Москва. Музей техники Вадима Задорожного. Часть 15

Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.
logo

Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.
karta-muzeya

Продолжим осмотр экспонатов на первом, нижнем, этаже Павильона «Автомобили и мотоциклы» [3]. Сейчас мы будем осматривать представительские автомобили особого назначения.
3.
DSC_0642

Автомобили особого назначения
Бронированный автомобиль высшего класса ЗиС-115
ЗИС-115 («ЗИС-110СО») — советский бронированный автомобиль высшего класса. Выпускался на автомобильном Заводе имени Сталина на единой с ЗИС-110 платформе. Бронекорпус выпускали на Подольском заводе им. С.Орджоникидзе. Поагрегатно и в сборе ЗИС-115 являлся секретным изделием. В 1946-1948 гг. была собрана первая партия бронированных машин под названием ЗИС-110С. Гараж особого назначения (ГОН) и И.В.Сталин эти автомобили не приняли ввиду избыточного веса машин и, соответственно, невозможности эксплуатировать автомобили на имеющихся типах покрышек. После модернизации бронекорпуса и облегчения автомобиля на 400 кг появилась новая модель ЗИС-115, которая и пошла в серию с декабря 1949 г. Первоначальное ее обозначение — ЗИС-110СО, буквы «СО» означали «специальный, облегченный». Автомобиль предназначался для высших руководителей Коммунистической партии СССР — членов Политбюро ЦК ВКП(б), в первую очередь для Председателя Совета Министров СССР И.В.Сталина. Большая часть автомобилей эксплуатировалась в ГОН. Позднее эта модель появилась в гаражах лидеров многих европейских и азиатских стран, дружественных Советскому Союзу. Последний автомобиль был списан из системы Гаража особого назначения в 1994 г. Модель ЗИС-115 получила уникальный для своего времени капсульный тип бронирования (аналогичный использованному на самолетах-штурмовиках Ильюшина), т.е. стальную, сварочно-клепанную коробку вокруг которой собирался кузов автомобиля. Корпус, включая крышу, двери и борта изготавливался из авиационной стальной брони марки ХГСМ (КВК-2). Прозрачная броня (бронестекло «Три»), разработанная ВНИИ Стекла, отличалась повышенной живучестью. Общая масса комплекта бронестекол составляла 291,9 кг. При ее поражении несколькими пулями сохранялась частичная видимость, что позволяло вывести автомобиль из зоны обстрела при попаданиях в стекла шофера. Днище ЗИС-115, рассчитанное на действие взрывной нагрузки, сваривалось из танковой стальной брони марки 43ПСМ, толщина днища 3 мм. Оно должно было выдерживать подрыв под ним гранаты РГД-33. Каждый изготовленный бронекорпус перед отправкой на ЗиС проходил полигонные испытания в присутствии представителя МГБ — обстрел винтовочными пулями и подрыв гранатой. Этот автомобиль с шасси №18 начал свою службу в 1948 г. в Гараже особого назначения, где он выполнял особо важную задачу — перевозил Первое лицо государства. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1948-1955. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 56 ед. Масса: 5300 кг. Двигатель: i8 ЗИС-115 / 6,005 л / 162 л.с. Максимальная скорость: 110 км/ч. Количество мест: 6.
4.
DSC_0638

Автомобиль ЗиС-110Б фаэтон
ЗИС-110 — советский легковой автомобиль высшего и представительского класса Завода имени Сталина, первый послевоенный автомобиль автопрома СССР. ЗИС-110 сменил на конвейере ЗИС-101. Производство началось в 1945 г. и закончилось в 1958 г., когда его, в свою очередь, заменил ЗИЛ-111. 26 июня 1956 г. завод в рамках борьбы с культом личности получает имя И.А.Лихачева — и автомобиль переименовывается в ЗИЛ-110, а с 1958 г. данный класс автомобилей становится привилегированным: прекращается их массовое изготовление и они не допускаются для использования кем-либо, кроме лиц из высшего руководства страны. За основу разработки был взят американский автомобиль высшего класса Packard Custom Super Eight. Кроме личных пристрастий Сталина, любившего марку «Паккард», выбор был обоснован лидирующими позициями американской автопромышленности и относительной доступностью воспроизведения в условиях СССР заложенных в конструкцию технических решений. В облике нового ЗиСа заводским художникам-конструкторам удалось свести воедино фирменные «паккардовские» решения дизайна с современной архитектурой кузова «Клиперов». Фаэтоны ЗИС-110Б начиная с 1955 г. сменили коней, которыми пользовались командующие парадами и принимающие парад на Красной площади в Москве и на Дворцовой площади в Ленинграде. Помимо этого, фаэтоны ЗИС-110Б активно использовались для встреч лидеров социалистических стран и их проезда по улицам Москвы. ЗИС-110Б окрашивались в черный, серый, серо-голубой и бежевый цвета. Этот экземпляр автомобиля принадлежал Министру внутренних дел СССР Л.П.Берия. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1949-1957. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 2089 ед. всех модификаций. Масса: 2575 кг. Двигатель: i8 ЗИС-110 / 6,002 л / 140 л.с. Максимальная скорость: 140 км/ч. Количество мест: 7.
5.
DSC_0640

Автомобиль ЗИМ (ГАЗ-12)
ЗИМ (до 1957 г.), ГАЗ-12 — шестиместный и шестиоконный длинный седан большого и представительского класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 г. (в версии санитарного автомобиля хэтчбек ГАЗ-12Б с кузовом типа «эмбюлэнс» — до 1960 г.). ЗИМ по сути стал предшественником ГАЗ-13 «Чайки». В основном автомобиль использовался как служебный, был предназначен для советской партийной и правительственной номенклатуры. В отличие от других советских представительских машин, ЗИМ можно было купить в частную собственность. Также эта модель использовалась как такси и машина скорой помощи. Кроме того, ЗИМ стал первым в мире автомобилем с тремя рядами сидений в несущем кузове. До этого автомобили с такой длинной колесной базой имели только рамную конструкцию. На ЗИМе впервые в советской практике была применена гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая плавный разгон с места и удобство управления передачами. Важной особенностью автомобиля была высочайшая (в целом до 50%) степень унификации по агрегатам с уже освоенными в массовом производстве и перспективными моделями завода — легковой «Победой», грузовым ГАЗ-51, проектировавшимся в те же годы ГАЗ-69 и другими. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1949-1959. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 21527 ед. всех модификаций. Масса: 1940 кг. Двигатель: i6 / ГАЗ-12 / 3,485 л / 90 л.с. Максимальная скорость: 120 км/ч. Количество мест: 7.
6.
DSC_0594

Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка»
Вскоре после начала выпуска в 1959 г., «Чайки» стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Около половины дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на «Чайках» — послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Начиная с этой модели данный (большой) класс автомобилей становится привилегированным: прекращается их массовое изготовление и они не допускаются для использования кем-либо, кроме руководителей определенного уровня, советских послов (дипломатов) и иностранных граждан. В связи с этим ограничивается и палитра возможных цветов окрашивания кузовов. В 1977 г. на смену пришла модель следующего поколения — «Чайка» ГАЗ-14. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1959-1981. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 3179 ед. Масса: 2100 кг. Двигатель: V8 / ЗМЗ-13 / 5,530 л / 195 л.с. Максимальная скорость: 160 км/ч. Количество мест: 7.
7.
DSC_0595

К единичным образцам спецмашин на этой базе относились доработанные в социалистических странах эскортные «Чайки» с убиравшимися подножками и поручнями вдоль обеих сторон крыши. Именно такая редкая модификация также представлена в музее.
8.
DSC_0597

Санитарный автомобиль ГАЗ-13С
Специальные санитарные автомобили ГАЗ-13С с кузовом универсал на базе серийной «Чайки» производились для нужд Четвертого Главного управления при Минздраве, Гаража особого назначения (ГОН), a также Министерства обороны СССР. Мелкосерийный выпуск этих машин был налажен на латвийском заводе РАФ, начиная с 1973 г. «Чайки» в кузове «универсал» также выпускались на предприятии Sachsenring Automobilwerke в городе Цвиккау, ГДР. Всего две такие машины представляли собой вариант GAS-T13 Tschaika Ambulanz, то есть автомобили «скорой помощи». Одна из этих двух находится в коллекции Музея. Универсалы производились по довольно простой технологии. У поступавших с Горьковского автозавода седанов «Чайка» срезали заднюю часть крыши и багажник, а вместо этого устанавливали оригинальную, более длинную корму, сваренную из трех частей и пятую дверь с окном из оргстекла. Сборка осуществлялась вручную. Автомобили были раннего и позднего выпуска — они внешне различались соответственно отсутствием или наличием стойки в заднем боковом стекле позади второй двери. Из-за возросшей до 3,1 т массы, инженеры усилили заднюю подвеску автомобиля путем установки двух дополнительных листов в рессоры. Довольно серьезная переделка базовой модели позволяла заводчанам с полным правом установить на задней двери рядом с надписью «Чайка» собственный логотип. Экспонат в оригинальном состоянии и находится на ходу. Годы выпуска: 1973-1982. Страна-производитель: СССР, ГДР. Выпущено: ок. 20 ед. Масса: 3100 кг. Двигатель: V8 / ЗМЗ-13 / 5,530 л / 195 л.с. Максимальная скорость: 160 км/ч.
9. Во время моего посещения от экспоната оставалась только пояснительная табличка. Пришлось воспользоваться сторонней фотографией.
DSC_0599-1

Автомобиль ГАЗ-13Б «Чайка» Фаэтон
Машины имели открытый кузов типа «фаэтон», или (по другим источникам) «кабриолет». Мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя. Количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 ед. Технические характеристики соответствуют базовой версии автомобиля.
10.
DSC_0601

Автомобиль ГАЗ-14 «Чайка»
Работы над проектом нового автомобиля большого класса на ГАЗе начались в 1967 г. Между началом работ по новой «Чайке» и стартом ее серийного производства прошло более десяти лет; только в 1977 г. была выпущена первая промышленная партия. С технической точки зрения автомобиль был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее и, по сути, «ушла» в более высокий подкласс, вплотную приблизившись по габаритам, техническим характеристикам и уровням комфорта и оснащенности к моделям ЗИЛ высшего класса. ГАЗ-14 не продавался частным лицам и предназначался в качестве служебного транспорта министрам союзных республик, первым секретарям обкомов и крайкомов партии, директорам крупных стратегических предприятий, командующим войсками военных округов и т.д. Лимузины ГАЗ-14 могли использоваться для визитов и сопровождения правительственных кортежей с бронированными лимузинами ЗИЛ-4104. ГАЗ-14 получил переднюю шаровую подвеску. Тормозная система с тремя усилителями выпускалась по лицензии фирмы «Girling» и имела передние вентилируемые дисковые тормоза. Стояночный тормоз имел тросовый привод от педали, за счет чего в «Чайке» имеется три педали (стояночного тормоза, тормозной системы и акселератора). На ГАЗ-14 было множество современных технических решений. Например задние противотуманные фары, а также стеклоочистители, которые при выключении автоматически убирались под капот. Автомобиль отвечал всем требованиям безопасности того времени. В двери были вварены брусья безопасности, в салоне имелись инерционные трехточечные ремни безопасности и мягкие материалы отделки. Примечательно, что комбинация приборов была идентична ГАЗ-3102, который будет запущен в производство лишь в 1982 г. В салоне был предусмотрен кондиционер фирмы Denso, воздуховоды от которого располагались у задних пассажиров. Также была установлена аудиосистема «Радиотехника» с магнитофонной приставкой «Вильма» и дополнительным пультом управления, разработанная специально для ГАЗ-14. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1977-1988. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 1114 ед. Полная масса: 3165 кг. Двигатель: ЗМЗ-14 / V8 / 5,526 л / 220 л.с. Максимальная скорость: 175 км/ч. Количество мест: 7.
11.
DSC_0604

Санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 «Чайка»
Санитарный автомобиль РАФ-3920 конструкторы Рижской автобусной фабрики в 1983 г. разработали по заказу Кубы (машина предназначалась для обслуживания Фиделя Кастро). Для размещения необходимого в тропиках кондиционера и дополнительного оборудования крышу нового универсала пришлось поднять выше уровня, на котором находилась крыша базовой «Чайки» ГАЗ-14. По техническому заданию, автомобиль должен был быть укомплектован носилками длиной 2,3 метра вместо стандартных 2,1 м. Машина, предназначенная для Кастро, была окрашена в белый цвет. Позже были изготовлены еще четыре аналогичных автомобиля для Четвертого Главного управления при Минздраве. Эти машины уже получили черную «номенклатурную» окраску. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1983-1985. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 5 ед. Масса: 2615 кг. Двигатель 220 л.с. Максимальная скорость: 175 км/ч.
12.
DSC_0614

13.
DSC_0615

Автомобиль ЗИЛ-111В Кабриолет
Машина стилистически была очень похожа на Cadillac’и и Packard’ы эпохи начала 50-х, но устаревший дизайн не вызвал восторга публики, поэтому для создания нового облика автомобиля в срочном порядке был приглашен дизайнер Лев Еремеев — автор ГАЗ-13 «Чайка». Всего за несколько месяцев Еремеев создал новый образ ЗИЛ-111А. Автомобиль оснащался двигателем V8 объемом 6 литров и мощностью 200 л.с., за мотором располагалась двухступенчатая автоматическая коробка передач. Кузов установлен на крайне прочной Х-образной раме, обеспечивающей феноменальную плавность хода. Прообразом советского автомобиля является американский Packard Caribbean, выпускавшийся с 1953 по 1955 г., тем не менее, инженерам ЗИЛа удалось привнести свои новаторские элементы: по их проекту автомобиль был сделан не двухдверным, а четырехдверным, а комфортабельный салон стал более вместительным — в нем могло располагаться 7 человек. ЗИЛ-111В использовался исключительно в особых случаях — на парадах, для праздничных эскортов и других торжественных мероприятий. Именно на нем 14 апреля 1961 г. торжественно проехал по Москве Ю.А.Гагарин. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1960-1962. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 12 (по некоторым данным — до 25-30) ед. Масса: 2600 кг. Двигатель: V8 / 5,980 л / 200 л.с. Максимальная скорость: 170 км/ч. Количество мест: 7.
14.
DSC_0621

Парадный фаэтон ЗИЛ-111Д
Модель 111Д — версия модели ЗИЛ-111Г «кабриолет». На самом деле же обе машины — видоизмененный ЗИЛ-111А. Он имел впервые примененную на советском автомобиле четырехфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Большой семиместный автомобиль имел тент с автоматическим гидравлическим приводом и четыре боковых подъемных окна в хромированных рамах, полностью убирающихся в двери. Тент, как и у фаэтона ЗИС-110Б и кабриолета ЗИС-110В, в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом. Эта машина была подарком Л.И.Брежнева рководителю ГДР Эриху Хонеккеру. Именно ее использовали при встрече Фиделя Кастро в 1974 г., а также во время многочисленных «визитов дружбы» Брежнева в Германию. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1963-1967. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 8 ед. Масса: 2380 кг. Двигатель: 200 л.c. Максимальная скорость: 190 км/ч. Количество мест: 7.
15.
DSC_0620

Автомобиль ЗИЛ-114
ЗИЛ-114 — советский малосерийный представительский легковой автомобиль высшего класса с кузовом «лимузин». Пришел на смену модели предыдущего поколения, ЗИЛ-111, выпускался Заводом имени Лихачева. Де-факто являлся последним отечественным автомобилем данного класса, кузов которого стал основой для дальнейших модернизированных (рестайлинговых) модификаций: 115 (4104), 41045, 41047 и экспериментальной 4112Р — до появления в 2018 году автомобиля Aurus Senat. Выпуск автомобиля был приурочен к празднованию 50-летия Октябрьской Революции. Новая модель получила дисковые тормоза, более мощный двигатель, усилитель руля, регулируемую по высоте рулевую колонку и другие современные комплектующие. Стеклоподъемники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. Машина комплектовалась также кондиционером. Благодаря атермальным стеклам, в солнечную погоду не повышалась температура в салоне. Для удобства входа и выхода рулевое колесо было выполнено откидным. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1967-1978. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 113 ед. Масса: 3085 кг. Двигатель: V8 / 7,000 л / 300 л.с. Максимальная скорость: 190 км/ч. Количество мест: 7.
16.
DSC_0602

Автомобиль ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104)
Будучи наследником ЗИЛ-114, ЗИЛ-115 выпускался с 1978 г., а через несколько лет в связи с принятием в СССР новой системы классификации. получил новый индекс — ЗИЛ-4104. В Советском Союзе производилось несколько таких автомобилей в год, по мере потребности, возникавшей у членов Политбюро ЦК КПСС. Для государственных чиновников меньшего ранга они не использовались. Подобно зарубежным автомобилям того времени, решетку радиатора сделали главным элементом внешнего вида автомобиля. Это добавило ему солидности и тяжеловесности. Появились хромированные накладки вокруг колесных арок. Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для партийных и государственных деятелей высшего ранга. В 1983-1985 гг. выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, а в 1986-2002 гг. — ЗИЛ-41047. Они имели внешние отличия от базовой модели, в основном в части оптики и бамперов, технически все модели серии были одинаковыми. Многотомное руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию существует только в единичных экземплярах, являющихся не меньшей редкостью, чем сами автомобили. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1978-1983. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 106 ед. Масса: 3405 кг. Двигатель: V8 / 7,695 л / 315 л.с. Максимальная скорость: 200 км/ч. Количество мест: 7.
17.
DSC_0625

Автомобиль ЗИЛ-117ВЕ Кабриолет
ЗИЛ-117 был создан в 1971 г. на базе правительственного лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же строгие и гармоничные формы. По своему статусу ЗИЛ-117 считался на одну ступеньку ниже лимузинов ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115 и полагался кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС. Членам Правительства СССР полагалась уже «Чайка». Несмотря на уменьшение длины и колесной базы, силуэт машины остался стремительным и элегантным, вполне соответствуя официозному имиджу легковых ЗИЛов. Внешне ЗИЛ-117 отличался также иным оформлением передней части кузова. Помимо черного, автомобиль окрашивали в темно-синий и темно-вишневый цвета. Оснащение салона ЗИЛ-117 соответствовало лимузину ЗИЛ-114 и включало: гидроусилитель рулевого управления, откидываемое для удобства входа и выхода водителя рулевое колесо, стеклоподъемники всех дверей с электроприводами, центральная блокировка замков дверей, кондиционер, атермальные стекла. ЗИЛ-117ВЕ — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом типа «кабриолет». Специальный механизм, снабженный электродвигателем, складывал тент за 10-15 с. Они предназначались в основном для участия в военных парадах и обслуживания партийных и государственных руководителей. буква «Е» в индексе автомобиля означало «экранированная система электрооборудования». Неофициально бытовало утверждение, что ЗИЛ-117BE — «драйверская» версия, созданная по личному распоряжению Л.И.Брежнева, который любил лично управлять автомобилем. Имеется немало свидетельств очевидцев, что еще во второй половине 1970-х гг. генсек собственноручно управлял «коротким» ЗИЛом. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1973-1979. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 10 ед. Масса: 2800 кг. Двигатель: 275 л.c. Максимальная скорость: 200 км/ч.
18.
DSC_0603

Санитарный автомобиль ЗИЛ-41042
После первого инсульта, перенесенного Л.И.Брежневым в 1974 г., актуальность медицинского автомобиля специального назначения стала очевидной. Чтобы не выбиваться из кортежа, полностью состоящего из машин сопровождения черного цвета, на базе ЗИЛ-114 и последующих моделей завода были сделаны версии с удлиненной колесной базой и повышенной крышей. В автомобиле невозможно было провести сложную операцию. Основная цель — быстро доставить пациента под присмотром медиков в ближайшую больницу. Автомобиль, находящийся перед вами, — один из двух с облицовкой передней части от лимузина ЗИЛ-41045. Длина кузова была несколько увеличена по сравнению с лимузином, а над «медицинским» отсеком салона появилась металлическая надстройка. Задняя левая дверь — «обманка»: за ней располагается отсек для полноразмерного запасного колеса и дорожного инструмента.
19.
DSC_0624

Внутри автомобиль был отделан по высочайшему классу: даже носилки были из натуральной кожи, а место водителя отделено от медицинского отсека перегородкой со шторками. Между передними сиденьями расположилась панель управления спецсигналами немецкой фирмы AEG-Telefunken. Направляющие с фиксаторами для носилок были смещены к левому борту, а рядом располагалось одно складное «докторское» место. Еще 2 складных кресла для медперсонала занимали места страпонтенов. По периметру отсек обрамляли шкафы, стойки и розетки для медоборудования. Автомобиль имел зловещее прозвище «Черный Доктор». Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1975-1987. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 8 ед. Масса: 3900 кг. Двигатель: V8 / 7,7 л / 315 л.с. Максимальная скорость: 190 км/ч.
20.
DSC_0617

Автомобиль ЗИЛ-41047
В октябре 1974 г. конструкторское бюро ЗИЛ приступило к разработке новой серии автомобилей представительского класса, получившей индекс 4104. За основу была взята конструкция удачной модели ЗИЛ-114. В итоге более 50% деталей и механизмов было позаимствовано именно от предыдущей версии автомобиля. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решетка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях. Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля с целью соответствия международным экологическим нормам на токсичность отработанных газов. Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при разгерметизированном колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля.
21.
DSC_0606

Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента Казахстана в 2002 г. Из существующих комплектующих ЗИЛ-41047 собирались до 2017 г. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1985-2002. Страна-производитель: СССР, Россия. Выпущено: 153 ед. Масса: 3335 кг. Двигатель: V8 / 7,695 л / 315 л.с. Максимальная скорость: 200 км/ч.
22.
DSC_0608

Автомобиль ЗИЛ-41047ТБ
В 1994 г. немецкая фирма Trasco Bremen, мечтавшая о престижных заказах из России, изготовила два бронированных лимузина на основе модели ЗИЛ-41047 по относительно простой технологии — инсталляции защитных элементов в готовый автомобиль. Боковые стекла здесь, в отличие от заводских броневиков ЗИЛ, могли опускаться.
23.
DSC_0631

Но при этом немцы недостаточно усилили подвеску. В итоге машины, получившие обозначение 41047ТБ (Траско Бремен), поездив совсем немного, отправились в ремонт на ЗИЛ и впоследствии использовались как резервные. Всего в Бремен было отправлено три автомобиля ЗИЛ-41047. Третий лимузин пришел на фабрику с целью быть забронированным и пройти огневой тест. Тест был пройден, основные параметры обстрела автомобиль выдержал. Возвращать образец на Родину не стали: везти обратно дорого, да и незачем. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1992. Страна-производитель: СССР, Россия. Выпущено: 3 ед. Масса: 5170 кг. Двигатель: V8 / 7,695 л / 315 л.с. Максимальная скорость: 200 км/ч.
24.
DSC_0630

Автомобиль сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 «Скорпион»
ЗИЛ-41072 «Скорпион» — название, больше подходящее какому-нибудь бронетранспортеру, причем американскому. ЗИЛ-41072 — автомобиль-телохранитель. Автомобиль сопровождения и охраны «Скорпион» внешне отличается от базового ЗИЛ-41047 поручными на крыше, широкими подножками вдоль кузова и планировкой задней части салона. Огромный люк в крыше, откидное заднее окно и упомянутые уже поручни с подножками предназначались для удобства кругового ведения огня и помогали охране на ходу выпрыгивать из машины или вскакивать в нее. Приемы быстрого покидания «Скорпиона» и возвращения обратно — в салон или на подножки — отрабатывались долгими тренировками. При нажатии аварийной кнопки боковые стекла мгновенно проваливались в двери, а заднее стекло при нажатии на рычаг с красной ручкой откидывалось внутрь салона. На боковых панелях и на месте внутренней перегородки располагались карманы для оружия и запасных магазинов.
25.
DSC_0611

Направленные изменения конструкции передней части ЗИЛ-41072 позволяли этим машинам в случае необходимости эффективно таранить даже тяжелые грузовики. Для подавления сигналов, приводящих в действие радиоуправляемые взрывные устройства, «скорпионы» оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей» и «Пелена». Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1989-1999. Страна-производитель: СССР, Россия. Выпущено: 8 ед. Масса: 3365 кг. Двигатель: V8 / 7,695 л / 315 л.с. Максимальная скорость: 200 км/ч.
26.
DSC_0612

Мотоцикл Днепр МТ-9 с роторно-поршневым двигателем
Днепр МТ-9 1976 г.в. с роторным движком РД-510 мощностью 48 лошадиных сил. Мотоцикл создан в Серпухове инженерами ВНИИМотопром СССР. Двигатель имеет электронное зажигание и жидкостное охлаждение. Использование роторно-поршневого двигателя Ванкеля позволило достичь высоких скоростных характеристик на основе тяжелого мотоцикла. Мотоцикл МТ-9, на котором обкатывался двигатель РД-510, показывал отличную динамику, скоростные параметры и хорошую управляемость. Основным его предназначением планировалась работа в патрульной службе ГАИ, аналогично известным «догонялкам», как правило, роторно-поршневым «Жигулям», и сопровождении кортежей высокопоставленных чиновников союзных республик. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1976. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 20 ед. Масса: 320 кг. Двигатель: РД-510 / 48 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
27.
DSC_0610

Мотоцикл почетного эскорта Днепр-14.9М («Эскорт-86»)
Технический проект мотоцикла «Днепр-MT12.9» был рассмотрен в декабре 1976 г. Проект получил ряд замечаний, и в ходе их устранения была разработана модель «Днепр-14.9» (КМЗ-8.953 «Эскорт-78»). Опытный образец «Днепр-14.9» отправили в Гараж особого назначения в 1978 г. По результатам испытаний заказчик высказал ряд замечаний. Работы по модернизации эскортного мотоцикла «Днепр-14.9» должны были быть выполнены в 1984-1985 гг. Однако первые два опытных мотоцикла КМЗ-8.953 «Днепр-14.9М» удалось изготовить только в декабре 1986 г. Летом 1987 г. конструкцию еще раз доработали и на КМЗ изготовили еще два мотоцикла «Днепр-14.9М» для приемочных испытаний, которые состоялись осенью этого же года.
28.
DSC_0633

Мотоцикл стал выглядеть намного современнее, так как получил новые обтекатель, ветровое стекло с козырьком и заднее оперение, переднюю вилку, передние дуги безопасности, боковой упор и подставку. Новыми были также колеса, руль, панель приборов с часами, амперметром и модернизированными тахометром и спидометром. Изменились крепление щитка переднего колеса, форма и расположение глушителей (которые стали «ломаными»), а также привод заднего тормоза. Для улучшения устойчивости и управляемости мотоцикла облегчили и модернизировали его экипажную часть. Телескопическая вилка переднего колеса с малыми силами трения и улучшенным амортизатором стала более жесткой по конструкции, а ее вылет для лучшей управляемости уменьшился до 125 мм. На облегченную раму установили новый по конструкции маятник с перьями прямоугольного сечения из хромансиля и новые задние амортизаторы. В результате был получен лучший по устойчивости и управляемости мотоцикл за всю историю Киевского мотозавода. «Днепр-14.9М» получил новый, более удобный руль без гидродемпфера, с измененными кронштейнами, основаниями рычагов сцепления и тормоза и легкой ручкой газа. А новую систему выпуска дополнили усовершенствованная система впуска и модернизированное седло.
29.
DSC_0635

В числе своих требований, предъявляемых к эскортному мотоциклу, заказчик высказал пожелание увеличить дорожный просвет, чтобы мотоцикл мог переезжать через рельсы. Эту задачу конструкторы тоже решили, увеличив клиренс до 170 мм. Кроме того, конструкторы КМЗ сделали все возможное для того, чтобы защитить водителя эскортного мотоцикла от пыли и грязи, вылетающих из-под его колес. По вполне понятным причинам это было одним из основных требований заказчика — как ни как, внешний вид тех, кто эскортирует высокопоставленных лиц должен быть на высоте. Главную роль в защите водителя играл обтекатель, установленный на резиновых амортизаторах. Казалось бы, что здесь может быть особенного? Но его конструкция была проработана до мелочей. Обтекатель имел спойлеры в средней части и специальные каналы для организации потоков воздуха, которые, в частности, обеспечивали очистку стекол фары и указателей поворотов струей воздуха. А ветровое стекло имело дефлектор. Таким образом, водитель был полностью защищен от потока воздуха и грязи, поднимаемой передним колесом. В то же время, новое оперение защищало водителя от грязи со стороны заднего колеса. Годы выпуска: 1988. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 29 ед. Масса: 240 кг. Двигатель: двухцилиндровый четырехтактный / 0,765 л / 38,2 л.с. Максимальная скорость: 150 км/ч.
30.
DSC_0637

Завершая рассказ о павильоне «Автомобили и мотоциклы», выложу пару фотографий со специальными транспортными средствами для самых главных участников дорожного движения.
31.
DSC_0592

32.
DSC_0600

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.