Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре

Церковь Санта-Мария-Маджоре — одна из четырёх главных базилик Рима, входящая в список семи римских паломнических базилик.
1*. Так выглядела церковь в XVIII в. на старинной гравюре Джованни Пиранези.
Piranesi-Santa%20Maria%20Maggiore1

Добраться до нее проще всего на метро до площади Виктора Эммануэля II (станция называется аналогично — Vittorio Emanuele). Площадь окружена зданиями с широкими портиками в стиле XIX века. Работы по созданию площади начались вскоре после переноса столицы из Флоренции в Рим в 1871 году.
2.
DSC_2438

В центре площади расположен парк с руинами фонтана, построенного во времена римского императора Александра Севера. Большая центральная ниша была занята скульптурой; наверху располагалась колесница, запряженная четверкой лошадей. Две мраморные группы, показывающие трофейное оружие и броню, находились под двумя арками с обеих сторон. Ниже был ряд ниш, где стояли другие статуи вокруг четырехугольного большого бассейна. В 1500-х годах две группы трофеев еще стояли на руинах фонтана, но к концу века они были перенесены на Капитолийскую площадь, где они находятся до сих пор. Называемые в народе «Трофеи Марио», они олицетворяют победы общей Гая Мария над кимврами и тевтонами.
3.
DSC_2444

Рядом находится симпатичный фонтан del Fritto Misto.
4.
p001

Волшебная дверь (Porta Magica), которая служила входом в виллу Паломбара, где жил алхимик Массимильяно Паломбара.
5.
DSC_2439

Церковь Santi Vito e Modesto. К церкви примыкает арка Галлиена (Эсквилинские ворота). Эсквилинские ворота представляют собой квадратное строение из травертина с большой аркой (высота — 7,30 м, ширина — 3,5 м), два маленьких боковых прохода были снесены в Средние века. Бывшие Эсквилинские ворота Сервиевой стены (предположительно V в. до н.э.). В 262 г. были посвящены императору Галлиену. Ворота упоминаются у Овидия и Тита Ливия.
6.
p002

6a. Арка Галлиена на гравюре Пиранези. На заднем плане слева виден фонтан Александра Севера, о котором рассказывалось немного ранее.
Piranesi-Arch_of_Gallienus

Возле церкви работает фонтан Монти, дающий возможность утолить жажду.
7.
DSC_2448

По улице Via Carlo Alberto выходим на площадь Санта-Мария-Маджоре с расположенными на ней фонтаном и колонной. Фонтан работы скульптора Карло Мадерно создан в 1615 году по заказу Павла V Боргезе. В основе фонтана большой продолговатый бассейн из травертина, возвышающийся над уровнем улицы.
8.
p005

Выйдя из базилики на площадь Санта-Мария-Маджоре, обратите внимание на украшающую ее колонну, которую увенчивает фигура св. Марии. Колонна происходит из базилики Максенция и Константина на Римском форуме, а здесь была установлена в правление Павла V. Колонна украшена геральдическими скульптурными изображениями дракона и орла.
9.
p034

10.
DSC_2469

11.
DSC_2464

12.
DSC_2472

Церковь Санта-Мария-Маджоре
С основанием церкви Санта-Мария-Маджоре связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 44 г. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга.
13.
DSC_2449

14.
p003

14а.
p004

15.
DSC_2463

16.
DSC_2471

Вид на Сикстинскую капеллу (не путать с одноименной капеллой в Ватикане) и небольшую колонну в честь Генриха IV по случаю его обращения в католичество.
17.
DSC_2599

С обратной стороны церкви, куда выходит апсида, находится площадь Эсквилин с одноименным обелиском.
18*. Вид с гравюры Пиранези
Piranesi-Santa%20Maria%20Maggiore

18а.
DSC_2605

19.
DSC_2607

20.
p035

21.
DSC_2604

22.
DSC_2606

Чтобы попасть внутрь церкви, пришлось пройти тщательный досмотр наподобие аэропортовского. И, как выяснилось позже, за неделю пребывания в Риме этих досмотров был минимум десяток, на входе в каждый крупный объект.
В лоджии Благословения на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в. У входа справа установлена статуя Филипа IV Испанского.
23.
DSC_2589

24.
DSC_2590

Внутри слева и справа от входных ворот установлены в чем-то схожие скульптурные группы. Правая — могила Клемента IX.
25*.
p033

От входа можно рассмотреть интересное оформление интерьеров.
26. Бюсты выдающегося скульптора в стиле барокко Алессандро Альгарди и папы Бенедикта XIV.
DSC_2580

27.
p006

28.
p007

29.
p010

Базилика в первую очередь поражает своими размерами. В центральном нефе находятся мозаики V века на сюжеты из Ветхого Завета, поражающие своей свежестью, яркостью красок и красотой. Сюжеты мозаик триумфальной арки — Благовещение, рождение Христа и поклонение ему. Они созданы в V веке, но, вероятно, позднее, чем арки центрального нефа, — в них ощущается влияние Византии.
30*.
p009

31.
DSC_2542

32.
DSC_2541

Внимание привлекает деревянный кессонированный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света (из Перу), которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы. Пол в стиле косматеско (семейства Космати) XII в. значительно изменен реставрацией, произведенной в XVIII в.
33*.
p008

В мозаике апсиды, где изображено Коронование Марии, сочетаются части, относящиеся к V в., с теми, которые были созданы Якопо Торрити в конце XIII в., когда по указанию папы Николая IV перестраивали апсиду. Именно к этому времени относятся все фигуры.
34.
DSC_2516

35.
DSC_2519

36.
p019

37.
DSC_2540

38.
DSC_2518

39.
DSC_2528

В базилике с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы. Их называют Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами. На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено; есть мнение, что их возраст меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа. Возможно, эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню. Дощечки помещены в драгоценный реликварий, который установлен в крипте под главным алтарём базилики. В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря. Перед реликварием помещена скульптура коленопреклонённого папы Пия IX работы Джакометти. По традиции 25-го числа каждого месяца к яслям допускают верующих для поклонения, а в рождественский сочельник совершают с ними крестный ход вокруг базилики.
40.
DSC_2517

41.
p017

42.
DSC_2520

43.
p015

44.
p016

Большой интерес представляют три капеллы. Расположенная справа Сикстинская капелла построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Капеллу увенчивает купол, она отличается богатством декора. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их надгробные памятники украшены барельефами. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо.
45.
p020

46. Затемнения слева и справа вверху — от прутьев решетки. Вход внутрь был закрыт.
p022

47.
%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%20%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8B

Справа находится Паолинская капелла, называемая также капеллой Боргезе, поскольку она построена по приказу Павла V, происходившего из семейства Боргезе. План этой капеллы соответствует капелле Сикста, но её декоративное убранство отличается ещё гораздо большей роскошью. В капелле похоронены Климент VIII и Павел V. В этой капелле находится наиболее почитаемый в Риме образ Девы Марии византийского происхождения — Salus Populi Romani (Спасение народа римского). Наименование «Спасение народа римского» присвоено этой иконе потому, что именно её святой Григорий Двоеслов носил в 590 году крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы, которая тогда же прекратилась. Предание приписывает авторство иконы апостолу Луке. Искусствоведы традиционно датируют икону VI веком.
48.
DSC_2552

49.
p018

50.
%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%20%D0%9F%D0%B0%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8B

Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно, по проекту Микеланджело.
51.
%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%A1%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0

Баптистерий
52.
p029

53.
p030

54.
DSC_2575

Капелла св. Михаила
55.
p028

Капелла распятия
56.
p025

Слева и справа можно пройтись по богато оформленным боковым нефам.
57.
p012

58. Скульптурная группа Мадонны «Ave Regina Pacis» (Радуйся, Царица мира)
p013

59.
p027

60.
p026

61.
p024

62.
p014

63.
p011

Расписной потолок «Четыре евангелиста»
64.
p023

Традиционное небольшое видео:

Список координат

Площадь Виктора Эммануила II 41.8944989N 12.5042653E
Руины фонтана Александра Севера 41.8951937N 12.5037181E
Фонтан del Fritto Misto 41.8949142N 12.5037611E
Ворота Алхимиков (Магические Ворота) 41.8955051N 12.5036967E
Церковь Santi Vito, Modesto e Crescenzia 41.8958545N 12.5016864E
Эсквилинские ворота 41.8957737N 12.5013565E
Фонтан Монти 41.8957727N 12.5016716E
Колонна Санта-Мария-Маджоре 41.8970225N 12.4993864E
Фонтан Санта-Мария-Маджоре 41.8970584N 12.49933E
Церковь Санта-Мария-Маджоре 41.8976254N 12.4984127E
Обелиск Эсквилин 41.8981844N 12.4975008E

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.