Базилика Сан-Бернардино-да-Сиена, более известная как базилика Оссерванца (от древнего названия ордена меньших братьев), — католическое культовое сооружение, расположенное в Сиене на холме Каприола, где жил св. Бернардин, и являющееся самой важной церковью за пределами города. Кто бы ни обратил свой взгляд за пределы Сиены на северо-восток от ворот Порта д’Овиле, он все равно раньше других деталей пейзажа встретит круглый купол, примыкающий к колокольне Оссерванца и длинные стены монастыря.
1.
В левой части лоджии базилики ранее была построена капелла Баллати. Сейчас через бывшую капеллу, обойдя базилику с восточной стороны, можно выйти на площадь с панорамными видами.
2.
Внутри бывшей капеллы можно увидеть современную картину монастырской жизни с видом на Сиену.
3.
Вход в монастырь осуществляется через большую деревянную дверь справа от портала церкви. Из первого притвора можно попасть в центральный клуатр XVII в., в северную часть клуатра XVI в. (справа) или в длинный коридор (слева), который сейчас называется коридором Сан-Бернардино и ведет в сакристию и лоджию Пандольфо. Коридор проходит вдоль большого центрального клуатра (справа, виден из больших окон), а слева — вдоль правой внешней стены нефа церкви: с этой стороны, из проемов на уровне пола, видна крипта. Коридор был открыт во время реконструкции XVII в.: чтобы оценить его архитектурную ценность, нужно смотреть на него со стороны креста, который он образует в конце, предлагая хороший визуальный эффект в решающей точке новой планировки монастырского комплекса XVII в. С этой точки можно попасть во внутреннюю часть монастыря (справа, через лоджию Пандольфо), в сакристию (впереди) и в пресвитерий церкви (слева).
Крипта
Многочисленные надгробия в полу, фреска Страшного суда на заднем плане и особый свет, распространяющийся по красноватым кирпичам без арок больших окон, через которые он проникает при входе, должны были придать окружающей обстановке оттенок, однозначно напоминающий о тайне смерти и загробной жизни. Спустившись с восточной стороны через проем в конце лоджии, можно попасть на площадку, которая через боковую дверь открывает доступ к кладбищенскому склепу. Сначала мы попадаем в вестибюль, который с противоположной стороны от входа ведет к усыпальнице Петруччи, а справа, спустившись на несколько ступенек, — в обширное помещение, характеризующееся широкими, низкими, бочкообразными сводами с люнетами, выполненными из кирпича, заканчивающимися глубокими окнами с правой стороны. На задней стене, за современным травертиновым алтарем, ранее находилась фреска Страшного суда работы Джироламо ди Бенвенуто, снятая в 1910 г. и ныне расположенная в задней стене монастырского музея. Ориентация крипты обратная по отношению к нефу над церковью.
4.
Склеп расположен под главным нефом и содержит захоронения Джакомо Коццарелли (архитектора ризницы), Гвидоччо Коццарелли, Франческо ди Джорджио, Пьетро ди Франческо Ориоли и Бернардино Перфетти. Усыпальнца Петруччи расположена под ризницей и содержит, среди прочего, захоронения Пандольфо Петруччи и Селии Петруччи. Большая арочная гробница из травертина с архитектурными конструкциями в классическом стиле и искусной резьбой, была построена для Силии Петруччи, которая умерла в возрасте 15 лет в 1558 г. Работа приписывается Франческо да Сиена, недавно заново оцененному в сиенской живописной культуре XVI в.
5.
В крипте можно увидеть еще несколько захоронений, на которых изображена специфическая геральдика. Среди имен погребенных хорошо читается имя Джакомо Коццарелли.
6.
7.
8.
Келья св. Бернардина
Как известно, первоначальное ядро св. Бернардина пострадало во время реконструкции монастыря в XVII в. Тогда на верхнем этаже монастыря находилась келья св. Бернардина, которая была перенесена в крипту и оставалась там до 1939 г., когда было опеределено ее нынешнее местоположение.
9.
Это реконструкция почтенного места, в котором жил святой во время пребывания в монастыре, выполненная с использованием некоторых оригинальных материалов (например, небольшой входной двери) и сопровождаемая произведениями искусства и реликвиями.
10.
В первом отделении хранятся дорожная ряса, другие одежды и ткани, которые были на святом во время его смерти в городе Аквила, привезенные сюда сразу после его кончины, а также хабит и скрижаль с монограммой, датированная 1425 г. и, вероятно, использовавшаяся святым во время празднования Имени Иисуса в том же году (хранятся во втором отделении, келье); они сочетают в себе почтенный характер с важностью исторического свидетельства. Не менее важны автографы, хранящиеся в святилище в первой комнате, в частности письмо св. Иакова из Марке.
11.
На задней стене первого помещения обратите внимание на терракоту с изображением св. Бернардина в скорбном созерцании, сначала приписываемую Урбано да Кортона, затем более позднему периоду и, вероятно, являющуюся копией оригинальной терракоты работы Коццарелли.
12.
На алтаре кельи бюст святого с фасада церкви, приписываемый Лоренцо ди Пьетро, известному как Веккьетта.
13.
Ризница
Из коридора можно попасть в Ризницу. Это одно из самых значительных помещений пристройки Коццарелли. Ризница была заказана Пандольфо Петруччи, правителем Сиенской Республики с 1487 по 1512 г., в качестве его погребального мавзолея. Дверь Сакристии оригинальна и имеет очень необычные ручки в форме двух дельфинов, что является аллюзией на имя Пандольфо. Над архитравом изображен фамильный герб Петруччи. Знак покровителя встречается так же часто, как и незаметно вставлен в карнизы сводчатого потолка и в центр самого потолка. В то время как гербы на архитравах монастыря и ратуши выполнены из однотонного камня, гербы на потолке ризницы — двухцветные, с элегантным сочетанием синего и золотого, разделенных косыми зубцами. Также в стиле раннего Возрождения выполнена деревянная мебель на стенах, оригинальная резьба Антонио ди Нери Барили, датируемая 1497 г. и восстановленная после войны. Вдоль деревянной мебели проходит эпиграф: «Пандольфо Петруччи посвятил это святое место со всеми его украшениями: вы, богатые, если вы также уважаете святыню, вы будете подражать его щедрости по отношению к этим отцам; год 1497«.
14.
На задней стене сакристии, у алтаря, в полукруглой экседре с раковиной и пилястрами, украшенными канделябрами, находится исключительная полихромная терракотовая группа Оплакивания тела Христа, с уверенностью приписываемая (по стилю и документальным свидетельствам) Якопо Коццарелли. Группа состоит из тела Христа, лежащего на переднем плане, Богородицы, склонившейся над ним; на заднем плане пара мужских фигур слева (св. Иосиф Аримафейский, который нашел гробницу и собрал кровь Иисуса, и ученик св. Никодим, который был свидетелем суда), пара женских фигур справа (св. Мария и св. Мария Магдалина; слева фигура св. Иоанна Богослова, которая была удалена из группы в XIX в., но позднее восстановлена в своем первоначальном положении. Справа, вероятно, первоначально находилась фигура св. Бернардина в медитации, копию которой мы видели в Келье.
15.
На месте белой штукатурки ниши до 1950-х гг. находилась фреска на заднем плане группы, с крестом на переднем плане, деревьями и городом вдали, вероятно, современница терракоты. Реставрация скульптурного произведения проводилась в 1982-1984 гг. и выявила высокое качество исполнения. Индивидуальное выражение боли на лицах прохожих отличается высокой школой, а эффектное распределение фигур свидетельствует об удивительной зрелости художника, уже заметной в драматической позе оставленного тела Христа.
16.
Интимная сцена материнской скорби дополнена горестным размышлением о тайне смерти Спасителя двух пар позади (каждая из которых в своем горе обращена в разные стороны) и завершена латеральностью двух созерцающих Святых: вневременное присутствие Бернардино также придает универсальность представленной тайне.
17.
Слева находится вход в комнату, в настоящее время используемую для хранения облачений и предметов культа, где сохранилось мраморное лавабо изысканной работы, с чашей, поддерживаемой опорами. Примечателен орнамент из фестонов и фруктов с гербом Петруччи в центре. Работа приписывается Джакомо Коццарелли.
Перед алтарем, вмонтированным в пол, находится мраморная погребальная панель правителя, окруженная эпиграфом, состоящим из следующего двустишия: «Чтобы его потомки могли покоиться с ним, Пандольфо устроил здесь свою гробницу и свою собственную«.
18.
Монастырский музей Аурелио Кастелли
Музей монастыря посвящен падре Аурелио Кастелли, настоятелю монастыря с 1867 по 1894 г., благодаря его известности как ученого и заслугам в восстановлении автономии монастыря после последней экспроприации в XIX в. Выделение этой комнаты под музей относится к 1910 г., когда из крипты на ее нынешнее место была перенесена фреска Джироламо ди Бенвенуто.
19.
Десять лет спустя был открыт музей, собравший в этом месте различные сокровища из церкви и монастыря. Фреска расположена на задней стене: она имеет значительные пробелы, выпадения и изменения в цвете.
20.
В центре фрески архангел Михаил держит меч и весы. Справа от него две фигуры праведников поднимаются из могил, чтобы достичь небес; слева из ковчега в порыве тщетного раскаяния выходит отступник, а другой уже на пути в адские пещеры. Вверху два ангела трубами возвещают о начале суда. В более широком абрисе стоит Христос-судья.
21.
В центре комнаты в двух витринах выставлены иллюминированные хоровые книги, которые помогали монахам во время их совместного пения. Это серия из шестнадцати томов, результат производства, рассчитанного на весь литургический год. Большинство рукописей были созданы в 1470-1480-х гг. в самом монастыре, где с первой половины столетия было подтверждено наличие скриптория, которому благоволил св. Бернардин. Полученное им в юности образование (изучение философии и права) и постепенное распространение ценностей гуманизма способствовали укоренению в сознании святого идеи важности письменного слова и передачи знаний. В скриптории были сделаны копии его трудов, а также книг отцов церкви, трактатов, бревиариев и служебников, некоторые из которых содержали примечания, добавленные самим Бернардино.
22.
Коллекция хоровых книг, представленная в музее, состоит из градуалов, кириалов, антифонариев и псалтырей. В качестве скрипторов были определены три сиенских автора: фра Джованни ди Пьеро ди Вико, фра Якопо ди Филиппо Торелли и фра Бенедетто. Четыре книги, по-видимому, украшены изображениями неизвестных авторов, находящихся под влиянием мастерской Сано ди Пьетро. В рукописях также присутствуют некоторые работы великих художников — Бенвенуто ди Джованни, Маттео ди Джованни и Франческо ди Джорджо, которые создали некоторые из самых красивых миниатюр.
23. Антифонарий 4 (фра Джованни ди Сиена).
Кодекс Da Animalibus. Миниатюры на титульном листе (Франческо ди Джорджо, ок. 1463). Темпера по пергаменту, 39×28 см. На листе видны следующие миниатюры: Аллегория Целомудрия с единорогом, Геркулес и Немейский лев, Геркулес и Лернейская гидра, Геркулес убивает Несса, Два ангела, держащие герб.
24.
Слева от входа находится голова Иисуса от Распятия (Ландо ди Пьетро, 1338). Полихромное резное ореховое дерево, высота 32 см. Как уже упоминалось, Распятие Ландо, находившееся на главном алтаре и не имевшее общепризнанного авторства, было почти полностью уничтожено во время бомбардировки 1944 г. Среди обломков были найдены два фрагмента от ног и несколько от лица, что позволило частично восстановить оригинальную полихромию.
25.
Скульптор не вырезал Распятие из единого куска дерева, а буквально собирал его, сопоставляя различные части с помощью дюбелей и клея, и, наконец, изваял каждую мелкую деталь с точностью и ясностью, характерными для ювелира, умеющего обращаться с резцом, благодаря также чрезвычайной твердости ореха. В результате полученных повреждений и выяснилась подлинная история необыкновенной деревянной скульптуры. В углублении колена был спрятан небольшой пергамент с датой и именем автора, который отдавал свою душу Христу. В углублении головы хранился пергамент большего размера с еще одной молитвой автора и указанием его имени и даты исполнения (1338), а также с напутствием: «Эта фигура была сделана по подобию распятого сына Бога живого и истинного, и мы должны поклоняться ему, а не этому дереву«.
26.
Это единственная известная деревянная скульптура Ландо ди Пьетро, известного также как ювелир (в 1311 г. он изготовил корону для императора Генриха VII и как архитектор: именно он в 1339 г. (за год до своей смерти) начал строительство нового Сиенского собора по знаменитому, грандиозному, но так и не реализованному проекту. Моделировка лица, мягкая, мимолетная и как бы расфокусированная, очень хорошо передает мускульную расслабленность момента после смерти. Жизненная дрожь характеризует волосы, которые движутся мягкими волнами, и щетинистые волосы бороды, которые вторгаются в щеки, избегая симметричного расположения в кудрявых локонах.
27.
Над восстановленной частью деревянной головы виден гипсовый слепок, сделанный скульптором Вико Консорти в 1949 г. Скульптор в первую очередь известен Святыми воротами собора св. Петра в Ватикане.
28.
Слева на длинной стене напротив входа, как свидетельство изобретательности отца Кастелли, находится приспособление для вечного календаря. Далее значительный интерес представляет надгробная плита Никколо Пикколомини (1467), архиепископа Беневенто. Работа, отполированная трением прохожих, ранее приписывалась Веккьетте и Антонио Федериги; сегодня считается, что это работа неизвестного скульптора. Плита долгое время была вмонтитрована в тротуарное покрытие у входа в церковь.
29.
В конце витрины с кодексами находится реликварий с одеяниями св. Бернардина. Выполненный из меди, позолоченной бронзы и серебра, он украшен эмалевыми орнаментами и несколькими оправленными камнями. В местах пересечения стеклянных осей — символы сиенского муниципалитета (черно-белая бальзана, надпись libertas, лев на красном поле, волчица с близнецами из легенды об основании, Аскием и Сением, сыновьями Рема); между гербами и камнями — украшения с цветочными мотивами. В верхней части два ангела несут Имя Иисуса. Эта часть объекта была выполнена в 1454-1462 гг. по заказу Сиенской консистории ювелиром Франческо д’Антонио и находится в одном ряду с его реликварием Святого Гвоздя для церкви Санта Мария делла Скала и реликварием руки св. Иоанна в Опера дель Дуомо. Работа изначально была заказана сиенским муниципалитетом знаменитому Джованни ди Турино. На основании имеется надпись «Сиенцы собрали в эту серебряную урну одежды Бернардина, своего исповедника: он вознесся на небо 20 мая 1444 г.«. В верхней части — дополнения, сделанные в 1682 и 1725 гг. ювелиром Доменико Бонечи: один ангел держит посох, другой — две митры (символы двух епископств Феррары и Урбино, предложенные святому и отвергнутые им). В центре — реликварий в виде кивория с волютами, содержащий прах прекордиума св. Бернардина; выше — небольшой, но сложный реликварий для зуба, завершающийся францисканским символом — рукой Христа, скрещенной с рукой Франциска.
30.
Произведение находится внутри процессиональных носилок из резного и позолоченного дерева, выполненных резчиком Пьетро Монтини в 1687 г. В нижней части основания имеются четыре квадратных отверстия для вставки жердей, которые опираются на плечи носильщиков. По углам четыре маленьких стоящих ангела держат гирлянды листьев, которые, обвиваясь вокруг завитков, соединяются в центре в большой бутон; вверху, на двух гранях, высечена эмблема бернардинцев с лучами
31.
Рядом с реликварием выставлена табличка с именем Иисуса, датированная 1425 г. и, как полагают, принадлежавшая св. Бернардину, которую он использовал во время публичных проповедей.
В музее представлены литургические облачения, датируемые периодом с XV по XIX в., такие как мантии, ризы и епитрахили как местного, так и зарубежного производства, изготовленные из различных материалов и с использованием различных техник.
32.
Лоджия Пандольфо
Возвращаясь в трансепт через вход в ризницу и двигаясь в противоположном направлении к притвору пресвитерия, мы через портал с мраморным архитравом с гербом Петруччи на обеих сторонах попадаем в еще одну примечательную обстановку, созданную дополнением Коццарелли: это северная часть портика, спроектированного Коццарелли, единственная, сохранившая после преобразований XVII в. функцию лоджии.
33.
Ликвидация каменных конструкций южной части портика превратила эту часть древнего четырехугольника в настоящую лоджию, в настоящее время оснащенную окнами из стекла и металла XX в.
34.
С лоджии открывается выразительная панорама города. Непосредственно под лоджией находится небольшой клуатр с цистерной, открытый с одной стороны, который первоначально был внутренней частью клуатра Коццарелли.
35.
В конце лоджии находится еще одна дверь с мраморной резьбой и гербом Петруччи, обозначающая конец пристройки Пандольфо и открывающая доступ к другим частям обширного монастыря.
36.
Рефекторий
Первый вестибюль открывает доступ справа к частям, в которых в настоящее время проживают монахи, а также, по крутой лестнице справа от первого коридора, к библиотеке и залу собраний. Дверь справа от вестибюля ведет в трапезную, построенную в ее нынешнем виде в 1696-1704 гг. Это обширный зал со сводчатыми люнетами и лепным орнаментом, вдохновленный простой и элегантной трезвостью, который производит сильное впечатление на тех, кто входит.
37.
На задней стене в правом нижнем углу размещено большое полотно (2,05×7 м) «Тайная вечеря» сиенского священника Франческо Франчи, датированное 1710 г., которое было помещено в трапезной после реставрации в 2003 г. Отметим хорошее качество исполнения (как распределение апостолов, так и выбор цвета драпировки) и включение жанровой сцены на переднем плане: бытовой реализм двух дерущихся людей и популярное предположение о дьяволе, подмигивающем Иуде из-под скатерти. К сожалению, детальной фотографии картины найти не удалось.
38.
Клуатры
Помимо клуатра под лоджией Пандольфо, планировка XVII в. включала еще два клуатра. Центральный клуатр получил свое нынешнее расположение в 1683-1694 гг. В него можно попасть, вернувшись к входной двери монастыря. Он представляет собой большую открытую площадь с кирпичной мостовой, уложенной елочкой и разделенной на веерообразные сектора. В центре находится хорошо сохранившаяся цистерна, датируемая 1722 г. Если смотреть от цистерны на юго-восток, то открывается замечательный вид на боковую часть церкви, где видны тибурий и кампанила, что позволяет с другой точки зрения оценить искусную ренессансную концепцию памятника с чередованием кривых и прямых линий. Ансамбль длинных стен элегантен, отмечен двумя уровнями больших окон, скорее позднеренессансных, чем барочных, отделанных кирпичом (нижние) и с большим каменным бордюром и подоконником, поддерживаемым карнизами (верхние).
39.
Чтобы попасть в третий клуатр, нужно выйти из монастыря и пройти по большой площади перед церковью, а затем войти в небольшую дверь, открывающуюся в центре большой стены, окаймляющей площадь. Это помещение XVI в. с зеленой зоной в центре, окруженной со всех четырех сторон портиком, поддерживаемым кирпичными колоннами. Над сводами — окна, схожие по исполнению с окнами верхнего ордера центрального клуатра. Помещения на южной стороне (сегодня это приходской зал и малый театр) соответствуют бывшей трапезной. Проект клуатра приписывался Перуцци, и, как говорят, в нем жили папы Пий II (1459) и Пий VI (1798) во время визитов в Сиену. Здесь также были обнаружены бывшие кельи св. Бернардина и св. Джованни ди Капистрано.
40.
Библиотека
Первое ядро библиотеки было сформировано во времена св. Бернардина, а к концу XV в. коллекция уже приобрела значительные размеры, постоянно увеличиваясь благодаря деятельности скриптория. Это книжное наследие продолжало расти вплоть до XVIII в., с преобладанием томов по теологии, патристике, каноническому праву и истории Церкви и Ордена. Как и художественное наследие монастыря, книжное наследие также следовало за переменами в жизни монашеской общины: наполеоновские репрессии 1810 г. и вторая волна репрессий 1866 г. привели к продаже многочисленных томов на аукционе и передаче части из них в муниципальную библиотеку Сиены. Впоследствии коллекция пополнялась за счет реституций и завещаний и была защищена действиями отца Аурелио Кастелли, которому также удалось выкупить часть проданных экземпляров, восстановив библиотеку в 1874 г.
41.
В настоящее время фонды библиотеки насчитывают 25 000 томов, с которыми можно ознакомиться через каталоги, объединенные в сеть Сиенской библиотечной системы. Стоит упомянуть несколько старинных томов: инкунабулы XV в., в том числе римский бревиарий, изданный в Венеции в 1478 г., «Историю Флоренции» Поджо Браччолини 1489 г. и «Евангельские проповеди» св. Бернардина того же года издания.
42.
В настоящее время доступ в помещения монастыря для туристов сильно ограничен.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из следующих источников: Википедия, provincedesienne.com и tripadvisor.com. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.