Рим. Музеи Ватикана. Часть 4

Апартаменты Борджиа — апартаменты папы Александра VI (Родриго де Борджиа), расположенные этажом ниже станц Рафаэля. Эта часть дворца папы Николая V была в конце XV в. перестроена под личные апартаменты Александра VI и в 1490-х гг. украшена росписями Бернардино Пинтуриккьо и художников его мастерской. Известность Пинтуриккио принесла скрупулезная точность в деталях сложных орнаментальных композиций, использование броских цветов и золотых сплетений, непревзойденное мастерство в рисовании роскошных одеяний и пленительных пейзажей. Он отличался свежим и современным подходом к исконно традиционным темам церковного письма. После смерти Александра VI папы не захотели больше жить в этих помещениях, и они были надолго покинуты. В 1816 г. по приказу Пия VII здесь разместили картины, возвращённые из Парижа после падения Наполеона, а при Льве XIII апартаменты были отреставрированы и открыты для публики.
1.
%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B0

Зал сивилл
В Зале сивилл Чезаре Борджиа приказал убить Альфонсо д’Арагона, мужа его сестры Лукреции, чтобы дать ей возможность выйти замуж за герцога Феррарского. Зал находится в Башне Борджиа, украшен фигурами Сивилл и пророков, а также астрологическими символами семи планет.
2.
p415

3*. Пророк Иеремия и фригийская Сивилла; пророк Осия и дельфийская Сивилла; пророк Даниил и эритрейская Сивилла
%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B01

4*. Пророк Исаия и троянская (геллеспонтская) Сивилла; пророк Михей и тибуртинская Сивилла; пророк Иезекииль и киммерийская Сивилла
%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B02

5*. Пророк Аггей и кумская Сивилла; пророк Амос и европейская Сивилла; пророк Иеремия и египетская (агриппская) Сивилла
%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B03

6*. Пророк Варух и эритрейская Сибилла; пророк Захария и персидская (вавилонская) Сивилла; пророк Авдий и ливийская Сибила
%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B04

Зал чудес веры
Зал чудес веры, вторая комната в башне Борджиа, выполнена в стиле, аналогичном залу Сивилл. Цитаты из Святого писания, написанные на свитках, развевающихся в руках двенадцати апостолов, чередуются с теми из пророков, которые предсказали их, что свидетельствует о конкордансе между Ветхим и Новым Заветом. Потолок украшен сложными геометрическими узорами, в которых встречаются папский герб и цвета Борджиа.
7.
p416

8.
DSC_5277

9.
DSC_5278

10.
DSC_5285

Образное оформление ограничивается двенадцатью люнетами, которые показывают пары апостолов и пророков.
11*. св. Петр и Иеремия; св. Иоанн и Давид; св. Андрей и Исайя
%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B01

12*. св. Иаков Зеведеев и Захария; св. Матфей и Осия; св. Иаков Алфеев и Амос
%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B02

13*. св. Филипп и Малахия; св. Варфоломей и Иоиль; св. Фома и Даниил
%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B03

14*. св. Симон Кананит и Малахия; Иуда Фаддей и Захария; Матфий и Авдий
%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%B04

Зал таинств веры
В Зале таинств веры (Sala dei Misteri della Fede) представлены 7 таинств из жизни Христа и девы Марии. Зал украшен фресками Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Марии.
15.
p418

16*. Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов
%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B01

17*. Воскресение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Марии
%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B02

18. Вознесение
%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Потолки украшены сложными узорами и изображениями пророков.
19*. Давид, Исайя, Соломон и Малахия
%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4,%20%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%8F,%20%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%8F

20*. Сафония, Михей, Иоиль и Иеремия
%D0%A1%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B9,%20%D0%98%D0%BE%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Зал святых
Зал святых (Sala dei Santi) почти целиком расписан самим Пинтуриккьо. Сюжеты росписей — сцены из жизни святых.
21.
p417

22*. Встреча Марии и Елизаветы, Встреча Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, св. Сусанна и старцы, Мученичество св. Варвары
%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B51

23. Мученичество св. Себастьяна, Диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом
%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B52

Потолок зала украшен сюжетами из мифов об Изиде и Осирисе и о быке Аписе — редкая тема в иконографии Ренессанса.
24*. Миф об Изиде и Осирисе
%D0%98%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9E%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%81

25*. Миф о быке Аписе
%D0%91%D1%8B%D0%BA%20%D0%90%D0%BF%D0%B8%D1%81

Зал наук и свободных искусств
Зал (Sala delle Arti Liberali) посвящен семи свободным искусствам: Риторика, Грамматика, Диалектика (логика), Геометрия, Арифметика, Музыка и Астрономия изображены в виде дам, в их окружении деятели искусства XV века: писатель Паоло Кортези изображен как Цицерон на фреске Риторика; возможно Браманте, преклонившийся перед Евклидом, на фреске Геометрия. Этот зал, вероятно, являлся рабочим кабинетом папы.

Тривиум, или тривий — общее название системы гуманитарных наук в Средние века. Тривиум включал 3 дисциплины о языке и его использовании: грамматику, диалектику (логику) и риторику. Он составлял первую ступень средневекового образования, предшествовал квадривиуму.
26*. Диалектика, Грамматика и Риторика
%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%83%D0%BC

Квадривиум, или квадривий — общее название системы точных наук в Средние века. Квадривиум включал 4 дисциплины, математизированные на то время: арифметика (считалась базовой дисциплиной), геометрия, астрономия и музыка (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и тому подобное), по числу которых и получил название.
27*. Арифметика, Геометрия, Музыка и Астрономия. Последний люнет имеет круглую форму и расположен напротив окон (выложен фрагмент фрески).
%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%83%D0%BC

28. Центральный элемент потолка
%D0%97%D0%B0%D0%BB%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA

Анфилада комнат ведёт к большому и роскошному Залу понтификов (Sala dei Pontefici), названному так, поскольку раньше его стены украшали портреты пап (не сохранились до наших дней). Зал являлся самым большим помещением апартаментов и использовался для торжественных церемоний.
29.
%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B801

30.
%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B802

31.
%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B803

32.
%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B804

Потолок апартаментов был построен из деревянных балок и в 1500 году обрушился в присутствии папы Александра VI, при этом погибло много человек, сам папа чудом уцелел.
33.
p419

Также в апартаментах Борджиа располагается коллекция современного религиозного искусства. Фонды коллекции включают около 800 произведений художников со всего мира, среди которых: Огюст Роден, Анри Матисс, Винсент Ван Гог, Морис Дени, Сальвадор Дали, Пауль Клее, Эрнст Барлах, Макс Бекман, Марк Шагал, Отто Дикс, Оскар Кокошка, Пабло Пикассо, Хосе Давид Сикейрос, Одилон Редон, Морис Утрилло, Василий Кандинский, Жорж Брак, Амедео Модильяни, Ренато Гуттузо, Джакомо Балла, Бернар Бюффе, Джорджо де Кирико, Джорджо Моранди, Жорж Руо, Эдуардо Чильида, Фрэнсис Бэкон, Джакомо Манцу, Альфред Манесье. Список художников внушителен, но меня почти что не задевает. Ну не люблю и не понимаю я современные изыски в искусстве, поэтому целый раздел Ватиканских музеев был пройден разве что не ускоренным шагом. Соответствующего отчета от меня ждать не надо. Хорошо это или плохо — решать вам.

Традиционное видео:

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.