Португалия. Белен. Башня Торре-де-Белен

Башня Торре-де-Белен (башня Вифлеема) — укреплённое сооружение (форт) на острове в реке Тежу. Построена в 1515-1521 гг. военным архитектором Франсишку де Аррудой в честь открытия Васко да Гама морского пути в Индию и служила поочерёдно небольшой оборонительной крепостью, пороховым складом, тюрьмой и таможней.
1.
Torre_de_Belem_1

В XIX веке памятник стал объектом интереса и гордости португальских романтиков, была произведена капитальная реставрация. В 1983 г. башня и близлежащий монастырь иеронимитов были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного культурного наследия. Башня Торре-де-Белен также входит в список Семи чудес Португалии.
2.
Torre_de_Belem_2

Четырёхэтажное сооружение высотой 30 метров является образцом архитектурного стиля мануэлино, характерного для Португалии эпохи Возрождения, однако почти утраченного ныне. Это особенно очевидно в его тщательно продуманном ребристом своде, крестах Ордена Христа, армиллярных сферах и витой веревке, характерных для вдохновленного морем органического мануэлинового стиля.
3.
DSC_9439

Башня помимо яркого примера португальского стиля мануэлино, включает в себя намеки других архитектурных стилей. Сооружение было построено из лиозского известняка и состоит из бастиона и 30-метровой (98,4 фута) четырехэтажной башни. Ошибочно считается, что башня была построена в центре реки Тежу и сейчас находится недалеко от берега, так как русло реки поменялось после Лиссабонского землетрясения 1755 г. На самом деле башня была построена на небольшом острове возле берега реки.
4.
DSC_9440

В конце XV в. король Жуан II разработал систему защиты устья реки Тежу, которая состояла из крепостей Кашкайш и Сан-Себастьян в Капарике на южной стороне реки. Эти крепости не полностью защищали устье реки, и требовалась дополнительная защита. С этой целью Жуан II приказал «построить сильный форт», но умер до того, как были составлены какие-либо планы. Двадцать лет спустя король Мануэл I приказал построить военное укрепление на северной окраине Тежу в Белене.
5.
Torre_de_Belem_3

Строительство было начато на обнажении базальтовых камней на небольшом расстоянии от берега реки, используя часть камня, собираемого для строительства монастыря Санта-Мария-де-Белен (монастыря иеронимитов). Башня была спроектирована военным архитектором Франсишко де Арруда, которого король Мануэл назвал «Мастером работ крепости Белен», и в 1516 г. были получены 763 блока и 504 камня для ее строительства. По мере развития строительства тяжело вооруженный 1000-тонный военный корабль под названием Гранд Нау продолжал охранять устье в устье реки Тежу вплоть до завершения строительства форта.
6.
Torre_de_Belem_5

Строительство было закончено в 1519 г., всего за два года до смерти короля Мануэла. Временно командовать крепостью было поручено Гаспару де Пайва, а 15 сентября 1521 г. поручение стало постоянным, когда он был назначен первым генерал-капитаном или алькальдом, а крепость была названа замком Святого Винсента (Castelo de São Vicente de Belém) в честь покровителя Лиссабона.
7.
DSC_9443

В 1580 г., после нескольких часов битвы, гарнизон, расположенный в башне, сдался испанским войскам под командованием герцога Альбы. После этого поражения подземелья башни служили тюрьмой вплоть до 1830 г. В течение последней четверти XVI в. началось строительство казармы. Над бастионом было построено прямоугольное двухэтажное пространство, давая башне визуальный профиль со скульптурными крестами Ордена Христа и куполообразными башенками, который она сохранила до настоящего времени.
8.
Torre_de_Belem_4

Король Мигел I использовал бастион башни в качестве тюрьмы для своих либеральных противников, в то время как верхний уровень до 1833 г. использовался как таможня для иностранных судов. Башня получила военные усовершенствования в 1589 и 1809-1814 гг.
9.
p1094

Во время господства королевы Марии II в 1845-1846 гг. военным инженером Антониу де Азеведу и Кунья был начат ремонт башни. Были снесены казармы и расширены элементы возрождения (такие как укрепленные мерлоны, балюстрада веранды вдоль южного фасада, кружевная фасция в клуатре и ниша с изображением Богородицы и ребенка).
10.
DSC_9438

С февраля 1997 г. по январь 1998 г. была проведена полная реставрация здания, во время которой были выполнены следующие работы: укрепление башни и бастиона, укрепление опор южного балкона стержнями из нержавеющей стали и эпоксидной смолой, обработка швов раствора и общая очистка строения. Такому же уходу подверглись статуи св. Винсента Сарагосского и архангела Михаила.
11.
p1095

План здания состоит из прямоугольной башни и неправильного шестиугольного бастиона с вытянутыми флангами, который выступает на юг в реку. Это в основном большое сочлененное вертикальное пространство, опирающееся на горизонтальную каменную плиту, покрытое каменными стенами. На северо-восточном углу сооружения, защищенного оборонительной стеной с бартизанами, расположен подъемный мост для доступа к оплоту, украшенный растительными мотивами, увенчанный королевским гербом и окруженный небольшими колоннами, дополненными армиллярными сферами.
12.
DSC_9444

13.
DSC_9521

Армиллярные сферы в стиле мануэлино, символизирующие морские исследования Португалии, также использовались и на личном знамени короля Мануэла I для представления географических открытий Португалии во время его правления.
14.
p1099

15.
DSC_9473

Снаружи нижнего бастиона в стенах есть места с амбразурами для 17 пушек, из которых открывается вид на реку. Верхний ярус бастиона венчает небольшая стена с бартизанами в стратегических местах, украшенная округлыми щитами с крестом ордена Христа, опоясывающего платформу. Король Мануэл I был членом Ордена Христа, поэтому крест Ордена Христа много раз использован в парапетах. Они были символом военной мощи Мануэла, так как рыцари Ордена Христа в ту эпоху участвовали в нескольких крупных военных походах.
16.
p1096

17.
DSC_9455

18.
DSC_9447

Бартизаны, цилиндрические башенки (турели) в углах, которые служили сторожевыми башнями, имеют карнизы с зооморфными орнаментами и купола, покрытые необычными в европейской архитектуре хребтами, увенчанные витиеватыми украшениями. Основания башен имеют изображения зверей, в том числе носорога. Этот носорог считается первой скульптурой такого животного в западноевропейском искусстве и, вероятно, изображает носорога, которого Мануэл I послал папе Льву X в 1515 г.
19.
DSC_9448

В то время как башня имеет преимущественно мануэлиновый стиль, она также включает в себя особенности других архитектурных стилей. Влияние мавританской архитектуры проявляется в тонких декорациях, арочных окнах, балконах и ребристых куполах сторожевых башен.
20.
DSC_9446

21.
DSC_9513

22.
DSC_9460

Башня имеет четыре этажа, с зубчатыми стенами. На первом этаже расположена прямоугольная дверь, выходящая на юг, с арочными окнами на востоке и севере и бартизанами на северо-восточном и северо-западном углах. В южной части второго этажа преобладает крытая веранда с лоджией из семи арок, опирающихся на большие кронштейны с балясинами. Это покрыто кружевной каменной кладкой, чтобы сформировать подъезд, и его наклонная крыша заканчивается скульптурной витой веревкой.
23.
p1103

Восточные, северные и западные стены заняты двойными арочными заграждениями, а северо-восточные и северо-западные углы заняты статуями св. Винсента Сарагосского и архангела Михаила в нишах. На третьем этаже расположены двойные окна на северном, восточном и западном фасадах с балясинами, перемежающимися двумя армиллярными сферами, и большим рельефом с королевским гербом. Последний этаж окружен террасой со щитами Ордена Христа, северной арочной дверью и восточным арочным окном. Терраса огорожена невысокой стеной с пирамидальными колоннами с колоннадой и бартизанами в четырех углах. С аналогичной террасы над этим этажом открывается вид на окружающий ландшафт.
24.
p1104

Внутренняя часть бастиона с круговой лестницей на северной оконечности включает два смежных зала со сводчатыми потолками, поддерживаемыми каменными арками, а также четыре шкафа для хранения и санитарные помещения. В бункере первого этажа пол наклонен наружу, а потолки поддерживаются каменными пилястрами и сводчатыми хребтами.
25.
p1105

26.
DSC_9464

Периферийные отсеки по краям бункера позволяют отдельным пушкам занимать свое собственное пространство, а потолок спроектирован с несколькими асимметричными куполами различной высоты.
27.
p1097

Вспомогательные складские помещения позже использовались в качестве тюремных камер.
28.
DSC_9466

29.
DSC_9467

Две арки открываются к главному клуатру на севере и юге, а шесть восточных и западных частей клуатра простираются по шести сломанным аркам, перемежающимся с квадратными колоннами во внутренней части бастиона, с гранями в форме горгульи. Открытый клуатр над казематом, хотя и выглядит декоративным, был разработан для рассеивания дыма от пушек.
30.
p1100

Верхний уровень опоясан перилами, украшенными крестами Ордена Христа, в то время как на террасе есть возвышающиеся колонны, увенчанные армиллярными сферами. Это пространство также могло быть использовано для легкой пехоты. Это было первое португальское укрепление с двухуровневым расположением орудий и знаменует собой новый этап развития в военной архитектуре. Некоторые из украшений датируются реконструкцией 1840-х гг. и оформлены в нео-мануэлинском стиле.
31.
p1098

В южной части террасы клуатра находится изображение Богородицы с младенцем. Статуя Девы Беленской, также называемая Nossa Senhora de Bom Successo (Богоматерь хорошего успеха), Nossa Senhora das Uvas (Богоматерь винограда) или Virgem da Boa Viagem (Богоматерь безопасного возвращения домой) держит ребенка в правой руке и гроздь винограда в левой.
32*.
p1102

Квадратная в плане башня имеет ширину около 12 м и высоту 30 м. Интерьер первого этажа содержит Зал Губернатора, в то время как в северо-восточном и северо-западном углах находятся коридоры, которые связаны с бартизанами. Небольшая дверь обеспечивает доступ через винтовую лестницу на последующие этажи.
33.
DSC_9477

На втором этаже Sala dos Reis (Королевский Зал) выходит на лоджию с видом на реку, в то время как небольшой угловой камин простирается от этого этажа до камина третьего этажа в Sala das Audiências (Зал Аудиенций). Потолки всех трех этажей покрыты пустотелыми бетонными плитами. Часовня на четвертом этаже имеет сводчатый ребристый потолок с нишами, символизирующими мануэлино, поддерживаемые резными кронштейнами.
34.
p1101

Верхняя терраса раньше имела существенное военное значение. Отсюда часовые обозревали подступы с воды.
35.
DSC_9514

Сейчас же с террасы можно просто осмотреть окрестности Белена.
36. Монумент участникам боевых действий, сражавшихся с 1961 по 1975 гг. в Колониальных войнах за пределами Португалии (в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау) и Форт Бом Сукессо (конец XVIII в.), где сейчас расположен Музей армии.
DSC_9478

37. Памятник первооткрывателям, посвященный выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий.
DSC_9482

38. Монастырь Жеронимуш
DSC_9479

39. Мост имени 25 апреля, соединяющий Лиссабон на северном (правом) и Алмаду на южном (левом) берегу реки Тежу. Мост пересекает место впадения Тежу в Атлантический океан. Мост длиной 1013 м занимает почетное 20 место в списке самых длинных висячих мостов.
DSC_9461

На берегу реки Тежу возвышается 28-метровая статуя, стоящая на 82-метровом постаменте, — Кришту Рей (Христос-Царь). На 113-метровой высоте над уровнем моря был установлен пьедестал, на котором на портике застыла фигура с распростертыми руками, размах которых — 28 м [38.6785751N 9.1713738W]. Кстати, расстояние от башни Белен до статуи составляет 4100 м.
40.
DSC_9459

Завершив осмотр башни Белен, вдоль набережной направился в еще один музей, и по пути сделал несколько фотографий.
Мемориал в честь перелета через Атлантику
Гидроплан Fairy 17, на котором в 1922 г. был совершен первый в истории перелёт через Атлантику из Лиссабона в Рио-де-Жанейро (с промежуточными посадками на островах) [38.6922219N 9.213962W].
41.
DSC_9526

Памятник первооткрывателям
Памятник первооткрывателям — монументальный ансамбль в Лиссабоне, посвященный выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий. Высота памятника — 52 метра, ширина основания — 20 метров [38.6936412N 9.2056954W]. Открыт в 1960 г. Памятник представляет собой каравеллу из белого известняка, на носу которой стоит фигура вдохновителя португальских географических открытий — инфанта Генриха Мореплавателя, а за ним по обе стороны — еще 32 фигуры выдающихся личностей той эпохи.
42.
DSC_9527

43.
DSC_9543

Перед памятником на площади установлена огромная мозаичная роза ветров, еще один символ Великих географических открытий.
44.
DSC_9531

45.
Wind_rose

Вид на монастырь Жеронимуш.
46*.
p1106

Дополняющие мой рассказ видео о башне:

Вид на башню с квадрокоптера:

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.