Барселона. Церковь Санта Мария дель Пи. Часть 2

Окончание. Начало читать здесь. Нумерация фотографий сквозная.

Главный алтарь [14]
Пресвитерий церкви была полностью переделан в 1551 г., когда была построена крипта. Доступ к ней осуществлялся через центр базилики, как и в кафедральном соборе Барселоны, так и в других каталонских церквях. Пресвитерий неоднократно перестраивался на протяжении столетий. Позже, в 1864 г., первоначальный пресвитерий был разрушен. Он сильно пострадал от пожара 1936 г., и большую его часть пришлось перестраивать. В 1967 г. архитектор Хоаким де Рос и де Рамис в сотрудничестве со скульптором Энриком Монджо перестроил всю крипту и доступ к ней, оставив его в своем нынешнем состоянии.
42.

По легенде XVI в., статуя Богоматери Пи была найдена рыбаком внутри ствола сосны у римских стен Барселоны в том же месте, где сейчас находится нынешняя церковь, который срубил дерево, чтобы сделать гребную лодку. Почти чудом статуя была спасена во время бомбардировки Барселоны в конце войны за испанское наследство, когда были разрушены башня церкви и главный алтарь.
43.

Позднее изображение было перенесено на тимпан главного портала, где оно оставалось до 1936 г. Во время разрушения базилики в 1936 г. оно было разбито на множество кусочков, которые позже были собраны и сохранены. Святыня была позже восстановлена и возвращена на главный портал (Энрик Монжу, 1973), и только недавно была установлена в пресвитерии как титульное изображение базилики. Статуя в готическом стиле, которую мы сейчас видим — это очень распространенное изображение середины XIV в., возможно, созданная одним из последователей скульптора Пере Морагеса. Богородица с Младенцем на руках изображают Одигитрию, «указывающую путь» Иисуса Христа к поклонникам. Алебастровый стол спроектирован архитектором Хоакимом де Рос и де Рамис и открыт в 1967 г.
44.

После пожара в пресвитерии сохранились пара прекрасных люстр, и сейчас висящих над главным алтарем.
45.

Витражи апсиды
Витражи апсиды выполнены Пау Макиа, учеником Массанской школы в Барселоне. Завершенные в 1969 г., они заменили более ранние окна 1864 г., разрушенные в результате пожара 1936 г. На витражах изображены Адвент, Рождество, Богоявление, Успение Девы Марии, Воскресение, Пятидесятница и Парусия, или второе пришествие Христа. Каждая сцена представлена символическим цветом. У основания апсиды установлены герб Пи и герб Городского совета Барселоны, который финансировал работу.
46.

Сидения хора [15]
В задней части пресвитерия в 1986 г. были установлены восстановленные оригинальные барочные сидения хора, построенные в 1771 г. Они заменили те, что были разрушены в 1936 г. Лавки представляют собой интересную работу в стиле рококо, разработанную архитектором Жозепом Мас и Дордал, который также построил церковь Богоматери Милосердия. В центре каждой спинки сидения находятся символы Девы Марии в окружении растительных узоров в типичном стиле рококо с элементами классицизма.
47*.

Капелла Успения Богородицы [8]
Часовня сначала посвящена св. Гавриилу и св. Алексию, а затем Пресвятой Богородице Розария. С последних лет XV в. и до XVIII в. здесь размещался первый документально подтвержденный орган, вероятно, над деревянной платформой. С XVII в. в этой часовне также находилась статуя Успения Богородицы.
48+.

Во время Октавы 15 августа (праздника Успения Богородицы) в середине нефа устанавливался искусный временный алтарь, изображающий Деву Марию в большомложе. Нынешнее ложе было изготовлено около 1800 г. семейством Пиканьол, мастерами-резчиками по дереву. Этот тип съемных конструкций стал очень распространенным в Арагоне. Во время гражданской войны в Испании большая часть этих лож была уничтожена, за исключением собора Жироны и церкви Пи, которые в настоящее время являются единственными двумя сохранившимися в Каталонии экземплярами старых лож.
49.

Шествие Великого четверга, организовываемое братством Чистой Крови церкви Пи, было самым важным и многочисленным в Барселоне, на которое сходилось множество людей. В этом шествии проходили различные мистерии, которые рассказывали о разных местах Страстей Христовых и которые носили гильдии или ассоциации Барселоны. В 1816 г. гильдия лавочников заказала скульптору Дамиа Кампени, только что вернувшемуся из Рима, построить свою новую мистерию «Положение Господа нашего Иисуса Христа во гроб». Для скульптора этот запрос представил собой первую возможность заявить о себе и воплотить в жизнь все те знания, которые он получил в Риме. В следующем году мистерия вышла на процессию и вызвала огромное восхищение всех участников процессии. Мистерия лавочников, как ее называли в народе, продолжала выходить во время шествия Великого четверга, пока церемония не прекратилась около 1860 г. С тех пор она хранилась во дворце гильдии вплоть до гражданской войны. Много позже мистерию передали на хранение в церковь Санта-Мария-дель-Пи. В скульптурной группе изображены: Дева Мария, св. Мария Магдалина, св. Иоанн Евангелист, Иосиф Аримафейский и Никодим.
50.

51.

Капелла Девы Марии Цинты [7]
Эта часовня с 1353 г. была посвящена св. Петру. После осады 1714 г. одним из главных приоритетов прихода был ремонт многочисленных повреждений здания и его утвари, полученных во время бомбардировок Барселоны. Алтарь св. Петра, вероятно, находился в очень плохом состоянии, так как был заменен новым алтарем, спроектированным в 1733-1738 гг. Пере Коста, одним из лучших скульпторов каталонского барокко, который в то же время работал над другими проектами прихода. От этого алтаря остались только три примечательные статуи: св. Петр, св. Иаков и св. Евлалия.
52.

В 1921 г. часовня была передана в ведение комарки Тортоса, которая заказала настоящий алтарь, посвященный Деве Цинте, покровителю Тортосы. Этот новый алтарь, выполненный Юли Фоссасом в историческом стиле, состоит из камарина, где установлена Богородица, со свв. Петром и Павлом с каждой стороны, оба выполнены Франческом Ювентини. Барельеф с изображением Душ в чистилище выполнил Хосеп Мария Кампс и Арнау.
53.

Верхняя часть алтаря покрыта тремя вершинами, что является характерной чертой алтарей, выполненных Фоссами. Первая статуя Богородицы, изготовленная Антонио Пареро, была уничтожена во время пожара 1936 г. Настоящая статуя Богородицы Цинты была сделана Мати Кабре и носит серебряную корону, изготовленную Альфонсом Серраима.
54.

Капелла Богородицы Милосердия [6]
Эта часовня была создана в 1398 г. гильдией садоводов ворот св. Антония, посвятившая ее св. Абдону и св. Сеннену. Здесь хранился великолепный реликварий святых Абдона и Сеннена, который в 1410 г. был подарен гильдии знаменитым ректором церкви Пи Фелипом де Малла. Этот ковчег демонстрировался каждый год во время праздника святых покровителей (30 июля). Кроме того, известны две резные головы святых, изготовленные в 1610 г., которые устанавливались на алтаре во время специальных религиозных праздников.
55.

Настоящий алтарь был создан Джоаном Мартореллом и Монтеллс, который выполнял свои работы под влиянием Эжена Виолле-ле-Дюка. в соответствии с неоготическими тенденциями, особенно модными в то время.
56.

Смелый и модный алтарь, спроектированный Мартореллом, был создан в 1885 г. благодаря частному благотворителю, который потребовал поместить Богородицу Милосердия посреди алтаря, переместив старых покровителей в боковые части.
57.

Кроме того, в часовне были также размещены статуи св. Исидора Мадридского, св. Лаврентия, св. Марии Сервельской, св. Агнессы Римской, св. Антония Падуанского и, наверху, св. Михаила.
58+.

Капелла Непорочного зачатия [4]
Это часовня была построена к 1630 г. по заказу Гильдии торговцев и первоначально была посвящена св. Михаилу и св. Стефану Первомученику. В 1875 г. здесь было основано братство Непорочного зачатия и св. Терезы Авильской, которое заказало настоящий алтарь, посвященный святым покровителям. Автор этого алтаря, выполненного в неоготическом стиле, неизвестен.
59.

Убранство часовни хорошо сохранилось, несмотря на Гражданскую войну в Испании, однако статуи Непорочного зачатия и св. Терезы были сожжены, но позже восстановлены. Сегодня здесь также установлены статуи св. Анны и св. Матильды. В левой стене капеллы находится мемориальная доска из черного мрамора, установленная в 1791 г. перед могилой известного каталонского художника эпохи барокко Антони Виладомата прихожанина Санта-Мария дель Пи [5]. В часовне перед алтарем временно установлена статуя Успения Пресвятой Богородицы.
60+.

Капелла св. Михаила Архангела [3]
Эта великолепная неоклассическая работа была заказана гильдией торговцев Сальвадору Гурри. Архитектурный проект часовни был выполнен Томасом Соланасом, учеником Гурри в «Школе дизайна Барселоны». Основные скульптуры были сделаны Сальвадором Гурри.
61.

Алтарь является одним из первых полностью неоклассических религиозных произведений в Барселоне, созданным под сильным влиянием художественных тенденций мадридского двора и требований короля Карла III к алтарям. Систематическое использование камня и прекрасных мраморов из Каррары и Таррагоны отличается от традиционного позднего барочного стиля, распространенного в Барселоне и выполняемого из дерева. Кроме того, образ святого Михаила ближе к классической модели Виктории (Ники Самофракийской), чем к обычной иконографии как ангела-воина. К счастью, этот алтарь не был поврежден в 1936 г.
62+.

Над другими скульптурными орнаментами, а также с верхней группой, посвященной св. Мартину, работали ученики и помощники Сальвадора Гурри.
63.

Капелла Девы Марии Беспомощной [2]
Эта часовня с 1568 г. курируется штаб-квартирой Королевского Братства беспомощных, основанного в Барселоне в XIV в. с целью захоронения казненных людей, оставленных на эшафоте. В конце XVII в. пожар уничтожил часовню и алтарь XVI в. Новый алтарь был с новой статуей Богородицы выполнен известным скульптором Рамоном Амадеу и Грау.
64.

Богородица изображена в накидке в окружении двух бедных детей (привычное представление темы «Беспомощность»). Старое предание рассказывает, что скульптор придумал сюжет, когда увидел, как его собственная жена нежно забрала своих детей, после того как автор отчитывал их за проступки. Статуя представляет собой особую типологию скульптуры, очень распространенную в Испании, где только изготавливаются только голова, руки и ноги скульптуры, а остальная часть статуи одета в настоящую одежду, как манекен. Богородица Беспомощных — одно из самых известных произведений Рамона Амадеу. В 1910 году алтарь, ретабло и светильники были перестроены архитектором Жюли Фоссасом.
65+.

Ансамбль капеллы дополнен двумя картинами по бокам часовни, изображающими сцены Ветхого Завета: Семь братьев Маккавинов (слева) и Ресфа хоронит двух своих детей (справа), которые были написаны в 1833 г. художником Бонавентурой Планеллой.
66.

На верхней стороне часовни находилась картина, утерянная в настоящее время, на которой были изображены первые почитания св. Андрея и св. Антония Великого.
67.

Около капеллы установлена чаша для омывания рук.
68.

Часовня Чистой Крови [30]
Первоначально это место было задумано как место встреч прихожан, получив название часовни капитула. Строительство было поручено генеральному подрядчику церкви Бартомеу Массу, который построил его в 1468-1486 гг.
69.

Капелла была задумана как небольшая церковь, пристроенная к южной стороне храма. Однонефная часовня с многоугольной апсидой покрыта двумя частями ребристого свода. Размер часовни составляет 17,45 м в длину, 8,50 м в длину и 10,92 м в высоту. Его внешний вид одновременно строг и элегантен. Внутреннее пространство ранее освещалось через три больших окна, расположенных в южной и западной стенах. Впоследствии одно из них оказалось замурованным в результате работ по расширению приходской церкви в XVIII в. В XIX в. под мансардным экраном, расположенным в нижней части часовни, были прорублены два небольших окна. В правой стене видна небольшая кирпичная дверь, датируемая XV в. В прошлом оно использовалось для общения между священником и церковью.
70.

Вначале в этой капелле доминировал алтарь, посвященный св. Евлалии Барселонской и св. Северу Барселонскому, и распятие, подаренное инфантом Генрихом Арагонским. В 1508 г. сюда был перенесен старое ретабло Главного алтаря, демонтированное во время строительства нового. Известный каталонский грамматик и учитель прошлого Хоан Матозес завещал церкви свою большую библиотеку, с условием помещения ее в эту капеллу для каждого, став второй публичной библиотекой в Барселоне.
71.

В 1547 г. здесь было основано Братство чистой крови Господа нашего Иисуса Христа, которое с тех пор стало называться «Часовня Крови «. Через несколько лет в часовню скульптору Жоан Гра заказали новый декор, который был завершен к 1670 г. Декор состоял из большого и роскошного алтаря в стиле барокко, помещенного во главе часовни, с камарином, где располагался св. Христос Крови. Под св. Христом стояла статуя Богоматери печали. По бокам алтаря, покрывающего стены часовни, находилось одиннадцать больших картин со сценами Страстей, обрамленных тонким резьбовым орнаментом из дерева.
72.

Часовня Крови была излюбленным местом исповеди св. Иосифа Ориоля, где он слушал и принимал больных, пришедших исцелиться. В этих стенах он понял, что за всю свою жизнь пережил много чудес и выздоровлений.
73.

В 1764 г. на крыше часовни был построен архив. Это была последняя большая перестройка перед пожаром гражданской войны, который полностью уничтожил часовню, алтарь и внутреннее убранство. После войны Часовня Крови была восстановлена, была освящена новая статуя св. Христа, а в 1952 г. был сделан новый алтарь, имитирующий предыдущий 1670 г.
74+.

Вероятно, изображение св. Себастьяна.
75.

Сокровищница церкви [10]
Сокровищница совсем небольшая, но в ней выставлены настоящие драгоценные реликвии, многие из которых датируются XIV-XVIII в., а также несколько весьма примечательных картин.
76.

77.

78.

Деревянные раскрашенные и позолоченные ангелы, которые украшали погребальное ложе Богородицы.
79.

Святое семейство
Антони Виладомат считается лучшим художником эпохи каталонского барокко. «Святое семейство», вероятно, было создано в XVIII в. по заказу совета по делам прихода Пи, где Виладомат был прихожанином и где он был похоронен. На композиции изображена дева Мария, держащая младенца Иисуса Христа, а на втором месте — св. Иосиф, держащий цветочный стебель. Вся сцена демонстрирует доброту и нежность, а жесты фигур, особенно Марии, делают эту работу замечательным примером художественного наследия художника.
80.

Богоявление
Каждый год на праздник царей, второй по значимости праздник прихода, эта картина размещалась в Главном алтаре, возглавляя кавалькаду царей-волхвов. Мария держит младенца Иисуса Христа, рядом стоит св. Иосиф. Волхвы преподносят младенцу свои дары — золото, ладан и смирну. Хуан Карреньо де Миранда, придворный художник короля Филиппа IV и короля Карлоса II, был учеником Веласкеса и был выдающимся членом портретной школы испанского двора в XVII в.
81.

Сохранившиеся картины, вероятно со старинных алтарей. Слева — Усекновение главы Иоанна Предтечи, справа — Мученичество св. Витта. Сюжет картины по центру я так и не опознал.
82.

При создании поста были использованы материалы официального сайта церкви Санта-Мария-дель-Пи.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.