Парк Гюльхане — один из старейших парков Стамбула, лежащий на полого спускающихся к морскому берегу склонах, ранее составлял внешнюю часть дворцовых садов дворца Топкапы. В эпоху Османской империи здесь выращивали прекрасные розы (от турецкого гюльхане — двор роз — и произошло название всего парка). Впрочем, и сегодня на территории парка высажено около 80 тысяч розовых кустов.
В XX веке часть садов была перепланирована в парк по решении муниципалитета и открыта для публики в 1912 году. Раньше в парке находились зоны отдыха, кофейни, игровые площадки, здесь также проводились ярмарки. Позже здесь открыли небольшой зоопарк. После реставрации в 2001-2003 гг. парк претерпел множество изменений: площадки для пикников и зоопарк были убраны, а ярмарки прекращены, что сразу освободило много места. Большой бассейн был отремонтирован в современном стиле. На территории установлено более 300 новых садовых скамеек, восстановлены террасы и пешеходные мостики.
1.
Южным входом в парк служат одни из самых больших ворот дворца.
2.
Павильон Алай
Павильон Алай стоит в самой крайней западной точке дворцовой стены Сур-ы Султани, ранее бывшей стеной дворцового комплекса Топкапы, а сегодня частично отграничивающей парк от старого города.
3.
Первый павильон на этом месте построен в начале XVI в. и своей конструкцией и размерами напоминал нынешний, построенный при султане Махмуде II в 1819 г., правда, он был круглым, а не многоугольным. Из павильона, занимающего господствующее положение над улицей, открывается великолепный вид во все стороны.
4.
Судя по названию (алай — шествие, парад), павильон изначально предназначался для наблюдения за праздничными шествиями и парадами. Хотя многими султанами он использовался по-разному: некоторые встречались здесь со своей свитой перед еженедельным полуденным посещением мечети в пятницу для прослушивания хутбы, а, например, Мурад IV с похмелья частенько использовал его для тренировок в стрельбе из аркебузы по зазевавшимся прохожим. Тот же Мурад IV в 1636 г. устроил перед павильоном смотр всех ремесленных корпораций и цехов Стамбула. Практика проведения подобных ежегодных смотров перед павильоном Алай продолжалась до 1769 года.
5.
Напротив входных ворот устроен забавный фонтан в виде книги, выполненной из гранита. Струи воды периодически как бы «перелистывают» страницы книги.
6.
7.
В 1926 году в парке Гюльхане была установлена первая статуя Ататюрка в Турции, изготовленная австрийским скульптором Генрихом Криппелем.
8.
С южной оконечности парка виден Музей древнего востока, входящего в состав Археологического музея Стамбула.
9.
Готская колонна
Рядом с северо-восточным входом стоит древнейший памятник римской эпохи в Стамбуле, сохранившийся невредимым до наших дней, — римская триумфальная колонна III-IV вв., называемая Колонной готов. Название колонны из проконесского мрамора высотой 18,5 метров, увенчанной капителью коринфского ордера, происходит от латинской надписи на её основании, в которой увековечена победа римлян над готами: «С победой над готами фортуна вернулась к нам».
10.
Скорее всего, колонна была возведена в честь побед либо Клавдия II Готского, либо Константина Великого; оба императора отметились победами над готскими племенами. По некоторым данным, колонна гораздо старше предполагаемой даты создания и была воздвигнута ещё греками рядом с алтарем Афины в честь победы над фракийскими племенами, которые пытались препятствовать основанию города.
11.
Музей исламской науки и техники
В западной оконечности парка в бывших конюшнях дворца Топкапы располагается Стамбульский музей исламской науки и техники, открытый в мае 2008 года турецким премьер-министром Эрдоганом. В музее представлены более 140 копий изобретений периода VIII-XVI веков в области астрономии, географии, химии, геодезии, оптики, медицины, физики и военного дела. Перед входом в музей установлен огромный глобус — реконструкция одного из величайших достижений арабской средневековой космологии. В IX веке точно такой же глобус был создан по указанию просвещённого халифа Абу аль-Аббас аль-Мамуна, основавшего в Багдаде исламскую академию Бейт ал-Хикма с богатейшей библиотекой.
12.
Мусульманские ученые в Средние века внесли немалый вклад в развитие мировой науки. Арабские химики первыми овладели искусством смешивания красящих веществ, получили азотную и серную кислоту, нитроглицерин и калий, нашатырный спирт, аммиачную соль и многое другое. Именно мусульмане заложили основы арифметики и алгебры, аналитической геометрии и сферической тригонометрии. Здесь я постараюсь описать некоторые экспонаты, вызвавшие у меня определенный технический интерес.
13. Необычное изображение основных достопримечательностей Стамбула
Военное дело
В музее экспонируется множество самых совершенных для своего времени военных метательных машин — баллист и камнемётов.
14. Станковый арбалет с воротом XI века. Боеприпас для такого арбалета называется болтом.
15. Большой крепостной тройной арбалет был популярен на Востоке уже в XII веке.
16. Осадная машина с противовесом, стреляющая огромными болтами (справа).
17. Арбалет на основе требушета с противовесом. Этот тип катапульты стрелял двумя типа боеприпасов: он метал как ракеты, так и большие стрелы. Орудие было разработано в XII веке.
Простые коромысловые тяговые требушеты с противовесом (манджаники). Являются развитием более простых патерелл. У простых требушетов тяжёлый противовес закреплён на рычаге и движется, соответственно, по дуге (справа). У более технически совершенных машин груз подвешен на рычагах (барабане) и падает вертикально вниз, более эффективно передавая снаряду гравитационную потенциальную энергию (слева).
18.
Мощные требушеты, способные разбивать стены городов, появились, судя по всему, в Византии, откуда были переняты западными европейцами и арабами. В них сначала помимо, а затем и вместо многочисленной обслуги, дёргающей за верёвки, стал использоваться многотонный груз-противовес, что позволило существенно увеличить дальнобойность и массу метаемых снарядов, приведя к качественному скачку в боевой эффективности новых метательных машин.
19.
20.
Металлическая конструкция — бронированная машина с тараном, используемая для разрушения укрепленных ворот при осаде крепостей. Макет воссоздан по иллюстрациям и описанию, найденным в арабской рукописи XIV в. Прародитель боевых бронированных машин.
21.
Медицина
Использовав труд Галена и Гиппократа, арабские ученые развили медицину, изучили лечебные свойства ряда минералов и растений. Великий андалузийский ботаник и фармацевт Ибн-аль-Байтар дал описание более 2600 лекарств и лекарственных и других растений в алфавитном порядке, в том числе около 300 новых. Медицинские знания арабов были сведены в одно целое хирургом госпиталя в Багдаде Мухаммедом ар-Рази и Ибн Синой, произведение которого «Канон врачебной науки» стало настольной книгой западноевропейских врачей XII-XVII веков. Арабская офтальмология имела близкое к современному представление о строении глаза. Ряд открытий с фармакологической химией сделал алхимик Джабир ибн Хайян.
Коллекция копий разнообразных медицинских инструментов IX-XIV вв., используемых при различных манипуляциях, в том числе при проведении хирургических операций.
22. Различные медицинские инструменты IX в. из Фустата
23. Инструменты гинеколога
24. Инструменты невролога и уролога
25. Инструменты хирурга
26. Инструменты ЛОР-врача и стоматолога
27. Инструменты офтальмолога
Устройство для измерения количества крови после сдачи, описанное около 1206 г. механиком-изобретателем, математиком и астрономом исламского возрождения аль-Джазари в его трактате «Книга знаний об остроумных механических устройствах», где он описал конструкцию около 50 механизмов, в том числе часов, кодовых замков и роботов.
28.
Астрономия и география
Арабы издавна ориентировались по звёздам в своих длительных походах через пустыню, но Ислам поднял астрономию на новую высоту. Предписание, чтобы мусульманин молился лицом к Мекке, потребовало точных знаний о размерах и форме планеты Земля. Имея представление о шарообразности земли, арабы в 827 году в Сирийской пустыне измерили дугу меридиана для определения размеров земного шара, исправили и дополнили астрологические таблицы, дали названия многим звездам (Вега, Альдебаран, Альтаир).
29.
30.
31. В Багдаде, Самарканде, Стамбуле и Дамаске функционировали астрономические обсерватории.
Градшток, или посох Иакова, — грубый инструмент, который на протяжении столетий использовался для измерения высоты звезд. Впервые инструмент был описан еврейским математиком Бен Гершомом из Прованса. Однако, по всей видимости, он позаимствовал это изобретение у Якова бен Макира, которые также жил в Провансе в 1300-х годах.
Квадрант Дэвиса. Модель более развитого инструмента типа посоха Иакова, названная в честь его изобретателя, Джона Дэвиса (1607).
32.
Морская астролябия Васко да Гамы. Простое астрономическое кольцо представляло собой плоскую металлическую (деревянную) окружность с маленьким отверстием возле верхушки и градуировкой на внутренней поверхности, куда падают лучи Солнца. Несмотря на ограниченность применения, инструмент этот пользовался значительной популярностью среди астрономов и некоторых навигаторов.
33.
Коллекция астролябий и экваториумов
Астролябия — прибор для определения широты, один из старейших астрономических инструментов. Угломерный прибор, служивший для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот в астрономии.
34.
Астролябия впервые появилась в Древней Греции. Принцип стереографической проекции, переводящей окружности на сфере в окружности на плоскости, открыл Аполлоний Пергский. Одной из составных частей инструмента служил барабан, на котором, по словам Витрувия, «нарисовано небо с зодиакальным кругом».
35.
Учёные исламского Востока усовершенствовали астролябию и стали применять её не только для определения времени и продолжительности дня и ночи, но также для осуществления некоторых математических вычислений и для астрологических предсказаний. Известно немало сочинений средневековых исламских авторов о различных конструкциях и применении астролябии. Таковы книги ал-Хорезми, ал-Аструлаби, аз-Заркали, ас-Сиджизи, ал-Фергани, ас-Суфи, ал-Бируни, Насир ад-Дина ат-Туси и других.
36.
Экваториум, эквиториум — астрономический вычислительный прибор. Использовался для определения положения Луны, Солнца и других небесных объектов без вычислений (используя геометрическую модель). Принципы его построения описаны арабским математиком Абу-с-Салтом. Построен впервые арабским математиком аз-Заркали в XI веке.
37.
38.
Большой азимутальный полукруг
Модель инструмента Тихо Браге (предположительно около 1587 года), напоминающая соответствующие инструменты из Марагинской и Стамбульской обсерваторий, которые были предназначены для определения высот и азимута. Модель сделана в соответствии с описанием Тихо Браге.
39.
40.
Инструмент со сферой, вращающийся на своей оси
Модель устройства, описанная Мухаммадом аль-Хазими (XI в.), в котором небесный глобус с зодиакальным, эклиптическим и небесным экватором приводится к медленному вращению за счет высыпания песка из отверстия стеклянного грузика.
41.
Инструмент для измерения высоты светил, выдающий результат в виде синуса, разработанный Самуилом Марокканским — арабским философом, математиком, врачом и астрономом еврейского происхождения. Им написаны «Книга воспитания в науке о звёздах» и «Книга о раскрытии недостатков астрономов и их ошибок в большинстве действий и предсказания».
42.
Трикветрум (трикветр, линейка параллактическая) — древний астрономический угломерный инструмент, применявшийся для измерения зенитных расстояний небесных светил и параллакса Луны. Применение трикветра было описано Птолемеем в «Альмагесте» и Коперником в книге «О вращении небесных сфер», а также в «Механике обновленной астрономии» Тихо Браге. Прибор состоял из трёх шарнирно-соединённых стержней, образующих равнобедренный треугольник, у которого угол при вершине мог изменяться в соответствии с измеряемым зенитным расстоянием. Мерой угла служила длина стержня с нанесёнными на него делениями, находившегося в основании треугольника. Трикветрум использовался при астрономических наблюдениях вплоть до XVI в.
43.
Различные квадранты
Квадрант — ранний прототип секстанта, астрономический инструмент для определения высот светил. Квадрант состоит из пластины с лимбом в четверть окружности для отсчёта углов и планки (либо телескопа) для фиксации угла, прикреплённой к этой пластине одним концом.
44.
Небесный глобус Коронелли
Францисканский священник Винченцо Мария Коронелли, который известен в качестве картографа и изготовителя глобусов, создал небесный глобус диаметром 3,85 м для короля Людовика XIV. Изображенная на нем звездная карта основана на работах персидского астронома и математика Абдуррахмана ас-Суфи. Четырнадцать созвездий в южном полушарии основаны на приобретенных впоследствии знаниях. Работа над землей была выполнена между 1681 и 1683 годами в Париже. Фигуры созвездий написаны на папье-маше Жаном-Батистом Корнелем. Названия созвездий написаны на греческом, латинском, французском и арабском языках.
45.
Небесный глобус Абдуррахмана ас-Суфи пропал несколько веков назад и воссоздан в соответствии с иллюстрациями в его зидже «Книга неподвижных звезд» (964 г).
46.
Обсерватория Джантар Мантар в Дели
Джантар-Мантар — одна из пяти обсерваторий, построенных махараджой Савай Джай Сингхом II, задачи которой сводились к ревизии календаря и астрономических таблиц. Обсерватория находится в Нью-Дели и состоит из 13 архитектурных астрономических приборов. Последние исследования показали, что фактически обсерватория построена во время Империи Великих Моголов в 1724 г.
47.
Обсерватория Джантар-Мантар в Джайпуре
Джантар-Мантар — обсерватория, построенная в 1727-1734 гг. раджпутским махараджей Савай Джай Сингхом II в основанном им незадолго до этого городе Джайпуре. Это самая большая и сохранная из пяти обсерваторий, построенных им в Индии. Инструменты для измерений отличались колоссальными габаритами. Так, солнечные часы Джантар-Мантара считаются самыми большими в мире (27 метров в поперечнике).
48.
Инструмент для измерения высоты и азимута
Модель измерительного устройства Ураниборгской обсерватории, которая по своей функции и конструкции соответствует «инструменту с синусом и азимутом» Марагинской обсерватории, сделанная по описанию Тихо Браге.
49.
Модель стенного квадранта Стамбульской обсерватории, которая использовалась для определения суточной кульминации Солнца и меридиональной высоты планет.
50.
Инструмент с двумя лучами
Модель инструмента Стамбульской обсерватории (1576 г.), по-видимому, восходит к Муайад ад-Дин ал-Урди. Он использовался для наблюдения за положением небесных тел днем и ночью во всех направлениях и для измерения высоты и параллаксации Солнца и Луны. Макет создан в соответствии с описанием и иллюстрациями, содержащимися в книге обсерватории.
51.
Часы
Андалузские «Свечные часы с двенадцатью дверцами» для ночного времени, воссозданные по описанию арабского государственного деятеля, энциклопедиста, поэта, философа ибн аль-Хатиба. Как я понял, по мере сгорания свечи вверху высвобождаются кольца, приводящие в действие дверцы на барабане.
52.
Часы-люстра
Реплика устройства, описанного известным астрономом ибн Юнусом, который трудился в Египте. Один из известнейших арабских астрономов и математиков, ибн Юнус написал множество научных трактатов, в том числе книгу «Построение светильника, в котором горят двенадцать ламп, из которых по прошествии одного часа ночи гаснет одна лампа».
53.
Водяные часы с функцией будильника, описанные в латинской рукописи XIII века. Механизм часов имеет сходство с водяными часами, описанными в книге аль-Джазари.
54.
Балансированная клепсидра
Клепсидру, показывающую минуты, видный среднеазиатский механик, физик, астроном и математик Абдуррахман аль-Хазини описывает в своем трактате «Книга весов мудрости» 1121 года как своего рода баланс для «взвешивания» минут. Из установленной на одной стороне рычажных весов емкости вытекает вода со строго установленной скоростью. Ее уменьшающийся вес, таким образом, становится мерой прошедшего времени, которое может быть оценено уравновешиванием весов на другой стороне рычага.
55.
Модель клепсидры в виде кубка, изобретенной Аль-Джазари около 1200 г. Изощренный механизм с водяным двигателем скрыт внутри.
56.
Модель водных часов из Феса
Это, возможно, самые старые сохранившиеся водяные часы. Они были построены в 1362 году и установлены в комнате, выделенной астроному религиозно-образовательного комплекса Аль-Карауин в Фесе для расчета времени на молитвы. Приток воды был рассчитан так точно, что он остается равномерным каждую секунду в течение до 24 часов. Опускание поплавка в емкости вызывает движение минутной стрелки на циферблате, которая сдвигается каждые четыре минуты. Это, с другой стороны, вызывает вытягивание двух кареток, одна из которых загружена маленькими шариками, а другая — большими. Падая в чашу, большие шары показывают полные часы, а маленькие отображают интервалы в четыре минуты. Кроме того, каждый полный час открывается одна из дверей за чашами.
57.
Клепсидра со слоном
Модель создана по описанию, приведенному в книге аль-Джазари «Книга знаний об остроумных механических устройствах». Скрытый во внутренней части слона механизм, приводимый в действие водой, каждые полчаса управляет фигурками наездников, перемещая кнут и ударяя в барабан. Кроме того, часовой механизм приводит в движение птицу на вершине палантина, а две другие птицы бросают металлические шарики из своих клювов в зияющие рты двух змей. Под собственным весом последние медленно опускаются и в конечном итоге падают в звучные чаши, а оттуда дальше вниз. Фигурка наездника на спине слона указывает на прошедшее время с помощью пера на циферблате, перемещая указатель немного вправо каждые полчаса.
58.
Механические часы с пружинным заводом и ударным механизмом, выполненные оттоманским ученым Такиаддином, реконструированные в соответствии с описанием и иллюстрациями в его книге о часах.
59.
Прочее
Дистилляционная установка для получения розовой воды
Географ Шамсуддин ад-Димашки в своей книге «Выборка времени о диковинках суши и моря», известной также как «Космография», дал описание и чертежи большого устройства для получения экстракта лепестков розы, который обычно используется в деревне Аль-Мицца близ Дамаска. Аппарат по размерам в 1,5 раза больше человека.
60.
Дистиллятор для розовой воды
Тип дистилляционной установки, распространенной в мусульманском мире, описан в 30-томном труде «Китаб ат-Тасриф», написанном известным арабским врачом и ученым Абуль-Касим аз-Захрави, жившим в Андалусии в X веке.
61.
Полный и сокращенный каталоги музея можно найти на сайте музея.
Ludmila Sultanova says:
Феноменально! Так подробно! С шикарными фотами! Знала бы раньше, до поездки в Турцию — больше бы увидела интересного. Теперь Ваш сайт у меня в закгладках.