Барселона. Парк Сьютаделья

Парк Сьютаделья, или парк Цитадели, находится в северо-восточной части Старого города Барселоны. Парк был открыт в середине XIX в. и в течение нескольких десятилетий оставался единственной зелёной зоной в городе. На территории парка Цитадели сегодня располагаются несколько музеев, зоопарк Барселоны, искусственное озеро, а также здание Парламента Каталонии.
1.

После Войны за испанское наследство Барселона была взята войсками короля Филиппа V Бурбона. Филипп приказал построить в центре Барселоны крепость, пушки которой были направлены на жилые дома бедных районов Барселоны. Крепость постоянно напоминала жителям Каталонии об их поражении в той войне, лишившей их национального суверенитета. В то время это была одна из крупнейших крепостей в Европе.
2.

В середине XIX в., когда крепость потеряла всякое военное значение, центральные власти Испании дали согласие разрушить её; в 1869 г. крепостные стены были снесены. Из располагавшихся в крепости сооружений сохранилось несколько, среди которых служащее ныне резиденцией Парламента Каталонии здание арсенала, а также капелла и губернаторский дворец. Остальная территории крепости была превращена в парк.
3. Разрушение башни св. Иоанна

Ворота
В парке есть десять входов, из которых выделяются двое монументальных ворот, одни расположены на Пасео-де-Пуджадес, а другая — на Пасео-де-Пикассо. Они были спроектированы Жосепом Фонсере, хотя обычно их реализацию приписывают Антонио Гауди, помощнику Фонсере в то время. У входных ворот со стороны Триумфальной арки [41.3887627N 2.1836668E] установлены скульптуры, изображающие различные аллегории. Женская фигура аллегории Индустрии справа от входа напоминает классическое божество с обнаженной грудью, одетое в тунику и опирающееся на зубчатое колесо (Агапито Валмиджана, 1884).
4.

Аллегория Торговли в виде фигуры бога Меркурия изображена как беззаботный молодой человек, сидящий на коробках. Он носит крылатую шляпу и держит в одной руке мешок с монетами, а в другой — кадуцей. Рядом с ним сидит путто (Агапито Валмиджана, 1884).
5.

У аналогичных входных ворот, установленных возле зоопарка [41.3858126N 2.1860325E], установлена пара скульптур, также изображающих аллегории (Венанси Валмиджана, 1984). Хотя проект всех четырех фигур был разработан братьями Валмиджана, практическое изготовление этой пары было поручено Жозепу Каркассо. Аллегория моря — снова женщина; само море представлено якорем и цепями, расположенными вокруг железного пилона, где расположены пришвартованные лодки. Путто держит рыболовные сети.
6.

Аллегория сельского хозяйства — это женская фигура без мифологических отсылок, обычная женщина-крестьянка, опирающаяся на вилы, с гроздью винограда в руке. Рядом с ним путто также держит виноград и колосья в руках.
7.

Замок трёх драконов [41.3881711N 2.1834844E]
В здании, украшенном драконами, с 1920 г. и по 2010 г. располагался уникальный Зоологический музей Каталонии. Замок трех драконов в стиле модерн был построен в 1887-1888 гг. для Всемирной выставки 1888 г. каталонским архитектором Льюисом Доменек-и-Монтанером.
8.

Основой постройки стал кирпич и листовое железо. Здания представляет собой квадрат в плане с башнями по четырём углам. Верхняя часть стен увенчана зубцами в два ряда, которые соединены между собой мостиками.
9.

Уникальность замку придают белые керамические плиты, обрамляющие верхнюю часть фасада. На них нанесены синие рисунки растений, животных и людей. Оконные проёмы некогда украшали витражные стекла, однако в результате взрыва бомбы во время Гражданской войны в Испании они были утрачены.
10.

Каскад парка Сьютаделла [41.3897125N 2.1865368E]
Каскад парка Сьютаделла, также известный как Большой каскад (Монументальный каскад), представляет собой архитектурный и скульптурный комплекс с фонтанами и водными источниками. Он был построен между 1875 и 1888 гг. по генеральному проекту Жозепа Фонсере, в то время как гидравлический проект был разработан Антонио Гауди. Источником вдохновения для авторов стал фонтан Треви в Риме. В создании различных скульптурных элементов приняли участие различные каталонские скульпторы. Мне не повезло, так как мало того, что я посетил парк ближе к вечеру, когда были не лучшие условия для фотографирования, так еще и сам каскад находился на реконструкции. Но уж что сфотографировал, о том и расскажу.
11*.

Аналогичная фотография, но сделанная ясным днем, да с работающими фонтанами, найдена в недрах Википедии.
12*.

Центральная скульптурная группа фонтана — «рождение Венеры». Проект был разработан братьями Агапито и Венанси Валмиджана. Воплотил замысел в камне Эдуард Аленторн. Главный замысел скульпторов представляет собой рождение богини Венеры. Она стоит с поднятыми руками в морской раковине, обрамленная двумя наядами возле ног. Скульптура возвышается на наборе неправильных скал, из которых появляется первый водопадный источник. Ниже Венеры представлены четыре фантастические морские лошади частично с телами конец, частично — с туловищами рыб, которые везут воображаемую карету (Анри Эсперандьё).
13.

Справа и слева от Венеры две мраморные скульптуры фавнов, изготовленные каталонским скульптором Россендом Нобасом.
14.

15.

Квадрига Авроры также создана Росседом Нобасом. Это аллегория Авроры, расположенная на квадриге, запряженной четырьмя лошадьми. В правой руке она держит факел, как символ света, которым она каждое утро освещает мир. Вес квадриги составил 30 тонн, что заставило архитектора Элиза Рогента усилить конструкцию арки. Богиня утренней зари была водружена над каскадом в 1888 г.
16.

Грифоны — мифологические животные, помесь льва и орла. Всего грифонов, из пасти которых изливается вода, четыре, и у каждого из них есть свои особенности: у одного грифона голова орла, а у трех остальных — льва. Кроме того, крылья каждой фигуры различны: у одного перепончатые, как у летучей мыши, у второго покрытые чешуёй, у третьего из перьев. Возможно, из-за фантастической природы эти фигуры не так реалистичны, как остальная часть фигур фонтана, и обозначают более стилизованный и декоративный стиль, которая считается ранним проявлением модерна. Скульптуры грифонов создал каталонский скульптор Рафаэль Атче-и-Ферре в 1888 г.
17*.

У основания искусственной скалы статуи мужа и жены — Нептуна и Амфитриты, изготовленные Мануэлем Фукса и Жозепом Гамо соответственно. Амфитрита — нереида, жена Нептуна. Фигура полуголая и держит копье, а ее голова повернута к морским лошадям. Нептун, бог моря, образует пару с предыдущей фигурой. Как и Амфитрита, он направляет взгляд на морских коней и держит в руках трезубец, обычный иконографический атрибут этого бога. Фигура создана в технике контрапоста, который обозначает скрытое напряжение, контрастирующее со спокойной позой его жены, Амфитриты.
18.

На фронтоне декорации изображена еще одна богиня красоты и любви Венера, рожденная в море, в окружении пяти путти с раковинами и улитками (Франческ Паджес). Справа и слева от Венеры установлены скульптуры Леды и Данаи, созданные Мануэлем Фукса и Джоаном Флотатсом.
19.

Рядом со входом в Аквариум в верхней части памятника находятся два медальона с рельефами ящериц, разработанные Антонио Гауди. Дизайн животных довольно натуралистичен и напоминает фигуры апсиды храма Саграда Фамилия, которые знаменитый архитектор сделал несколько позже.
20.

21.

В отсутствие работающих фонтанов и воды в бассейнах вид у всего комплекса не самый лучший.
22.

Поэтому рекомендую посмотреть на видео работающего фонтана. Зрелище завораживает.

По всему парку установлено множество самых разнообразных статуй, бюстов и памятников. Некоторые «прячутся» в кустах, так что найти их все очень сложно. Вот неполный список имеющегося.

Памятник в честь Всемирной выставки 1888 г. [41.3890887N 2.1844822E]
В рамках празднования столетия Всемирной выставки этот скульптурный коллаж на бетонной платформе посреди пруда был заказан в 1991 г. каталонскому художнику и скульптору Антони Клаве. Основным элементом являются четыре больших зубчатых колеса, за которыми установлена высокая алюминиевая панель с различными элементами коллажа в абстрактном стиле.
23.

24.

Арибау [41.3887899N 2.1846834E]
Арибау – так называется памятник, посвященный каталонскому писателю и экономисту Бонавентуре Карлосу Арибау, считающемуся основоположником каталонского ренессанса. Памятник разработал в 1884 г. архитектор Жозеп Виласека и изготовил скульптор Мануэль Фукса.
25.

В 1934 г. оригинальная каменная статуя была заменена бронзовой копией, сделанной каталонским скульптором Энриком Монжо. Памятник состоит из круглой подставки, на которой стоит восьмиугольное основание с надписью «La Pátria», на котором возвышается ионический пилястр с надписью «A Aribau». Пилястр завершается фигурой писателя.
26.

Памятник Мануэлю Мила и Фонтанальс
Бюст каталонского поэта и филолога Мануэля Мила был первым, посвященным победителям Барселонских Цветочных игр в парке. Он был создан в 1908 г. Мануэлем Фукса, в то время как постамент был спроектирован архитектором Хуаном Рубио. Однако в 1964 г. постамент был заменен нынешним, простым каменным параллелепипедом.
27.

Памятник Эмили Виланова
Романтичный бюст каталонского писателя Эмили Виланова был изготовлен в 1908 г. по проекту каталонского скульптора Пера Карбонелла. Постамент памятника, украшенный ионическими волютами и гербом Барселоны и увенчанный лавровыми листьями, создал каталонский скульптор и архитектор Бонавентура Бассегода.
28.

Памятник Мария Агуило [41.3885585N 2.1851139E]
Мраморный памятник майоркскому поэту, библиографу и лингвисту Мария Агуило создал в 1909 г. каталонский скульптор Эусеби Арнау. Бюст установлен на постаменте в форме параллелепипеда с цветочным декором в стиле модерн.
29.

Памятник Виктору Балагуеру [41.3888956N 2.1851286E]
В 1910 г. в парке был установлен памятник каталонскому поэту, историку и политику Виктору Балагуеру. Постамент выполнил Жозеп Пуч-и-Кадафалк, который спроектировал колонну, увенчанную ионическими волютами. Бюст Виктора Балагуера изготовил Мануэль Фукса.
30.

Памятник Ллео Фонтова
В этом бюсте отдана дань уважения актеру и драматургу Ллео Фонтова, постоянному исполнителю театральных произведений Серафи Питарры. Автором памятника был молодой скульптор и художник Пабло Гаргалло, недавно вернувшийся из парижской стажировки. Гаргалло в 1910 г. создал и пьедестал, и бюст: первый состоит из цилиндрической колонны с путто и маской комедии у ее основания, увенчанной свитками с гирляндами; второй представляет собой бюст Ллео Фонтова.
31.

Памятник Теодору Льоренте [41.3881173N 2.1858166E]
В 1912 г. в парке был увековечен валенсийский поэт, журналист и политик Теодор Льоренте. На постаменте, спроектированном архитектором Александром Солером, с цветочным декором в стиле модерн, установлен бюст поэта, выполненный скульптором Эусеби Арнау.
32.

Памятник Жоану Марагалю [41.3887567N 2.185712E]
В 1913 г. в парке была отдана дань уважения знаменитому каталонскому поэту Жоану Марагалю, который умер двумя годами ранее. Постамент, созданный каталонским архитектором Льюис Доменек и Монтанер, украшен скульптурными фигурами девушек, танцующими национальный каталонский танец сардану.
33.

Мраморный бюст поэта также создал Эусеби Арнау.
34.

Памятник Жоакиму Вайреда
После начала Первой мировой войны, в 1915 г. по инициативе Совета музеев был установлен бюст художника Жоакима Вайреды. Оригинальный постамент, созданный испанским архитектором Пере Фальке в форме колонны с четырехугольной капителью в стиле сецессион, был заменен полукруглым пьедесталом с палитрой художника в центре. Бюст реалистичен и представляет художника в артистическом плаще и берете.
35.

Памятник Пепите Тейксидор [41.38918N 2.18581E]
Цикл бюстов, начатый Цветочными Играми, был завершен в 1917 г. первым бюстом в парке, посвященным женщине, художнице Пепите Тейксидор. Инициатива памятника принадлежит писательнице и феминистке Карме Карр. И постамент, и бюст изготовил Мануэль Фукса.
36.

Памятник жертвам нацизма [41.3887386N 2.1861023E]
Памятник жертвам нацизма, изготовленный в 1987 г. канадским скульптором Андре Фотё, посвящен жителям Барселоны, погибшим в немецких концлагерях и создан по инициативе городского совета Барселоны по предложению ассоциации узников концлагеря Маутхаузен «Amicale de Mauthausen». Памятник расположен в цветочной клумбе и состоит из большого слегка наклоненного железного кольца, опирающегося на железные столбы.
37.

Под этим кольцом находится прямоугольный каменный монолит с мемориальной доской.
38.

Памятник каталонским волонтерам [41.3883281N 2.1874809E]
Памятник отдает должное 14 тысячам добровольцев, сражавшихся за Францию в Первую мировую войну. Он был изготовлен в 1922 г., и в 1936 г. был окончательно размещен в парке. Эта работа получила главный приз на Парижской выставке декоративного искусства 1925 г. На ней изображен обнаженный мужчина с поднятыми руками и лавровой ветвью в правой руке, символом свободы. После Гражданской войны посвящение было отменено, и в 1954 г. его гениталии были прикрыты виноградным листом. В 2011 г. виноградный лист был удален.
39.

Конный памятник генералу Жоану Прим-и-Пратсу [41.3863922N 2.1867996E]
Величественный памятник был создан в соответствии с проектом архитектора каталонца Жозепа Фонсере и скульптора Луиса Пуиггенера. Уничтоженная в 1936 г. оригинальная работа была заменена в 1948 г. другой, разработанной скульптором Фредериком Маресом. Памятник посвящен каталонскому военному и политическому деятелю Жоану Прим-и-Пратсу. На постаменте представлены рельефы со сценами военных действий персонажа, а на вершине стоит конная статуя генерала в военной форме с фуражкой в руке.
40.

Битва за Кастильехос и Военный совет перед выводом войск после Мексиканской экспедиции
41*.

Скульптура «Отчаяние» [41.3876479N 2.1880656E]
Знаменитая скульптура «Отчаяние» была создана Жозепом Лимона в 1907 г. Модернистское произведение получило почетный приз на V Международной художественной выставке в Барселоне в 1907 г. В 1984 г. оригинальная статуя была передана на хранение в Национальный музей искусства Каталонии и заменена в парке пластиковой копией.
42.

Ротонда транссексуала Сони [41.389133N 2.1860701E]
Рядом с этой музыкальной ротондой 6 октября 1991 г. группой неонацистов была жестоко убита женщина-транссексуал Соня Резальво Зафра, и теперь ротонда носит ее имя.
43.

Скульптура мамонта [41.3890485N 2.1871054E]
Репродукция мамонта должна была стать частью серии скульптур доисторических животных. Но, в конце концов, по окаменелости, найденной в Сибири, в 1907 г. был воссоздан только этот мамонт. Моделирование велось геологом Норберто Фонтом. Железобетонная фигура высотой 5,6 м была восстановлена в 1998 г.
44.

К сожалению, я не успел посетить барселонский зоопарк, также расположенный в парке Сьютаделья. И на это надо будет в будущем потратить минимум полдня.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.