Барселона. Церковь Санта Мария дель Пи. Часть 1

Санта-Мария-дель-Пи — готический собор, история которого восходит к XIV в. Собор расположен на площади дель Пи в Готическом квартале. В 1931 г. собор был объявлен национальным культурным достоянием Каталонии.
1.
DSC_6249

Существуют сведения о том, что в этом месте существовала ранняя христианская церковь 413 г. Документально подтверждено, что в 987 г. была построена церковь за пределами городских стен к западу от Барселоны. Это небольшая церковь была построена в романском стиле и посвящена Деве Марии (Санта Мария дель Пи — буквально: «Церковь Божьей Матери из сосны», что дало название и следующему собору). Существующий готический храм был сооружен между 1319-1320 и 1391 гг. Первоначально собор был построен в стиле каталонской готики, с одним нефом, почти лишенным украшений. Собор пережил сильные землетрясения в 1373 и 1428 гг. (в результате последнего собору был нанесен серьёзный ущерб).
2.
DSC_6254

В 1714 г. здание собора получило повреждения в ходе войны за испанское наследство (рядом с Санта-Мария-дель-Пи была взорвана бочка с порохом). Между 1863 и 1884 гг. были проведены восстановительные работы (перекрыта крыша часовни, из интерьеров собора удалены все элементы в стиле барокко). Реставрационные работы в соборе также проводились в 1915 г. 28 октября 1928 г. папа Пий XI присвоил церкви Санта-Мария-дель-Пи звание Малой папской базилики. В 1936 г. собор был уничтожен огнём в ходе Гражданской войны и позже восстановлен в более современном декоративном готическом стиле. В 2009-2010 гг. в соборе были проведены большие реставрационные работы под руководством архитекторов Альфреда Пастора и Шавьера Гитарта, финансируемые региональным правительством Каталонии и архиепископом Барселоны.
3.
DSC_6257

Фасад
Тимпан парадной двери разделен на три части двумя маленькими колоннами, что визуально создает небольшие часовенки, в одной из которых в середине находится статуя Богородицы (на самом деле эту статую можно увидеть не всегда). Над этой статуей установлены гербы Барселоны и Каталонии.
4*.
DSC_6242

5. Более старая фотография позаимствована в Википедии.
Timpan

По нижнему краю арки располагаются барельефы Девы Марии и апостолов.
6.
DSC_6252

В верхней части тимпана находится сосновая шишка, которая вместе с сосной на гербе свидетельствует о названии церкви.
7.
DSC_6253

Роза
Большое окно-роза XIV в. в готическом стиле диаметром 10 м является самым большим в Каталонии. После того, как в 1936 г. роза была уничтожена пожаром, в 1939 г. окно было полностью восстановлено на основе сохранившихся фотографий, а также изучения розеток монастырей Педральбес и Сант-Кугат. Во внутренних двенадцати лучах представлены двенадцать колен Израиля через звезды Давида и щиты прихода церкви Пи, а также гербы царей Арагона. Во внешних 24 лучах на медальонах изображены щиты старейшин. Все это окружает центр окна, где шесть звезд символизируют лицо Бога. Снаружи розу периодически укрывают тканью.
8.
DSC_6034

На боковых фасадах расположены мощные контрфорсы, которые поддерживают здание. Между каждой парой контрфорсов сверху находится стрельчатое окно с витражом, а снизу изнутри устроены боковые капеллы.
9.
DSC_6266

В середине этого фасада находится портал Ave Maria, который до сих пор сохраняет некоторые элементы романского портика предыдущей церкви [23].
10.
AveMaria

Над порталом находится еще одна относительно небольшая роза.
11.
DSC_6271

Напротив портала находится памятник каталонскому поэту, писателю и драматургу Анжелу Гимера.
12.
DSC_6264

На заднем фасаде также мы видим контрфорсы и большие окна апсиды. Здесь сохранился построенный в 1578 г. дверной проем [31], через который можно было попасть в храм сзади.
13.
DSC_6274

С противоположной от портала Ave Maria стороны на доме установлена большая статуя каталонского священника св. Жозефа Ориоля.
14.
DSC_6273

Колокольня
Рядом с собором расположена готическая колокольня восьмиугольной формы высотой 54 м. До XX в. башня была самым высоким строением Барселоны. Строительство колокольни было начато в 1379 г. за счет финансовой поддержки короля Арагона Педро IV по проекту архитектора Барталомеу Мака и было завершено в 1461 г. Стены колокольни у основания имеют толщину 3,55 м, что не исключает возможность выполнения оборонительной функции. Башня, в отличие от церкви, ориентирована на стороны света, скорее всего, с целью использования ее для определения погоды. Колокольня имеет сейчас  шесть колоколов, каждый из которых носит свое имя. Самым крупным являлся колокол «Антония» диаметром 1,4 м и весом 1806 кг. Колокол «Андрея» весом 980 кг — самый старый, датируемый 1669 г. Также на колокольне установлены колокола: «Мария» (535 кг), «Жозефа» (225 кг), «Висента» (170 кг) и самый маленький колокол «Белка», созданный в 1818 г. Ранее в колокольную группу входили «Большой колокол», сделанный в XV в., разрушенный в XVIII в. и никогда не восстановленный, а также колокол «Ориола», спроектированный в 1804 г, но так и не доделанный.
15.
DSC_6156

Для лучшей ориентации при осмотре храма привожу план церкви, на котором цифрами отмечены основные достопримечательности. Нумерация соответствует буклету, выдаваемому при покупке билета.
16.
DSC_5989

Неф
Архитектурно готическая церковь имеет один неф, семь боковых секций, многоугольную апсиду и часовни между контрфорсами.
17*.
DSC_5876

18.
DSC_5986

Впечатляют размеры нефа: 54 м в длину, 16,5 м в ширину и 28,5 м в высоту. Это была одна из первых одноэтажных церквей, покрывавших такую большую ширину.
19*.
DSC_6019

Орган
Первые сведения об органе в церкви появились в XV в. Примерно в XVIII в. было известно, что существующий тогда инструмент был изготовлен Антони Боска, одним из лучших органистов эпохи каталонского барокко. В честь беатификации св. Жозефа Ориоля в 1806 г. над главным входом был построен новый орган, создание которого было поручено швейцарцу Иоганну Кибурцу. Этот орган сгорел во время пожара в 1936 г.
20.
DSC_6206

БОКОВЫЕ КАПЕЛЛЫ
Боковые капеллы имеют высоту 12,2 м.
21*.
DSC_6180

22*.
DSC_6170

Баптистерий [28]
Баптистерий традиционно располагается у входа в церкви с целью христианского посвящения: новичок должен стать членом общины, прежде чем он сможет принять участие в литургии. Первые упоминания о баптистерии относятся к 1388 г.
23.
DSC_5861

Крестильная чаша, выполненная из камня, вероятно, треснула в XVII в., потому как в 1691 г. была освящена новая, выполненная из каррарского мрамора, помещенная внутри первой крестильной чаши.
24.
DSC_6211

Многие жители Барселоны крестились именно в этом баптистерии, но особенно изывестна уроженка Барселоны св. Хоакима де Ведруна, в честь беатификации которой в 1945 г. каталонский архитектор и художник Жозеф Мария Жужоль изготовил памятник и две лампы, установленные в левой стене часовни. Св. Хоакима де Ведруна известна как основательница Конгрегации Сестёр Кармелиток Милосердия Ведруны.
25.
DSC_6209

На правой стене можно увидеть изящный погребальный памятник в стиле романтизма с траурными мотивами, посвященный Розе Брокко Санье (1803-1831).
26.
DSC_6212

На задней стене находится рельеф с крещением Христа, который граф Льяр поставил в 1777 г. в честь его собственного крещения.
27.
DSC_6210

Капелла Марии Победоносной [26]
Изначально часовня была посвящена св. Магдалине и св. Вильяму, первому покровителю пекарей Барселоны. В 1855 г. каталонский архитектор Жозеф Ориоль Местрес создал настоящий алтарь, вдохновленный стилем итальянского Возрождения. Капелла состоит из большой триумфальной арки с двумя композитными колоннами, в нижней части с гротескными мотивами, датируемыми XVIII в.
28.
DSC_5863

Внутри триумфальной арки находились скульптурные изображения двух святых покровителей: Распятие Пресвятой Богородицы и Марии Победоносной. Над алтарем находилась скиния, где хранилась реликвия Святого Терния. В 1936 г. алтарь не пострадал, хотя реликвии Святого Терния и статуи были утеряны. В настоящее время в часовне установлены статуи, посвященные св. Джемме Гальгани, младенцу Иисусу из Праги и св. Рите Кашийской, а также Марии Победоносной под распятием.
29+. Здесь и далее знаком «+» отмечены фотографии, при клике на которые откроются старинные фотографии капелл, сделанные до 1936 г. Эти фотографии позаимствованы с официального сайта церкви.
DSC_5867

Капелла св. Панкратия [25]
Современный алтарь был спроектирован барселонским архитектором Юли Фоссасом-и-Мартинесом и открыт в 1919 г. Позже были добавлены две картины, изображающие крещение и мученичество св. Панкратия.
30.
DSC_5910

Статуя святого Панкратия была одной из немногих статуй в церкви, спасенных при пожаре 1936 г. Вместе со св. Панкратием в алтаре находятся статуи св. Луции и св. Антония Падуанского. Также в часовне установлена статуя Девы Марии Фатимы.
31+.
DSC_5899

Капелла черной Девы Монсерратской [24]
С 1807 г. часовня была посвящена барселонскому священнику св. Жозефу Ориолю. При пожаре 1936 г. алтарь был полностью уничтожен, ковчег с мощами святого исчез. Позже здесь была установлена беатификационная статуя Жозефа Ориоля, изготовленная каталонским скульптором Рамоном Амадеу. В 2012 г. в эту часовню был помещен алтарь Богородицы Монтсеррата.
32.
DSC_5913

В центре алтаря Дева Монтсеррата, левее — св. Жозеф Ориоль, правее — св. Людовик IX, король Франции. Здесь также поклоняются статуям св. Питера де Регаладо и св. Роха. На левой боковой стене картина, изображающая блаженную Марию Анхелу Асторч, прихожанку Санта-Мария дель Пи.
33+.
DSC_5917

Капелла священного сердца Иисуса [21]
Святое Сердце Иисуса Христа находится в этой часовне с конца XIX в. Алтарь в стиле нео-барокко с прекрасной статуей Святого Сердца, выполненный Микелем Кастелланом, сгорел во время пожара 1936 г.
34.
DSC_5933

Настоящий алтарь был спроектирован архитектором Жоакимом де Рос и де Рамис и выполнен каталонским скульптором Жозефом Мире. Кроме покровителя, по бокам алтаря находятся статуи св. Раймунда Нонната и св. Либория.
35+.
DSC_5937

Сегодня со свода свисают три сохранившиеся лампы.
36.
DSC_5944

Статуя Девы Марии Реглы.
37.
DSC_5943

Капелла св. Жозефа Ориоля [19]
Капелла была посвящена святому вскоре после его смерти 23 марта 1702 г. После пожара 1936 г. и до 2012 г., когда мощи святого Жозефа Ориоля были возвращены в могилу, часовня была посвящена Деве Монсерратской.
38.
DSC_5948

Сейчас здесь снова находится беатификационная статуя Жозефа Ориоля, изготовленная каталонским скульптором Рамоном Амадеу, созданная в 1806 г. Перед статуей небольшой реликварий с мощами святого. Его могила находится на полу возле левой стены часовни [20]. Справа на стене картина неизвестного художника XVIII в. «Причастие Богоматери».
39+.
DSC_5952

Капелла св. Хоакимы де Ведруна [18]
Одной из первых построенных в новой готической церкви часовен была эта, посвященная св. Иоанну Крестителю и св. Иоанну Богослову. Часовня двух святых Иоаннов была выбрана в качестве места погребения членов знатной семьи Торрес, которая жила на улице Пи. Насколько я понял, потомки семьи Торрес до сих пор владеют виноградниками, из продукции которых производятся одноименные вино и очень недурственный бренди.
40.
DSC_5962

На полу капеллы можно увидеть могилы начала XVII в. с захоронением Иерони и Бернарди де Торрес, со старым гербом с каждой стороны. Возможно, старые картины сосуществовали с этим алтарем до 1928 г., когда алтарь был заменен другим, посвященным Богородице Провидения. После разрушения в 1936 г. был создан новый алтарь, посвященный св. Хоакиме де Ведруна после ее канонизации в 1959 г. Она была тесно связана с Санта-Мария-дель-Пи, где принимала таинства крещения и бракосочетания. По бокам от покровителя находятся статуи св. Антония Мария Кларет и св. Франциска Ассизского.
41+.
DSC_5976

При создании поста были использованы материалы официального сайта церкви Санта-Мария-дель-Пи.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.