Башня Торре-де-Белен (башня Вифлеема) — укреплённое сооружение (форт) на острове в реке Тежу. Построена в 1515-1521 гг. военным архитектором Франсишку де Аррудой в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию и служила поочерёдно небольшой оборонительной крепостью, пороховым складом, тюрьмой и таможней.
1.
В XIX веке памятник стал объектом интереса и гордости португальских романтиков, была произведена капитальная реставрация. В 1983 г. башня и близлежащий монастырь иеронимитов были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного культурного наследия. Башня Торре-де-Белен также входит в список Семи чудес Португалии.
2.
Четырёхэтажное сооружение высотой 30 метров является образцом архитектурного стиля мануэлино, характерного для Португалии эпохи Возрождения, однако почти утраченного ныне. Это особенно очевидно в его тщательно продуманном ребристом своде, крестах Ордена Христа, армиллярных сферах и витой веревке, характерных для вдохновленного морем органического мануэлинового стиля.
3.
Башня помимо яркого примера португальского стиля мануэлино, включает в себя намеки других архитектурных стилей. Сооружение было построено из лиозского известняка и состоит из бастиона и 30-метровой (98,4 фута) четырехэтажной башни. Ошибочно считается, что башня была построена в центре реки Тежу и сейчас находится недалеко от берега, так как русло реки поменялось после Лиссабонского землетрясения 1755 г. На самом деле башня была построена на небольшом острове возле берега реки.
4.
В конце XV в. король Жуан II разработал систему защиты устья реки Тежу, которая состояла из крепостей Кашкайш и Сан-Себастьян в Капарике на южной стороне реки. Эти крепости не полностью защищали устье реки, и требовалась дополнительная защита. С этой целью Жуан II приказал «построить сильный форт», но умер до того, как были составлены какие-либо планы. Двадцать лет спустя король Мануэл I приказал построить военное укрепление на северной окраине Тежу в Белене.
5.
Строительство было начато на обнажении базальтовых камней на небольшом расстоянии от берега реки, используя часть камня, собираемого для строительства монастыря Санта-Мария-де-Белен (монастыря иеронимитов). Башня была спроектирована военным архитектором Франсишко де Арруда, которого король Мануэл назвал «Мастером работ крепости Белен», и в 1516 г. были получены 763 блока и 504 камня для ее строительства. По мере развития строительства тяжело вооруженный 1000-тонный военный корабль под названием Гранд Нау продолжал охранять устье в устье реки Тежу вплоть до завершения строительства форта.
6.
Строительство было закончено в 1519 г., всего за два года до смерти короля Мануэла. Временно командовать крепостью было поручено Гаспару де Пайва, а 15 сентября 1521 г. поручение стало постоянным, когда он был назначен первым генерал-капитаном или алькальдом, а крепость была названа замком Святого Винсента (Castelo de São Vicente de Belém) в честь покровителя Лиссабона.
7.
В 1580 г., после нескольких часов битвы, гарнизон, расположенный в башне, сдался испанским войскам под командованием герцога Альбы. После этого поражения подземелья башни служили тюрьмой вплоть до 1830 г. В течение последней четверти XVI в. началось строительство казармы. Над бастионом было построено прямоугольное двухэтажное пространство, давая башне визуальный профиль со скульптурными крестами Ордена Христа и куполообразными башенками, который она сохранила до настоящего времени.
8.
Король Мигел I использовал бастион башни в качестве тюрьмы для своих либеральных противников, в то время как верхний уровень до 1833 г. использовался как таможня для иностранных судов. Башня получила военные усовершенствования в 1589 и 1809-1814 гг.
9.
Во время господства королевы Марии II в 1845-1846 гг. военным инженером Антониу де Азеведу и Кунья был начат ремонт башни. Были снесены казармы и расширены элементы возрождения (такие как укрепленные мерлоны, балюстрада веранды вдоль южного фасада, кружевная фасция в клуатре и ниша с изображением Богородицы и ребенка).
10.
С февраля 1997 г. по январь 1998 г. была проведена полная реставрация здания, во время которой были выполнены следующие работы: укрепление башни и бастиона, укрепление опор южного балкона стержнями из нержавеющей стали и эпоксидной смолой, обработка швов раствора и общая очистка строения. Такому же уходу подверглись статуи св. Винсента Сарагосского и архангела Михаила.
11.
План здания состоит из прямоугольной башни и неправильного шестиугольного бастиона с вытянутыми флангами, который выступает на юг в реку. Это в основном большое сочлененное вертикальное пространство, опирающееся на горизонтальную каменную плиту, покрытое каменными стенами. На северо-восточном углу сооружения, защищенного оборонительной стеной с бартизанами, расположен подъемный мост для доступа к оплоту, украшенный растительными мотивами, увенчанный королевским гербом и окруженный небольшими колоннами, дополненными армиллярными сферами.
12.
13.
Армиллярные сферы в стиле мануэлино, символизирующие морские исследования Португалии, также использовались и на личном знамени короля Мануэла I для представления географических открытий Португалии во время его правления.
14.
15.
Снаружи нижнего бастиона в стенах есть места с амбразурами для 17 пушек, из которых открывается вид на реку. Верхний ярус бастиона венчает небольшая стена с бартизанами в стратегических местах, украшенная округлыми щитами с крестом ордена Христа, опоясывающего платформу. Король Мануэл I был членом Ордена Христа, поэтому крест Ордена Христа много раз использован в парапетах. Они были символом военной мощи Мануэла, так как рыцари Ордена Христа в ту эпоху участвовали в нескольких крупных военных походах.
16.
17.
18.
Бартизаны, цилиндрические башенки (турели) в углах, которые служили сторожевыми башнями, имеют карнизы с зооморфными орнаментами и купола, покрытые необычными в европейской архитектуре хребтами, увенчанные витиеватыми украшениями. Основания башен имеют изображения зверей, в том числе носорога. Этот носорог считается первой скульптурой такого животного в западноевропейском искусстве и, вероятно, изображает носорога, которого Мануэл I послал папе Льву X в 1515 г.
19.
В то время как башня имеет преимущественно мануэлиновый стиль, она также включает в себя особенности других архитектурных стилей. Влияние мавританской архитектуры проявляется в тонких декорациях, арочных окнах, балконах и ребристых куполах сторожевых башен.
20.
21.
22.
Башня имеет четыре этажа, с зубчатыми стенами. На первом этаже расположена прямоугольная дверь, выходящая на юг, с арочными окнами на востоке и севере и бартизанами на северо-восточном и северо-западном углах. В южной части второго этажа преобладает крытая веранда с лоджией из семи арок, опирающихся на большие кронштейны с балясинами. Это покрыто кружевной каменной кладкой, чтобы сформировать подъезд, и его наклонная крыша заканчивается скульптурной витой веревкой.
23.
Восточные, северные и западные стены заняты двойными арочными заграждениями, а северо-восточные и северо-западные углы заняты статуями св. Винсента Сарагосского и архангела Михаила в нишах. На третьем этаже расположены двойные окна на северном, восточном и западном фасадах с балясинами, перемежающимися двумя армиллярными сферами, и большим рельефом с королевским гербом. Последний этаж окружен террасой со щитами Ордена Христа, северной арочной дверью и восточным арочным окном. Терраса огорожена невысокой стеной с пирамидальными колоннами с колоннадой и бартизанами в четырех углах. С аналогичной террасы над этим этажом открывается вид на окружающий ландшафт.
24.
Внутренняя часть бастиона с круговой лестницей на северной оконечности включает два смежных зала со сводчатыми потолками, поддерживаемыми каменными арками, а также четыре шкафа для хранения и санитарные помещения. В бункере первого этажа пол наклонен наружу, а потолки поддерживаются каменными пилястрами и сводчатыми хребтами.
25.
26.
Периферийные отсеки по краям бункера позволяют отдельным пушкам занимать свое собственное пространство, а потолок спроектирован с несколькими асимметричными куполами различной высоты.
27.
Вспомогательные складские помещения позже использовались в качестве тюремных камер.
28.
29.
Две арки открываются к главному клуатру на севере и юге, а шесть восточных и западных частей клуатра простираются по шести сломанным аркам, перемежающимся с квадратными колоннами во внутренней части бастиона, с гранями в форме горгульи. Открытый клуатр над казематом, хотя и выглядит декоративным, был разработан для рассеивания дыма от пушек.
30.
Верхний уровень опоясан перилами, украшенными крестами Ордена Христа, в то время как на террасе есть возвышающиеся колонны, увенчанные армиллярными сферами. Это пространство также могло быть использовано для легкой пехоты. Это было первое португальское укрепление с двухуровневым расположением орудий и знаменует собой новый этап развития в военной архитектуре. Некоторые из украшений датируются реконструкцией 1840-х гг. и оформлены в нео-мануэлинском стиле.
31.
В южной части террасы клуатра находится изображение Богородицы с младенцем. Статуя Девы Беленской, также называемая Nossa Senhora de Bom Successo (Богоматерь хорошего успеха), Nossa Senhora das Uvas (Богоматерь винограда) или Virgem da Boa Viagem (Богоматерь безопасного возвращения домой) держит ребенка в правой руке и гроздь винограда в левой.
32*.
Квадратная в плане башня имеет ширину около 12 м и высоту 30 м. Интерьер первого этажа содержит Зал Губернатора, в то время как в северо-восточном и северо-западном углах находятся коридоры, которые связаны с бартизанами. Небольшая дверь обеспечивает доступ через винтовую лестницу на последующие этажи.
33.
На втором этаже Sala dos Reis (Королевский Зал) выходит на лоджию с видом на реку, в то время как небольшой угловой камин простирается от этого этажа до камина третьего этажа в Sala das Audiências (Зал Аудиенций). Потолки всех трех этажей покрыты пустотелыми бетонными плитами. Часовня на четвертом этаже имеет сводчатый ребристый потолок с нишами, символизирующими мануэлино, поддерживаемые резными кронштейнами.
34.
Верхняя терраса раньше имела существенное военное значение. Отсюда часовые обозревали подступы с воды.
35.
Сейчас же с террасы можно просто осмотреть окрестности Белена.
36. Монумент участникам боевых действий, сражавшихся с 1961 по 1975 гг. в Колониальных войнах за пределами Португалии (в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау) и Форт Бом Сукессо (конец XVIII в.), где сейчас расположен Музей армии.
37. Памятник первооткрывателям, посвященный выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий.
38. Монастырь Жеронимуш
39. Мост имени 25 апреля, соединяющий Лиссабон на северном (правом) и Алмаду на южном (левом) берегу реки Тежу. Мост пересекает место впадения Тежу в Атлантический океан. Мост длиной 1013 м занимает почетное 20 место в списке самых длинных висячих мостов.
На берегу реки Тежу возвышается 28-метровая статуя, стоящая на 82-метровом постаменте, — Кришту Рей (Христос-Царь). На 113-метровой высоте над уровнем моря был установлен пьедестал, на котором на портике застыла фигура с распростертыми руками, размах которых — 28 м [38.6785751N 9.1713738W]. Кстати, расстояние от башни Белен до статуи составляет 4100 м.
40.
Завершив осмотр башни Белен, вдоль набережной направился в еще один музей, и по пути сделал несколько фотографий.
Мемориал в честь перелета через Атлантику
Гидроплан Fairy 17, на котором в 1922 г. был совершен первый в истории перелёт через Атлантику из Лиссабона в Рио-де-Жанейро (с промежуточными посадками на островах) [38.6922219N 9.213962W].
41.
Памятник первооткрывателям
Памятник первооткрывателям — монументальный ансамбль в Лиссабоне, посвященный выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий. Высота памятника — 52 метра, ширина основания — 20 метров [38.6936412N 9.2056954W]. Открыт в 1960 г. Памятник представляет собой каравеллу из белого известняка, на носу которой стоит фигура вдохновителя португальских географических открытий — инфанта Генриха Мореплавателя, а за ним по обе стороны — еще 32 фигуры выдающихся личностей той эпохи.
42.
43.
Перед памятником на площади установлена огромная мозаичная роза ветров, еще один символ Великих географических открытий.
44.
45.
Вид на монастырь Жеронимуш.
46*.
Дополняющие мой рассказ видео о башне:
Вид на башню с квадрокоптера:
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.