Москва. Музей техники Вадима Задорожного. Часть 1

Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.
logo

Музей начался, как обычно, с малого: в 1999 г. президент Русской гильдии антикваров Вадим Николаевич Задорожный познакомился с группой энтузиастов-реставраторов, которые занимались в то время восстановлением автомобиля BMW DA3 Wartburg начала 1930-х гг. Задорожный вызвался помочь им, и через 10 месяцев машина была полностью восстановлена.
2.
DSC_0386

Результат проделанных работ настолько вдохновил любителя техники, что Вадим Задорожный принял решение приобрести и отреставрировать еще несколько довоенных автомобилей марки BMW. Коллекция постепенно разрасталась, вследствие чего понадобились помощники и помещение для хранения техники. 13 января 2001 г. был создан «Клуб кабриолетов и родстеров», ставший предшественником современного музея, официально открытого в 2008 г.
3.
korpus

Основная крытая экспозиция состоит из 3 этажей выставочных залов с уникальными коллекциями зарубежных и советских ретроавтомобилей, мотоциклов, летательных аппаратов и исторического стрелкового оружия.
4.
DSC_0345

В 2020 г. Музей открыл новую постоянную экспозицию в корпусе «Авиация», посвященную летчикам-героям и самолетам-истребителям Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены советские истребители Як-1, Як-9, Як-3 и британский истребитель «Hawker Hurricane», ставшие частью уникальной трехмерной панорамы.
5.
DSC_0673

Один из этажей корпуса отведен под экспозиции Первой мировой войны.
6.
DSC_0698

На просторной уличной экспозиции площадью более 3,5 га размещаются образцы отечественной и зарубежной бронетехники, артиллерии и сельскохозяйственной техники 30-80 годов ХХ в., а также большая коллекция боевых самолетов и вертолетов.
7.
alleya

Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
8.
karta-muzeya

Осмотр экспозиции начнем с открытой части, точнее — с экспозиции военной техники. Хотелось бы отметить, что в этой части выставки многие внимательные посетители отмечают недостатки, в том числе недостаточную систематизацию экспонатов по направлениям. В описаниях, которые имеются не везде, имеются как относительно незначительные оплошности и опечатки, так и грубые военно-технические ошибки. По мере возможности, буду их исправлять. Итак, начинаем сам осмотр. Пройдемся по Аллее военной техники [10], включая Детскую площадку [6].

Фронтовой бомбардировщик Су-24
Су-24 — тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Носитель тактических ядерных зарядов. Боевая эффективность Су-24 выросла с поступлением авиабомб нового поколения, рассчитанных на применение с бреющего полета, а также боеприпасов объемного взрыва, обладающих огромной поражающей силой. Самолеты первых серий комплектовались устанавливаемым оборудованием лыжного шасси, призванного обеспечить возможность взлета и посадки на аэродромах с низкой прочностью грунта и снежным покровом. Данный образец Су-24 был выпущен в октябре 1982 г. в Новосибирске и передан в бомбардировочный авиационный полк имени 50-летия образования СССР. На базе самолета Су-24 было создано несколько модификаций, в том числе бомбардировщики Су-24М и Су-24М2, разведчик Су-24МР и постановщик помех Су-24МП.
9.
DSC_0001

Годы выпуска: 1971-1993. Страна-производитель: СССР. Выпущено: около 1400 ед.. Нормальная взлетная масса: 32300 кг. Тип двигателя: 2 шт. ТРДФ АЛ-21-Ф3. Скорость: 1700 км/ч. Практический потолок: 11000 м. Вооружение: 23-миллиметровая шестиствольная пушка ГШ-6-23M; различные РВВ, РВП, НУР, авиационные бомбы, всего до 7000 кг боевой нагрузки на 8 узлах подвески.
10.
DSC_0001-1

Сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки Як-141
ЯК-141 — сверхзвуковой, многоцелевой самолет вертикального взлета и посадки, предназначенный для обеспечения прикрытия авианосных соединений от авиации противника, завоевания и удержания господства в воздухе, ведения ближнего маневренного и дальнего боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В музее представлено изделие 48-2 — первый летный экземпляр, второй из серии опытных образцов Як-141, сборка которого была завершена в декабре 1985 г. Первый полет совершил 9 марта 1987 г. летчик Герой Российской Федерации Андрей Синицын. Впервые самолет был представлен на авиакосмическом салоне в Фарнборо 1992 г., где совершал показательные полеты под управлением летчика Владимира Якимова. После этого демонстрировался на авиашоу МАКС 1993 и 1995 гг., но только в статической экспозиции. В процессе испытаний было установлено 12 мировых рекордов скороподъемности и высоты полета с грузом. К концу 1991 г. было прекращено финансирования программы, а в 1992 г. программа была окончательно закрыта. Самолет из коллекции ОКБ Яковлева.
11.
DSC_0004

Годы выпуска: 1954-1960. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 4 ед. Масса: 15800 кг. Тип двигателя: подъемно-маршевый ТРДДФ Р-79В-300 и два подъемных ТРД РД-41. Скорость: 1800 км/ч. Практический потолок: 15000 м. Вооружение: 30-мм пушка ГШ-30-1, различные РВВ, РВП, ПРР, противокорабельные ракеты, а также НУР и бомбы. Широкая номенклатура вооружений на 4 узлах подвески.
12.
DSC_0004-1

Истребитель-перехватчик Як-28П
Як-28 — это советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный военный самолет. Глубокая модернизация самолета Як-26, первого в СССР сверхзвуковой фронтового бомбардировщика, построенного на основе разведывательного Як-25Р. Выпускался в модификациях фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета РЭБ, учебно-тренировочного самолета. Як-28П был самой массовой модификацией самолета. Самолет обладал значительной по тем временам боевой нагрузкой, немалой тяговооруженностью, хорошей маневренностью. Эти качества в конечном итоге позволили начать отработку групповых действий в составе до дивизии включительно в любое время суток и в любых метеоусловиях. В середине 70-х годов во фронтовой авиации Як-28 начал уступать место самолету следующего поколения — Су-24. Создание столь различных по назначению серийных самолетов на базе одного планера — явление редчайшее в мировом авиастроении. Самолет из коллекции ОКБ Яковлева.
13.
DSC_0005

Годы выпуска: 1958-1971. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 435 ед. Нормальная взлетная масса: 15980 кг. Тип двигателя: 2 шт. ТРДР-11АФ2-300. Максимальная скорость: 1840 км/ч. Практический потолок: 16000 м. Вооружение: 2 УР «воздух-воздух» К-8М-1 или К-98, или Р-3 (Р-60).
14.
DSC_0005-1

Барражирующий истребитель-перехватчик Як-25
Як-25 — двухместный истребитель-перехватчик, разработанный ОКБ Яковлева. Был способен эффективно бороться маловысотными целями в любых погодных условиях и в любое время суток. Як-25 создавался для защиты протяженных границ Советского Союза, поэтому должен был иметь большую дальность полета, высокую скорость и длительное нахождение в воздухе. Для удобства получил большую кабину, которая после МиГов считалась очень комфортной, а наличие двух членов экипажа позволяло полнее использовать боевые возможности перехватчика. Кроме того, дублированное управление значительно облегчало работу летчиков в длительном полете. ПВО регулярно использовала истребители Як-25 для сопровождения самолетов-разведчиков сил НАТО, осуществлявших полеты вдоль морских и сухопутных границ СССР и перехвата дрейфующих аэростатов. Самолет приобрел репутацию простой и надежной машины. Последняя эскадрилья была снята с эксплуатации и поставлена на консервацию в 1968 г. Самолет из коллекции ОКБ Яковлева.
15.
DSC_0008

Годы выпуска: 1951-1967. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 638 ед. разных модификаций. Максимальная взлетная масса: 10045 кг. Тип двигателя: 2 шт. ТРД РД-5А. Максимальная скорость: 1090 км/ч. Практический потолок: 12000 м. Вооружение: 2 шт. 37-мм пушки H-37Л с суммарным боекомплектом сто снарядов.
16.
DSC_0008-1

Палубный штурмовик Як-38
Як-38 — это первый и единственный поступивший в эксплуатацию советский самолет вертикального взлета и посадки. Уязвимостью боевой авиации являются аэродромы, особенно взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Их поражение делает невозможными полеты самолетов обычного взлета и посадки. С целью радикального решения проблемы были начаты работы по созданию самолетов вертикального взлета и посадки. Первыми эту задачу сумели решить СССР и Великобритания. Як-38 с серийным номером 01-02 был построен на Саратовском авиационном заводе в сентябре 1974 г. и принимал участие в этапе государственных испытаний как Як-36М под управлением летчика-испытателя Героя Советского Союза Михаила Дексбаха. B 1975 г. этот самолет участвовал в государственных испытаниях авианесущего крейсера. Впервые выполнил посадку на корабль — крейсер «Киев». Использовался для испытаний на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Всего было выпущен 231 самолет. Самолет из коллекции ОКБ Яковлева.
17.
DSC_0010

Годы выпуска: 1974-1989. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 231 ед. Максимальный взлетный вес: 10300 кг. Двигатели: подъемно-маршевый ТРД Р-27В-300 и 2 шт. подъемных ТРД РД-36-35ФВР. Максимальная скорость: 1210 км/ч. Практический потолок: 11000 м. Вооружение: до 1500 кг различной боевой нагрузки на 4 узлах подвески.
18.
DSC_0010-1

Неуправляемая авиационная ракета С-25
С-25 — неуправляемая авиационная ракета, разработанная в КБ «Точмаш», предназначенная для уничтожения техники и живой силы противника. Принята на вооружение ВВС СССР в июне 1975 г. Выпускалась в различных модификациях: С-25-О — с осколочной боевой частью; С-25-ОФ — с осколочно-фугасной боевой частью; С-25-ОФМ — с осколочно-фугасной боевой частью проникающего типа; С-25Л — корректируемый вариант снаряда С-25-ОФМ с лазерной полуактивной ГСН; С-25ЛД — корректируемый, с дальностью пуска увеличенной до 10 км. В музее представлен вариант С-25-О, предназначенный для поражения легкобронированной, легкоуязвимой техники и живой силы противника. Дальность пуска: 1600-3000 м. Масса снаряда: 370 кг, в том числе масса БЧ: 151 кг.
19.
DSC_0011

Авиационная бомба ФАБ-1000
Разработана она была в НИО завода № 67 (г. Москва) в начале 1930-х гг. в составе семейства авиабомб, очень похожих по конструкции. Авиабомба также именовалась как ФАБ-1000СВ (сварная). Годы выпуска: 1932-1943. Ныне такие бомбы — большая редкость.
20.
DSC_0012

57-мм автоматическая зенитная пушка АЗП-57 комплекса С-60
Проект С-60 появился в 1944 г. в Центральном артиллерийском конструкторском бюро В.Грабина. Общее руководство разработкой осуществлял знаменитый в будущем конструктор зенитной артиллерии Л.А.Локтев.
21.
DSC_0014

Новая 57-мм пушка заменила состоявшую на вооружении ПВО АЗП-39/61-К. Для буксировки применялся армейский грузовой автомобиль (6×6) или артиллерийский тягач. При отличных баллистических характеристиках АЗП-57, тем не менее, не могла поддерживать и защищать колонны на марше, ввиду того, что на перевод орудия в боевой режим требовалось от 3 до 5 мин.
22.
DSC_0073

В дальнейшем была разработана боевая машина ЗСУ-57-2, использующая два спаренных орудия АЗП-57. Боевое крещение С-60 прошла в Корее и с тех пор встречается в конфликтах по всему миру, но уже не как зенитное орудие. На ее основе создаются перспективные боевые модули для повышения огневой мощи сухопутных войск. При установке пушки на грузовики или гусеничную базу получается мощное мобильное автоматическое орудие, часто используемое для боя с наземными целями.
23.
DSC_0200

С-60 стала первой отечественной полевой зенитной пушкой, наведение которой осуществлялось дистанционно, с помощью следящих приводов, работавших от прибора управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-6 или ПУАЗО-6-60. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9 (СОН-9А). Позднее на замену СОН-9 был разработан и серийно изготавливался радиоприборный комплекс РПК-1 «Ваза» (1РЛ35). Годы производства: 1950-1957. Всего в СССР было выпущено 5725 орудий АЗП-57. Зона обстрела по дальности: 6000 м. Зона обстрела по высоте: 5000 м. Питание магазинное, по 4 снаряда в магазине.
24.
DSC_0014-1

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1
БРДМ-1 — это бронированная разведывательно-дозорная машина, относящаяся к категории специальной техники. Ее создание началось в конце 1954 г., а на вооружение была принята в 1958 г. Согласно техническому заданию, БРДМ должна была хорошо плавать, а не только лишь форсировать водные преграды, при этом ей не должны были мешать волны высотой в полметра. Кроме того, она должна была преодолевать на суше такие сложные профильные препятствия как траншеи и рвы шириной до 1,2 м. Ходовая часть состояла из основного четырехколесного движителя и системы дополнительных колес. Четыре дополнительных колеса меньшего диаметра при движении в обычных условиях поднимались и отключались, при преодолении препятствий опускались с помощью гидроподъемников и приводились во вращение цепной передачей. Движение на плаву обеспечивал реактивный водометный движитель.
25.
DSC_0016

На базе БРДМ был разработан ряд боевых машин: 2П27 — боевая машина с ПТРК 2К16 «Шмель»; 2П32 — боевая машина с ПТРК 2К8 «Фаланга»; 2П32М — боевая машина с ПТРК 2К8 «Фаланга-М»; 9П110 — боевая машина с ПТРК 9К14 «Малютка»; БРДМ-РХ — машина химической разведки. Годы производства: 1958-1966. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ок. 10000 ед. Масса: 5600 кг. Двигатель: карбюраторный ГАЗ-40 / 3,48 л. / 90 л.с. Максимальная скорость: 80 км/ч. Вооружение: 7,62-мм пулемет СГМБ.
26.
DSC_0016-1

Бронетранспортер БТР-152B (объект 140)
В годы Великой Отечественной войны в СССР автомобильные заводы имели опыт создания колесных пушечных и пулеметных бронеавтомобилей, построенных на базе грузовиков ГАЗ или ЗиС, а бронетранспортеры для доставки бойцов в ходе боя не производились. В 1950-е годы встал вопрос создания новой машины, тем более, что имелся опыт использования американских бронетранспортеров М3, поставлявшихся по ленд-лизу. БТР-152 был создан на базе грузового автомобиля ЗиС-151. Параллельно на заводе ГАЗ велись работы по созданию бронетранспортера БТР-40 на базе более компактного грузовика ГАЗ-63. Оба бронетранспортера поступили на вооружение в 1950 г. и дополняли друг друга. Созданный в Горьком БТР-40 был легкой машиной, способной перевозить до 8 десантников, а разработанный в Москве БТР-152 представлял собой более тяжелый бронетранспортер, способный перевозить в десантном отделении до 17 пехотинцев. Модификация «В» получила различные доработки, касающиеся эксплуатационных свойств: лебедку, новый мотор, предпусковой подогреватель, места для установки пулемета СГМБ, подкачку шин.
27.
DSC_0018

Годы производства: 1955-1959. Страна производитель: СССР. Выпущено: 12421 ед. разных модификаций, в том числе 2904 БТР-152В. Масса: 8700 кг. Двигатель: ЗИС-123В / 5.55 л. / 110 л.с. Максимальная скорость: 65 км/ч. Экипаж: 2 + 17.
28.
DSC_0018-1

Бронетранспортер M16 MGMC
Более точное название — Multiple Gun Motor Carriage M16 (Многоствольный самоходный пулемет M16). Бронетранспортер ПВО создан на базе бронетранспортера М3. Назначением этой машины была борьба с самолетами противника на высотах до 1,5 км при движении военных колонн. Бронетранспортер М16, вооруженный счетверенной установкой M45 калибром 12,7 мм, был основным типом самоходных зенитных установок в армии США в 1943-1944 гг. M16 были наиболее многочисленным типом ЗСУ США во Второй мировой войне и активно использовались американцами как на европейском, так и на тихоокеанском театрах военных действий. Очень похожая версия бронетранспортера M17 была создана на базе полугусеничного тягача M5. В 1944 г. было выпущено 1000 M17 и все они были переданы по программе ленд-лиза в СССР и стали основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей РККА.
29.
DSC_0020

Годы производства: 1943-1944. Страна-производитель: США. Выпущено: 4614 ед. различных модификаций. Масса: 8610 кг. Двигатель: White 160AX / 6,32 л / 147 л.с. Максимальная скорость: 72 км/ч. Вооружение: 4 шт. 12,7-мм пулемет М2HВ. Экипаж: 5 чел.
30.
DSC_0020-1

Бронетранспортер БТР-152С
Модификация БТР-152C — машина связи с увеличенной высотой подвижной командный пункт и машина связи с увеличенным по высоте бронекорпусом, созданная на базе БТР-152В. Общая высота — 2820 мм. Применены коротковолновые радиостанции типа Р-118. Годы производства: 1955-1959. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 12421 ед. различных модификаций, в том числе 272 БТР-152С. Масса: 8700 кг. Двигатель: ЗИС-123В R-6 / 5,55 л. / 110 л.с. Максимальная скорость: 65 км/ч. Скорее всего, в пояснительной табличке в музее индекс бронетранспортера указан неправильно (высота бронекорпуса обычная). Более вероятно — БТР-152В.
31.
DSC_0022

Бронетранспортер M3
Самый удачный из полугусеничных бронетранспортеров Второй мировой войны. B 1941-1945 гг. бронетранспортер M3 по программе ленд-лиза в СССР практически не поставлялся. Он заслужил репутацию надежной и эффективной машины для действий в боевых условиях. Бронетранспортер имел легкое противопульное бронирование: корпус собирался из катаных листов поверхностно закаленной броневой стали, в основном толщиной 6,35 мм, за исключением лобового листа отделения управления, чья толщина составляла 12,7 мм. Форма корпуса в целом повторяла форму грузового автомобиля и не имела рациональных углов наклона. Посадка и высадка экипажа осуществлялась в три двери — в бортах отделения управления и для десанта в кормовом листе корпуса.
32.
DSC_0024

Годы производства: 1941-1945. Страна-производитель: США. Всего было выпущено 53625 машин самых различных модификаций, включая различные САУ на этой базе. Вес: 9060 кг. Двигатель: White 160 AX / 6,33 л / 147 л.с. Максимальная скорость: 72 км/ч. Вооружение: 12,7-мм пулемет М2 и 7,62-мм пулемет М1919A4. Экипаж: 3 + 10 чел.
33.
DSC_0024-1

Артиллерийский тягач полубронированный АТ-П (БЗО-107)
Гусеничный артиллерийский тягач полубронированный (АТ-П) был принят на вооружение в 1954 г. В представленном варианте бронированная машина имела на вооружении противотанковое безоткатное 107-мм орудие Б-11 и 7,62-мм пулемет СГМ, размещенный в правой лобовой части корпуса в шаровой установке, обеспечивавшей ему углы горизонтального наведения ±30°. Броневая защита АТ-П — противопульная. На базе АТ-П также были созданы артиллерийские подвижные наблюдательные пункты АПНП-1 «Рысь» и АПНП-2 «Ярус».
34.
DSC_0026

Годы производства: 1954-1962. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 120 ед. Масса: 5530 кг. Двигатель: ЗИС-123Ф / 5,55 л / 110 л.с. Максимальная скорость: 53 км/ч. Вооружение: 107-мм безоткатное орудие Б-11 и 7,62-мм пулемет СГМ. Экипаж: 3 + 6 чел.
35.
DSC_0026-1

Артиллерийский передвижной наблюдательный пункт АПНП-1 «Рысь» (Объект 563)
Гусеничный артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1 создан на базе артиллерийского тягача полубронированного (АТ-П). АПНП был разработан для специальных десантных подразделений. Принят на вооружение в 1957 г. Бронированная машина имела на вооружении 7,62-мм курсовой пулемет СГМ. В корме размещались артиллерийские приборы наблюдения (перископический прицел ПП-61А, прибор наблюдения ТПКУ-2Б, 3 шт. триплекса ТНПО-115, 10 приборов наблюдения ТНП-Б и прибор ночного наблюдения ТВНО-2Б) и радиостанция Р-109. Как правило, АПНП-1 применялся в звене командира артиллерийской батареи.
36.
DSC_0028

122-мм гаубица обр. 1938 г. M-30
Знаменитая гаубица времен Второй мировой войны. Гаубица использовалась для стрельбы с закрытых позиций по живой силе противника; разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений; проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования минометов. Орудие было разработано под руководством Ф.Ф.Петрова. Параллельно разработку вело КБ завода №92 под руководством В.Г.Грабина. По итогам испытаний пушек проект Ф.Петрова был признан победителем. В 1943 г. для борьбы с танками был разработан кумулятивный снаряд, эффективный для борьбы со всеми типами танков противника. Результативным был и фугасный снаряд при прямом попадании в легкие и средние танки. Гаубица серийно выпускалась с 1939 по 1955 г., экспортировалась во многие страны мира и до сих пор состоит на вооружении армий некоторых стран. Использовалась практически во всех войнах и вооруженных конфликтах середины и конца XX в. В Китайской Народной Республике эти гаубицы выпускались под названием «Тип 54».
37.
DSC_0030

Годы производства: 1940-1955. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 19266 ед. Масса: 2 500 кг. Калибр: 122 мм. Скорострельность: 5-6 (выстр/мин). Максимальная дальность стрельбы: 11800 м. Расчет: 8 чел.
38. 1 — ствол, 2 — противооткатные устройства — тормоз отката и накатник, 3 — щитовое прикрытие, 4 — панорамный прицел, 5 — казенник с затвором, 6 — колесный ход, 7 — раздвижные станины
DSC_0030-1

Боевая машина 9П138 на шасси «ЗиЛ-131» реактивной системы залпового огня 9К55 «Град-1»
Пусковая установка РСЗО «Град» — наследница легендарной «Катюши». Эта удачная система реактивной артиллерии была разработана в конце 1950-х гг. Вариант установки на шасси ЗиЛ-131 принят на вооружение в 1976 г. для комплектования полкового звена. С момента своего создания РСЗО использовалась практически во всех локальных конфликтах, в которых принимал участие Советский Союз. Реактивная система залпового огня «Град» монтировалась в разные годы на различных типах грузовиков. Предназначена для поражения живой силы, бронетранспортеров, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей неуправляемыми ракетными снарядами. РCЗО «Град-1» может использовать для стрельбы различные виды снарядов: осколочно-фугасные, кассетные, постановщики радиопомех, минопостановочные, а также дымовые. РЗСО «Град» («Град-1») используется армиями более чем 50 стран, являясь самой популярной в мире системой.
39.
DSC_0031

Годы производства: с 1976 по н.в. Страна-производитель: СССР, Россия. Выпущено: более 500 ед. Масса: 10400 кг. Калибр: 122 мм. Количество направляющих: 36. Эффективная дальность: 1500-15000 м. Расчет: 3 чел.
40.
DSC_0031-2

Боевая машина БМ21 (2Б6) на шасси «Урал-375» реактивной системы залпового огня 9К51 «Град»
Разработка системы была поручена в 1959 г. НИИ-147, в том числе боевой машины — СКБ-203. Полевая реактивная система «Град» была принята на вооружение в 1963 г. для комплектования дивизионного звена Вооруженных сил. РСЗО «Град» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей, решения других задач в различных условиях боевой обстановки. К 1995 г. уже после завершения серийного производства, более 2000 боевых машин БМ-21 находились на вооружении 50 стран мира.
41.
DSC_0035

Годы производства: 1965-1988. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 7182 ед. Масса: 13700 кг. Калибр: 122 мм. Количество направляющих — 40. Эффективная дальность: 20400 м. Расчет: 3 чел.
42.
DSC_0035-1

Продолжение осмотра Аллеи военной техники в следующем посте.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.