Строительство главного (старого) здания Археологического музея было начато в 1881 г. архитектором Александром Валлори по заказу директора музея Османа Хамди Бея. После перестроек 1902 и 1908 гг. здание получило свой современный внешний вид. На верхнем этаже двухэтажного здания есть небольшие каменные работы, кастрюли и сковородки, терракотовые статуи скромного размера, отдел сокровищ и хранилище около 800 тысяч османских монет, печатей, украшений и медалей, а также музейная библиотека. Проход на второй этаж во время моего посещения был закрыт.
На нижних этажах здания можно увидеть собрание знаменитых гробниц. Наибольшее внимание посетителей привлекают несколько саркофагов, найденных в 1887 г. в царском некрополе в Сидоне (Ливан). Они, по-видимому, принадлежат одной финикийской династии IV в. до н.э. Эти саркофаги — крупнейшая находка классической археологии — стояли в двух подземных склепах и были настолько хорошо изолированы от внешней влаги, что на них отчасти даже сохранилась подлинная многоцветная роспись. Среди находок выделяются такие, как гробница Александра, гробница плачущих женщин, гробница Сатрапа, гробница Ликии и гробница Табнита. Мне крупно «повезло»: зал с самыми известными саркофагами был недоступен для посещения (как пишут в интернете, по причине многолетнего «ремонта»), поэтому для полноты отчета вынужден был использовать некоторое количество фотографий из Википедии.
1.
Неподалеку от входа установлены финикийские антропоидные саркофаги из Газы, Сидона и Дамаска (V-III вв. до н.э.). Интересно совмещение древнеегипетской и эллинистической погребальных традиций.
2.
Финикийский антропоидный саркофаг из Газы (IV в. до н.э.).
3.
4.
На полочках на стенах выставлены циппи — надгробные стелы из Сидона (IV-III вв. до н.э.).
5.
Сидонский саркофаг со сценами из жизни Александра Македонского
Знаменитый саркофаг «Александра Македонского» в форме ионического храма из Сидона (конец IV в. до н.э.). На самом деле, вероятно, принадлежал сидонскому царю Абдалониму. Рельеф саркофага изображает битву при Иссе между войсками Александра Македонского и персидским войском царя Дария III. Два горельефа представляют битву Александра Македонского с персами, на других — сцены охоты на пантер и на львов. Большая композиция, изображенная на саркофаге, состоит из полных движения фигур, очень убедительно передающих разгар схватки. Фигуры сражающихся воинов полны силы и энергии, и тела убитых по отношению составляют резкий контраст. Древний скульптор старательно передал различия в одежде и вооружении персов и греков; только один из сражающихся представлен на рельефе обнаженным. Обращают на себя внимание реалистическое исполнение сцен и слияние греческих и восточных мотивов, что было характерно для эпохи эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.).
6.
Ликийское надгробие
Ликийский саркофаг из царского некрополя Сидона (V в. до н.э.). Саркофаг назван так потому, что выполнен в стиле, характерном для ликийских могильных памятников: его высокая крышка с заостренными сводами похожа на перевернутую лодку. Ликийцы, будучи заядлыми моряками, верили, что и после смерти смогут заниматься любимым делом. На одной из его длинных сторон показана охота на львов. На каждой из повозок — двое юношей. На другой длинной стороне изображена охота на свиней. На одной из узких сторон — два кентавра борются с лапифом, на другой — два кентавра борются с оленем. На одном из фронтонов треугольной формы видны два грифона, стоящие друг против друга; на втором спиной друг к другу стоят два сфинкса. Внутреннее пространство саркофага заполнили две повозки с четырьмя скаковыми лошадьми.
7.
8. Еще один ликийский саркофаг
Саркофаг плакальщиц
Саркофаг Плакальщиц из Сидона (середина IV в. до н.э.). Ниже двух похоронных процессий, изображенных на боковых сторонах, видны 18 женщин с разнообразными жестами скорби, отделенные друг от друга ионическими колоннами. Фактически в саркофаге был захоронен царь Сидона Страто I.
9.
10.
Саркофаг Табнита
Диоритовый саркофаг Табнита (начало VI в. до н.э.) с иероглифическими надписями, без сомнения, носит следы египетского влияния. Это самый древний из найденных сидонских саркофагов. Крышка саркофага, в котором покоились, по уточненным данным, останки сидонского царя Табнита I, сделана в форме мумии, завернутой в саван. Линии лица полностью соответствуют египетскому типу. На нижней стороне корпуса сделана иероглифическая надпись, которая имеет отношение к египетскому военачальнику по имени Пенефтах (600-525 гг. до н.э.). Из надписи можно также узнать, что тот, кто прикоснется к саркофагу, будет проклят. Извлеченная из него мумия хранится неподалеку под стеклом.
11.
12.
Саркофаг Сидамары
Саркофаг Сидамары из Коньи с почти объемными фигурами (первая половина III в. н.э.). Саркофаги типа Сидамары относятся к римскому искусству саркофагов, образно оформленных в архитектуре, в которых резные объемные фигуры отделены колоннами и помещены в маленькие ниши, изображенные на заднем плане. Киоски увенчаны фронтонами или арками и часто покрыты внутри полукупольными потолками, украшенными раковиной.
13.
14.
15.
16.
Саркофаг сатрапа
Древний Саркофаг сатрапа (вторая половина V в. до н.э.) назван так в память об одном из наместников персидской провинции Сидона. С трех сторон на нем помещены изображения сатрапа: на лицевой стороне он изображен сидящим на троне, на одной из боковых сторон готовится к облаве, на второй лицевой стороне тоже изображена сцена охоты. На другой боковой стороне — изображения прислуги и сцены пиршества. Снаружи саркофаг похож на греческий храм, внутри него изображен антропоид. Первоначально саркофаг был окрашен, однако залитая водой усыпальница со временем утратила свою первоначальную окраску.
17.
18.
Сидамарский саркофаг из Никеи (вторая половина III век н.э.)
Подобные пышные саркофаги изготовлялись в Малой Азии; предположительно главным центром их производства была Лидия, город Сарды. Название саркофаги получили от малоазиатской деревни Сидамара, где их обнаружили.
19.
20.
Сидамарский саркофаг из Изника (Никея) (III век н.э.).
21.
22.
23.
24.
25.
Детский мраморный саркофаг из Синопа (II в. н.э.).
26.
Саркофагов в музее очень много. Все опознать у меня не получилось, но посмотреть на них можно и нужно.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Известняковая стела с изображением Диониса, Сидон, ранний римский период. На стеле высечена надпись на греческом языке: «Да здравствует добрый человек Дионис, который умер несвоевременно, прощай«.
43.
Фрагмент фрески с изображением женщины. Сидон (ранний эллинистический период, IV-III вв. до н.э.).
44.
Некоторое количество мозаик помещено в деревянные рамы и развешено по стенам.
45.
46.
Напольные мозаики из цветных камешков, скрепленных цементным раствором (Кос, II в. н.э.).
47.
48.
49.
Восстановленные фризы, по некоторым данным, храма Афины из Ассоса. Но меня терзают смутные сомнения в истинности этих данных.
50.
51.
52.
53.
54. Макет этого самого храма. Но QR-код выдает нерабочую ссылку, и проверить истинность информации не получилось.
Каменные львы, стоявшие у входа в гавань Буколеона , а сейчас «охраняющие» вход на второй этаж Старого здания музея.
55.
Медальон с головой Медузы
56.
Немного более классической скульптуры, скорее всего римского периода.
57.
58.
Vasya says:
Экспонаты исторические и вполне себе художественные. Но, что касается саркофагов, — печальные. Высокохудожественный погребальный промысел. ««Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? Разве ж она может покупателя удовлетворить?»
grigova says:
Эдак можно договориться до обвинений авторов и заказчиков саркофагов в цыганщине.
Ludmila Sultanova says:
Великолепный отчет по музею! Была там в сентябре, без гида. Многое пропустила мимо внимания. Жаль, что не видела раньше Вашу публикацию. Хороший путеводитель по музею.))) Отличные фото!