Внутри кафедральный собор полностью соответствует канонам средневековой строгости, величественности и простоты. Здание собора состоит из храма и клуатра, построенных в едином готическом стиле. Внутренние размеры центрального нефа: 93 м (длина), 13 м (ширина) и 26 м (высота). Колонны от земли до импостов имеют высоту 15,5 м.
1.
2.
План собора, далее в квадратных скобках будут ссылки на этот план.
3.
Собор образован тремя нефами одинаковой высоты.
4.
После средокрестия боковые нефы объединяются в деамбулаторий, огибая пресвитерий и образуя полукруглую дугу. Всего в деамбулатории устроено девять часовен, над которыми находятся большие витражи и ложный трифорий.
5.
Боковые нефы
25 капелл в боковых нефах и в деамбулатории одинакового размера: 9 м в высоту и 6 м в ширину (у входа).
6.
7.
Контрфасад, включая внутреннюю часть портала, восходит к XV в. По бокам верхней части входной арки мы видим два круглых барельефа по камню, высеченные художником Антони Клаперосом. На барельефах изображены сцены Вознесения и Пятидесятницы.
8.
9.
Купол
Особенностью кафедрального собора является то, что купол, а правильнее фонарная башня, построен не, как обычно, над средокрестием, а в первой секции центрального нефа, прилегающей к контрфасаду. Это первый архитектурный элемент, который видит посетитель, входящий через парадную дверь. Работы по созданию купола начались в 1422 г., однако шесть лет спустя они были приостановлены: к тому времени были начаты тромпы, восьмиугольная готическая галерея, перила и арки, а также медальоны и замковые камни.
10.
После смерти в 1430 г. епископа Климента Саперы строительство было остановлено: проем надолго закрыли деревянной крышкой. Работы были возобновлены в 1906 г. и завершены в 1913 г., когда каталонский архитектор Август Фонт и Каррерас увенчал купол ажурным шпилем.
11.
Замковые камни
Замковые камни большей частью изготовлены братьями Антони и Жуаном Клаперос. Замковые камни центрального нефа диаметром 2 м весят около 5 тонн. На них изображены:
— св. Евлалия (1320). На заднем плане герб графа Рамона Беренгера I, основателя готического собора;
— Богородица милосердия (1379). На заднем плане с одной стороны находятся папа, король, кардинал, епископ и каноник; с другой стороны — королева, монахиня и еще три женские фигуры;
— Благовещение (1397). Дева Мария получает весть от архангела Гавриила о будущем рождении Иисуса Христа;
— епископ Пер Планелла в окружении дьяконов;
— Вечный отец, окруженный ангелами (Пер Жоан, 1418);
— Распятие Иисуса Христа. Рядом изображены Дева Мария и св. Иоанн.
12.
Витражи
Витражи огромных окон выполнены в XIV-XV в., они хорошо освещают три нефа, выполненных в каталонском стиле. Некоторые витражи изготовлены во второй половине XX в.
13*.
14.
15.
16. Витраж над главным порталом.
По всему собору можно увидеть прекрасные готические канделябры.
17.
Хор [61]
В самом центре главного нефа расположена ограда большого хора. Снаружи она декорирована мраморными барельефами, на которых изображены сцены из жизни св. Евлалии, созданные мастерами Ордоньесом и Вильяром в 1517 г. Это ренессансная работа архитектора и скульптора из Бургоса Бартоломе Ордоньеса, который в 1519 г. спроектировал ее как дорическую колоннаду, увенчанную балюстрадой.
18.
Среди ее колонн есть четыре рельефные сцены из жизни св. Евлалии, по две с каждой стороне двери. В нишах установлены скульптуры святых. Для исполнения заказа Бартоломе Ордоньес сотрудничал с итальянцем Симоне да Беллаланом и флорентийцем Витторио да Когоно из своей мастерской. Ограда была закончена в 1564 г. его учеником Педро Вильяром по проекту мастера.
19. Св. Север (Бартоломе Ордоньес), Суд св. Евлалии (Бартоломе Ордоньес), Бичевание св. Евлалии (Педро Вильяр или Клаудио Перре) и св. Олегуер (неизв. автор, конец XVIII в.).
20. Св. Раймонд де Пеньяфорт (неизв. автор, конец XVIII в.), Мученичество св. Евлалии на костре (Бартоломе Ордоньес), Распятие св. Евлалии на косом кресте (Педро Вильяр) и св. Евлалия (Бартоломе Ордоньес).
21. Боковая стена хора
Работы по созданию хора начались по поручению епископа Рамона д’Эскальеса в 1390 г. Стены хора с фигурными консолями, на которых изображены пророки из Ветхого Завета, были изготовлены Жорди де Деу.
22.
23.
С левой внешней стороны он создал лестницу доступа к кафедре с двумя маленькими скульптурами, изображающими Благовещение.
24.
В 1394 г. Пере Санглада, которому заказали изготовить хоровые лавки, смог купить необходимую по качеству древесину дуба для них только в Брюгге.
25.
Пере Санглада отвечал за создание кафедры, также дубовой, в призматической манере, с архитектурным фоном узоров и вершин. Изготовление кафедры было завершено в 1403 г.
26.
27.
В оформлении кафедры есть 15 изображений, которые представляют, среди прочего, Иисуса Христа со свв. Петром и Павлом и другой панелью с Девой Марией со свв. Евлалией и Екатериной.
28.
29.
Только к 1459 г. Масия Бонафе завершил изготовление 48 великолепных кресел.
30.
В 1483 г. немцу Михаэлю Лохнеру было поручено изготовить остроконечные пинакли к креслам. После смерти мастера в 1490 г. их изготовление продолжил Йохан Фридрих Кассель, который закончил заказ к 1497 г.
31.
Император Карл V решил, что чествование девятнадцатого главы Ордена Золотого руна будет проходить в хоре кафедрального собора Барселоны. 5 марта 1519 г. состоялась первая испанская инвеститура, при которой Карл V наследовал гроссмейстерство ордена. При подготовке к торжеству каталонскому художнику Жуану де Бургунья было заказано расписать 64 панели хора геральдикой Ордена Золотого руна.
32. Вероятно, на этом высоком кресле сидел император Карл V.
Перфекционист от такой фотографии будет сильно расстроен из-за неизбежных геометрических искажений, но для общего понимания расположения рыцарских кресел в хоре фото будет полезно.
33.
Фотографии рыцарских гербов с высоким разрешением.
34**.
Главный алтарь [15]
Освященный в 1337 г. епископом Феррером Абеллой алтарь длиной три метра выполнен из белого мрамора.
36.
37.
Внизу и на средней высоте центральных колонн можно увидеть изображение прославления Креста в окружении шести ангелов работы каталонского скульптора Фредерика Мареса, выполненные в 1976 г.
38.
39.
До 1970 г. главным алтарем было готическое ретабло с позолоченными деревянными нишами, образующими арки и узоры, без каких-либо других скульптурных украшений. Оно датируется концом XIV в. и является одним из редких сохранившихся примеров этого типа алтаря. В настоящее время готический алтарь перенесли в церковь св. Иакова, вместо креста установлена скульптура св. Иакова.
40. Фото из Википедии.
В нижней части главного алтаря находится кафедра, вырезанная в середине XVII в. из алебастра. Именно от кафедры, предназначенной для епископа, происходит название центрального собора епархии — «кафедральный». Деревянная спинка кресла изготовлена в 1967 г. На ней виднеется герб архиепископа кардинала Рикардо Марии Карлес Гордо.
41.
Антепендий установлен на две капители из примитивного храма вестготов V века
42.
Купол главного алтаря
43.
44.
Крипта [14]
Перед пресвитерием находится вход в крипту, где покоятся останки св. Евлалии. Архитектором выступил Жауме Фабр
45.
46.
Среди духовных святынь крипты на первом месте стоит, конечно же, саркофаг с останками св. Евлалии: он стоит в крипте с 1339 г., возвышаясь на восьми колоннах.
47.
Алебастровый саркофаг был вырезан скульптором из Пизы Лупо ди Франческо и выставлен за алтарным столом в центре крипты на восьми ажурных колоннах разных стилей с золотыми коринфскими капителями. На саркофаге изображены сцены мученичества св. Евлалии. В четырех верхних углах саркофага находятся ангелы, а в центре — Дева Мария с младенцем Иисусом.
48.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.