Москва. Музей техники Вадима Задорожного. Часть 16

Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.
logo

Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.
karta-muzeya

Осмотрим экспонаты в Павильоне «Авиация» [4]. Экспозиция, рассказывающая историю отечественной авиации и ее развитие в годы Великой Отечественной войны, открылась в 2020 г.
3.
DSC_0674

Великая Отечественная война
Трехмерная панорама и оригинальные истребители времен войны, рассказывает историю великих свершений, историю великий победы. Это самолеты с большой историей, каждую из которых можно и нужно узнать. Некоторые из них были подняты со дна озера и восстановлены командой музея. Демонстрируются авиационные приборы и инструменты, образцы летной формы, уникальная коллекция предметов ленд-лиза, архивные фото и документальные материалы.

Одномоторный истребитель Як-1
Первый боевой самолет, разработанный заводом №115 под руководством А.С.Яковлева как опытный истребитель И-26; ранее КБ занимались спортивными и учебными самолетами. Новый самолет создавали на базе спортивной модели Я-7. Первый полет он совершил в январе 1940 г.
4.
DSC_0673

На Як-1 вступил в войну полк «Нормандия-Неман». На этом истребителе также воевал 586-й женский истребительный авиаполк РККА. Данный самолет был поднят 10 июня 2012 г. со дна озера Кривое под пос. Сафоново-1 Мурманской обл. Самолет входил в состав 20 ИАП ВВС Северного Флота. Единственный сохранившийся экземпляр!
5.
DSC_0678

Годы выпуска: 1940-1944. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 8734 ед. Масса: 2445 кг. Двигатель: V12 / М-105П / 35,0 л / 1050 л.с. Максимальная скорость: 569 км/ч. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК, 2×7,62-мм пулемет ШКАС. Боекомплект: 130 снарядов, 1500 патронов. Экипаж: 1 чел.
6.
DSC_0675-1

Одномоторный истребитель Як-3
Советский одномоторный истребитель Великой Отечественной войны, признанный лучшим истребителем для малых высoт и отличавшийся минимальной взлетной массой среди аналогов. Этот истребитель был любим пилотами, он с легкостью противостоял таким самолетам люфтваффе, как Messerschmitt BF109 F/G и Focke-Wulf FW190. Истребитель был максимально облегчен (в том числе за счет замены деревянных элементов на металлические, а также значительного уменьшения запаса горючего) и стал одним из самых легких истребителей Второй мировой войны. Всего Як-3 имел 18 модификаций, из них 4 — по планеру, 8 — по двигательной установке и 6 — по вооружению. В мае 1944 г. этот самолет был куплен колхозником Ферапонтом Головатым за 100000 рублей и передан летчику-истребителю Борису Еремину. С 1947 г. самолет стоял в ЦДАиК в Москве, а затем перееxaл в Мyзей КБ Яковлева. В 1989 г. Як-3 демонстрировали на выставке, проходившей на Ходынском поле.
7.
DSC_0681

Экспонат частично отреставрирован в мастерской музея. Годы выпуска: 1944-1946. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 4848 ед. Масса: 2105 кг. Двигатель: V12 / ВК-105ПФ2 / 1240 л.с. Максимальная скорость: 646 км/ч. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК, 2×12,7-мм пулемет УБС. Боекомплект: 120 снарядов и 300 патронов. Экипаж: 1 чел.
8.
DSC_0683-1

Одномоторный истребитель-бомбардировщик Як-9
Як-9 — это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства «Як» периода Великой Отечественной войны. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Впервые Як-9 применялись в боевых действиях во время контрнаступления наших войск под Сталинградом. Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким в управлении. Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях — после 3-4 витков виража. Як-9 стал самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны.
9.
DSC_0684

Самолет имел смешанную конструкцию: детали, узлы и агрегаты изготавливались из дерева, дюраля, фанеры и полотна. Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель. Як-9 имел 22 основные модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшихся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы.
10.
DSC_0687

Передан из музея КБ Яковлева в 2006 г. Прошел реставрацию в мастерских музея. Заводской номер неизвестен. На самолете отсутствует прицел. Единственный сохранившийся Як-9 военного периода в мире! Годы выпуска: 1942-1948. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 16679 ед. Масса: 2277 кг. Двигатель: V12 / М-105ПФ / 1250 л.с. Максимальная скорость: 599 км/ч. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК, 12,7-мм пулемет УБС. Боекомплект: 120 снарядов и 200 патронов. Экипаж: 1 чел.
11.
DSC_0686-1

Одномоторный истребитель Hawker Hurricane MkIIA Trop
Hawker Hurricane MkIIA Trop бортовой номер Z5252. Выпущен компанией Gloster Aircraft в cередине лета 1941 г. Это один из самых первых Харрикейнов, попавших в рамках операции «Бенедикт» в нашу страну вместе c 151 Истребительным авиакрылом Английских BBC осенью 1941 г. для обучения советских пилотов пилотированию «Харрикейна». Самолет до начала 1942 г. эксплуатировался в 78-м истребительном авиационном полку (аэродром Ваенга под Мурманском), которым командовал лучший советский летчик-истребитель 1941-1942 гг. Б.Ф.Сафонов. Вполне возможно, что именно на этом самолете несколько вылетов выполнил сам комполка. На этом самолете лейтенант П.П.Марков совершил вынужденную посадку на покрытое льдом озеро примерно в 4 милях к западу от Мурманска. 2 июня 1942 г. семь «Харрикейнов» сафоновцев ввязались в бой с дюжиной Ме-109 западнее Мурманска. В тот раз численный перевес немцев сыграл в их пользу: было сбито три наших «Харрикейна». В 2010 г. поднят и передан на реставрацию.
12.
DSC_0689

Поставляемый самолет официально значился как Mark IIB; по фотографиям видно, что он вооружен только восемью пулеметами, что соответствует версии Mark IIA Series 1, модифицированным из стандартного Mark I. Экспонат частично отреставрирован в мастерской музея. Годы выпуска: 1936-1944. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: 14000 ед. Масса: 2566 кг. Двигатель: V12 / Rolls-Royce «Merlin» XX / 1260 л.с. Максимальная скорость: 529 км/ч. Вооружение: 8×7,7-мм пулеметов M1919 Browning. Экипаж: 1 чел.
13.
DSC_0691-1

Малотоннажный пикап ГАЗ-4
В конце 1933 г. по личной инициативе работников конструкторского бюро Горьковского автозавода на базе стандартного легкового автомобиля ГАЗ-А был построен пикап, который получил индекс ГАЗ-4. Это был новый тип кузова, который раньше никогда не выпускался советской автомобильной промышленностью. B СССP не стали копировать конкретный образец американского пикапа, a заимствовали самое лучшее от различных конструкций. При разработке ГАЗ-4 основное внимание было уделено тому, что советский пикап должен иметь объемную грузовую платформу универсального назначения и мог перевозить 400 кг груза. Автомобиль был оснащен кабиной от грузовика ГАЗ-АА, запасное колесо размещалось в нише на левом крыле. Грузовая платформа размером 1,6×1,1 м, имелись откидные скамьи вдоль бортов на шесть человек, задний борт откидной, кузов комплектовался тентом. Передняя подвеска — одна поперечно расположенная полуэллиптическая рессора. Задняя подвеска — на двух продольно расположенных полуэллиптических рессорах. Экспонат в оригинальном состоянии. Годы выпуска: 1933-1937. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 10648 ед. Масса: 1080 кг. Двигатель: 40 л.с. Максимальная скорость: 90 км/ч. Грузоподъемность: 500 кг.
14.
DSC_0680

Зенитная пулеметная установка М4 образца 1931 года
М4 — счетверенная зенитная пулеметная установка (по тогдашней терминологии — «комплексный пулемет»), разработанная в 1928-1931 гг. В 1928 г. ГАУ поручило КБ Тульского оружейного завода создать зенитную установку из нескольких пулеметов «Максим» образца 1910/30 годов. Над разработкой установки трудился коллектив под руководством Н.Ф.Токарева (сына известного оружейника Ф.В.Токарева). Работы были закончены в 1931 г. Счетверенная зенитно-пулеметная установка образца 1931 года отличалась от обычного пулемета Максима образца 1910 года наличием устройства принудительной циркуляции воды (в зимнее время использовалась специальная жидкость, состоящая из 50% глицерина, воды и 0,1% едкого натра) и большей емкостью пулеметных лент — на 500 патронов вместо обычных 250. Наведение установки осуществлялось вручную с помощью механических приводов — маховиков горизонтального и вертикального наведения. Каждому пулемету подавалась отдельная патронная лента, что требовало синхронной работы расчета при ведении огня. Расчет установки состоял, как правило, из четырех — шести человек: командир, два наводчика (горизонтального и вертикального наведения), два заряжающих и, при необходимости, наблюдатель-целеуказатель. Годы выпуска: 1931-1942. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ок. 12000 ед. Масса: 470 кг. Вооружение: 4×7,62-мм пулемета «Максим». Прицельная дальность: 1400 м. Экипаж: 4-6 чел.
15.
DSC_0692

Атмосферу боевых действий передают отдельные зарисовки, созданные с использованием подлинных предметов той эпохи.
16. Командир по радио руководит воздушным боем.
DSC_0693

17. Полевая мастерская по ремонту авиационных двигателей.
DSC_0677

18.
DSC_0688

19.
DSC_0676

Первая мировая. Забытая война
Экспозицию Первой мировой войны открывает железнодорожный перрон. Подлинные предметы рассказывают о вооружении и обмундировании, ходе боевых действий, подвигах русских солдат и офицеров. Некоторые люди в форме оживают на глазах.
20.
DSC_0694

Офицеры изучают трофейный 7,92-мм станковый пулемет MG-08 на лафете Schlitten 08. MG-08, первоначально также известный как «Gerät 08», — немецкий пулемет, использовавшийся преимущественно в Первой мировой войне. Его развитие восходит к пулемету Максима, разработанному в 1884 г. Хайрамом С.Максимом. Пулемет MG-08 имел водяное охлаждение и устанавливался на регулируемом по высоте лафете (так называемых салазках). Благодаря винтовочному прицелу для стрельбы с закрытых позиций, из MG-08 можно было вести огонь из укрытия. К началу Первой мировой войны Германия располагала 4919 пулеметами MG-08. Это оружие было слишком тяжелым, чтобы оперативно следовать за собственной пехотой. Большинство пулеметов MG находилось на вооружении в специально сформированных пулеметных ротах пехотных частей.
21.
DSC_0696

Многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец»
«Илья Муромец» — гордость российского авиапрома начала XX в., первый в мире многомоторный бомбардировщик, который выпускался серийно. Этот воздушный корабль открыл новую страницу в мировой авиации. В экспозиции представлен макет этого легендарного самолета в натуральную величину. При его создании использовались материалы и технологии, которые применял молодой главный конструктор авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода Игорь Сикорский более 100 лет назад. Чтобы осмотреть экспозицию дальше, гости проходят по нижней консоли — фактически, насквозь через крыло. Это дает наглядно ощутить, каких огромных размеров был этот самолет.
22.
DSC_0695

«Илья Муромец» — общее название целого семейства четырехмоторных самолетов-бипланов конструкции Игоря Сикорского, серийно выпускавшихся с 1914 г. в Санкт-Петербурге (Петрограде) авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода. Последние самолеты этого типа отгружены с завода-изготовителя в 1919 г. На этих самолетах был поставлен ряд рекордов по грузоподъемности, по количеству пассажиров, дальности и продолжительности полета. Они стали первыми в истории серийными многомоторными бомбардировщиками.
23.
DSC_0698

Первый экземпляр нового четырехмоторного самолета (заводской № 107) заложили в авиационных мастерских Русско-Балтийского вагонного завода в августе 1913 г. Еще до начала строительства он получил название в честь русского былинного богатыря. Постройка самолета завершилась в октябре 1913 г. в заводском ангаре на Корпусном аэродроме, а в ноябре первый экземпляр «Ильи Муромца» начал проходить наземные испытания. 10 (23) декабря 1913 г. новый самолет впервые поднялся в воздух.
24.
DSC_0699

Основные части «Ильи Муромца» (фюзеляж, крылья) изготавливались из дерева. Фюзеляж имел полотняную обшивку, пропитанную лаком (при этом носовая его часть первоначально выклеивалась шпоном). Для самолета предусматривалось колесное шасси, крепившееся под средними двигателями (в зимнее время он мог ставиться на лыжи). В передней части фюзеляжа находилась кабина экипажа, за ней — каюта пассажиров с четырьмя окнами по каждому борту (в каюте были установлены столик, плетеные кресла и стулья, в задней ее части располагался отгороженный туалет). За пассажирской каютой имелась еще одна каюта, которую по необходимости можно было использовать для отдыха экипажа или как фотолабораторию, а также помещался небольшой технический отсек для инструментов и разного имущества. Внутри кабина экипажа и пассажирская каюта были обшиты фанерой. Весной 1914 г. опытный экземпляр «Ильи Муромца» (№ 107), на котором установили более мощные двигатели, впервые испытали как гидроаэроплан. В этой модификации сухопутное шасси заменили на поплавки.
25.
DSC_0700

В мае 1914 г. Главное военно-техническое управление Военного министерства России заключило контракт с Русско-Балтийским заводом на поставку десяти самолетов «Илья Муромец». В августе 1914 г., уже после начала Первой мировой войны, развернулось формирование первых четырех команд (экипажей) для построенных или строившихся самолетов (в сентябре того же года начали комплектоваться еще три экипажа). По первоначальному замыслу каждый воздушный корабль приравнивался к авиационному отряду. Осенью 1914 г. Игорь Сикорский разработал новую модификацию «Ильи Муромца», получившую обозначение «тип В» (или «облегченный боевой»). Самолеты этой серии отличались от машин типа Б меньшими размерами и массой, возросла их скорость. Кроме того, была изменена форма носовой части самолета, а в полу фюзеляжа сделали специальный люк для установки фотографического аппарата. Также появился бомболюк, позволявший осуществлять бомбометание прямо из кабины. Внутри самолета по правому борту проложили направляющие рельсы, по которым могла перемещаться кассета с закрепленными на ней крупными авиационными бомбами. Всего было выпущено примерно 20 (по другим данным, около 30) машин данного типа (среди них имелось несколько учебных самолетов, которые оснащались лишь двумя двигателями).
26.
DSC_0702

В конце 1914 — начале 1915 г. разрозненные отряды самолетов «Илья Муромец» организационно объединиили в Эскадру воздушных кораблей (ЭВК). Первый боевой вылет «Муромца» из состава ЭВК состоялся 14 (27) февраля 1915 г. 20 апреля (3 мая) 1915 г. были утверждены положение об Эскадре воздушных кораблей и ее штат (согласно приказу полагалось содержать 10 экипажей «Муромцев»; в ноябре того же года их число было увеличено до 20). В качестве основных задач ЭВК обозначались: ведение глубокой разведки в тылу противника, разрушение неприятельских укреплений и сооружений, имеющих военное значение, уничтожение резервов противника, его обозов, подвижного состава и др. Боевая работа ЭВК восстановила репутацию воздушных кораблей «Илья Муромец» как полноценных боевых самолетов.
27.
DSC_0702-1

Ремонт мотоцикла Indian Model G Big Twin образца 1915 г.
К сезону 1911 г. был построен гоночный мотоцикл с двухцилиндровым V-образным мотором объемом 1000 куб.см. Индиан Биг Твин мгновенно покорил все рекорды скорости мотоциклов в Америке. И это не все: только эта модель первой предложила на рынок электрические фары и стартер. В России мотоциклы продавались под названием «Индиан №6». Это была модель без педального узла и с подножками. Именно этот мотоцикл стал самым массовым в русской армии. Из 15000 мотоциклов, поступивших в армию за время Первой Мировой войны, 2300 были марки «Индиан». Годы выпуска: 1915. Страна-производитель: США. Выпущено: 20000 ед. Масса: 90 кг. Двигатель: V-образный двухцилиндровый / 0,998 л / 7 л.с. Максимальная скорость: 67 км/ч.
28.
DSC_0697

Автомобиль Ford Model T
Ford Model T, также известный, как «Жестяная Лиззи» — автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908 по 1927 гг. Был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. Генри Форд, по мнению многих, «посадил Америку на колеса», сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса. Это стало возможным благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и разумного, не в ущерб качеству, упрощения конструкции автомобиля, что позволило снизить себестоимость. По своим техническим характеристикам, комфорту и оборудованию Ford T не уступал большинству автомобилей своего времени, превосходил многие из них по надежности и долговечности, а по габаритным размерам и объему двигателя соответствовал современным моделям среднего класса. Органы управления Ford T были совершенно нестандартными даже для его времени — в некоторых штатах для его вождения даже требовались водительские права отдельного образца. Рама Ford T имела очень простую конструкцию и, по сути, представляла собой два идущих вдоль всего автомобиля швеллера, концы которых соединялись выгнутыми вниз штампованными поперечинами, выполнявшими также функцию креплений поперечных рессор подвески. Кузов устанавливался непосредственно поверх рамы и имел деревянный каркас с обшивкой из листового металла. Судя по внешнему виду капота в форме пятигранной призмы с плоским верхом, с плоским щитом моторного отсека без плавного перехода к капоту, автомобиль был выпущен в 1909-1914 гг. Русскоязычная версия названия Tin Lizzie — «Жестянка Лиззи» — является плодом не вполне корректного перевода; более корректный перевод — «Жестяная Лиззи», где «Лиззи» — распространенная в США лошадиная кличка. Таким образом, на самом деле это название не имело пренебрежительного оттенка, а скорее подчеркивало тот факт, что Ford T пришел на смену живой лошади в качестве транспорта американского фермера. Простота, надежность и высокая проходимость автомобиля при низкой цене привлекли внимание военных. В результате, его можно было часто встретить на фронтах Первой мировой войны. Значительную партию закупило и русское военное ведомство. Годы выпуска: 1908-1927. Страна-производитель: США. Выпущено: более 15000000 ед. Масса: 880 кr. Двигатель: I4 с нижним расположением клапанов / 2,896 л / 22,5 л.c. Максимальная скорость: 70 км/ч. Количество мест: 5.
29.
DSC_0701

Фронтовой госпиталь
Изюминкой выставки является реконструкция модели фронтового госпиталя в натуральную величину. Оригинальные артефакты, предметы быта и убранства, изразцы, медицинские инструменты — все это олицетворяет и рассказывает об особенностях жизни того времени.
30.
DSC_0703

31. Операционная в госпитале.
DSC_0705

32.
DSC_0707

33. Перевязка раненого.
DSC_0708

34. Визит священника к тяжелораненому.
DSC_0709

35. Сестра-хозяйка.
DSC_0710

Окопы I Мировой войны
В залах экспозиции максимально полно и точно воспроизведена атмосфера настоящих боевых действий в масштабе 1:1. Детальная реконструкция в сочетании с аудиоэффектами производит впечатление полного погружения в историческую эпоху.
36.
DSC_0712

По маршруту в павильоне мы пройдем по лабиринту из цепочки окопов и блиндажей: немецкого, австрийского и русского. К сожалению, в этой части музея очень темно, поэтому без штатива там не всегда можно обеспечить приемлемое качество фотографий. Дополнительных комментариев к этим фотографиям, вроде бы, не требуется, и так все понятно.
37. Фото заимствовано с сайта музея
DSC_0715

38.
DSC_0713

39.
DSC_0714

40.
DSC_0719

41.
DSC_0721

42.
DSC_0723

43.
DSC_0725

44.
DSC_0726

45.
DSC_0727

46.
DSC_0728

Осмотр Музея техники Вадима Задорожного завершился. Описание было создано по состоянию на середину мая 2025 г. Экспозиции регулярно меняются и обновляются, поэтому где-то что-то, да не совпадет. И в последний раз прошу: если кто-то обоснованно заметит неточности в тексте, не стесняйтесь написать об этом. Я обязательно проверю и при необходимости внесу исправления.

И напоследок дружно скажем огромное спасибо создателям и сотрудникам музея за гигантскую проделанную и проделываемую работу по созданию, расширению и поддержанию экспозиций!

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.