Сторона Эпистолы (Послания) — правая, или южная, сторона алтаря, с которой провозглашаются, в частности, чтения из Посланий. В этом посте будет рассказ о правой стороне (от главного портала) церкви, включая капеллы деамбулатория, находящиеся справа. Обход продолжается от центральной капеллы деамбулатория.
1.
Для облегчения ориентирования в соборе привожу план, отсканированный из буклета. В дальнейшем в квадратных скобках будет указываться номер по этому плану.
2.
Капелла архангела Гавриила и св. Елены [21]
Это часовня на оси собора, в центре деамбулатория. До 1932 г. была посвящена св. Христу Лепантскому.
3.
Существующий сегодня алтарь, ранее находившийся в клуатре, посвящен св. архангелу Гавриилу и объединяет 18 храмовых картин в храме на доске Луиса Борраса, который написал их между 1381 и 1390 гг. Темы картин: Голгофа; Благовещение; Видение св. Даниилом борьбы козла и ягненка; Появление Ангела на реке Хидекель; Сомнение св. Иосифа; Откровение Ангела св. Даниилу; Объявление Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя; Объявление пасторам; Уведомление об Ангеле Трех Королей; Молитва в оливковом саду; Вознесение; Вылет в Египет; Три Марии перед могилой; Объявление о передаче Богоматери; Рождество; Богоявление; Представление в храме; Успение и коронация Божией Матери. По бокам часовни висят два масла неизвестного автора XVIII в.: Увенчание терновым венцом и Молитва в оливковом саду. Скульптура перед алтарем, вероятно, изображает св. Елену.
4.
Капелла св. Иоанна Крестителя и св. Иосифа [22]
Это была часовня Гильдии плотников; их покровителем до XVII в. был св. Иоанн; после это покровителем плотников стал св. Иосиф.
5.
Ренессансный алтарь, посвященный св. Иоанну Крестителю, создан неизвестным автором после 1577 г. Центральная часть ретабло представляет собой раскрашенную резьбу по дереву; боковые крылья написал маслом Хуан Матес, изобразивший евангелистов. На алтаре имеются следующие изображения и рельефные сцены (перечислены сверху вниз и слева направо): Крещение Иисуса; Благовещение св. Захария о рождения св. Иоанна; Рождение св. Иоанна; св. Иоанн Креститель; Посещение Богородицы; проповедь святого Иоанна; Арест св. Иоанна; Заточение св. Иоанна; Пир Ирода; Усекновение главы Иоанна Крестителя; молитва Иисуса в саду; Бичевание Иисуса; св. Иосиф с младенцем; Увенчание терновым венцом; Путь Голгофы; св. Иосиф; св. Иоанн Креститель.
6.
Часовня Преображения Господня [23]
Также называется капеллой св. Бенедикта.
7.
Алтарь, одна из самых важных готических частей собора, был создан Барнетом Марторелем в 1445-1452 гг. по заказу епископа Симо Сальвадора.
8.
На левой стене находится аркосолий с захоронением епископа Понча де Гуальбы. Над саркофагом барельеф с изображением Голгофы, созданный художником Хайме Каскалсом. Перед аркосолием стоит статуя св. Бенедикта Нурсийского.
9.
Часовня Посещения [24]
В настоящее время часовня Посещения является часовней Константиновского ордена Святого Георгия, одного из старейших рыцарских орденов христианского мира. Делегация ордена в Каталонии предложила оплатить реставрацию часовни, а также скульптуру ее покровителя. Папа Иоанн Павел II подарил Константиновским рыцарям Каталонии Георгиевскую реликвию и полное снисхождение, которым верующие могут воспользоваться каждый год 23 апреля после торжественной мессы, на которой рыцари служат в святых чинах. В настоящее время и кардинал-архиепископ Барселоны, и декан собора, и несколько каноников принадлежат к этому ордену, увековечивая тысячелетнюю традицию и родовую связь Каталонии со святым покровителем христианского рыцарства.
10.
В 1466-1475 гг. каноник Надаль Гарсес заказал алтарь неизвестному автору. Получился триптих со сценой Посещения и портретами св. Луки Евангелиста и св. Себастиана мученика.
11.
Слева находится захоронение барселонского епископа XIII в. Беренгера де Палу, погребальный памятник которому, вероятно, был частью древнего романского собора. Флаг принадлежит Константиновскому ордену св. Георгия. Справа от алтаря современное захоронение епископа Педро Мартинеса Сан-Мартина, главы архиепархии в 1833-1840 гг.
12.
Капелла Богоматери Кармельской, св. Антония Великого и св. Франциска Ассизского [25]
Эта часовня принадлежала Гильдии перевозчиков на мулах.
13.
Барочный алтарь св. Антония Великого был сделан в 1712 году. Скульптурная работа принадлежит анонимному художнику, а раскрашивание и позолота была выполнена Хуаном Мокси. В алтаре можно увидеть следующие резные фигурки и рельефы: св. Доминика; св. Антония Великого; Богоматери Кармельской; св. Бенедикта; св. Франциска Ассизского; Чудо с ослом св. Антония Падуанского; Искушение св. Антония; Чудо св. Франциска Ассизского.
14.
Резная по дереву статуя Богоматери Кармельской.
15.
Ризница [26]
В ризнице находится сокровищница Кафедрального собора в Барселоне. В ее коллекции хранятся произведения искусства, заслуживающие внимания посетителей. Особенно стоит рассмотреть реликварий XV в., украшенный орденской цепью Золотого Руна, золоченое кресло арагонского короля Мартина I и ковчег для даров из золота и серебра (конец XIV в.), есть несколько картин XV в., в том числе «Скорбящая Матерь» Бартоломе Бермехо. Следует также отметить меч Педро Португальского, графа Барселоны, который считается одним из самых красивых мечей в мире. Мне попасть в Сокровищницу не удалось.
16.
Захоронение графа Рамона Беренгера I [27]
В 1046 г. граф Рамон Беренгер I и его жена Альмодис начали строительство нового кафедрального собора. Поэтому не удивительно, что внутри церкви на почетном месте устроено их захоронение.
17.
Правый трансепт [28]
В правом трансепте устроен проход в прекрасный готический клуатр собора. Но о клуатре будет отдельный пост.
18.
19.
20.
Капелла св. Пасиана Барселонского и св. Франциска Ксаверия [52]
Алтарь капеллы св. Пасиана — это барочная работа, вырезанная и собранная между 1688 и 1689 гг. каталонским скульптором Жуаном Роиг. Окрашивание и позолоту выполнил Жуан Мокси.
21.
В рельеф Тайной вечери в пределле (по гравюре Альбрехта Дюрера), художник включил образ св. Игнатия среди апостолов. Другие резные фигуры и рельефы изображают: св. Пасиано, Смерть св. Пасиано, Св. Матфея, Св. Винсента, Св. Бенедикта, Св. Феклу, Мученичество св. Феклы, Благовещение и Поклонение пастухов. Особо надо обратить внимание на фигуру лежащего св. Франциска Ксаверия (Андреу Сала, 1687).
22.
23. Скульптура Девы Марии Розария
Капелла девы Марии Пилар [53]
Барочный алтарь капеллы был создан неизвестным скульптором в XVII в. Слева от алтаря захоронение архиепископа Грегорио Модрего Касауса, выполненное скульптором Фредериком Маресом в 1972 г.
24.
Верхняя скульптура изображает св. Николая в епископском одеянии. Нижний ряд (слева направо): св. Фекла, Дева Мария Пилар и св. Варвара.
25.
Капелла апостола Павла и св. Гаэтано [54]
Авторство алтаря этой часовни в стиле позднего барокко некоторыми исследователями приписывается Доменеку Таларну (1902).
26.
Картины на алтаре этой часовни написал художник Франц Трамуллас и Роига. Скульптуры выполнены в 1769-1770 гг. скульптором и архитектором Карлесом Грау, а окрашивание и позолота принадлежат Франческу Пети. Титульный святой – св. Павел, его окружают св. Доминик де Гусман и св. Петр мученик. В пределле установлена небольшая статуя конца XIX в., изображающая св. Каэтано Тиенского.
27.
Капелла св. Раймунда де Пеньяфорта [55]
Капелла посвящена св. Раймунду де Пеньяфорту, члену доминиканского ордена и одному из самых почитаемых святых Барселоны.
28.
Под алтарем этой часовни находится скульптура лежащего св. Раймунда де Пеньяфорта, выбитая на каменной плите. Над алтарем многоцветный саркофаг, датируемый XIV в., из белого мрамора с рельефами сцен жизни святого. И саркофаг, и скульптура святого перенесены из старого доминиканского монастыря Санта-Каталина в Барселоне.
29.
Капелла св. Панкратия и св. Роха [56]
В часовне имеется замечательный полихромный барочный алтарь XVIII в. в стиле барокко. Авторство алтаря неизвестно.
30.
В верхней части алтаря скульптура св. Роха. Центральное место занимает статуя св. Панкратия. Обе скульптуры имеют небольшую художественную ценность. Вокруг изображения св. Панкратия статуэтки Учителей церкви. В пределле изображены св. Антоний Падуанский, св. Евлалия и св. Филип Нери.
31.
Капелла св. Жозепа Ориоля [57]
Слева от алтаря находится захоронение кардинала Сальвадора Касаньяса-и-Пагеса, главного вдохновителя канонизации Жозепа Ориоля из Барселоны, выполненное скульптором Жозепом Лимона.
32.
Довольно скромный алтарь часовни выполнен в стиле модерн. Единственно значимый объект в алтаре – скульптура св. Жозепа Ориоля.
33.
Капелла св. Антония Падуанского, свв. Космы и Дамиана [58]
Эта часовня находится рядом со старым залом капитула и первоначально была посвящена св. Кларе и св. Екатерине. Она была создана около 1436 г. мастером Бартоломью Гуалем и профинансирована Санчой Сименисом де Кабрерой, чтобы разместить в капелле свою могилу. Захоронение выполнил скульптор Пер Оллер, который также работал в хоре собора. Внутри аркосолия помещен саркофаг с двумя маленькими собачками, вылепленными у ног лежащей фигуры. На лицевой стороне изображены две группы фигур мужчин-плакальщиков, окружающих женскую фигуру с книгой в руке и с другими женщинами в молитве. Над гробом на стене имеется фреска с изображением Вознесения, написанная художником Луисом Далмау в 1438-1450 гг.
34.
Алтарь, посвященный свв. Косме и Дамиану, был начат Барнетом Марторелем. После его смерти в 1452 г. заказ продолжил ученик Микель Надаль, который завершил работы в 1455 г. На ретабло изображены сцены из жизни святых. Справа и слева от антепендиума изображены св. Аскилл и св. Себастьян.
35.
36. Статуя св. Антония Падуанского
Капелла св. Христа Лепантского, Святого Причастия и св. Олегария [59]
Зал Капитула был построен Арнау Баргуесом в 1407 г. с великолепным архитектурным решением прямоугольного плана, покрытым большим звездным крестообразным сводом. Замковый камень центрального свода часовни изображает Пятидесятницу и был сделан Жуаном Клаперосом в 1454 г.
37.
После строительства нового зала Капитула в клуатре собора, на старом месте в начале XV в. была создана капелла с кованой железной решеткой, посвященная св. Олегарию и св. Причастию. Они, а также св. Христос Лепантский — один из самых преданных образов собора и самого почитаемого поклонения Христа в Барселоне.
38.
Главный шедевр алтаря собора — деревянная скульптура Христа Лепантского (XV в.), некогда располагавшаяся на носу флагмана испанского флота в сражении с турками при Лепанто в 1571 г. Видимую невооружённым глазом кривизну статуя приобрела, защитив корабль от летящего снаряда. У подножия распятия стоит изображение скорбящей Девы Марии Долоросы, репродукция скульптуры Рамона Амадеу. Скульптура Христа Лепантского до 1932 г. почиталась в центральной часовне деамбулатория.
39.
После канонизации епископа Барселоны св. Олегария в 1676 г. было решено поместить его в собственный мавзолей. Над святилищем находится гроб в стиле барокко со стеклянной урной, позволяющей увидеть нетленное тело святого, созданный скульпторами Франческа Грау и Доменеком Ровира мл. Над саркофагом была установлена лежащая статуя епископа Олегария, которая была выполнена скульптором Пере Санглада в 1406 г.
40.
С обеих сторон алтаря находится вход в камарин, украшенный мрамором, резными дверями и кессонным потолком с панелями с картинами; в центре этого зала почитаются останки св. Руфо Авиньонского.
41.
В капеллу св. Олегария свободного прохода для туристов нет, так как она предназначена только для священнослужителей и для молитв верующих. Фотографировать изнутри капеллы запрещается, поэтому все кадры были сделаны извне часовни.
42.
Капелла Непорочного Зачатия [60]
Часовня была посвящена Непорочному Зачатию в 1848 г., когда она стала резиденцией Братства чистейших. На левой стене часовни находится каменный саркофаг, вырезанный в 1899 г., в котором захоронен епископ Барселоны Франческо Климент Сапера. Также в часовне захоронен композитор и органист Джоан Пау Пужоль.
43.
Изображение Непорочной Девы Марии, вырезанное из дерева и окрашенное, было изготовлено в 1603 г. скульптором Хуаном Массат. Однако при пожаре в 1936 г. оно было уничтожено, и сейчас мы можем увидеть только искусную копию. Дева Мария держит в руках ключи от города, врученные городским советом Барселоны в качестве благодарности за помощь в борьбе с чумой в 1651 г. Поэтому скульптура имеет второе название Дева Мария ключей. Использование в качестве оформления капеллы гобеленов встречается очень редко.
44.
Витраж в капелле по своей форме полностью идентичен витражу Noli me tangere в расположенном по другую сторону от входного портала баптистерии. Информации о дате изготовления и авторе я найти не смог.
45.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.