Вместо предисловия. Я в соборе был не один раз в 2013-2019 гг. Суммарно накопилось очень много фотографий, так что рассказ о храме будет из нескольких частей. И все равно, сейчас, при подготовке текста, я понимаю, что увидел и запечатлел не все, поэтому небольшое количество фотографий позаимствовано из Википедии.
Кафедральный собор св. Креста и св. Евлалии также известен как собор св. Евлалии и Барселонский собор. Посвящён св. Кресту и св. Евлалии Барселонской, одной из покровительниц города. Расположен в Готическом квартале столицы Каталонии. Антицерковная кампания в ходе Гражданской войны, к счастью, не затронула главный собор Барселоны. Именно данный собор, а не, вопреки распространённому мнению, Саграда Фамилия, является резиденцией барселонского архиепископа и главным собором Барселоны.
1.
Еще в IV в. на небольшом холме Монс Табер, где располагалась римская колония, уже стояла вестготская церковь, посвященная св. Иакову. Эта часовня была частной церковью виконтов Барселоны. Но уже в документе Второго совета Барселоны от 599 г. говорится, что собор был посвящен св. Кресту. Эта церковь была разрушена маврами под командованием Аль-Мансура во время его нападения на Барселону в 985 г.
2.
В 1046 г. граф Рамон Беренгер I и его жена Альмодис вместе с епископом Гислабертом начали строительство нового собора над склепом бывшей церкви. Новый собор был освящен в ноябре 1058 г. Сообщается, что в том же году виконт Барселоны Мир Жериберт продал его епископу Гислаберту, хотя эта дата не совпадает с датой начала строительства.
3. Апсида собора
В 1298 г. король Хайме II решил, что храм этот мал, и приказал построить на его месте грандиозный собор. Создание нового собора рассматривалось не как строительство нового собора, а как перестройка и расширение имеющегося, осуществляемые поэтапно, не снося храм полностью и используя его для служб в течение всей реконструкции. Некоторые элементы романского собора служили основой для строительства готического. Таким образом, готический собор сохранил ту же ось, что и романский, а амбулаторий построен вокруг романской апсиды. Строительство главного здания смогли завершить только в 1460 г.
4.
Кафедральный собор, ставший одним из самых значимых в городе, долгие годы простоял без главного фасада, хотя его эскиз был разработан ещё в 1408 г. французским архитектором Карлесом Галтесом, приехавшим сюда из Руана. Объяснение длительной задержке банально: на завершение работ не хватало финансов. Главным входом стал портал св. Иво, а будущий главный фасад оштукатурили и оставили в таком виде до лучших времён.
5.
С тех пор собор так и функционировал недостроенным, пока в 1882 г. в ходе подготовке к Всемирной выставке 1888 г. не было принято решение о строительстве готического фасада под руководством архитектора Жозепа Местреса, титульного архитектора собора с 1855 г. В основу проекта был взят тот самый рисунок на пергаментной бумаге, который хранился ещё с 1408 г. Еще четверть века спустя, в 1913 г., поставили окончательную точку в виде центрального шпиля. 12 августа 1867 г. папа Пий IX присвоил собору звание Малой папской базилики.
6.
Размеры здания собора — 93×40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни по проекту известного французского мастера Шарля Гольтера — 70 м. Над собором с конца XIV в. высятся две 53-метровые колокольни. Они построены в виде восьмигранных башен. На одной из них (левой) находится 3-тонный колокол, носящий имя Евлалии. На правой башне установлены 10 колоколов поменьше. Все они также названы женскими именами.
7.
Для облегчения ориентирования в соборе привожу план, отсканированный из буклета. В дальнейшем в квадратных скобках будет указываться номер по этому плану.
8.
Главный фасад
Неоготический фасад, спроектированный архитектором Жозепом Ориолом Местресом в 1882 г., имеет ширину 40 м, увенчан двумя башнями с игольчатыми куполами и украшен всевозможными окнами. Отчетливо прослеживаются элементы готического стиля с вертикальными линиями и изобилием изображений ангелов и святых. На фасаде видны восемь витражей, в основном модернистских, но также и эпохи Возрождения, таких как знаменитый Noli me tangere, разработанный Бартоломе Бермехо, в левой нижней части.
9*.
Главный фасад в стиле неоготики максимально приближен к стилю основного здания. Он обильно украшен статуями, чем напоминает некоторые большие французские соборы.
10*.
Купол, спроектированный архитектором Августом Фонт-и-Каррересом и выполненный между 1906 и 1913 гг., имеет высоту 80 м. Внешняя часть купола завершается колоссальным изображением св. Елены, матери римского императора Константина I, держащей крест. Согласно преданию, она обрела Животворящий крест, в честь которого называется собор вместе с именем св. Евлалии. Эта скульптура была сделана художником Эдуардом Аленторном и была снята во время гражданской войны в Испании.
12.
13.
Обратим внимание на великолепную готическую «розетку» над центральным входом.
14.
Главный портал [1]
Входная дверь расположена в центре фасада на площади собора. Она была спроектирована архитектором Жозепом Ориолом Местресом в XIX в. в неоготическом стиле с большой готической аркой с архивольтами.
15*.
Очень красивы резные деревянные двери портала.
16.
Основным элементом портала является скульптура Христа внутри арки, изготовленная скульптором Агапитом Вальмитяной и Барбани.
18.
По обе стороны от дверей установлены изображения двенадцати апостолов, созданные тем же автором.
19*.
20.
21.
Дополняют картину 76 скульптур библейских персонажей, ангелов и королей в архивольтах портала, которые вместе с деревянной дверью были выполнены скульптором Жуаном Роиг-и-Соле.
22.
23.
Внутренняя часть портала восходит к XV в. По бокам верхней части входной арки мы видим два круглых барельефа по камню, высеченные художником Антони Клаперосом. На барельефах изображены сцены Вознесения и Пятидесятницы.
24.
Портал св. Иво [12]
Это самый старый портал собора, который в течение пятисот лет обеспечивал основной доступ к собору через трансепт со стороны Евангелия. Название портала связано со зданием напротив, в котором в течение многих лет занимались практикой адвокаты и покровителем которых является св. Иво. Сделанный из мрамора и камня с горы Монжуик, он является одной из первых попыток создания оживальной арки в стиле каталонской готики (1298 г.). На каждой стороне портала установлены мраморные рельефы с импостами, по три с каждой стороны, представляющие две темы: борьба человека против зверей и интерпретация природы в религиозном и символическом ключе средневековых бестиарий.
25.
На столбах видны ангелы с музыкальными инструментами, выглядывающие из арки, как будто они хотят покинуть стену. Этот портал очень похож на фасад церкви Санта-Мария-дель-Пи.
26.
В тимпане есть изображение св. Евлалии, приписываемой школе Жауме Каскальса конца XIV в.
27.
Отдельные элементы украшения портала.
28.
Портал Пьеты [29]
Портал Пьеты — один из внешних входов в клуатр собора с конической аркой, созданный в конце XIV в.
29.
В тимпане имеется рельеф из дерева с изображением Пьеты в окружении символов Страстей, вырезанный немецким скульптором Михаэлем Лохнером в 1483 г. В портале в настоящее время установлена копия рельефа; оригинал можно увидеть в кафедральном музее.
30.
Эта дверь используется для обеспечения входа в собор через клуатр и трансепт со стороны Послания.
31. Навершие арки портала
Портал св. Лючии [41]
Портал св. Лючии — это вход во внешнюю часовню святой, являющийся третьими воротами с доступом в клуатр. Дверь выполнена в романском стиле с полукруглыми архивольтами и капителями, на которых вырезаны фигуры животных и персонажей, в сопровождении тридцати растений, принадлежащих к шести распространенным видам. В дополнение к растительным мотивам, в некоторых архивольтах и в верхней полосе импоста мы находим геометрические мотивы. В капителях колонн присутствуют только растительные мотивы. Плоский тимпан включает не слишком хорошо сохранившуюся картину начала XX в.
32.
Портал св. Евлалии [36]
Портал св. Евлалии обеспечивает основной вход через клуатр и внешне похож на портал Пьеты.
33.
Дверь обрамлена конической аркой. Архивольты покрыты растительной резьбой.
34.
В тимпане установлена копия скульптуры св. Евлалии. Оригинальная работа скульптора Антони Клапероса хранится в музее собора. По бокам от скульптуры вырезаны гербы барселонского епископа Франческа Климента Сапера.
35.
Памятник Героям 1809 г.
Известен в народе как памятник мучеников Независимости. Он расположен на небольшой площади напротив портала св. Евлалии у боковой стены церкви св. Севера. Монумент был построен между 1929 и 1941 гг. скульпторами Жозепом Лимона (бронзовая скульптура) и Висенте Наварро (алебастровый рельеф) и архитектором Педро Бенавентом. Памятник посвящен памяти народа Барселоны, возглавлявшего восстание против наполеоновских войск 14 мая 1809 г.
36.
Восставшие стремились поднять весь город против оккупационных сил и освободить Барселону. После подавления мятежа и проведенных арестов пять предводителей были казнены 3 июня 1809 г. в качестве образцового наказания.
37.
По бокам от монументы установлены четыре панно из плитки (очень похожие на португальские азулежу), на которых изображены различные эпизоды восстания.
38*.
Церковь св. Севера
Нынешняя церковь св. Севера была построена в 1698-1705 гг. в стиле высокого барокко. Она имеет единственный неф, многоугольную апсиду и боковой придел. В отличие от большинства церквей в Барселоне, она не была сожжена левыми во время испанской гражданской войны. В результате её интерьер в стиле барокко полностью сохранился. В 2007 г. церковь была определена в качестве музейного пространства для коллекций кафедрального собора в стиле барокко и современного искусства.
39.
Церковь хранит мощи святого, который был епископом Барселоны в 290-304 гг. Св. Север принял мученическую смерть во время великого гонения римского императора Диоклетиана.
40. Фасад церкви сфотографировать очень сложно, так как нет возможности отступить подальше.
Статуя св. Севера
41.
Епископский герб в окружении ангелов.
42.
Мост вздохов
Мост Вздохов — ажурный неоготический мостик-галерея в Готическом квартале Барселоны, соединяющий Дом Правительства с Домом Каноников. Построен в 1926 году.
43.
Интересно продумана система отвода дождевой воды с крыши кафедрального собора. За это отвечают мифические существа гаргульи. Их очень много, самых разных внешне, всех их практически не запечатлеть. Поэтому я привожу только парочку фотографий. Других гаргулий можно увидеть на фото по всему посту.
44.
45.
Превосходное здание Кафедрального собора Барселоны является несомненным украшением не только Готического квартала, но и всего города.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.