Базилика Санта-Мария-Новелла. Зеленый клуатр

Зеленый клуатр, первоначально являвшийся частью доминиканского монастыря Санта-Мария-Новелла, расположен рядом с левым нефом церкви и соединен с ним дверью над лестницей в северо-восточном углу.
1.
cloister

Зеленый клуатр на схеме монастыря Санта-Мария-Новелла обозначен цифрой [1].
2.
Plan_cloister

Построенный между 1332 и 1362 гг. по проекту доминиканцев Джованни да Кампи и Якопо Таленти, он сохранил мало свидетельств своей ранней истории. Остальные картины XIV в., сохранившиеся до наших дней, находятся вдоль северной стены, по бокам от Испанской капеллы.
3.
DSC_1353

Колодец в центре клуатра.
4.
DSC_1002

Своей известностью клуатр обязан циклу фресок, написанных в первой половине XV в. на стенах трех других сторон, включая некоторые важные работы Паоло Уччелло, в том числе его знаменитый шедевр «Всемирный потоп». Фрески были заказаны в 1348 г. торговцем шерстью Турино ди Балдези в ожидании смерти от бушующей Черной смерти. Он выжил, но фрески были написаны только через сто лет после пандемии. Исторически известное название клуатра происходит от преобладающего цвета этих фресок, написанных с использованием особой, в основном монохромной, техники под названием «зеленая земля».
5.
DSC_1349

Картины Паоло Уччелло и его мастерской на восточной стороне датируются 1431-1446 гг. Считается, что другие фрески, выполненные второстепенными художниками поздней готики, были выполнены в 1430 г. К художникам, участвовавшим в оформлении, традиционно относят Делло Делли. Паоло Уччелло был ведущей фигурой в создании эпохи Возрождения во Флоренции. Он был художником и математиком, известным своей новаторской работой в области визуальной перспективы в искусстве. Паоло работал в традициях поздней готики и подчеркивал цвет и пышность, а не классический реализм, пионерами которого были другие художники.
6.
DSC_1345

Самые ранние известные картины Уччелло, изображающие «Сотворение животных» и «Сотворение человека», являются частью большой монохромной серии фресок, изображающей сцены Ветхого Завета. Фигуры имеют криволинейный ритм и скульптурную силу; они расположены в декоративной, но натуралистической среде листвы с животными, что отражает влияние Лоренцо Гиберти и очень похоже на его панель «Сотворения» во Вратах рая флорентийского баптистерия. Поскольку Врата рая были спроектированы в 1425 г. или позже, фрески Уччелло обычно считаются выполненными после возвращения Гиберти из Венеции, но они могут датироваться непосредственно перед тем, как он отправился туда в 1424 г., и отражать его другие проекты.
7.
DSC_1003

Картины представляют собой истории из «Книги Бытия», первой книги Библии, в том порядке, в котором их видели монахи при входе в клуатр из церкви. Цикл начинается рядом с дверью в северо-восточном углу «Сотворением мира» и продолжается по часовой стрелке вдоль восточной, южной и западной сторон рассказами о ветхозаветных патриархах. Почти все фрески изображают более одной сцены, обычно слева направо в хронологическом порядке. Предполагается, что эти сцены напрямую связаны с некоторыми из прерогатив доминиканцев, свидетельствами их веры, похожими на персонажей этих историй, обреченных скитаться из города в город, проповедуя Евангелие, подобно патриархам в Земле Обетованной.
8.
DSC_1337

Своды обители между ребрами расписаны фресками XIV в., изображающими бюсты 96 доминиканцев монахов, включая мучеников, исповедников, пап и епископов.
9.
DSC_1342

Четыре первые фрески на восточной стене были демонтированы, отреставрированы и сейчас выставлены в рефектории монастыря. Для полного понимания художественного замысла монахов сделаем вид, что эти фрески находятся на своем изначальном месте.
10. Фотография сделана около перехода из клуатра в церковь, то есть возле места начала осмотра фресок.
DSC_0990

Сотворение животных и Сотворение Адама. Первородный грех.
11.
DSC_1292

Изгнание Адама и Евы из рая и Адам и Ева возделывают землю. Жертвоприношение Каина и Авеля и Каин убивает Авеля (приписываются мастерской Уччелло).
12.
DSC_1294

Убийство Ламехом Каина и Юноша. Животные восходят на Ковчег и Ной со своей семьей (приписываются мастерской Уччелло).
13.
DSC_1296

Всемирный потоп и Вода отступила. Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Рукой Уччелло написаны, возможно, самые известные сцены с использованием геометрической перспективы, где фигуры и сцены встроены в сложное пространство.
14.
DSC_1298

Истории на других сторонах клуатра принадлежат не руке мастера, а, возможно, художнику из его мастерской Франческо д’Антонио или, не исключается, Делло Делли. Они очень многолюдны и сильно отличаются по стилю и технике от написанных Паоло Уччелло. На южной стороне изображены Истории Авраама.
15.
DSC_1364

Истории Авраама в Уре (сохранились только фрагменты фрески)
16.
05

Бог велит Аврааму отправиться в Ханаан и Бог является Аврааму в долине у города Сихем. Авраам воздвигает жертвенник и Авраам поселился возле Вефиля.
17.
06

Авраам покидает Египет, Разделение Авраама и Лота и Вход Лота в Содом. Лот захвачен эламитами в войне против царя Содома, Лот освобожден Авраамом, Благословение Мелхидесека и Обращение Авраама.
18.
07

Явление трех ангелов Аврааму и Объявление о рождении Исаака. Разрушение Содома и Бегство Лота.
19.
DSC_1363

Ссора между Исааком и Измаилом, Сара просит Авраама изгнать Измаила и Агарь, Изгнание Агари, Агарь и Измаил в Аравийской пустыне и Явление ангела Агари; Ангел приказывает Аврааму принести Исаака в жертву, Путешествие Авраама и Жертва Авраама.
20.
09

Смерть Сарры, Авраам покупает участок земли и хоронит там свою жену; Клятва Элиезера своему господину Аврааму, Элиезер отправляется на поиски жены для Исаака, молитва Элиезера, Встреча с Ребеккой у колодца и Принесение даров
21.
10

Встреча Исаака и Ребекки; Смерть Авраама
22.
11

На западной стороне клуатра изображены Истории Иакова.
Рождение Исава и Иакова, сыновей Исаака и Ревекки, Переход права первородства к Иакову; Обман Иакова, который позволяет Исааку благословить себя вместо Исава и Уход Иакова в дом своего дяди Лавана (приписываются Делло Делли).
23.
12

Встреча Иакова и Рахили; Рахиль отправляется предупредить отца Лавана, Лаван приветствует Иакова с дочерьми Рахили и Лии; Свадебный банкет Иакова, Лия выдана замуж за Иакова вместо Рахили.
24.
13

Второй брак Иакова и Рахили, Рабыни Валла и Зелфа, которых Рахиль и Лия предложили Иакову в жены, чтобы увеличить потомство; Иаков предвидит во сне умножение своего стада, Сыновья Лавана докладывают отцу о судьбе Иакова, Рахиль и Лия одобряют решение Иакова вернуться в землю Ханаанскую.
25.
14

Иаков бежал в Ханаан с семьей и стадами; Бог является Лавану во сне, Лаван достигает Иакова и тщетно ищет родовых божков, украденных Рахиль.
26.
15

Иаков в путешествии, ведомый ангелами, с посланниками перед ним, которым было поручено доставить стада скота в дар Исаву; Сражение Иакова с ангелом, Иаков идет навстречу армии Исава со своей семьей и простирается ниц к ногам своего брата.
27.
16

Иаков воздвигает жертвенник на земле, купленной недалеко от города Салима, Сихем насилует дочь Иакова Дину, а затем пытается ее утешить; Сыновья Иакова мстят за свою сестру Дину, убив всех мужских жителей Салема и разграбив город.
28.
17

Самые старые картины датируются XIV в. и находятся на северной стороне клуатра. Распятие между св. Домиником и св. Фомой. Джорджо Вазари считает автором таинственного Стефано Флорентийца.
29.
01

Фреска Мадонны с младенцем со св. Домиником и св. Петром Мучеником в сиенском стиле (около 1330 г.)
30.
02

Фреской «Доминиканское дерево» неизвестного автора второй половины XIV в. завершается обход клуатра.
31.
DSC_1000

Каменная статуя бл. Джованни да Салерно, изготовленная Джироламо Тиччиати и находившаяся ранее в Большом клуатре, была недавно перенесена к выходу из музея Санта-Мария Новелла.
32.
DSC_1366

В юго-восточном углу клуатра устроен коридор с выходом из комплекса Санта-Мария-Новелла, но нам туда идти еще рано.
33.
DSC_1367

Примечание: я каким-то непонятным образом умудрился не сфотографировать все фрески этого клуатра, поэтому частично позаимствовал фотоматериалы из Википедии.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.