Археологический музей Стамбула расположен рядом с парком Гюльхане и дворцом Топкапы [41.0117543N 28.9813435E] и состоит из трёх музеев — главного здания, музея Древнего Востока и Изразцового павильона — и содержит более миллиона экспонатов различных эпох. Экспонатов в музее очень много, все описать практически невозможно, поэтому я сфотографировал то, что мне показалось интересным и достойным внимания.
Вход в музей «охраняют» каменные львы позднего хеттского периода, VIII в. до н.э.
1.
2.
Зал Древнего Египта
3.
4.
5.
6.
7.
Стелла с рельефом царя Синаххериба
Ассирийский царь Синаххериб, кажется, молится перед символами богов. Стела из известняка описывает достижения короля и расширение его королевской столицы Ниневии. Неоассирийский период, 705-681 гг. до н.э., Месопотамия, северный Ирак.
8.
Находки, сделанные при раскопках дворца царя Ассирии Тиглатпаласара III. Нимруд, 744-727 гг. до н.э.
9.
Фрагменты из северо-западного дворца царя Ашшурнацирапала II
Рельефные мраморные плиты со стены северо-западного дворца ассирийского царя Ашшурнацирапала II. На плитах изображены священнослужители, стоящие перед древом жизни. Нимруд, 883-859 до н.э.
10.
Стела с иероглифической надписью
Известняковая стела позднего хеттского периода, Эльбистан, X век до н.э.
11.
12.
Алтарь для жертвоприношений
Найден при раскопках храма верховного бога Халди в столице государства Урарту Топрах-кале. Урартский период, VII в. до н.э.
13.
Рельеф из Ивриза
На рельефе Варпалас, царь земли Тиана, молится богу Тархунту. Тархунт является богом грозы, отвечающим за различные погодные явления, такие как гром, молния, гроза, дождь, облака и бури. Кроме того, он управляет небом и горами. На рельефе из Ивриза Тархунт изображён в двойной рогатой короне, туфлях с длинным узким носом, с колосьями зерна и гроздьями винограда. Сегодня рельеф наиболее известен как логотип турецкого винного бренда. Поздний хеттский период, VIII в. до н.э.
14.
Основание колонны
Базальтовое основание найдено при раскопках дворца арамейского царя Баррекуба. Поздний Хеттский период, VIII в. до н.э.
15.
Погребальная стела
Стела из могилы для членов гильдии Плотников. Наверху слева, удерживая столярное долото между двумя снопами пшеницы, Амон-Моз сидит с женой. Напротив, их сын Хонсу предлагает подарки обоим. Справа появляется Неферонпет, делая предложение своим родителям. Внизу сидящей паре предлагаются подарки от их сыновей и дочерей. Новое Царство, Фивы, 1550-1070 до н.э.
16.
Стела с рельефом
Стела из известняка, на которой изображен бог Бес предлагающего поле верховному богу Амону и его жене, богине Мут. Египет, Птолемеевский период, 332-30 гг. до н.э.
17.
Мраморная табличка с надписью о христианстве. Йемен, VI в. н.э.
18.
19.
Фрагменты ворот Иштар
Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н.э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Один из самых известных памятников архитектуры Вавилонского государства. Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков.
20.
21.
22.
Стенд, показывающий эволюцию клинописного письма
Коллекция клинописных табличек музея содержит около 75 тысяч документов.
23.
Фрагменты ворот цитадели Самаля
Самаль — древний город и государство на юго-востоке современной Турции. Город Сам’аль основан в середине 2-го тысячелетия до н.э. Первоначально был заселён хеттами. В начале 1-го тысячелетия до н.э. захвачен арамеями. В IX-VIII вв. до н э. Сам’аль — центр одноименного государства, входившего в коалицию северосирийских царств, возглавлявшихся Кархемишем.
24.
25.
Статуя Салманасара III
Салманасар III — царь Ассирии приблизительно в 859-824 годах до н.э. Сын и наследник Ашшур-нацир-апала II.
26.
В зале, где установлена статуя Салманасара III, также выставлено множество артефактов древних цивилизаций из Месопотамии.
27.
Одна из трёх известных табличек с мирным соглашением, заключенным после битвы при Кадеше между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III.
28.
Силоамская надпись из туннеля Езекии в Иерусалиме
Силоамская надпись — фрагмент текста, обнаруженного в туннеле Езекии, пробитом в скале при иудейском царе Езекии. В 1880 году надпись в туннеле обнаружили дети на расстоянии около 6 метров от Силоамского водоёма на камне в восточной стене туннеля. Надпись была тайно вырублена из стены туннеля в 1891 и разбита на куски. Перевод сделан по возможности близко к оригиналу. Реконструированные части в переводе оформлены квадратными скобками. Слова, добавленные для прояснения смысла, стоят в круглых скобках.
[Закончен] туннель. И так была история пробития его. Когда ещё [каменоломы ударяли] киркой, каждый навстречу товарищу своему, и когда ещё (оставалось) три локтя про[бить, слыш]ен (стал) голос одного, воскли[цаю]щего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина (или трещина) в скале (идущая) справа [и налево.] И в день пробития его (туннеля) ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка к [ки]рке. И пошли воды от источника к водоёму двест[и и] тысяча (1200) локтей. И с[т]о локтей была высота скалы над головами каменолом[ов].
29.
Локоть из Ниппура
Локоть — древняя единица длины, которая имела несколько определений в соответствии с каждой из различных культур, которые использовали эту единицу. Ее величина была основана на длине предплечья от кончика среднего пальца до нижней части локтя. Эти определения составляли от 444 до 529,2 мм (кстати, не поленился измерить свой собственный локоть правой руки: получился средний результат — 490 мм). Как правило, эталон длины хранился в храме и использовался для контроля (сейчас это называется поверкой) других мер длины. В музее выставлен образец локтя из города Ниппур. Месопотамия, XV в. до н.э.
30.
Львы позднего хеттского периода из города Кахраманмараш
31.
32.
33.
34.
Календарь из Гезера
Календарь из Гезера — известняковая табличка (11,1×7,2 см), найденная в 1908 г. при раскопках Тель-Гезера. Текст записан так называемым палео-еврейским алфавитом, близким финикийскому. Календарь рассказывает о сельскохозяйственной деятельности, которая проводится в одно- и двухмесячные периоды. Другие специалисты считают, что здесь записана популярная народная или детская песня. Есть также мнение, что документ относится каким-то образом к сбору налогов с земледельцев.
35.
Стела Саба’а
Стела Саба’а, также известная как надпись Саба’а, представляет собой каменный столб в Ассирии с надписью о царстве Адад-Нирари III, обнаруженный в 1905 г. в двух частях в аль-Сабаа, на юге гор Синджара в современной Сирии. Стела была установлена Нергалеришем, одним из офицеров Адада-Нирари, в 811-778 гг. до н.э. Текст состоит из 33 строк в семи разделах: посвящение, генеалогия Адада-Нирари III, описание кампании Адада-Нирари III в Палестине, дань памяти марийцев, король Дамаска, возведение статуи в Забанни , введение Нергалериша и проклятий.
36.
Vasya says:
Что-то алтарь подозрительно своей формой повторяет контур человеческой головы на шее… А «локоть» это не мера длины, а средство политической угрозы. «У нас руки длинные!» )) Напрашивается мем «послать локоть» — отправить Меркадера с ледорубом.)
grigova says:
В те времена человеческая жертва — это просто вариант жертвоприношения, иногда даже весьма популярный.