Базилика Сан-Бернардино-да-Сиена, более известная как базилика Оссерванца (от древнего названия ордена меньших братьев), — католическое культовое сооружение, расположенное в Сиене на холме Каприола, где жил св. Бернардин, и являющееся самой важной церковью за пределами города. Кто бы ни обратил свой взгляд за пределы Сиены на северо-восток от Порта д’Овиле, он все равно раньше других деталей пейзажа встретит круглый купол, примыкающий к колокольне Оссерванца и длинные стены монастыря.
1.
Монастырь был основан в 1403 г. бл. Джованни да Стронконе. Согласно документам, проект новой церкви начали разрабатывать в 1474 г., и в 1476 г. началось строительство, которое было завершено в 1490-х годах. Проект, вероятно, был разработан Франческо ди Джорджо Мартини при возможной помощи Джакомо Коццарелли, который работал, особенно на заключительных этапах. Монастырь расширялся в несколько этапов: после 1495 г.- по указу Пандольфо Петруччи, на службе у которого продолжал работать и сам Коццарелли, а после 1505 г.- фра Тимотео де Медичи.
2.
Построенный в стиле эпохи Возрождения, первоначальный монастырский комплекс был поврежден во время осады Сиены в 1554 г. испано-флорентийскими войскми и после перестройки в эпоху барокко подвергся масштабным реставрационным работам в период с 1922 по 1932 г. В 1924 г. монастырская церковь была возведена в ранг малой базилики.
3.
Во время Второй мировой войны базилика была почти полностью разрушена американской бомбардировкой 23 января 1944 г., но в послевоенный период амбициозный проект реконструкции под руководством архитектора Эджисто Беллини позволил восстановить базилику в ее первоначальном виде благодаря фотографиям и свидетельствам монахов монастыря. Церковь была повторно освящена и открыта для богослужений в 1949 г.
4.
Над фасадом возвышается треугольный тимпан, стороны которого подчеркнуты карнизами с сильным рельефом. Этот тип фриза является постоянным по всему зданию: глядя на сторону слева от фасада, можно ясно увидеть, как он также проходит сзади и по бокам, под покатыми крышами, подчеркивая выступ боковых пилястр и профиль части крыши. Этот классический орнамент, хорошо сохранившийся в архитектуре Ренессанса, вместе с деталями треугольного тимпана напоминает об антаблементах античных храмов. Несомненно, оригинальной является вставка монограммы Имени Иисуса в центре треугольника на фасаде, символически напоминая о центральном положении круглого окна-розы в центре правильного квадрата внизу, а два черно-белых герба сиенского муниципалитета на фронтальных пилястрах, замыкающих квадрат по бокам, дают представление о гражданской поддержке духовности, представленной геометрическим совершенством.
5.
В основании, в качестве входа в церковь и монастырь, простая лоджия (типичный элемент францисканских монастырских церквей) с крышей на открытых деревянных балках, поддерживаемых кирпичными колоннами. Под лоджией, среди мемориальных досок, встроенных в фасад, можно отметить ту, что создана в честь посвящения первой церкви св. Бернардину в 1451 г. и освящению эспланады перед церковью для захоронений, ту, что посвящена пожертвованию папы Александра VII, над которой возвышается папский герб семьи Киджи, к которой принадлежал понтифик, ту, что посвящена визиту папы Пия VI в 1798 г. и надгробие 1605 г. с почти стершимся гербом семьи Пикколомини.
6. Мемориальная плита об освящении церкви и посвящении ее св. Бернарду
В 1474 г. викарий Пьер Паоло Угургери способствовал проведению работ по перестройке церкви. На левой колонне портика закреплено надгробие Аньезе Угургери, возможно, сестры Пьера Паоло. К Аньезе Угургури мы еще вернемся, рассматривая вторую капеллу слева.
7.
Лоджия в ее нынешнем виде была восстановлена во время реставрации 1921-1931 гг., когда была удалена сложная трехарочная конструкция XVIII в., нарушавшая первоначальный облик. В ходе этой реставрации левая часть лоджии (старая капелла Баллати), с которой можно выйти на панорамную площадь с восточной стороны, приобрела свой нынешний первоначальный вид.
8.
Над крышей пресвитерия возвышается купол, образованный низким барабаном, который отделяется зубчатым карнизом (обычное украшение) от тибурия, который, в свою очередь, завершается, через обычный зубчатый карниз, пологой круглой крышей, увенчанной лантерной. Этот архитектурный элемент хорошо засвидетельствован в XVI в., так что его можно считать оригинальным.
9.
Нынешняя форма мощной кампанилы была придумана в ходе реконструкции Оссерванцы в конце XVII в., чтобы хорошо прилегать к тибурию и вмещать четыре больших колокола, которые были отлиты из бронзы в XVIII в. взамен более ранних, датируемых 1478 г.
10.
Интерьер
Внутри базилика выполнена в строгих формах эпохи Возрождения, с белыми оштукатуренными стенами и декоративными и структурными элементами из известняка пьетра-серена. В плане базилика имеет один широкий неф с четырьмя капеллами с каждой стороны, разделенный на два пролета первой аркой и завершающийся триумфальной аркой, которая отделяет его от четырехугольного пресвитерия с единственной капеллой главного алтаря.
11
Реконструкция после бомбардировок 1944 г. восстановила облик, который был возвращен в 1920-х гг. В ходе этой реставрации, как уже упоминалось, были полностью удалены украшения XVIII в., состоящие в основном из обширного лепного декора по границам элементов архитектурной структуры. Те же линии (арки боковых капелл, средняя арка нефа и триумфальная арка и капелла главного алтаря, линии потолочных парусов и между барабаном и куполом на пресвитерии) теперь выглядят, как и в XVI в., подчеркнутые скромным орнаментом, состоящим из серой окраски штукатурных краев и простых карнизов с очень небольшим выступом. Разделение, проходящее через весь интерьер, достигается за счет сплошного фриза в серых тонах с херувимами и цветочными мотивами, который как будто призывает рассматривать потолок как область, отдельную от зоны культовых функций.
12.
На контрфасаде по бокам от входа находятся два глазурованных терракотовых медальона работы Андреа делла Роббиа с изображениями францисканцев св. Бонавентуры и св. Людовика Тулузского, восстановленных из фрагментов, в которые их превратила бомбардировка. Эти две статуи были частью цикла святых, украшавших потолок, и располагались в центре куполов, выходящих на ниши нефа.
13.
Гипсовые медальоны с их полихромией в нескольких тонах и эффектами внутренней перспективы представляют собой современные реконструкции аналогичных изображений, утраченных во время последней войны. В первом отсеке изображены четыре францисканских святых (св. Бернардин, св. Антоний Падуанский, св. Клара и св. Елизавета Венгерская), а в центре — св. Бонавентура (копия).
14.
Во втором отсеке — четыре Учителя Церкви (св. Амвросий, св. Августин, св. Иероним и св. Григорий Великий), а в центре — св. Людовик Тулузский (копия).
15.
В триумфальной арке — св. Франциск, получающий стигматы; в парусах купола над пресвитерием — четыре евангелиста; в арке пресвитерия изображен Христос.
16.
Боковые капеллы и капелла главного алтаря имеют цилиндрические своды.
17.
В двух нишах XV в. на опорах триумфальной арки находятся два глазурованных терракотовых оригинала, восстановленных после бомбардировки, — Ангел-возвеститель и Дева Благовещения работы Андреа делла Роббиа, задуманные как угловые статуи главного алтаря, по сторонам которого они были первоначально расположены.
18.
Совершим обход церкви, традиционно по часовой стрелке, начиная от входа.Нумерацию капелл нефа будем считать от входа.
Первая капелла слева была посвящена св. Бернарду, позднее — Непорочному Зачатию. На алтаре установлено панно «Мадонна с Младенцем с ангелами» (Сано ди Пьетро, ок. 1455). Темпера и золото по дереву, 159×69 см. Младенец держит в правой руке плод: это или яблоко, символизирующее победу Страстей Христовых над первородным грехом, или гранат, более сложный символ в данном случае, поскольку он напоминает о Страстях из-за красного сока его семян, о единстве Церкви из-за множества семян, собранных в плоде, о милосердии, как древнем символе отречения, о Воскресении, как производном от дара, данного в мифологии Аидом Прозерпине, предназначенной для восхождения из царства мертвых в царство живых. За троном Богородицы стоят четыре созерцающих ангела. Панно, вероятно, являлось частью более крупной композиции.
19.
Вторая капелла слева посвящена Успению девы Марии. На алтаре — полихромный доссаль «Коронация Богородицы и святые» (атр. Андреа делла Роббиа, ок. 1475-1490). Глазурованная терракота. Идентификация святых не очевидна: начиная слева, св. Иероним (в покаянном одеянии с камнем в руке в память о своем отшельничестве в пустыне), св. Антоний Падуанский (сердце в руке), св. мученица, возможно, Агнесса, св. Франциск (но без стигматов). Коленопреклоненная фигура, согласно обычаям того времени, может быть покровительницей доссаля, возможно, Аньезе Угургиери (принадлежащей к семье-покровительнице капеллы), вдовой Агостино Боргези. Мистическая сцена окружена ангелами-музыкантами и головами херувимов, которые придают духовности мистерии эффектное движение, как это редко бывает в подобных терракотах. Между Богородицей и Иисусом — Святой Дух в виде голубя. В пределле — Благовещение, Успение и Рождество. В тимпане — серафимы и монограмма св. Бернардина. Даже на первый взгляд видны некоторые части, восстановленные после бомбардировки, которая безвозвратно уничтожила фрески тондо на своде капеллы с изображением св. Агнессы: ее авторство приписывали сначала Гвидоччо Коццарелли, затем Нероччо ди Бартоломео Ланди.
20.
Третья капелла слева посвящена Поклонению волхвов (по другой версии — Богоявлению). На алтаре панно «Распятие и святые» (Пала деи Пьери) (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1535-1568). Масло по дереву. Первоначально панно находилось в капелле Пьери, снесенной в 1689 г. По бокам от Распятия стоят Богородица и св. Иоанн Богослов; на коленях — св. Мария Магдалина обнимает Крест, св. Иоанн Креститель и св. Иероним изображены в образе кающихся. Картина черпает силу и движение из проявления тайны, подчеркнутой различными положениями рук прохожих; примечателен пейзаж с городом, который служит фоном для священной сцены.
21.
Четвертая капелла слева посвящена Рождеству Господню. На алтаре боковые крылья полиптиха со святыми (Андреа ди Бартоло, 1413). В картуше у подножия св. Иоанна Крестителя указана датировка и происхождение из разрушенного монастыря францисканских монахинь Санта-Петронилла. На панелях изображены св. Иоанн Креститель, св. Франциск, св. Петр, св. Иоанн Богослов; в куспидах — св. Иаков, св. Клара Ассизская, святой дьякон и св. Павел. Фигуры святых в нижнем регистре подчеркивают их стройность вертикальностью складок драпировок: наш взгляд сразу же устремляется к суровым лицам и полуфигурам в верхнем регистре. Четыре панели, прочитанные последовательно, как бы намекают на отшельническую жизнь, францисканское апостольство, диаконство и явление Слова. Вероятно, полиптих состоит из двух боковых крыльев более крупной композиции с утраченной Мадонной с Младенцем в центре.
22.
Пресвитерий окружен деревянным хором, построенным в ходе реконструкции в стиле неоренессанса после бомбардировки, к которому относится надпись, идущая через верх. Бывший хор XVI в. работы Барили был демонтирован в XVIII в. На главном алтаре теперь находится недавно изготовленное деревянное распятие. Бомбардировка 1944 г. уничтожила распятие, которое находилось здесь с конца XIX в. Это распятие оказалось произведением большой ценности и древности, найденным в другом месте монастыря, которое удалось приписать Ландо ди Пьетро только после его разрушения. В капелле главного алтаря находится фреска, ранее приписываемая Бартоломео Нерони и датируемая примерно 1530 г., была перемещена в 1970-х гг., позже приписана Пьетро ди Франческо Ориоли и, следовательно, датируется примерно 1490 г. Первоначально фреска находилась на стене, ныне покрытой белой штукатуркой, капеллы Баллати слева от внешнего портика. Картина, находящаяся в не очень хорошем состоянии, изображает Мадонну с Младенцем между св. Иоанном Крестителем и св. Иеронимом (на основании трона написаны медальоны с евангелистами) и находится на правой стене апсиды. На противоположной стене находится синопия фрески, которая была обнаружена во время демонтажа с прежнего места.
23.
В 1995 г. был торжественно открыт орган, завершающий своими трубами капеллу.
24.
Это электрический орган фирмы Mascioni опус 708, с тремя мануалами и веерообразно вогнутой педальной панелью; он имеет 48 регистров и в общей сложности 2014 труб.
25.
Четвертая капелла справа — Капелла Вознесения. Сюжет триптиха — «Мадонна с Младенцем, св. Амвросием и св. Иеронимом» (Пала дель Оссерванца) (Сано ди Пьетро, ок. 1436). Темпера и золото по дереву, 211×162 см. По другим данным, автором панно является Мастер Оссерванца. Происхождение: церковь Сан-Маурицио, Сиена. Немногие художники становились предметом столь продолжительных споров, как «Мастер Оссерванца». И по сей день спор о его подлинной личности остается открытым. Противопоставляются две позиции: для одних работы названного художника составляют корпус юношеских работ Сано ди Пьетро; для других, напротив, он является отдельным художником, автором персонального произведения, подлинная личность которого остается неизвестной. В своем нынешнем виде алтарная картина имеет следы расчленения: у нее отсутствуют боковые колонны, безусловно, расписанные фигурами святых, внутренние колонны, скрывающие стыки деревянных панелей, составляющих триптих, небольшие колонны, на которых покоились остроконечные арки, и пределла. По крайней мере, последняя не была утрачена: сегодня ее можно увидеть в Национальной пинакотеке в Сиене. Дева Мария восседает на троне с очень высокими подлокотниками. Трон покрыт парчой. Младенец стоит на коленях у Матери, но его нагота, хотя и частично скрытая оранжево-розовой тканью, делает его более человечным, близким и, возможно, также более уязвимым. Решив изобразить св. Амвросия и св. Иеронима, заказчик выбрал «тему истинной веры [св. Амвросий] и покаяния [св. Иероним], или тему активной и пассивной жизни. Св. Амвросий занимает почетное место справа от Богородицы, а в пределле он также находится справа от Распятия. Св. Иероним одет в розовую лакированную накидку — этот цвет часто встречается в фигурах святого кардинала, написанных Сано ди Пьетро. Внутри люнета, определяющего полукруглую вершину, между тремя выступами вставлены два тондо, в которых представлены Ангел- Благовестник и Богоматерь Благовещения. В центральной части люнета изображен благословляющий Искупитель. Два боковых выступа символизируют апостолов Павла и Петра, поскольку они часто присутствуют вместе и установлены симметрично в произведении. Их привилегированное положение в двух боковых выступах, обрамляющих фигуру Искупителя, отражает особую коннотацию, присущую двум апостолам, связанную с Церковью и их ролью в ней. Вероятно, на отсутствующих пилястрах когда-то находились фигуры святых, дорогих семье Манно д’Орландо, заказавшего эту работу.
26.
В пределе, хранящейся в Пинакотеке, представлены три отдельные сцены, разделенные двумя полосами, украшенными декоративными мотивами. В центральном отделении — Распятие. По бокам, в двух боковых отделениях, изображены два эпизода, один из которых относится к жизни св. Амвросия, а другой — св. Иеронима. Среди цветочных мотивов, нарисованных на полосах, разделяющих три сцены, проступает черный линейный рисунок, регулярный и равномерный. Не имея герба, заказчик, некий Манно д’Орландо, владелец книжной лавки, нарисовал знак Распятия на каждой из двух полос, по обе стороны от Распятия.
27.
Третья капелла справа — капелла Ecce Homo (капелла Совлечения одежд с Христа). Алтарный образ «Мадонна с Младенцем, св. Иеронимом и св. Бернардином» (Сано ди Пьетро, ок. 1460). Темпера и золото по дереву. Отношение Иисуса, обратившего свой взор на пишущего св. Иеронима, можно истолковать как мистическое удовлетворение от союза между бедной, но сильной проповедью св. Бернардина (истощенное, но напряженное лицо святого и скрижаль, которой он размахивает) и покаянным и священным призванием св. Иеронима. Заслуживает внимания золотая птичка (вероятно, щегол), которую Младенец держит в левой руке, — символ, предвещающий Страсти Христовы, из-за красного цвета маленькой головки, который, согласно этиологической легенде, остался в оперении птицы из-за капли крови Христа, когда скромная птичка сняла один из шипов с короны Распятого Христа. Над арками триптиха, в двух кругах, Благовещение. В пределе — св. Клара, св. Франциск, св. Петр, Богородица, Христос в пьете, св. Иоанн Богослов, св. Иаков, св. Христофор, св. Елизавета Венгерская.
28.
Слева от алтаря — панно с изображением св. Бернардина (Пьетро ди Джованни д’Амброджо, 1444). Темпера по дереву. Написанное в год смерти святого, панно является одним из самых ранних изображений св. Бернардина в живописи. Созданное художником, имевшим возможность наблюдать его лично, оно может считаться эквивалентом портрета и, таким образом, стало образцом, если не архетипом, для всех последующих изображений. Черты его лица и общий вид останутся отличительными чертами его личной иконографии, помимо, конечно, сопровождающих его атрибутов, главным из которых является монограмма «IHS», видимая в центре сияющего солнца. Справа от алтаря — панно с изображением св. Елизаветы Венгерской (атр. Джироламо ди Бенвенуто, 1505-1515). Корона на полу напоминает нам о королевском происхождении святой, которая, будучи вдовой, стала одной из первых францисканских терциарок в XIII в. Дама из Марбурга, она делала все возможное для бедных и после смерти получила постоянное почитание в Тюрингии. Фигура верующего у ее ног (изображенная меньшего размера, как это было принято для донаторов) напоминает житийную легенду о путнике (обратите внимание на палку, седельную сумку, флягу и шляпу), а хлеб, поднесенный ей, превращается в цветы, которые святая держит в руке.
29.
Вторая капелла справа посвящена Богоматери Скорбящей. На алтаре — полихромная терракотовая группа, изображающая оплакивание Тела Христа, с Девой Скорбящей, а за ней — св. Анну и св. Иоанна Крестителя (слева) и св. Франциска (справа), Св. Иоанн Богослов держит голову Христа, а св. Мария Магдалина стоит на коленях у ног Христа. Изображение св. Анны соответствует типу «Меттерца» (размещение св. Анны третьей после Иисуса и Мадонны), обычно используемому для Мадонны с младенцем. Скульптурная группа приписывается (благодаря косвенным документальным свидетельствам) Джованни ди Паоло Нери (не известному в других источниках, не путать со знаменитым Джованни ди Паоло) и датируется XVI в.
30.
Первая капелла справа посвящена св. Антонию Падуанскому. На правой стене виден проем старой монастырской двери. На алтаре — отдельная фреска с Распятием, группой Богоматери Скорбящей и св. Николаем Барийским (книга и золотые глобусы, в память о даре, которым он спас трех бедных девиц от проституции), св. Франциском (стигматы), св. Бернардином (табличка с именем Иисуса), св Иоанном Богословом (изображен в детстве), св. Марией Магдалиной (обнимает крест), св. Антонием Падуанским (сердце в руке). Фреска происходит из капеллы Мадонны Росса. Она была отделена от стены, находившейся в разрушенном состоянии, в 1933 г. и сначала перенесена в Пинакотеку Сиены, где находилась до 1961 г. Она приписывается Джироламо Маганьи, известному как Джомо дель Содома, или Бартоломео Нерони, известному как il Riccio (оба ученики и продолжатели дела Содомы), в связи с документально подтвержденным поручением фресковой росписи капеллы сначала одному, а затем другому художнику в 1548-1549 гг. Заслуживает внимания драматически изображенный обморок Богородицы между двумя благочестивыми женщинами: по манере исполнения это явная отсылка к экстазу св. Екатерины на фреске Содомы в Сан-Доменико.
31.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из следующих источников: Википедия, provincedesienne.com и tripadvisor.com. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.