Базилика Санта-Мария-Новелла. Большой клуатр

Большой клуатр монастыря Санта-Мария-Новелла был построен как продолжение монастыря в 1340-1360 гг. и состоит из 56 внутренних полукруглых арок, став самым большим клуатром во Флоренции. Большой клуатр также называют Вторым клуатром, потому что он был построен после Зеленого клуатра, примыкающего к базилике.
1.
DSC_1141

Большой клуатр обозначен на плане значением [14].
2.
Plan_cloister

Внутри арок находятся 60 больших люнетов, из которых 53 украшены фресками (автор насчитал только 52 люнета с фресками и нашел ровно столько же описаний к ним). К люнетам органично примыкают своды в четырех углах клуатра, написанные в технике гротеска и украшенные портретами монахов-доминиканцев. Колонны выполнены из песчаника pietra serena, а арки окрашены в черно-белые полосы, имитирующие полихромный мрамор. Клуатр был построен благодаря вкладу некоторых флорентийских семей, гербы которых можно увидеть на некоторых колоннах. Вокруг него располагались монашеские кельи как на верхнем, так и на нижнем этажах, а также на северной стороне, которая впоследствии стала резиденцией, используемой папами Римскими, посещающими Флоренцию.
3.
DSC_1185

В 1562-1592 гг. архитектор Джулио Париджи по заказу Элеоноры Толедской, жены великого герцога Козимо I, реконструировал клуатр. В тот же период была осуществлена роспись люнетов известными флорентийскими художниками того времени. В 1734 г. клуатр был несколько модернизирован: вымощены дорожки, восстановлены основания колонн и расписаны фрески без росписи люнетов. В центре устроили лужайку и закрыли колодец, над которым возвели статую основателя монастыря бл. Джованни да Салерно; ныне статуя демонтирована.
4.
DSC_1179

В 1966 г. фрески были повреждены во время сильного наводнения во Флоренции, когда вода достигла около метра в высоту. К настоящему времени уже завершена реставрация фресок на северной и западной сторонах, где находятся картины самых выдающихся мастеров, в то время как остальные росписи постепенно восстанавливают. С 1920 года клуатр был частью Школы маршалов и бригадиров карабинеров, поэтому, будучи военной зоной, был закрыт для публики. С 2012 г. он стал частью музейного комплекса Санта-Мария-Новелла и доступным для публики.
5.
DSC_1198

Цикл фресок был в основном создан между 1581 и 1584 г., за исключением 5 люнетов, расписанных в 1730 г. Для создания картин были выбраны одни из самых известных художников того времени, работавших во Флоренции, такие как Бернардино Поккетти, Алессандро Аллори, Санти ди Тито, Козимо Гамберуччи, Людовико Чиголи и другие не столь именитые авторы, которые, тем не менее, проявили себя наряду с мастерами. К ним относятся Джованни Мария Буттери, Людовико Бути, Алессандро Фей, Симоне Ферри да Поджибонси, Лоренцо Скиорина и Бенедетто Вели. Большинство из этих художников также работали над оформлением Студиоло Франческо I в Палаццо Веккьо.
6.
DSC_1239

На западной стороне начинается цикл фресок, посвященный Историям из жизни св. Доминика и Историям из жизни Иисуса Христа. Картуш обычно нанесенный поверх люнетов в центре содержит описание сцены, из которых сформулированы упрощенные названия произведений. Цикл начинается с юго-западного угла клуатра и продолжается по часовой стрелке. Западная сторона — единственная, где расписаны все 18 люнетов.
7*. Миссия апостолов (Бернардино Поккетти, 1581-1584); Рождение св. Доминика (Бернардино Поккетти, 1581-1584); Проповедь Иисуса (Бернардино Поккетти, 1581-1584)
fr-big-w-1

8*. Св. Доминик обращает еретических матрон (Бернардино Поккетти, 1581-1584); Испытание огнем (Бернардино Поккетти, 1581-1584); Св. Доминик проповедует крестовый поход (Бернардино Поккетти, 1581-1584)
fr-big-w-2

9*. Св. Доминик спасает 40 пострадавших во время кораблекрушения (Санти ди Тито, 1581-1584); Видение папе Григорию IX церкви св. Петра, поддержанное св. Домиником (Симоне да Поджибонси, 1581-1584); Встреча св. Доминика и св. Франциска (Санти ди Тито, 1581-1584)
fr-big-w-3

Папа Гонорий III утверждает Устав доминиканцев (Грегорио Пагани, 1581-1584); Явление апостолов Петра и Павла св. Доминику (Санти ди Тито, 1581-1584); Св. Доминик воскрешает ребенка (Джованни Мария Буттери, 1581-1584)
10*.
fr-big-w-4

11*. Св. Доминик воскрешает каменщика (Бенедетто Вели, 1581-1584); Св. Доминик воскрешает племянника кардинала Орсини (Алессандро Фей, 1581-1584); Св. Доминик несет изображение Мадонны в процессии (Людовико Бути, 1581-1584)
fr-big-w-5

12*. Св. Доминик освобождает одержимую женщину от дьявола (Лоренцо Скиорина, 1581-1584); Бл. Реджинальд принимает доминиканский хабит (Людовико Бути, 1581-1584); Мытье ног (Джованни Бальдуччи, 1581-1584)
fr-big-w-6

13. Роспись свода в северо-западном углу клуатра
DSC_1210

На северной стороне продолжается цикл фресок, посвященный Историям из жизни св. Доминика и Историям из жизни Иисуса Христа. Фресками расписаны все 12 люнетов северной стороны. В некоторых люнетах прорублены окна, через которые во внутренние помещения попадал свет, поэтому художники встраивали проемы в композицию, расписывая стену, где окно кажется элементом нарисованной сцены.
14*. Христос и Понтий Пилат (Джованни Бальдуччи, 1581-1584); Принесение ангелами пищи братьям-доминиканцам за столом (Санти ди Тито, 1581-1584); Видение св. Доминику Девы Марии (Людовико Бути, 1581-1584)
fr-big-n-1

15*. Самобичевание св. Доминика (Козимо Гамберуччи, 1581-1584); Св. Доминик ведет дьявола в Орден (Симоне Ферри да Поджибонси, 1581-1584); Дьявол бросает большой камень в Св. Доминика, который ремонтируют ангелы (Козимо Гери, 1581-1584)
fr-big-n-2

16*. Джованни да Салерно вступает во владение Санта-Мария-Новелла (Козимо Гамберуччи, 1581-1584); Агония св. Доминика (Людовико Бути, 1581-1584); Смерть св. Доминика (Санти ди Тито, 1581-1584)
fr-big-n-3

17*. Св. Доминик возносится на небеса (Козимо Гамберуччи, 1581-1584); Погребение тела св. Доминика (Джованни Бальдуччи, 1581-1584); Транспортировка тела Христа (Алессандро Аллори и Джованни Мария Буттери, 1581-1584)
fr-big-n-4

18. Роспись свода в северо-восточном углу клуатра
DSC_1233

Восточная сторона украшена историями из жизни св. Петра мученика, Иисуса (в продолжение от предыдущих стен), св. Фомы Аквинского и св. Викентия Феррера. На этой стороне расписано только двенадцать из восемнадцати люнетов.
19*. Христос спускается в лимб (Людовико Чиголи, 1581-1584); Св. мученик Петр беседует с девственницами (Бенедетто Вели, 1581-1584); Битва между католиками и еретиками во времена св. мученика Петра (Лоренцо Скиорина, 1581-1584)
fr-big-e-1

20*. Казнь св. мученика Петра (Лоренцо Скиорина, 1581-1584); Св. Фома Аквинский в окружении двух ангелов с поясом вечного целомудрия (Козимо Гамберуччи, 1581-1584); Св. Фома Аквинский за столом короля Людовика IX (Антонио Пиллори, 1730)
fr-big-e-2

21*. Св. Фома Аквинский представляет папе Урбану IV Corpus Domini (Мауро Содерини, 1730); Св. Фома Аквинский в кресле (Людовико Бути, 1581-1584); Св. Викентий Феррер принимает доминиканский хабит (Людовико Чиголи, 1581-1584)
fr-big-e-3

22*. Проповедь св. Викентия Феррера (Джованни Мария Буттери, 1581-1584); Св. Викентий Феррер лечит больных (Козимо Гамберуччи, 1581-1584); Иисус Христос является Магдалине в образе крестьянина (Джованни Мария Буттери, 1581-1584)
fr-big-e-4

23. Роспись свода в юго-восточном углу клуатра
DSC_1173

На южной стороне написаны самые последние сцены, посвященные различным святым-доминиканцам. В частности, здесь представлены эпизоды о св. Викентие Феррере, св. Антонине, св. Екатерине Сиенской и св. Рите из Лимы. Вдоль южной стены расписано десять люнетов из двенадцати. В центре находится старинная дверь аптеки Санта-Мария-Новелла, выполненная Маттео Нигетти; по бокам расположены две мемориальные доски, посвященные фармацевтической деятельности монахов.
24*. Вознесение Христа, по краям Великие герцоги Фердинанд I в роли Давида и Франческо I в роли Исаии (Алессандро Фей и Джованни Мария Буттери, 1581-1584); св. Викентий Феррер воскрешает ребенка, убитого его матерью (Бернардино Мональди, 1607); Прибытие св. Антония во Флоренцию в качестве архиепископа (Джованни Бальдуччи, 1581-1584)
fr-big-s-1

25*. Св. Антонин исцеляет ребенка (Бенедетто Вели, 1581-1584); Св. Антонин идет к Папе Пию II в качестве посла Флорентийской республики (Джанмария Казини, 1581-1584); Св. Антонин и слепой (Мауро Содерини, 1730)
fr-big-s-2

26. Смерть св. Антонина (Джованна Мария Буттери, 1581-1584); Св. Екатерина Сиенская молится за приговоренных к смертной казни (Джованни Баттиста Паджи, 1581-1584)
fr-big-s-3

27. Св. Рита из Лимы с крестом (Франческо Бамбоччи, 1730); Рождение Иисуса (Джованни Бальдуччи, 1581-1584)
fr-big-s-4

28. Роспись свода в юго-западном углу клуатра
DSC_1192

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.