Барселона. Кафедральный собор. Сторона Евангелия

В качества пояснения. Сторона Евангелия — левая, или северная, сторона алтаря, с которой провозглашаются, в частности, чтения из Евангелия). Сторона Эпистолы (Послания) — правая, или южная, сторона алтаря, с которой провозглашаются, в частности, чтения из Посланий. В этом посте будет рассказ о левой стороне (от главного портала) церкви, включая капеллы деамбулатория, находящиеся слева. Обход начнем от входа в собор по часовой стрелке.
1.
DSC_5035

Для облегчения ориентирования в соборе привожу план, отсканированный из буклета. В дальнейшем в квадратных скобках будет указываться номер по этому плану.
2.
plan1

Капелла баптистерия [3]
Около главного входа традиционно находится Капелла Баптистерия. Первые шесть индейцев, которые прибыли в Европу из Америки вместе с экспедицией Христофора Колумба, были крещены именно в этой капелле в апреле 1493 г.
3.
DSC_5009

В этой часовне находится старинный витраж Noli me tangere, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Витраж изготовил Жиль де Фонтанет по эскизу кордобского художника Бартоломе Бермехо конца XV в.
4.
DSC_5011

Мраморная крестильная купель выполнена из белого каррарского мрамора флорентийским художником Онофре Джулиано в 1433 г. Резьбу по камню в капелле выполнил Антони Кане в 1405 г.
5.
DSC_5008

Барельеф на ретабло, изображающий Крещение Христа, создан в XX в.
6.
DSC_0528

Капелла св. Севера [4]
Барочный алтарь, один из лучших в соборе, является работой скульпторов Франческо Сантакруса, законченной в 1683 г.
7.
DSC_5017

На алтарем также работали резчик по дереву Агусти Льинас и мастер по позолоте Пау Льоренс. На алтаре показаны сцены из жизни святого, в том числе: мученичество св. Севера; паломничество св. Севера; проповедь св. Севера; исцеление короля Мартина I; передача в 1405 г. в присутствии короля Мартина I мощей святого из монастыря Сант-Кугат.
8.
DSC_5014

Капелла св. Марка [5]
Первый примитивный готический алтарь капеллы был профинансирован гильдией сапожников города и расписан в 1346 г. Арнау Басса. Он был перенесен в Университетскую базилику Санта-Мария-де-Манреса, где он и хранится по настоящее время.
9.
DSC_0422

В 1443 г. алтарь был заменен другим, созданным Бернатом Марторелем, ныне утерянным, с пределлой со сценой Бичевания, написанной Хайме Уге.
10.
DSC_5026

Позднее алтарь был заменен нынешним барочным алтарём скульптора Берната Вилара, который тот завершил в 1683 г. Позолоту алтаря выполнили братья Жозеп и Франческ Виньялс в 1691-1692 гг.
11.
DSC_5029

По обеим сторонам часовни есть две прекрасные картины маслом Франческа Трамуллы Роига, написанные в 1763 г: св. Марк, пишущий Евангелие и Мученичество св. Марка.
12.
DSC_0424

На своде и верхней части часовни интересны росписи на холсте со сценами Святой Вечери и Ужина в Эммаусе, а также со множеством ангелов и цветов в сценах, намекающих на Евхаристию. Авторство этих картин приписывается Франческу Трамулле и его ученику Франческу Пла.
13.
DSC_5024

Капелла св. Бернардина Сиенского и архангела Михаила [6]
Это была последняя часовня, построенная в первый период строительства собора. Раньше здесь был готический алтарь, посвященный св. Бернардину и ангелу-хранителю. Эта известная работа Хайме Уге сейчас хранится в Соборном музее.
14.
DSC_5037

В барочном алтаре 1705 г. вы можете увидеть изображения св. Бернардина Сиенского, созданное неизвестным автором около 1784 г., св. Михаила, св. Антония Падуанского, св. Иеронима и Экстаза св. Терезы в пределле.
15.
DSC_0428

Капелла Богородицы Розария [7]
В капелле преобладает позолоченный полихромный протобарочный алтарь, созданный в 1617-1620 гг. художником из Таррасы Агусти Пуджолем.
16.
DSC_5045

На его трех крыльях размещены изображения и рельефы Богоматери Розария, Благовещения девы Марии, Успения и Коронации, Рождества Христова, Бичевания и Воскресения Христова, а также изображения св. Лоренцо, св. архангела Михаила и св. Иеронима.
17.
DSC_5048

Капелла св. Марии Магдалены, св. Варфоломея и св. Елизаветы [8]
Художник Герау Генер, ученик мастерской Ллуиса Боррассы, создал этот готический алтарь в 1401 г. На полу часовни находится надгробие помощника епископа Рикарда Кортеса, умершего в 1910 г.
18.
DSC_5052

На ретабло всего изображено тринадцать сцен, в том числе: свв. Варфоломей и Елизавета (центральный мотив), мученичество св. Варфоломея, св. Елизавета исцеляет больных, проповедь св. Варфоломея и посмертные чудеса св. Варфоломея, Чудотворное заступничество св. Елизаветы. На пределле: Благовещение, Рождество Господне, Богородица и Младенец среди святых и ангелов, Богоявление и Представление Иисуса в храме.
19.
DSC_5055

Статуя св. Магдалены вырезана из дерева явно не позднее XX в.
20.
DSC_5059

Капелла св. Себастьяна и св. Теклы [9]
В капелле имеется позднеготический алтарь, выполненный в 1486-1498 гг. Рафаэлем Вергосом, Франческо Местре и Пере Алемани, художниками из мастерской Хайме Уго.
21.
DSC_5064

В ретабло темперой изображено множество сцен и фигур, в том числе по центру расположены Иисус с Учителями церкви и св. Текла и св. Себастьян.
22.
DSC_5068

Вне алтаря стоит статуя Непорочного сердца девы Марии создана из дерева в 1942 г. резчиком Висенсом Виларрубесом.
23.
DSC_5072

Капелла девы Марии Радости [10]
Капелла содержит алебастровый алтарь, вырезанный в неоготическом стиле скульптором Жозепом Мария Кампс и Арнау в 1945 г.
24.
DSC_5079

Справа на стене скульптура, изображающая св. Пия X.
25.
DSC_5074

Капелла черной девы Монсерратской [11]
Чёрная Дева Монсерратская, также широко употребляется ласковое прозвище La Moreneta (Смугляночка), — высокопочитаемое скульптурное изображение Девы Марии с Младенцем, хранимое в бенедиктинском монастыре Монсеррат.
26.
DSC_5085

В алтаре установлена алебастровая точная копия статуи покровительницы Каталонии, созданная в 1945 г., установленная перед живописным изображением горы Монсеррат. написанным в 1940 г.
27.
DSC_5088

Левый трансепт
Через портал св. Иво в левом трансепте долгое время осуществлялся основной вход в собор.
28.
DSC_5090

Между трансептом и капеллой Невинных святых, в 1998 г. были установлены две каменные гробницы с останками королевского рода, которые из первоначального захоронения снесенного в 1837 г. монастыря Сан-Франческа-де-Барселона в 1852 г. были перенесены в собор в одну из капелл клуатра. Саркофаги исполнены скульптором Фредериком Маресом.
В левом саркофаге захоронены:
Альфонсо III Свободный, граф Барселоны и король Арагона;
Хайме I, граф Урхеля;
— инфант Фредерик де Арагон, сын короля Арагона IV, умерший в младенческом возрасте.
В правом саркофаге захоронены:
Констанция Сицилийская, королева Арагона, жена короля Педро III;
Мария де Лузиньян, королева Арагона, жена короля Хайме II;
Сибилла де Фортия, королева Арагона (вторым браком), жена Педро IV Церемонного;
Элеонора Арагонская, вторая жена Петра I, короля Кипра и Иерусалима.
29.
DSC_5100

Кафедральный орган [13]
Орган, построенный в 1538-1540 гг., является гордостью Барселонского собора. Располагается он под левой колокольней в левом крыле трансепта у портала св. Иво. Со временем в орган вносились механические и эстетические изменения. Одна из последних реконструкций проводилась в 1985-1994 гг., после чего органные концерты стали проводиться ежемесячно. Подобных органов в Европе всего четыре: в Барселоне, Дароке, Пальме-де-Майорке и Перпиньяне. Оригинальный орган был построен органных дел мастером Пер Фламеч и резчиком Антони Карбонелл. С тех пор в конструкцию органа вносили изменения, по крайней мере, 16 специалистов-органистов, чтобы адаптировать его к эстетическим вкусам каждой эпохи. Последние вмешательства были сделаны Габриэлем Бланкафортом в 1984-1994 гг.
30.
DSC_0448

Органная коробка является оригинальной, в стиле ренессанса, плоской, каталонской школы, подобно коробкам органов церкви Санта-Мария-дель-Мар (1560), кафедрального собора Таррагоны (1557) и кафедрального собора Валенсии (1510).
31.
DSC_5369

Орган состоит из двух корпусов, главный высотой 16 футов. Его трубы являются оригинальными, за исключением тех, которые расположены в горизонтальной трубе плюс в небольшом четырехфутовом коробе, расположенном в центре галереи органов. Это самый старый органный короб, который сохранился в Каталонии. Нынешний орган — это новый инструмент с четырьмя клавиатурами по 56 нот и педалями на 30 нот. Деревянные двери органа расписаны Пере Серафи по прозвищу «Эль Греко» в 1560 г. Эти двери были сняты в 1950 г. и переданы на хранение в Соборный музей.
32.
DSC_5370

Капелла невинных святых [16]
Алтарь, посвященный прославлению Девы Марии, был построен около 1709 г. и представляет собой произведение скульптора Мариа Монтанья и художника Жуан Галларт. Главная сцена алтаря представляет Коронацию девы Марии, а по бокам и снизу находятся более мелкие картины маслом, на которых изображено рождение Девы, Представление в храме, Резня невинных святых и Души чистилища. На алтаре за решеткой находится серебряная шкатулка XVI в. с реликвиями, которые герцог Венеции подарил королю Арагона Хуану II, при условии, что они будут храниться в соборе Барселоны. Очередь в небольшую дверку слева — это моя первая большая ошибка при посещении собора, так как я не купил билет для доступа на крышу собора и, соответственно, не попал туда.
33.
DSC_5101

На стене есть аркосолий с саркофагом епископа Рамона д’Эскальса, созданный скульптором Антони Кане в 1409 г. Это изысканная готическая скульптура, вырезанная из алебастра, с великолепной выпуклостью епископа и рельефами плакальщиков под готическими арками фронтальной части гробницы.
34.
DSC_5104

Капелла Святейшего Сердца Иисуса [17]
Алтарь под неоготическим навесом хранит современное скульптурное изображение Святейшего Сердца Иисуса.
35.
DSC_5113

Изображение Святейшего Сердца Иисуса выполнено скульптором Виченцем Виларрубиаса в 1940 г.
36.
DSC_0488

Ленточка, привязанная к руке Иисуса, тянется до решетки капеллы. Насколько я понял, она как бы обеспечивает удаленное прикосновение верующих к фигуре Христа. Причем несколько лет назад такого новшества в соборе не было, да и нигде больше я подобного не видел.
37.
DSC_5108

Капелла Богоматери Милосердия [18]
Часовня милосердия посвящена св. Петру Ноласко. В ней установлен барочный алтарь скульптора Жуана Роига (отца), созданный в 1688 г.
38.
DSC_5116

Главные образы — это поклонение королю Хайме I и Деве милосердия. Для этой же часовни живописец Паскуаль Бейлон Савалл в 1688 г. написал четыре полотна: Верховенство Петра, папа св. Сильвестр I, проводящий крещение императора Константина I, видение св. Петра Ноласко и проповедь св. Раймунда Нонната. Сегодня картины в часовне отсутствуют.
39.
DSC_5119

Капелла св. Клары и св. Екатерины [19]
Роспись алтарь с 1456 г. выполняли Педро Гарсия де Бенаварре и Микель Надаль, написавший пределлу. На боковых стенах капеллы вы можете увидеть картины Франческа Трамулеса, который он написал в 1763 г. Это два великолепных полотна о св. Стефане: побивание камнями св. Стефана и Чудесное освобождение Гальсерана де Пиноса через заступничество св. Стефана. Это две из лучших работ каталонской живописи своего времени.
40.
DSC_5129

Алтарь состоит из 19 таблиц, расписанных темперой. Главные изображения: Голгофа и св. Клара и св. Екатерина.
41.
DSC_5132

Капелла Апостола Петра, св. Мартина Турского и св. Амвросия Медиоланского [20]
На боковых стенах капеллы экспонируются две картины маслом на холсте со сценами из жизни св. Петра по отношению к Иисусу, написанные неизвестным художником в XVIII в.
42.
DSC_5141

Алтарь, посвященный св. Мартину Турскому и св. Амвросию Медиоланскому, создал каталонский художник в стиле готики Хуан Матес в 1415 г. с заметным франко-фламандским влиянием. Главными изображениями являются Голгофа и св. Мартин и св. Амвросий.
43.
DSC_5146

Скульптура Апостола Петра создана, вероятно, в XX в.
44.
DSC_5145

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.