь (1513). Рождество Богородицы (1506). Введение во храм Пресвятой богородицы (1506).
201

17*. Христос перед Иродом (1512). Христос перед Анной (1512). Св. Христофор, смотрящий влево (Оглядывающийся Христофор) (медь, 1521). Волынщик (медь, 1514).
202

Серия «Малые страсти»
Дюрер создал три набора гравюр, иллюстрирующих Страсти Христовы — события последних дней Христа на Земле, приведшие к Его распятию, Погребению и Воскресению. Нынешняя серия, известная как «Малые страсти», была вторым набором Дюрера и состояла из 37 гравюр на дереве, сделанных в 1508-1510 гг. Эта серия помещает Смерть и Воскресение Христа в более широкий контекст истории человечества, как сказано в Ветхом и Новом Заветах. Дюрер включает в серию историю Искупления от падения человека до Рождения Христа, а также страдания Христа, Его смерть, Воскресение и Вознесение, Страшный суд. Адам и Ева представлены как причина человеческих страданий после их изгнания из Эдемского сада, в то время как Христос приносит свет и спасение.

Отдельные композиции различаются по своему эффекту: от глубоко духовной Агонии в саду и символического Христа в Эммаусе до более динамичных сцен, в которых изображены менялы из Храма. Божественная благодать Христа может быть прослежена во время прощания Христа с матерью, вхождения Христа в Иерусалим и явления Христа перед Марией Магдалиной. Иллюстрация Рождества Христова напоминает серию «Жизнь Богородицы» Дюрера с его сбалансированным расположением фигур в хлеве, но на этот раз изображена, как правило, с низкой точки зрения. Интимный формат ксилографий концентрирует их эффект как духовных и богослужебных образов, и в 1511 году они были опубликованы как молитвенник для медитации.

Выставленные гравюры включают 25 исключительных «пробных» оттисков, напечатанных до первого издания 1511 г.; некоторые из них находятся в редком первозданном состоянии. Пять оттисков были напечатаны после издания 1511 г., а шесть ксилографий присутствуют только в экземплярах, сделанных Иоганном Моммардом и изданных в 1587 г., спустя долгое время после смерти Дюрера в 1528 г.
18. Фрагмент обложки книги «Малые страсти»
Small-Passion

19*. 1. Грехопадение (1510). 2. Изгнание из рая (1510). 3. Благовещение (1510). 4. Рождество Христово (1510).
301

20*. 5. Прощание Христа с матерью (1508-1509). 6. Вход Господень в Иерусалим (1508-1509). 7. Изгнание торгующих из храма (1508-1509). 8. Тайная вечеря (1508-1509).
302

21*. 9. Омовение ног св. Петра (1508-1509). 10. Моление о чаше (1510). Взятие Христа под стражу (1509). 12. Христос перед Анной (1508-1509).
303

22*. 13. Христос перед Каиафой (1508-1509). 14. Поругание Христа (1508-1509). 15. Христос перед Пилатом (1508-1509). 16. Христос перед Иродом (1509).
304

23*. 17. Бичевание Христа (1509). 18 Увенчание тернием (1508-1509). 19. Се человек (1509). 20. Пилат умывает руки (1509).
305

24*. 21. Несение Креста (1509). 22. Плат св. Вероники (1510). 23. Пригвождение к Кресту (1509). 24. Распятие (1509).
306

25*. 25. Сошествие во ад (1509). 26. Снятие с Креста (1509). 27. Оплакивание Христа (1509-1510). 28. Положение во гроб (1509-1510).
307

26*. 29. Воскресение (1510). 30. Явление Христа Богоматери (1510). 31. Явление Христа Марии Магдалине (1510). 32. Христос в Эммаусе (1510).
308

27*. 33. Неверие Фомы (1510). 34. Вознесение (1510). 35. Сошествие св. Духа (1510). 36. Страшный суд (1510).
309

В завершение хотелось бы отрекомендовать сайт, посвященный немецкой гравюре. Альбрехту Дюреру и его учителям, созданный сотрудниками Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Особо надо отметить опубликованный на этом сайте рассказ «Альбрехт Дюрер и его гравюры». Заинтересовавшимся этим видом изобразительного искусства надо читать обязательно.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.