Археологический музей Стамбула. Часть 4. Новое здание

В новом здании стамбульского Археологического музея можно увидеть великое множество экспонатов. Сразу же вспоминается самый известный афоризм Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное». Так что практически любой пост об этом музее рассказывает только о том, что больше всего приглянулось его автору. Я, естественно, не исключение.

Дополнительное (новое) здание, примыкающее на юго-востоке к главному зданию Археологического музея, выглядит вполне привычно для больших музеев. В музее устроено несколько постоянных экспозиций: «Стамбул на века», «Анатолия и Троя на века» и «Окружающие культуры Анатолии: Кипр, Сирия-Палестина». В 1991 году к столетию со дня основания музей получил Музейную премию Европейского совета.
1. Фасад здания, как и многое другое, закрыт для осмотра по «стандартной» причине — ремонт. А заодно также оказались скрытыми примечательные порфировые саркофаги византийский императоров.
Fasad

Статуя Куроса из Тенея
Типичными произведениями архаической ионической скульптуры являются «кора» (стоящая девушка) и «курос» (стоящий юноша). Они были размещены на плоском прямоугольном основании, центральная часть которого была выдолблена для удобного размещения ступеней статуи. Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены так называемой архаической улыбкой.
2.
DSC_2325

Рельеф возницы
Создан из мрамора с острова Проконесос, найден при раскопках в Кизике, конец VI в. до н.э.
3.
DSC_2326

Мраморная погребальная плита из Тасоса
Эта мраморная погребальная стела изображает сцену симпосия. Покойный показан в центре стелы лежащим на диване. Его правая рука поднята, ожидая чашу с вином, которую наполняет молодой мальчик, стоящий с левой стороны. Перед мальчиком стоят большие диносы, наполненные вином. За покойным женщина сидит на вычурном стуле. Собака ниже дивана ест пищу, упавшую с дивана. Выше видно зеркало, пелту и коринфский шлем. Классический период, Тасос, 480-450 гг. до н.э.
4.
DSC_2328

Надгробные стелы и рельефы из Аттики (VI-V вв. до н.э.)
Школа скульптуры Аттики, организованная в Афинах, создала не только серьёзные монументальные стелы, но и относящиеся к популярному искусству. Серьезные стелы демонстрируют высокий уровень техники и мастерства. Фигуры вдохновлены современной самостоятельной скульптурой. Стелы из Аттики были найдены за пределами Афин, на Кикладах и в Самсуне, в Бига и Гелиболу. В этот период наряду с погребальными, священные стелы также производились в Афинах как вотивные предметы и как украшение для храмов. Эти предметы были украшены фигурами персонажей, известных из мифологии.
5.
DSC_2329

Экспозиция древнегреческой и древнеримской скульптуры
6.
DSC_2352

7.
pan342

Статуя Афины
Афина (Афина Паллада) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Афина с круглым шлемом на голове, задрапирована в безрукавный дорический пеплос. Ее бюст непропорционально мал относительно ее рук и ног. Лептис Магна, Триполитания, копия с оригинала конца V в. до нашей эры
8.
DSC_2330

Статуя Марсия, получившего наказание от Аполлона
Марсий — в древнегреческой мифологии сатир, пастух. Сын Олимпа. Марсий непрестанно упражнялся в игре на флейте и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьёй был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес вердикт в его пользу. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.
9.
DSC_2333

Статуя Океана
Океан — в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд. У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего. Эфес, II в. н.э.
10.
DSC_2334

Статуя Аполлона, играющего на кифаре
Аполлон предстает как мускулистый молодой человек. Тем не менее, женская чувственность, отображаемая здесь, вероятно, вызвана его чрезмерно подчеркнутыми бедрами. Его одеяние спадает ниже талии, обнажая внешние гениталии. Пальцы левой руки, должно быть, касались струн кифары, опирающейся на столп. В целом, изображение лица и тела является мирным и божественным. Кифара считалась инструментом Аполлона. От кифары в дальнейшем произошла гитара. Милет, термы Фаустины, римский период, II в. н.э., копия с оригинала скульптора Филиска из Родоса.
11.
DSC_2335

Голова поэтессы Сапфо
Сапфо — древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). Была включена в канонический список Девяти лириков Древней Греции. Вырезанное из мрамора, лицо овальное и мясистое. Глаза были тщательно прорисованы с глубоким разрезом. Губы крепкие, с бороздками. Смирна, римский период, II век н.э., копия оригинальной скульптуры эпохи эллинизма.
12.
DSC_2463

Статуя Корнелии Антонии, позирующей в роли богини Пудицитии (слева)
Антиохия Писидийская, Римский период, династия Антонинов, вторая половина II в. н.э.
Мраморная статуя Артемиды (справа). Митилини, Лесбос, копия со скульптуры IV в. до н.э.
13.
DSC_2342

Мраморная статуя Посейдона
Посейдон — в древнегреческой мифологии верховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Он изображен обнаженным, его мантия переброшена через левое плечо, обводя его левую руку. Правая нога поддерживается деревом, имеющим форму дельфина с рыбой в зубах. Библ, ранний римский период, I в. до н.э. — I в. н.э.
14.
DSC_2339

Статуя Александра Македонского
Александр Македонский — царь Македонии из династии Аргеадов, выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.
15.
Alessandro

Бюст Александра Македонского
Эта голова была обнаружена во время раскопок нижней агоры Пергамона; кажется, что она упала там из одного из зданий. Голова раскрывает все характерные черты скульптурных изображений Александра Македонского: опускание головы на плечо и ее небольшое обратное наклонение, пышная грива волос, поднимающаяся с середины лба, как у львиной гривы, и его опадение с обеих сторон в неровных завитках, круглые глаза с тяжелыми веками и густыми бровями, а также слегка открытый рот, который не совсем скрывает зубы. Глубоко нахмуренный лоб напоминает о тех огромных проблемах, с которыми он сталкивался, хотя и очень молод. Бюст характерен для пергамского искусства скульптуры во времена правления царя Эвмена II. Пергам, мрамор, эллинистический период, первая половина II в. до н.э.
16.
Alexander_portrait

Эроты, изображенные во время петушиного боя
Эроты — это коллектив крылатых богов, связанных с любовью и половым актом в греческой мифологии. Они являются частью свиты Афродиты. Эроты — это множественное число Эроса, который как единственное божество имеет более сложную мифологию. Мрамор, Тарсус, римский период, II в. н.э.
17.
DSC_2340

Бюст императора Августа
Черты лица и волосы отражают типичные характеристики римского императора Октавиана Августа. Пергам, мрамор, римский период, 27 г. до н.э.
18.
Augustus

Скульптура Диониса (на фото посередине)
Дионис (Вакхос, Бахус) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра.
19.
DSC_2353

Статуя Гермафродита
Нижняя часть тела (включая бедра и внешние гениталии) принадлежит юноше, а верхняя часть (пупок, грудь, заметные соски и форма головы и прическа) женственна. Идея меланхолии (общая для всех изображений Гермафродита) подчеркивается формой и рисунком рта. Пергам, III в. до н.э.
Статуя Кариатиды. Она по-прежнему сохраняет признаки окраски волос под блондинку. Это статуя в стиле архаики времен римского императора Августа. Левая рука поднята (дистальная часть теперь потеряна), как будто она намеревается нести груз архитрава (который был бы установлен на ее цилиндрическом головном уборе). Изящно вырезаны детали хитона и ее волосы. Мрамор, Траллы, ранний римский период, I в. до н.э.
Статуя Эфеба. Мрамор, Траллы, ранний римский период, I в. до н.э. — I в. н.э.
20.
DSC_2332

Статуя Асклепия — бога медицины и целительства. Мрамор, Кос, эллинистический период, II век до н.э. Копия скульптуры V века до н.э.
Статуя императора Нерона. Мрамор, Герменджик, римский имперский период, I в. до н.э. — I век н.э.
Бюст императора Марка Аврелия. Римский период, вторая половина II в. н.э.
21.
DSC_2337

Фрагмент могильной плиты в стиле Аттики
Скульптура стоящего атлета, держащего сосуд с ароматическим маслом и стригиль. Стригиль — в античности до изобретения мыла — серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи. Изготавливался из бронзы или другого металла. Для этого тело предварительно намазывалось маслом. Мрамор, Чаршикапы, поздний классический период, IV в. до н.э.
22.
DSC_2354

Фасад храма Афины из Ассоса
Храм, посвященный богине Афине, покровительнице Ареса, был построен в городе Ассос в 525 году до н.э. Это был первый и единственный храм в Анатолии периода Архаики, построенный в дорическом стиле. Целла имела размер 7,97×22.23 метра и была украшена шестью колоннами с каждого торца и тринадцатью колоннами вдоль длинной стены храма.
23.
pan337

24.
DSC_2351

Большое надгробие, принадлежащее к захоронению Олимпии (дочери Аполлониоса) и Клео (дочери Ликурии). Мрамор, Беязит, эллинистический период, II в. до н.э.
25.
pan338

Надгробие типа Аттики
Принадлежала Фрасону, сыну Никона. Мрамор, Беязит, эллинистический период, вторая половина IV в. до н.э.
26.
DSC_2362

Стела трубача из Первого легиона Аврелия Сароса. Византий, мрамор, I век до н.э.
27.
DSC_2365

Византийские захоронения греческого и римского периодов
28.
pan339

Передняя часть саркофага
Легенда гласит, что на первых двух рельефах изображены два человека по имени Руфус и Пейсон из Халкидона. В надписи из четвертого рельефа говорится, что одному из умерших было четырнадцать, а другому — четыре года. Два парусных судна здесь могут быть связаны с людьми, изображенными на правой части рельефа, III в. н.э.
29.
DSC_2366

Барельеф богини Ники
На этом рельефе богиня победы Ника держит ветку с датой. Этот мраморный рельеф, созданный в VI в. н.э., ранее украшал вход в ворота Балата.
30.
pan343

Погребальные стелы, изготовленные в Византийской мастерской, находили покупателей как в соседних районах, так и весьма удаленных от места производства. Стелы были найдены в районе залива Золотой Рог. Обращает на себя внимание идентичность сюжетов, изображающих симпосии.
31.
pan340

32.
DSC_2368

33.
DSC_2375

34.
DSC_2369

35.
DSC_2383

Надгробные стелы. Мрамор. Античный некрополь Византийского периода. Район Мевланкапы.
36.
DSC_2416

Битва богов, богинь и гигантами
Также называется «группой статуй Силахтарага». Остатки группы обнаружены во время раскопок фундамента здания на дороге между кварталами Эйюб и Алибейкой возле Золотого Рога. Было найдено множество священных статуй, поэтому вся структура, возможно, была священным местом. Сцена из фрагментов и останков статуй изображает битву между богами и богинями (божества были белого цвета) и гигантами (были вырезаны из черного камня). Удивительная особенность здесь заключается в том, что битва была изображена с использованием отдельно стоящих статуй для повторного события; другие битвы между божествами и гигантами (гигантомахии) были изображены на барельефах. Статуи божеств во II в. н.э. были привезены в Византию из Афродисии в грубой и незавершенной форме.
37.
pan341

38.
DSC_2380

Надгробие Хекатаиоса
Надпись гласит: «Хекатаиос, сын Хекатаиоса, хорошо прощайся, а кто тот, кто лежит под этой землей? О странник, это Гекатаиос, тезка своего отца, который еще не перерос его одежды эфеба, в чьем очаге лежала мудрость и восхищение прекрасной победой на конкурсах, это сладкое стремление к музам, он оставил свет на своем восемнадцатом году, и, как жаль, что жизнь человечества находится в руках жестокой Мойры!»
39.
DSC_2384

Детали строения реконструкции Стен Феодосия с надписью. Время императора Андроника III Палеолога (1328-1341). Мрамор, башня Edirnkapi.
40.
DSC_2385

Вычурные капители. На заднем плане фрагменты мраморных труб водопроводной системы Константинополя, IV в. н.э..
41.
DSC_2388

Архитектурная плита с рельефом Нереиды, мрамор, раскопки терм Зевксиппа, IV в. н.э.
42.
DSC_2390

Голова змеиной колонны
Змеиная колонна — античная бронзовая колонна на главной площади Стамбула Султанахмет. Является сохранившейся частью жертвенного треножника, созданного из оружия погибших в битве при Платеях персов во время греко-персидских войн. Изначально находилась в Дельфах, впоследствии перевезена императором Константином в новую столицу Римской империи Константинополь. Изначально восьмиметровую колонну увенчивали 3 головы змеи.
43.
DSC_2392

44.
DSC_2391

Фрагмент статуи Тритона
Статуя изготовлена в скульптурной мастерской в Византии из двуцветного мрамора; найдена при раскопках раскопок в траншеях здания суда в 1954 г.
Римский период, II в. н.э.
45.
DSC_2394

Рельеф Иконы Девы Марии в молении (в центре). Мрамор. Монастырь Георгия Победоносца. Раскопки в Гюльхане в 1921-22 гг., XI век.
46.
DSC_2396

Фрагменты строений Форума Феодосия из раскопок в районе Бизант. Константинополь, мрамор, 386-393 гг.
Фрагмент мемориальной колонны Феодосия I (внизу по центру). Это мраморный фрагмент мемориальной колонны в честь последнего императора Римской империи Феодосия I.
Капитель с надписью (слева). Надпись на этой мраморной капители гласит: «Пусть Бог Святых поможет Учителю Ираклию». VI в. н.э.
Бюст императора Аркадия. Мраморный бюст римского императора Флавия Аркадия создан в конца IV века. Голова была увенчана двумя рядами жемчуга, окружена полосой драгоценных камней и украшена камеей из жемчуга в центре. Лицо чистое и бритое, зрачки просверлены, а шея длинная и тонкая.
Статуэтка Орфея (справа).
47.
DSC_2398

Голова философа или отшельника (слева). Мрамор, IV-V вв.
Бюст молодого человека (по центру). Мрамор, III век.
Голова императора Тиберия (справа). Мрамор, I в.
48.
DSC_2399

Две фотографии находок церкви св. Полуэкта
Мраморный фрагмент византийской арки был частью антаблемента. Находка сделана при раскопках Сарачане (современный Стамбул) и датируется 524-527 годами н.э. Внутренняя часть арки архитрава была украшена рельефом павлина. Поверхность украшена листьями виноградной лозы. Надпись на греческом языке содержит часть стихотворения и гласит: «(Вы даже не знаете, сколько) домов, посвященных Богу, сделали ваши руки».
49.
DSC_2406

Мраморная капитель в форме корзины украшена выразительной пальметтой. Капитель относится к 524-527 гг. н.э. и найдена при раскопках Сарачане.
50.
DSC_2405

Находки, сделанные при раскопках в Лалели и Беязыте
Мраморный бюст женщины, изготовленный в конце II — начале III в. н.э. в мастерских Византии, мог быть частью коллекции произведений искусства, украшающих Ротонду. Найден при раскопках близлежащей мечети.
51.
DSC_2401

Статуя высокопоставленного чиновника. Голова, руки и ноги этой мраморной статуи потеряны. Персонаж был высокопоставленным чиновником, одетый в типичную одежду V века н.э.
Мозаика из мечети Календархане (церковь Богоматери Кириотиссы). VI-VII век.
52.
DSC_2400

Капитель колонны, украшенная бюстом апостола и фрагмент архитрава с бюстом святого, найденные при раскопках мечети Фетхие в начале XIV века.
53.
DSC_2412

Колонна с инкрустациями. Была отделана по всей поверхности колонны аметистом и зеленым стеклом. Мрамор. 524-527 гг. Раскопки в районе Сарачаны (османский мост через реку в Эдирне). Церковь св. Евфимии.
54.
DSC_2408

Фрагмент внешней облицовки храма из раскопок в районе Сарачаны. Первая половина VI века.
55.
DSC_2409

Капитель, найденная при раскопках в районе Влахерны.
56.
DSC_2410

Фрагмент отделки церкви из монастыря Константина Липса. Константинополь, мрамор, IX-X вв.
57.
DSC_2411

Вид на городские стены и монументальные здания вместе с цепью, которая закрывала вход в залив Золотой Рог в XV в. Картина 1994 года основана на гравюре Хартманна Шеделя 1493 года, созданной на основе оригинала византийского периода.
58.
DSC_2417

А вот и фрагмент той самой знаменитой цепи.
59.
Chain

В районе современной Галатской башни были найдены многочисленные настенные плиты периода христианства.

Плита с надписью и гербом
Надпись на плите гласит: «Император императоров, который правит императорами». Арабская мечеть в Галате.
60.
DSC_2419

Плита с Девой Марией и двумя святыми Мраморный рельеф Девы Марии и святых с городской стены, найденный в районе Шишаны (Стамбул), вероятно, сделанный подеста Спинола, 1442 г.
61.
DSC_2421

Надпись на стене с гербом
Надпись на мраморной плите гласит: «Достойный и благородный человек, мастер Николаус Антониус Спинола построил это (этот камень) для башни через несколько дней во время своего срока, как подеста для Римской империи. Девятнадцатый день мая 1442 года». Арабская мечеть в Галате, 1442 г.
62.
DSC_2422

Плита с надписью и гербом
Надпись на мраморной плите гласит: «Эта башня была закончена в 1443 году достойным администратором Борвелисом де Гримальди». Арабская мечеть в Галате, 1443 г.
63.
DSC_2424

Надпись с гербом
Надпись первой башни с запада от башни Галата сделана 25 марта 1387 года. На плите изображен Архангел Михаил, окруженный гербами Генуи и подеста Д’Аурия. Окрестности башни Галата, 1387 г.
64.
DSC_2426

Надпись с гербом
Мраморная плита с надписью от 1 апреля 1452 года со стен, окружавших башню Галата с гербом Папы Римского (вверху), гербами Кампофрегозо, Генуя и Ломеллини (внизу слева направо)
65.
DSC_2428

Зал с находками, сделанными при раскопках Трои
66.
DSC_2434

Мраморный рельеф с изображением бога Рек. Один из речных богов, охранявших Трою. Находка, сделанная при раскопках Генриха Шлимана в Мендересе, романский период, I-II вв. до н.э.
67.
DSC_2432

Подземные гробницы Пальмиры
Подземные гробницы, наряду с башнями и гробницами в домах, составляют важную часть монументальных погребений богатого класса Пальмиры в I и II вв. н.э. Подземные галереи имели в большинстве случаев Т-образную или крестообразную форму. После захоронения, соответствующее место запечатывалось скульптурным портретом покойного. Над входом гипогеума часто размещалась посвятительная надпись, в которой указывались имена персонажей, для которых было устроено захоронение. Пальмира, римский период, I-III в. н.э.
68.
DSC_2435

69.
DSC_2436

70.
DSC_2439

Глазурованные саркофаги из Ниппура
Меньший саркофаг слева принадлежал ребенку. Запеченная и глазурованная глина. Парфянское царство, I в. до н.э. — I в. н.э. Ниппур, Южная Месопотамия,
71.
DSC_2442

Элементы конструкций открытой цистерны в пригороде Константинополя Хебдомон. Мрамор, V-VI век.
72.
pan344

Элементы архитектурных украшений. Ашшур, Парфянское государство, I в. до н.э. — I в. н.э.
73.
DSC_2441

Археологические находки, сделанные на Кипре
74.
pan345

75.
DSC_2445

76.
DSC_2456

Храмовые мальчики с Кипра
Термин «храмовый мальчик» используется для фигур, как правило вырезанных из известняка или терракоты. Эти скульптуры изображают мальчиков возрастом около двух лет, обычно сидящих, с одной согнутой ногой, обнаженных или в короткой тунике, которая позволяет видеть гениталии. Храмовые мальчики были найдены главным образом в святилищах на восточном Кипре, а также в святилищах Аполлона в Курионе. Статуетки датируются V-III вв. до н.э.
77.
pan347

Цилиндрическая стела из известняка. Кипр, римский период.
78.
DSC_2451

Археологические находки, сделанные в святилищах на территории Палестины
Находки сделаны при раскопках храма Юпитера в Гелиополе, IV в. до н.э. — XII в. н.э.
79.
DSC_2446

80.
DSC_2449

Не сфотографировал описание, но, похоже, что это вотивные предметы из древних храмов.
81.
DSC_2457

One thought on “Археологический музей Стамбула. Часть 4. Новое здание

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.