В новом здании стамбульского Археологического музея можно увидеть великое множество экспонатов. Сразу же вспоминается самый известный афоризм Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное». Так что практически любой пост об этом музее рассказывает только о том, что больше всего приглянулось его автору. Я, естественно, не исключение.
Дополнительное (новое) здание, примыкающее на юго-востоке к главному зданию Археологического музея, выглядит вполне привычно для больших музеев. В музее устроено несколько постоянных экспозиций: «Стамбул на века», «Анатолия и Троя на века» и «Окружающие культуры Анатолии: Кипр, Сирия-Палестина». В 1991 году к столетию со дня основания музей получил Музейную премию Европейского совета.
1. Фасад здания, как и многое другое, закрыт для осмотра по «стандартной» причине — ремонт. А заодно также оказались скрытыми примечательные порфировые саркофаги византийский императоров.
Статуя Куроса из Тенея
Типичными произведениями архаической ионической скульптуры являются «кора» (стоящая девушка) и «курос» (стоящий юноша). Они были размещены на плоском прямоугольном основании, центральная часть которого была выдолблена для удобного размещения ступеней статуи. Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены так называемой архаической улыбкой.
2.
Рельеф возницы
Создан из мрамора с острова Проконесос, найден при раскопках в Кизике, конец VI в. до н.э.
3.
Мраморная погребальная плита из Тасоса
Эта мраморная погребальная стела изображает сцену симпосия. Покойный показан в центре стелы лежащим на диване. Его правая рука поднята, ожидая чашу с вином, которую наполняет молодой мальчик, стоящий с левой стороны. Перед мальчиком стоят большие диносы, наполненные вином. За покойным женщина сидит на вычурном стуле. Собака ниже дивана ест пищу, упавшую с дивана. Выше видно зеркало, пелту и коринфский шлем. Классический период, Тасос, 480-450 гг. до н.э.
4.
Надгробные стелы и рельефы из Аттики (VI-V вв. до н.э.)
Школа скульптуры Аттики, организованная в Афинах, создала не только серьёзные монументальные стелы, но и относящиеся к популярному искусству. Серьезные стелы демонстрируют высокий уровень техники и мастерства. Фигуры вдохновлены современной самостоятельной скульптурой. Стелы из Аттики были найдены за пределами Афин, на Кикладах и в Самсуне, в Бига и Гелиболу. В этот период наряду с погребальными, священные стелы также производились в Афинах как вотивные предметы и как украшение для храмов. Эти предметы были украшены фигурами персонажей, известных из мифологии.
5.
Экспозиция древнегреческой и древнеримской скульптуры
6.
7.
Статуя Афины
Афина (Афина Паллада) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Афина с круглым шлемом на голове, задрапирована в безрукавный дорический пеплос. Ее бюст непропорционально мал относительно ее рук и ног. Лептис Магна, Триполитания, копия с оригинала конца V в. до нашей эры
8.
Статуя Марсия, получившего наказание от Аполлона
Марсий — в древнегреческой мифологии сатир, пастух. Сын Олимпа. Марсий непрестанно упражнялся в игре на флейте и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьёй был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес вердикт в его пользу. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.
9.
Статуя Океана
Океан — в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд. У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего. Эфес, II в. н.э.
10.
Статуя Аполлона, играющего на кифаре
Аполлон предстает как мускулистый молодой человек. Тем не менее, женская чувственность, отображаемая здесь, вероятно, вызвана его чрезмерно подчеркнутыми бедрами. Его одеяние спадает ниже талии, обнажая внешние гениталии. Пальцы левой руки, должно быть, касались струн кифары, опирающейся на столп. В целом, изображение лица и тела является мирным и божественным. Кифара считалась инструментом Аполлона. От кифары в дальнейшем произошла гитара. Милет, термы Фаустины, римский период, II в. н.э., копия с оригинала скульптора Филиска из Родоса.
11.
Голова поэтессы Сапфо
Сапфо — древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). Была включена в канонический список Девяти лириков Древней Греции. Вырезанное из мрамора, лицо овальное и мясистое. Глаза были тщательно прорисованы с глубоким разрезом. Губы крепкие, с бороздками. Смирна, римский период, II век н.э., копия оригинальной скульптуры эпохи эллинизма.
12.
Статуя Корнелии Антонии, позирующей в роли богини Пудицитии (слева)
Антиохия Писидийская, Римский период, династия Антонинов, вторая половина II в. н.э.
Мраморная статуя Артемиды (справа). Митилини, Лесбос, копия со скульптуры IV в. до н.э.
13.
Мраморная статуя Посейдона
Посейдон — в древнегреческой мифологии верховный морской бог, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Он изображен обнаженным, его мантия переброшена через левое плечо, обводя его левую руку. Правая нога поддерживается деревом, имеющим форму дельфина с рыбой в зубах. Библ, ранний римский период, I в. до н.э. — I в. н.э.
14.
Статуя Александра Македонского
Александр Македонский — царь Македонии из династии Аргеадов, выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.
15.
Бюст Александра Македонского
Эта голова была обнаружена во время раскопок нижней агоры Пергамона; кажется, что она упала там из одного из зданий. Голова раскрывает все характерные черты скульптурных изображений Александра Македонского: опускание головы на плечо и ее небольшое обратное наклонение, пышная грива волос, поднимающаяся с середины лба, как у львиной гривы, и его опадение с обеих сторон в неровных завитках, круглые глаза с тяжелыми веками и густыми бровями, а также слегка открытый рот, который не совсем скрывает зубы. Глубоко нахмуренный лоб напоминает о тех огромных проблемах, с которыми он сталкивался, хотя и очень молод. Бюст характерен для пергамского искусства скульптуры во времена правления царя Эвмена II. Пергам, мрамор, эллинистический период, первая половина II в. до н.э.
16.
Эроты, изображенные во время петушиного боя
Эроты — это коллектив крылатых богов, связанных с любовью и половым актом в греческой мифологии. Они являются частью свиты Афродиты. Эроты — это множественное число Эроса, который как единственное божество имеет более сложную мифологию. Мрамор, Тарсус, римский период, II в. н.э.
17.
Бюст императора Августа
Черты лица и волосы отражают типичные характеристики римского императора Октавиана Августа. Пергам, мрамор, римский период, 27 г. до н.э.
18.
Скульптура Диониса (на фото посередине)
Дионис (Вакхос, Бахус) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра.
19.
Статуя Гермафродита
Нижняя часть тела (включая бедра и внешние гениталии) принадлежит юноше, а верхняя часть (пупок, грудь, заметные соски и форма головы и прическа) женственна. Идея меланхолии (общая для всех изображений Гермафродита) подчеркивается формой и рисунком рта. Пергам, III в. до н.э.
Статуя Кариатиды. Она по-прежнему сохраняет признаки окраски волос под блондинку. Это статуя в стиле архаики времен римского императора Августа. Левая рука поднята (дистальная часть теперь потеряна), как будто она намеревается нести груз архитрава (который был бы установлен на ее цилиндрическом головном уборе). Изящно вырезаны детали хитона и ее волосы. Мрамор, Траллы, ранний римский период, I в. до н.э.
Статуя Эфеба. Мрамор, Траллы, ранний римский период, I в. до н.э. — I в. н.э.
20.
Статуя Асклепия — бога медицины и целительства. Мрамор, Кос, эллинистический период, II век до н.э. Копия скульптуры V века до н.э.
Статуя императора Нерона. Мрамор, Герменджик, римский имперский период, I в. до н.э. — I век н.э.
Бюст императора Марка Аврелия. Римский период, вторая половина II в. н.э.
21.
Фрагмент могильной плиты в стиле Аттики
Скульптура стоящего атлета, держащего сосуд с ароматическим маслом и стригиль. Стригиль — в античности до изобретения мыла — серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи. Изготавливался из бронзы или другого металла. Для этого тело предварительно намазывалось маслом. Мрамор, Чаршикапы, поздний классический период, IV в. до н.э.
22.
Фасад храма Афины из Ассоса
Храм, посвященный богине Афине, покровительнице Ареса, был построен в городе Ассос в 525 году до н.э. Это был первый и единственный храм в Анатолии периода Архаики, построенный в дорическом стиле. Целла имела размер 7,97×22.23 метра и была украшена шестью колоннами с каждого торца и тринадцатью колоннами вдоль длинной стены храма.
23.
24.
Большое надгробие, принадлежащее к захоронению Олимпии (дочери Аполлониоса) и Клео (дочери Ликурии). Мрамор, Беязит, эллинистический период, II в. до н.э.
25.
Надгробие типа Аттики
Принадлежала Фрасону, сыну Никона. Мрамор, Беязит, эллинистический период, вторая половина IV в. до н.э.
26.
Стела трубача из Первого легиона Аврелия Сароса. Византий, мрамор, I век до н.э.
27.
Византийские захоронения греческого и римского периодов
28.
Передняя часть саркофага
Легенда гласит, что на первых двух рельефах изображены два человека по имени Руфус и Пейсон из Халкидона. В надписи из четвертого рельефа говорится, что одному из умерших было четырнадцать, а другому — четыре года. Два парусных судна здесь могут быть связаны с людьми, изображенными на правой части рельефа, III в. н.э.
29.
Барельеф богини Ники
На этом рельефе богиня победы Ника держит ветку с датой. Этот мраморный рельеф, созданный в VI в. н.э., ранее украшал вход в ворота Балата.
30.
Погребальные стелы, изготовленные в Византийской мастерской, находили покупателей как в соседних районах, так и весьма удаленных от места производства. Стелы были найдены в районе залива Золотой Рог. Обращает на себя внимание идентичность сюжетов, изображающих симпосии.
31.
32.
33.
34.
35.
Надгробные стелы. Мрамор. Античный некрополь Византийского периода. Район Мевланкапы.
36.
Битва богов, богинь и гигантами
Также называется «группой статуй Силахтарага». Остатки группы обнаружены во время раскопок фундамента здания на дороге между кварталами Эйюб и Алибейкой возле Золотого Рога. Было найдено множество священных статуй, поэтому вся структура, возможно, была священным местом. Сцена из фрагментов и останков статуй изображает битву между богами и богинями (божества были белого цвета) и гигантами (были вырезаны из черного камня). Удивительная особенность здесь заключается в том, что битва была изображена с использованием отдельно стоящих статуй для повторного события; другие битвы между божествами и гигантами (гигантомахии) были изображены на барельефах. Статуи божеств во II в. н.э. были привезены в Византию из Афродисии в грубой и незавершенной форме.
37.
38.
Надгробие Хекатаиоса
Надпись гласит: «Хекатаиос, сын Хекатаиоса, хорошо прощайся, а кто тот, кто лежит под этой землей? О странник, это Гекатаиос, тезка своего отца, который еще не перерос его одежды эфеба, в чьем очаге лежала мудрость и восхищение прекрасной победой на конкурсах, это сладкое стремление к музам, он оставил свет на своем восемнадцатом году, и, как жаль, что жизнь человечества находится в руках жестокой Мойры!»
39.
Детали строения реконструкции Стен Феодосия с надписью. Время императора Андроника III Палеолога (1328-1341). Мрамор, башня Edirnkapi.
40.
Вычурные капители. На заднем плане фрагменты мраморных труб водопроводной системы Константинополя, IV в. н.э..
41.
Архитектурная плита с рельефом Нереиды, мрамор, раскопки терм Зевксиппа, IV в. н.э.
42.
Голова змеиной колонны
Змеиная колонна — античная бронзовая колонна на главной площади Стамбула Султанахмет. Является сохранившейся частью жертвенного треножника, созданного из оружия погибших в битве при Платеях персов во время греко-персидских войн. Изначально находилась в Дельфах, впоследствии перевезена императором Константином в новую столицу Римской империи Константинополь. Изначально восьмиметровую колонну увенчивали 3 головы змеи.
43.
44.
Фрагмент статуи Тритона
Статуя изготовлена в скульптурной мастерской в Византии из двуцветного мрамора; найдена при раскопках раскопок в траншеях здания суда в 1954 г.
Римский период, II в. н.э.
45.
Рельеф Иконы Девы Марии в молении (в центре). Мрамор. Монастырь Георгия Победоносца. Раскопки в Гюльхане в 1921-22 гг., XI век.
46.
Фрагменты строений Форума Феодосия из раскопок в районе Бизант. Константинополь, мрамор, 386-393 гг.
Фрагмент мемориальной колонны Феодосия I (внизу по центру). Это мраморный фрагмент мемориальной колонны в честь последнего императора Римской империи Феодосия I.
Капитель с надписью (слева). Надпись на этой мраморной капители гласит: «Пусть Бог Святых поможет Учителю Ираклию». VI в. н.э.
Бюст императора Аркадия. Мраморный бюст римского императора Флавия Аркадия создан в конца IV века. Голова была увенчана двумя рядами жемчуга, окружена полосой драгоценных камней и украшена камеей из жемчуга в центре. Лицо чистое и бритое, зрачки просверлены, а шея длинная и тонкая.
Статуэтка Орфея (справа).
47.
Голова философа или отшельника (слева). Мрамор, IV-V вв.
Бюст молодого человека (по центру). Мрамор, III век.
Голова императора Тиберия (справа). Мрамор, I в.
48.
Две фотографии находок церкви св. Полуэкта
Мраморный фрагмент византийской арки был частью антаблемента. Находка сделана при раскопках Сарачане (современный Стамбул) и датируется 524-527 годами н.э. Внутренняя часть арки архитрава была украшена рельефом павлина. Поверхность украшена листьями виноградной лозы. Надпись на греческом языке содержит часть стихотворения и гласит: «(Вы даже не знаете, сколько) домов, посвященных Богу, сделали ваши руки».
49.
Мраморная капитель в форме корзины украшена выразительной пальметтой. Капитель относится к 524-527 гг. н.э. и найдена при раскопках Сарачане.
50.
Находки, сделанные при раскопках в Лалели и Беязыте
Мраморный бюст женщины, изготовленный в конце II — начале III в. н.э. в мастерских Византии, мог быть частью коллекции произведений искусства, украшающих Ротонду. Найден при раскопках близлежащей мечети.
51.
Статуя высокопоставленного чиновника. Голова, руки и ноги этой мраморной статуи потеряны. Персонаж был высокопоставленным чиновником, одетый в типичную одежду V века н.э.
Мозаика из мечети Календархане (церковь Богоматери Кириотиссы). VI-VII век.
52.
Капитель колонны, украшенная бюстом апостола и фрагмент архитрава с бюстом святого, найденные при раскопках мечети Фетхие в начале XIV века.
53.
Колонна с инкрустациями. Была отделана по всей поверхности колонны аметистом и зеленым стеклом. Мрамор. 524-527 гг. Раскопки в районе Сарачаны (османский мост через реку в Эдирне). Церковь св. Евфимии.
54.
Фрагмент внешней облицовки храма из раскопок в районе Сарачаны. Первая половина VI века.
55.
Капитель, найденная при раскопках в районе Влахерны.
56.
Фрагмент отделки церкви из монастыря Константина Липса. Константинополь, мрамор, IX-X вв.
57.
Вид на городские стены и монументальные здания вместе с цепью, которая закрывала вход в залив Золотой Рог в XV в. Картина 1994 года основана на гравюре Хартманна Шеделя 1493 года, созданной на основе оригинала византийского периода.
58.
А вот и фрагмент той самой знаменитой цепи.
59.
В районе современной Галатской башни были найдены многочисленные настенные плиты периода христианства.
Плита с надписью и гербом
Надпись на плите гласит: «Император императоров, который правит императорами». Арабская мечеть в Галате.
60.
Плита с Девой Марией и двумя святыми Мраморный рельеф Девы Марии и святых с городской стены, найденный в районе Шишаны (Стамбул), вероятно, сделанный подеста Спинола, 1442 г.
61.
Надпись на стене с гербом
Надпись на мраморной плите гласит: «Достойный и благородный человек, мастер Николаус Антониус Спинола построил это (этот камень) для башни через несколько дней во время своего срока, как подеста для Римской империи. Девятнадцатый день мая 1442 года». Арабская мечеть в Галате, 1442 г.
62.
Плита с надписью и гербом
Надпись на мраморной плите гласит: «Эта башня была закончена в 1443 году достойным администратором Борвелисом де Гримальди». Арабская мечеть в Галате, 1443 г.
63.
Надпись с гербом
Надпись первой башни с запада от башни Галата сделана 25 марта 1387 года. На плите изображен Архангел Михаил, окруженный гербами Генуи и подеста Д’Аурия. Окрестности башни Галата, 1387 г.
64.
Надпись с гербом
Мраморная плита с надписью от 1 апреля 1452 года со стен, окружавших башню Галата с гербом Папы Римского (вверху), гербами Кампофрегозо, Генуя и Ломеллини (внизу слева направо)
65.
Зал с находками, сделанными при раскопках Трои
66.
Мраморный рельеф с изображением бога Рек. Один из речных богов, охранявших Трою. Находка, сделанная при раскопках Генриха Шлимана в Мендересе, романский период, I-II вв. до н.э.
67.
Подземные гробницы Пальмиры
Подземные гробницы, наряду с башнями и гробницами в домах, составляют важную часть монументальных погребений богатого класса Пальмиры в I и II вв. н.э. Подземные галереи имели в большинстве случаев Т-образную или крестообразную форму. После захоронения, соответствующее место запечатывалось скульптурным портретом покойного. Над входом гипогеума часто размещалась посвятительная надпись, в которой указывались имена персонажей, для которых было устроено захоронение. Пальмира, римский период, I-III в. н.э.
68.
69.
70.
Глазурованные саркофаги из Ниппура
Меньший саркофаг слева принадлежал ребенку. Запеченная и глазурованная глина. Парфянское царство, I в. до н.э. — I в. н.э. Ниппур, Южная Месопотамия,
71.
Элементы конструкций открытой цистерны в пригороде Константинополя Хебдомон. Мрамор, V-VI век.
72.
Элементы архитектурных украшений. Ашшур, Парфянское государство, I в. до н.э. — I в. н.э.
73.
Археологические находки, сделанные на Кипре
74.
75.
76.
Храмовые мальчики с Кипра
Термин «храмовый мальчик» используется для фигур, как правило вырезанных из известняка или терракоты. Эти скульптуры изображают мальчиков возрастом около двух лет, обычно сидящих, с одной согнутой ногой, обнаженных или в короткой тунике, которая позволяет видеть гениталии. Храмовые мальчики были найдены главным образом в святилищах на восточном Кипре, а также в святилищах Аполлона в Курионе. Статуетки датируются V-III вв. до н.э.
77.
Цилиндрическая стела из известняка. Кипр, римский период.
78.
Археологические находки, сделанные в святилищах на территории Палестины
Находки сделаны при раскопках храма Юпитера в Гелиополе, IV в. до н.э. — XII в. н.э.
79.
80.
Не сфотографировал описание, но, похоже, что это вотивные предметы из древних храмов.
81.
Ludmila Sultanova says:
Спасибо! Интереснейшая информация, прекрасно иллюстрированная.