Барселона. Кафедральный собор. Внешний вид

Вместо предисловия. Я в соборе был не один раз в 2013-2019 гг. Суммарно накопилось очень много фотографий, так что рассказ о храме будет из нескольких частей. И все равно, сейчас, при подготовке текста, я понимаю, что увидел и запечатлел не все, поэтому небольшое количество фотографий позаимствовано из Википедии.

Кафедральный собор св. Креста и св. Евлалии также известен как собор св. Евлалии и Барселонский собор. Посвящён св. Кресту и св. Евлалии Барселонской, одной из покровительниц города. Расположен в Готическом квартале столицы Каталонии. Антицерковная кампания в ходе Гражданской войны, к счастью, не затронула главный собор Барселоны. Именно данный собор, а не, вопреки распространённому мнению, Саграда Фамилия, является резиденцией барселонского архиепископа и главным собором Барселоны.
1.
DSC_0394

Еще в IV в. на небольшом холме Монс Табер, где располагалась римская колония, уже стояла вестготская церковь, посвященная св. Иакову. Эта часовня была частной церковью виконтов Барселоны. Но уже в документе Второго совета Барселоны от 599 г. говорится, что собор был посвящен св. Кресту. Эта церковь была разрушена маврами под командованием Аль-Мансура во время его нападения на Барселону в 985 г.
2.
DSC_0396

В 1046 г. граф Рамон Беренгер I и его жена Альмодис вместе с епископом Гислабертом начали строительство нового собора над склепом бывшей церкви. Новый собор был освящен в ноябре 1058 г. Сообщается, что в том же году виконт Барселоны Мир Жериберт продал его епископу Гислаберту, хотя эта дата не совпадает с датой начала строительства.
3. Апсида собора
DSC_0399

В 1298 г. король Хайме II решил, что храм этот мал, и приказал построить на его месте грандиозный собор. Создание нового собора рассматривалось не как строительство нового собора, а как перестройка и расширение имеющегося, осуществляемые поэтапно, не снося храм полностью и используя его для служб в течение всей реконструкции. Некоторые элементы романского собора служили основой для строительства готического. Таким образом, готический собор сохранил ту же ось, что и романский, а амбулаторий построен вокруг романской апсиды. Строительство главного здания смогли завершить только в 1460 г.
4.
DSC_4978

Кафедральный собор, ставший одним из самых значимых в городе, долгие годы простоял без главного фасада, хотя его эскиз был разработан ещё в 1408 г. французским архитектором Карлесом Галтесом, приехавшим сюда из Руана. Объяснение длительной задержке банально: на завершение работ не хватало финансов. Главным входом стал портал св. Иво, а будущий главный фасад оштукатурили и оставили в таком виде до лучших времён.
5.
Cathedral_1880

С тех пор собор так и функционировал недостроенным, пока в 1882 г. в ходе подготовке к Всемирной выставке 1888 г. не было принято решение о строительстве готического фасада под руководством архитектора Жозепа Местреса, титульного архитектора собора с 1855 г. В основу проекта был взят тот самый рисунок на пергаментной бумаге, который хранился ещё с 1408 г. Еще четверть века спустя, в 1913 г., поставили окончательную точку в виде центрального шпиля. 12 августа 1867 г. папа Пий IX присвоил собору звание Малой папской базилики.
6.
DSC_0389

Размеры здания собора — 93×40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни по проекту известного французского мастера Шарля Гольтера — 70 м. Над собором с конца XIV в. высятся две 53-метровые колокольни. Они построены в виде восьмигранных башен. На одной из них (левой) находится 3-тонный колокол, носящий имя Евлалии. На правой башне установлены 10 колоколов поменьше. Все они также названы женскими именами.
7.
DSC_4980

Для облегчения ориентирования в соборе привожу план, отсканированный из буклета. В дальнейшем в квадратных скобках будет указываться номер по этому плану.
8.
plan1

Главный фасад
Неоготический фасад, спроектированный архитектором Жозепом Ориолом Местресом в 1882 г., имеет ширину 40 м, увенчан двумя башнями с игольчатыми куполами и украшен всевозможными окнами. Отчетливо прослеживаются элементы готического стиля с вертикальными линиями и изобилием изображений ангелов и святых. На фасаде видны восемь витражей, в основном модернистских, но также и эпохи Возрождения, таких как знаменитый Noli me tangere, разработанный Бартоломе Бермехо, в левой нижней части.
9*.
DSC_4448

Главный фасад в стиле неоготики максимально приближен к стилю основного здания. Он обильно украшен статуями, чем напоминает некоторые большие французские соборы.
10*.
DSC_4464

11*.
DSC_4461

Купол, спроектированный архитектором Августом Фонт-и-Каррересом и выполненный между 1906 и 1913 гг., имеет высоту 80 м. Внешняя часть купола завершается колоссальным изображением св. Елены, матери римского императора Константина I, держащей крест. Согласно преданию, она обрела Животворящий крест, в честь которого называется собор вместе с именем св. Евлалии. Эта скульптура была сделана художником Эдуардом Аленторном и была снята во время гражданской войны в Испании.
12.
DSC_4467

13.
DSC_4979

Обратим внимание на великолепную готическую «розетку» над центральным входом.
14.
DSC_4454

Главный портал [1]
Входная дверь расположена в центре фасада на площади собора. Она была спроектирована архитектором Жозепом Ориолом Местресом в XIX в. в неоготическом стиле с большой готической аркой с архивольтами.
15*.
DSC_4458

Очень красивы резные деревянные двери портала.
16.
DSC_4990

17*.
DSC_4988

Основным элементом портала является скульптура Христа внутри арки, изготовленная скульптором Агапитом Вальмитяной и Барбани.
18.
DSC_4985

По обе стороны от дверей установлены изображения двенадцати апостолов, созданные тем же автором.
19*.
DSC_4456

20.
DSC_4983

21.
DSC_4984

Дополняют картину 76 скульптур библейских персонажей, ангелов и королей в архивольтах портала, которые вместе с деревянной дверью были выполнены скульптором Жуаном Роиг-и-Соле.
22.
DSC_0411

23.
DSC_4982

Внутренняя часть портала восходит к XV в. По бокам верхней части входной арки мы видим два круглых барельефа по камню, высеченные художником Антони Клаперосом. На барельефах изображены сцены Вознесения и Пятидесятницы.
24.
DSC_5331

Портал св. Иво [12]
Это самый старый портал собора, который в течение пятисот лет обеспечивал основной доступ к собору через трансепт со стороны Евангелия. Название портала связано со зданием напротив, в котором в течение многих лет занимались практикой адвокаты и покровителем которых является св. Иво. Сделанный из мрамора и камня с горы Монжуик, он является одной из первых попыток создания оживальной арки в стиле каталонской готики (1298 г.). На каждой стороне портала установлены мраморные рельефы с импостами, по три с каждой стороны, представляющие две темы: борьба человека против зверей и интерпретация природы в религиозном и символическом ключе средневековых бестиарий.
25.
Ivo1

На столбах видны ангелы с музыкальными инструментами, выглядывающие из арки, как будто они хотят покинуть стену. Этот портал очень похож на фасад церкви Санта-Мария-дель-Пи.
26.
Ivo3

В тимпане есть изображение св. Евлалии, приписываемой школе Жауме Каскальса конца XIV в.
27.
Ivo4

Отдельные элементы украшения портала.
28.
Ivo2

Портал Пьеты [29]
Портал Пьеты — один из внешних входов в клуатр собора с конической аркой, созданный в конце XIV в.
29.
Pietat2

В тимпане имеется рельеф из дерева с изображением Пьеты в окружении символов Страстей, вырезанный немецким скульптором Михаэлем Лохнером в 1483 г. В портале в настоящее время установлена копия рельефа; оригинал можно увидеть в кафедральном музее.
30.
Pietat1

Эта дверь используется для обеспечения входа в собор через клуатр и трансепт со стороны Послания.
31. Навершие арки портала
Pietat3

Портал св. Лючии [41]
Портал св. Лючии — это вход во внешнюю часовню святой, являющийся третьими воротами с доступом в клуатр. Дверь выполнена в романском стиле с полукруглыми архивольтами и капителями, на которых вырезаны фигуры животных и персонажей, в сопровождении тридцати растений, принадлежащих к шести распространенным видам. В дополнение к растительным мотивам, в некоторых архивольтах и в верхней полосе импоста мы находим геометрические мотивы. В капителях колонн присутствуют только растительные мотивы. Плоский тимпан включает не слишком хорошо сохранившуюся картину начала XX в.
32.
Lucia1

Портал св. Евлалии [36]
Портал св. Евлалии обеспечивает основной вход через клуатр и внешне похож на портал Пьеты.
33.
DSC_5826

Дверь обрамлена конической аркой. Архивольты покрыты растительной резьбой.
34.
DSC_5828

В тимпане установлена копия скульптуры св. Евлалии. Оригинальная работа скульптора Антони Клапероса хранится в музее собора. По бокам от скульптуры вырезаны гербы барселонского епископа Франческа Климента Сапера.
35.
DSC_5836

Памятник Героям 1809 г.
Известен в народе как памятник мучеников Независимости. Он расположен на небольшой площади напротив портала св. Евлалии у боковой стены церкви св. Севера. Монумент был построен между 1929 и 1941 гг. скульпторами Жозепом Лимона (бронзовая скульптура) и Висенте Наварро (алебастровый рельеф) и архитектором Педро Бенавентом. Памятник посвящен памяти народа Барселоны, возглавлявшего восстание против наполеоновских войск 14 мая 1809 г.
36.
DSC_4468

Восставшие стремились поднять весь город против оккупационных сил и освободить Барселону. После подавления мятежа и проведенных арестов пять предводителей были казнены 3 июня 1809 г. в качестве образцового наказания.
37.
Herois

По бокам от монументы установлены четыре панно из плитки (очень похожие на португальские азулежу), на которых изображены различные эпизоды восстания.
38*.
DSC_5838

Церковь св. Севера
Нынешняя церковь св. Севера была построена в 1698-1705 гг. в стиле высокого барокко. Она имеет единственный неф, многоугольную апсиду и боковой придел. В отличие от большинства церквей в Барселоне, она не была сожжена левыми во время испанской гражданской войны. В результате её интерьер в стиле барокко полностью сохранился. В 2007 г. церковь была определена в качестве музейного пространства для коллекций кафедрального собора в стиле барокко и современного искусства.
39.
DSC_5809

Церковь хранит мощи святого, который был епископом Барселоны в 290-304 гг. Св. Север принял мученическую смерть во время великого гонения римского императора Диоклетиана.
40. Фасад церкви сфотографировать очень сложно, так как нет возможности отступить подальше.
DSC_5816

Статуя св. Севера
41.
DSC_5824

Епископский герб в окружении ангелов.
42.
DSC_5825

Мост вздохов
Мост Вздохов — ажурный неоготический мостик-галерея в Готическом квартале Барселоны, соединяющий Дом Правительства с Домом Каноников. Построен в 1926 году.
43.
DSC_4474

Интересно продумана система отвода дождевой воды с крыши кафедрального собора. За это отвечают мифические существа гаргульи. Их очень много, самых разных внешне, всех их практически не запечатлеть. Поэтому я привожу только парочку фотографий. Других гаргулий можно увидеть на фото по всему посту.
44.
DSC_0419

45.
DSC_0398

Превосходное здание Кафедрального собора Барселоны является несомненным украшением не только Готического квартала, но и всего города.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.