Относительно храма Святого Семейства очень часто употребляется термин "самый". Это творение самого известного архитектора Испании Антонио Гауди. Это один из самых известных долгостроев в мире. Это и одна из самых известных достопримечательностей Барселоны. Это и одна из самых необычных церквей в мире. Это и один из самых посещаемых туристических объектов в Испании (около 3 миллионов посетителей в год). А еще термин "самый" можно применить и в качестве одного из самых сложных квестов для приобретения билетов. В частности, в 2019 г. в середине мая на ближайшие три дня, пока был в Барселоне, я билет приобрести так и не смог даже на официальном сайте. И в итоге приходится довольствоваться фотографиями, сделанными в основном аж в 2013 г. А с тех пор строительство храма продвинулось, и существенно.
1.
Идея создания искупительного храма, посвящённого Святому Семейству, возникла в 1874 г. и, благодаря щедрым пожертвованиям, в 1881 г. в районе Эшампле был приобретён земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1882 г., и этот день считается датой начала строительства.
2.
Согласно первоначальному проекту архитектора Франциско дель Вильяра, предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Была спроектирована огромная апсида, состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами, а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трёх монументальных фасадов церкви. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 г., дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено Гауди.
3.
Уже была начата постройка неоготической апсиды, когда, получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьёзно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремлённых ввысь монументальных башен, а все элементы декорации получить глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами.
4.
В 1892 г. архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 г. были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях.
5. Святое Семейство в 1897 г.
6. Святое Семейство в 1908 г.
После смерти Гауди, а он погиб в результате наезда трамвая, руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес, работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила).
7. Святое Семейство в 1915 г.
8. Святое Семейство в 1931 г.
До своей смерти в 1938 г. Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества, завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провёл ряд исследований жёсткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война и последовавшие гонения на церковь помешали продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 г. были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества было продолжено только в 1952 г. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 г постоянной.
9. Святое Семейство в 1952 г.
Храм Святого Семейства стал главным жизненным произведением каталонского гения Антонио Гауди. Великий архитектор работал над проектом храма более 40 лет, то есть большую часть своей жизни. Несмотря на то, что Гауди успел построить только около 15% от всего объема Саграда Фамилии, он является ее общепризнанным автором и создателем. В настоящее время храм, а если правильнее фасад Рождества Христова, вместе с другими работами Гауди включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
10.
7 ноября 2010 г. храм был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики.
11.
Для дальнейшего чтения есть смысл ознакомиться с планом расположения основных элементов церкви, включая недостроенные на сегодняшний день. Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви: южный фасад Страстей Христовых, восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова.
12.
Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде (на иллюстрации все башни показаны белыми кружками), высотой от 98 до 112 м, будут посвящены двенадцати апостолам. Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (св. Лука), ангела (св. Матфей), орла (св. Иоанн) и льва (св. Марк). Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом. Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие.
13.
Если все пойдет по плану и Саграда Фамилия будет достроена в соответствии с оригинальным проектом, то она станет самым высоким сооружением Барселоны, а заодно и самым высоким христианским храмом на планете, на 8 метров обойдя нынешнего рекордсмена — Ульмский собор в Германии.
14.
Фасад Рождества Христова
Саграда Фамилия, особенно фасад Рождества Христова, — это настоящая Библия в камне, где каждая башня, колонна или витраж посвящены кому-либо из святых, апостолов или евангелистов и пересказывают нам описанные в Библии события.
15*.
Фасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя порталами, прославляющими христианские добродетели — Веру, Надежду и Милосердие.
16*.
Порталы украшены выполненными в реалистичной манере скульптурами, посвящёнными земной жизни Христа.
17*.
Над левым порталом Надежды представлены сцены обручения Марии и Иосифа, бегства в Египет и избиения младенцев.
18.
Навершие портала символически изображает гору Монсеррат с надписью "Спаси нас".
19*.
Правый портал Веры содержит скульптурные картины "Встреча Елизаветы с Богоматерью", "Иисус и фарисеи", "Введение во храм" и "Иисус, работающий в мастерской плотника".
20*.
Над центральным порталом Милосердия, под рождественской звездой, помещены скульптурные группы "Рождение Иисуса", "Поклонение волхвов" и "Поклонение пастухов".
21*.
Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа.
22*.
Немного выше находятся фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др.
23*.
Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.
24.
Вот некоторые (далеко не все) отдельные скульптурные элементы фасада. В скобках будет указано расположение элемента: левый портал (ЛП), центральный портал (ЦП) и правый портал (ПП).
25. Обручение Девы Марии (ЛП)
26.
27. Коронация Святой Девы Марии (ЦП)
28. Введение Иисуса в храм (https://en.wikipedia.org/wiki/Presentation_of_Jesus_at_the_Temple) (ПП)
29. Рождение Иисуса (ЦП)
30.
31. Поклонение волхвов (ЦП)
32. Поклонение пастухов (ЦП)
33. Избиение младенцев (ЛП)
34. Бегство в Египет (ЛП)
35. Хор ангелов (ЦП)
36.
37.
38. Базы колонн около дверей фасада Рождества оформлены в виде гигантских черепах
39. Еще одна вроде бы черепаха, но в козырьке портала
40. Колонна в центральном портале
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.