Завершаем виртуальное посещение Кафедрального собора Барселоны осмотром капелл клуатра, устроенным по всему периметру. Слева на фотографии можно увидеть небольшой портал Пьеты [29], через который можно выйти наружу.
1.
Для облегчения ориентирования в соборе привожу план, отсканированный из буклета. В дальнейшем в квадратных скобках будет указываться номер по этому плану. К сожалению, информации по капеллам клуатра в интернете очень мало.
2.
Капелла Богоматери Света [30]
Капелла посвящена Богоматери Света, покровительнице электриков и фонтанщиков.
3.
Нимбы вокруг головы Богоматери Света (Virgen de la Luz) и младенца выглядят искрящимися, как при электрических разрядах, в отличие от традиционных круглой формы.
4.
Капелла св. Христа и св. Элигия [31]
В ретабло часовни установлено распятие. Вероятно, весь алтарь изготовлен в 1809 г.
5.
Слева в капелле находится статуя св. Элигия, покровителя золотых и серебряных дел мастеров и чеканщиков, созданная скульптором Раймондом Касалсом. Он изображен традиционно в епископском одеянии и стоящим на наковальне — орудии труда ювелира.
6.
Капелла св. Раймунда Нонната [32]
В центре алтаря расположено скульптурное изображение св. Раймунда Нонната в традиционном для монаха-мерседария белом одеянии. Справа от капеллы устроен информационный центр собора.
7.
Справа и слева от св. Раймунда можно увидеть фигуры родителей девы Марии — св. Иоакима и св. Анны.
8.
Капелла св. мучеников Гражданской войны [33]
Капелла посвящена 900 священникам и верующим епархии Барселоны, замученным во время Гражданской войны в 1936-1939 гг. в ходе антирелигиозных выступлений.
9.
В те годы только в Барселоне было сожжено 58 храмов. Исключение — кафедральный собор. Правее в арке на месте бывшей капеллы устроен сувенирный магазинчик [34].
10.
Капелла св. Риты [35]
Св. Рита Кашийская — христианская святая эпохи средневековья, монахиня-августинка. Святая считается заступницей в безнадёжных ситуациях.
11.
12.
Капелла св. Христа Эмпары и св. Иуды Фаддея [37]
13.
14.
Скульптурное изображение св. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов.
15.
Капелла Богоматери скалы и св. Терезы Андийской [38]
16.
17.
Изображение св. Терезы Андийской, монахини ордена босых кармелиток.
18.
Капелла св. Терезы Иисусовой, св. Георгия и св. Иакова [39]
По центру ретабло находится статуя св. Терезы Иисусовой.
19.
Слева конный рельеф св. Иакова Зеведеева в образе популярного в Испании Сантьяго Мавробойца. Явление святого изображается согласно описаниям — на белом коне и обычно в красном развевающемся плаще. Он убивает врагов христианства, под копытами его коня — трупы противников, одетых в мавританские одежды.
Справа конный рельеф св. Георгия Победоносца. Св. Георгий спасает царевну от змея — чудо, совершенное им уже после смерти.
20.
Капелла св. Иосифа и Богоматери Хорошего рождения [40]
По центру алтаря статуя св. Иосифа Обручника, обручённого мужа Пресвятой Богородицы.
21.
Ниже установлена небольшая статуэтка Богоматери Хорошего рождения (Our Lady of Good Birth).
22.
Капелла св. Луции [41]
Часовня св. Луции расположена в углу клуатра с внешним входом. Она построена в 1257-1268 гг. (на 30 лет раньше, чем Кафедральный собор Барселоны) в позднероманском стиле, во времена правления епископа Арнау де Гурба. Первоначально выполняла роль часовни епископского дворца Барселоны. Капелла небольшого размера, прямоугольного вида с заостренным бочкообразным сводом. Со стороны фасада в капеллу есть отдельный вход через портал св. Луции, изнутри его можно найти слева от алтаря.
23.
Первоначально часовня была посвящена Богородице, св. Квитерии и всем святым-девственницам. Один алтарь был посвящен св. Люции, а другой — св. Агате. Исключительное посвящение капеллы св. Луции датируется 1296 г., когда, согласно преданию, благодаря чудесному ходатайству этой святой девочка, рожденная без глаз, прозрела.
24.
Внутри она имеет две захоронения под двумя аркосолиями. В первом, находящемся со стороны Евангелия, установлен саркофаг епископа Арнау де Гурба.
25.
Во втором аркосолии со стороны Послания захоронение канона Франческа де Санта Колома XIV в., над которым находится высеченная из камня Голгофа с синим эмалированным фоном.
26.
Зал капитула [42]
Здесь я осознал свою вторую оплошность при посещении собора: в зал капитула, где сейчас устроен кафедральный музей, надо было покупать отдельный билет. Поэтому я сфотографировал это помещение только от входа.
27.
Внутри две комнаты: часовня (бывшая столовая для бедных) и новый дом капитула XVII в., полностью украшенный картинами. Центральная панель изображает Прославление св. Евлалии и св. Олегария, написанное барселонским художником Пау Прима в 1703-1705 гг. Коллекция произведений в музее не очень обширна, но значительна. Из старого романского храма сохранилась купель баптистерия XI в.
28.
Портал капеллы св. Христа Лепантского, Святого Причастия и св. Олегария [59]
Через этот готический портал осуществляется доступ из клуатра в старый зал капитула, ныне капеллу св. Христа Лепантского.
29.
Капелла Богоматери Лурдской и св. Бернадетты [43]
Богоматерь Лурдская — один из титулов Богоматери, связанный с Явлением Девы Марии в городе Лурд. 11 февраля 1858 г. Богоматерь явилась в гроте Масабьель над родником 14-летней крестьянской девочке Бернадетте Субиру, дочери мельника. Девочка вместе с другими детьми собирала хворост, когда увидела Богоматерь, которая пригласила её помолиться с ней. Дома родители не поверили девочке. Однако позже явления происходили ещё несколько раз.
30.
В ноябре 1858 г. католическая церковь образовала «следственную комиссию», по результатам работы которой местный архиепископ признал явления подлинными. С этого момента начинается официальное почитание Лурдской Богоматери. Над гротом и поблизости от него был выстроен грандиозный религиозный комплекс — Санктуарий в Лурде, очень похожий на Санктуарий в Фатиме. Скульптору Жозефу-Юго Фабишу была заказана статуя, которую 4 апреля 1864 г. поместили в грот. Статуя в алтаре клуатра является практически полной копией оригинальной Богоматери Лурдской.
31.
Справа в капелле установлена статуя св. Бернадетты, которой являлась Дева Мария.
32.
Капелла с захоронением семьи Жироны [44]
В 1876 г. правительство Испанской реставрации назначило банкира и политика Мануэля Жирона мэром Барселоны. По случаю Всемирной выставки в Барселоне в 1888 г. он пожертвовал большую сумму для отделки фасада и купола собора Барселоны.
33.
Могила Мануэля Жироны, увенчанная большой мраморной скульптурной группой каталонского скульптора Манеля Фукса, представляет христианские добродетели: Веру, Надежду и Милосердие.
34.
Капелла с захоронением семьи Санллехи [45]
В капелле устроено захоронение семьи Санллехи, где в том числе упокоился аристократ и историк Карлес Санллехи.
35.
Могила увенчана скульптурной группой, изображающей погребение Христа, выполненное известным каталонским скульптором Жозепом Лимона в 1920 г.
36.
Капелла Душ в чистилище [46]
Чистилище, согласно католическому вероучению, — состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов.
37.
Великолепное распятие выполнено скульптором Эдуардом Аленторном в 1910 г.
38.
Капелла с памятником Жозепа Тоуса и Солера [между 46 и 47]
Жозеп Тоус Солер — испанский священник и признанный член Ордена меньших братьев капуцинов — ветви Ордена францисканцев.
39.
Солер основал конгрегацию Сестер Капуцинов Матери Божественного Пастыря с целью просвещения. Единственная задача ордена заключалась в том, чтобы обеспечить как гражданское, так и религиозное воспитание людей, которые либо присоединились к ордену, либо поставили себя под руководство конгрегации. Жозеп Солер был беатифицирован в Барселоне 25 апреля 2010 г.
40.
Капелла св. Пере Тарреса и Кларе [47]
Блаженный Пере Таррес и Кларе был врачом из Барселоны, впоследствии ставшим католическим священником. Кларет служил врачом во время гражданской войны в Испании и назначал лечение для бедных и тех, кто страдал от туберкулеза. Он также создал клинику для тех, кто не мог позволить себе адекватное лечение. Пере Таррес получил беатификацию от папы Иоанна Павла II в Лорето 5 сентября 2004 года.
41.
Скульптурное изображение священника создал каталонский скульптор Монсеррат Гарсия Руис в 2011 г.
42.
Помещение для священников [48]
Доступ в это помещение для посторонних, естественно, закрыт.
43.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.