Сиена. Кафедральный собор. Часть 7. Пол нефа

Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Map_of_Siena

Пол Сиенского собора
Пол Сиенского собора — один из крупнейших и ценнейших образцов комплекса штучной мозаики, декоративного проекта, продолжавшегося пять столетий, с XIV по XIX в. Как и строительство всего собора, пол также неразрывно связан с историей Сиены и ее искусством: по этой причине на протяжении веков сиенцы не жалели ресурсов сначала для создания пола, а затем для его сохранения. Две трети поверхности пола для защиты от износа обычно покрыты в наиболее посещаемых местах листами мазонита (оргалита). Полностью пол открывают каждый год с 18 августа, после Палио дель Ассунта, и до конца октября. Тогда же открывается доступ к главному алтарю, и у посетителей появляется возможность рассмотреть многие шедевры вблизи.
2*.
DSC_9838

Пол полностью украшен 59 полихромными рисунками, выполненными в виде мраморной мозаики или «сграффито» между 1373 и 1543 гг. Авторами эскизов являются одни из самых известных представителей сиенского искусства: Джованни ди Стефано, Нероччо де Ланди, Антонио Федериги, Маттео ди Джованни, Пинтуриккьо, Доменико Беккафуми и Алессандро Франчи.
3.
DSC_9791

4*.
DSC_9961

Осмотр мраморных мозаик, пожалуй, надо начинать снаружи собора. Наверху ступеней площади Пьяцца дель Дуомо, перед главным порталом, находится первая мраморная инкрустация (Настаджио ди Гаспаре, ок. 1450) (копия) с изображением фарисея и мытаря — символов соответственно евреев и язычников, т.е. нехристиан, которые не имеют права войти в храм и обеспечить себе Спасение.
5.
DSC_0191

Непосредственно перед главным порталом «Церемония посвящения» (Настаджио ди Гаспаре, ок. 1450) (копия) с дьяконом, священником и епископом, хранителями рукоположения, предвидевшими святость здания.
6*.
DSC_0194

Перед боковыми порталами можно увидеть схожие инкрустации с геометрическими узорами. Мозаики с различными узорами опоясывают собор почти со всех сторон.
7.
DSC_0192

Особо надо упомянуть мозаичную сцену семейного похода в Баптистерий на крещение детей, созданную по проекту Антонио Федериги в 1451 г. и находящуюся перед главный порталом Сиенского баптистерия.
8.
DSC_0193

Предание гласит, что изобретение мраморного декора принадлежит лидеру сиенской живописи Дуччо ди Буонинсенья, хотя документальных подтверждений этому нет. Самые старые свидетельства связывают начало работ на полу с более поздним периодом, около 1369 г., когда зафиксированы выплаты за создание первых эпизодов на полу. Возможно, первые изображения могли быть связаны с панелями в центральном нефе, такими как Колесо Фортуны и Сиенская волчица, окруженная символами городов-союзников (1373), полностью переделанными в последующие столетия.
9.
pavi

Некоторые современные ученые рассматривают пол в целом, предполагая наличие образной программы, создаваемой на протяжении веков различными художниками. По их мнению, каждая сцена является частью изображения Спасения в его различных аспектах.
10.
pavi2

В музее Дуомо выставлен большой план инкрустаций Сиенского собора (Джованни Пачарелли, 1884). Из-за специфики освещения фотография плана получилась с видимыми отражениями. По клику можно открыть другой вариант того же плана.
11.
DSC_0412

Для дальнейшего описания я на плане собора пронумеровал имеющиеся основные инкрустации, и в дальнейшем буду указывать эти номера в квадратных скобках.
12.
plan_floor

Область под сводами центрального нефа, вероятно, была первой украшена, возможно, сначала мозаикой, а затем мраморной штучной мозаикой (opus sectile), получившей распространение по всему полу собора. Помимо инкрустаций из мрамора разных цветов, фигуры процарапывали по краям, а затем заливали смолой, чтобы выделить небольшие темные участки. Износ центрального прохода привел к тому, что ни одна из фигур сегодня не является оригинальной, но копии, изготовленные на протяжении веков, являются вполне точными, так как была сохранена оригинальная техника мозаики. Центральная часть нефа, за исключением фигуры Гермеса Трисмегиста, стилистически похожей на сивилл, характеризуется аллегорическими изображениями, а не повествовательными фигурами или сценами, чтобы подчеркнуть широкомасштабное послание этой важной части здания.

Гермес Трисмегист (Джованни ди Стефано (эскиз), 1488) [1]. Гермес Трисмегист (по-гречески «Трижды Величайший») — синкретическое божество, сочетающее в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В христианской традиции — один из пророков, предвестивших явление Спасителя. Гермес Трисмегист символизирует начало земных знаний, знания древнего мира, с книгой, символизирующей Восток и Запад, а также содержащей слова, связанные с сотворением мира.
13.
DSC_0094

Головной убор мудреца представляет собой переосмысление крылатого шлема Меркурия. Как поясняет свиток у его ног, он считался современником Моисея. Он представлен как восточный мудрец, изображенный в процессе предложения книги двум другим мужчинам правой рукой, а левой он опирается на цитату, написанную на надгробии, поддерживаемом двумя крылатыми сфинксами. Двое мужчин, совершающих акт почтения, возможно, могут быть прообразами мудрецов Востока и Запада.
14.
DSC_0094-1

Сиенская волчица среди символов городов-союзников (неизвестный автор, ок. 1373) [2]. Панель организована вокруг большого круга, в центре которого изображена сиенская волчица, кормящая грудью близнецов Сения и Аския. Вокруг нее в тондо изображены древние символы, часто устаревшие, ряда городов-союзников: лошадь (Ареццо), лев Марцокко (Флоренция), пантера (Лукка), заяц (Пиза), единорог (Витербо), аист (Перуджа), слон (Рим) и гусь (Орвието). Капитолийская волчица Рима не упомянута, так как она слишком похожа на эмблему Сиены.
15.
DSC_0092

В четырех углах панели в тондо также изображены символы: лев с лилиями (Масса-Мариттима), орел (Вольтерра), дракон (Пистойя) и грифон (Гроссето). Эта панель — единственная сохранившаяся мозаика, сильно изношенные оригинальные фрагменты которой сохранились в Музее Дуомо. В 1864-1865 гг. панель отреставрировал Леопольдо Маккари.
16.
DSC_0092-1

Имперский орел в центре готической розы (неизвестный автор, ок. 1374) [3]. Изображение на панели носит более декоративный характер и представляет собой колесо, или более вероятно большое окно-розу, составленное из колонн и остроконечных арок. В центре находится двуглавый орел, эмблема Священной Римской империи, которая напоминает о лояльности города Гибеллинам, о преемственности Сиены с римским миром и о важности верховной гражданской власти в Средние века.
17.
DSC_0091

Стилистически, хотя панно было полностью переделано после 1865 г., из-за использования штучной мозаики оно датируется периодом сразу же после Сиенской волчицы.
18.
DSC_0091-1

Аллегория Холма Мудрости (Пинтуриккьо (эскиз), Паоло Маннуччи, 1505) [4]. Панель в технике штучной мозаики была заказана ректором собора, рыцарем-госпитальером Альберто Арингьери. На панели изображена сложная аллегория Фортуны и Мудрости. Первая представлена в виде обнаженной женщины, балансирующей правой ногой на сфере (символе непостоянства и перемен) и держит рог изобилия и надутый ветром парус (символ успеха). Левой ногой Фортуна опирается на качающуюся лодку со сломанной мачтой, на которой группа мудрецов прибыла к Холму Мудрости, доминирующему в сцене.
19.
DSC_0072

По крутой тропе, усеянной камнями, растениями и животными, символами пороков, десять мудрецов пытаются достичь вершины холма, где сидит Мудрость (Тишина), держа в руке книгу. Рядом с ней стоят Сократ, которому предназначена пальма первенства и чье самоубийство рассматривается как мученичество, и Кратет из Фив, который выбрасывает в море корзину, полную драгоценностей и монет, символ отречения от иллюзорного счастья материального богатства. Послание аллегории, уже ясное само по себе (добродетель может быть достигнута, но с трудом), также поясняется свитком над Мудростью: «здесь, мужчины: поднимитесь на соленую гору, прекрасный Труд будет прижат ладонью Покоя» (компьютерный перевод с латинского). Видимая сегодня панель частично является результатом обширных замен в ходе проведенной реконструкции (Луиджи Муссини, 1859).
20.
DSC_0072-1

Колесо Фортуны (неизвестный автор, ок. 1372) [5]. Сюжет панели относится к теме, дорогой для средневекового искусства, часто представленной на фасадах церквей. Колесо Фортуны символизирует аллегорию людских судеб, обозначающих неустойчивость и изменчивость дел человеческих, и изображается в виде круга, поддерживаемого восемью концентрическими колоннами, на вершине которого на троне восседает король, и с тремя фигурами, охватывающими колесо на нижнем, правом и левом концах. В четырех шестиугольниках по углам находятся изображения четырех античных философов: Эпиктета, Аристотеля, Еврипида и Сенеки. Каждый из философов держит свиток с надписями, связанными с темой Фортуны.
21.
DSC_0071

Сегодня Колесо Фортуны имеет внешний вид, отражающий пуризм XIX в., который хорошо подходит для комплекса пола, но его первоначальный внешний вид, должно быть, был более выразительным, и, возможно, был похож на аналогичное изображение Доменико ди Никколо в хоре капеллы Палаццо Пубблико, в котором персонажи скорее сатиричны, чем морализируют. и связан с девизами, указывающими на перемену судьбы: «Царство», «Я царствую», «Я без царства», «Я воцарюсь». Сцена, подвергшаяся сильному износу из-за своего положения, была переделана в XVIII в. и вновь полностью заменена Леопольдо Маккари в 1864-1865 гг.
22.
DSC_0071-1

В левом и правом нефах вдоль боковых приделов находятся десять панелей с изображениями сивилл, наделенных пророческими способностями и явившими древнему человечеству символы откровения Христа. Несмотря на то, что панели разрабатывались и изготавливались разными художниками, был соблюден общий стиль: фигуры выполнены из белого мрамора на темном фоне и обрамлены шахматным мотивом. Они стоят на поверхности кирпичного цвета и сопровождаются надписями, облегчающими идентификацию, и символами, разъясняющими их откровения о Христе и Его жизни. Согласно Лактанцию, цитировавшему в IV в. утерянную работу Варрона I в. до н.э., всего существовало десять сивилл: Персидская, Ливийская, Дельфийская, Киммерийская, Эритрейская, Самейская, Кумская, Геллеспонтская, Фригийская и Тибуртинская.

Сивилла Ливийская (Гвидоччо Коццарелли, 1483) [6]. Будучи африканкой по происхождению, Ливийская сивилла отличается смуглой кожей: лицо, шея, руки и ноги из черного мрамора производят замечательный эффект. Голова прикрыта покрывалом и увенчана гирляндой из цветов. В левой руке она держит развернутый свиток, а в правой — раскрытую книгу. Там написано: «Получая пощечины, Он будет хранить молчание. Под удары Он подставит свою невинную спину». Слева от нее находится мемориальная доска, поддерживаемая свернувшимися змеями, на которой читается следующая надпись: «Он попадет в неправедные руки. Нечистыми руками будут бить плетьми Бога. Несчастный и позорный, он даст надежду несчастным». Обе надписи намекают на бичевание Иисуса.
23.
DSC_9817-1

Сивилла Геллеспонтская (Троянская) (Нероччо Бартоломео де Ланди (эскиз), ок. 1483) [7]. Надпись под ногами этой сивиллы гласит, что она родилась на троянской земле и была, по некоторым сведениям, современницей Кира II. Фигура изящна, но дает представление о несколько гигантских размерах. Ее волосы, увенчанные тиарой из драгоценных камней, свободно ниспадают на плечи, хотя и частично разделены лентами. В левой руке она держит полуоткрытую книгу.
24.
DSC_9816

Ее одеяние удерживается на талии небольшим поясом, украшенным драгоценными камнями, а слева от нее, опираясь на две колонны, стоит мемориальная доска, перед которой сидят волчица и лев, дружелюбно подавая друг другу лапу, возможно, это намек на договор между Сиеной и Флоренцией. По другой версии, двух животных рассматривают как символы соответственно евреев и язычников, искупленных божественной жертвой. Надпись гласит: «Они дадут ему желчь в пищу и уксус для утоления жажды; они покажут ему этот стол негостеприимства. Истинно, завеса храма разорвется, и посреди дня наступит темная ночь на три часа», что намекает на последние моменты жизни Иисуса и его смерть на кресте.
25.
DSC_9816-1

Сивилла Фригийская (Бенвенуто ди Джованни (эскиз), Луиджи ди Руджеро и Вито ди Марко, ок. 1483) [8]. Из таблички можно узнать, что эта сивилла, о которой вообще имеется мало сведений, пророчествовала в Анкаре. Она одета так, как художник представлял фригийскую или полувосточную одежду.
26.
DSC_9818

В левой руке Фригийская сивилла держит раскрытую книгу с надписью: «Я — единственный Бог, и нет другого Бога». Справа мемориальная доска над двумя опорами в форме лиры, между которыми проявляются туловища и головы молящих обнаженных фигур, словно вышедших из гробницы. Другая надпись гласит: «С неба раздастся погребальный звук трубы. Земля разверзнется и покажет тартарский хаос. Все цари предстанут перед судом Божьим. Сам Бог будет судить благочестивых и нечестивых одновременно, и только потом бросит нечестивых в огонь тьмы. Те, кто вместо этого сохранят праведность, будут жить снова»), что относится к Страшному суду.
27.
DSC_9818-1

Сивилла Самейская (Маттео ди Джованни (эскиз), 1483) [9]. Эта сивилла сделала своей главной резиденцией остров Самос, хотя родилась в Троаде; о ней поведал нам Эратосфен Киринский. Изображенная в виде стройной принцессы, с развевающимися драпировками и лентами в волосах, она держит в левой руке открытый, богато переплетенный том.
28.
DSC_9829

На столе рядом с ней, поддерживаемом двумя львиными головами, находится надпись: «Ибо ты, глупая еврейка, не узнала Бога своего, сияющего в умах человеческих. Но ты увенчала Его тернием и возлила на Него горькую желчь» — отсылка на скептическое отношение иудеев к признанию Христа.
29.
DSC_9829-1

Сивилла Тибуртинская (Бенвенуто ди Джованни (эскиз), 1483) [10]. Элегантная и стройная фигура изображена с выражением сдержанной монументальности, типичной для художника. Она одета в богатую драпировку, с развевающейся по бокам вуалью и остроконечным головным убором. Динамичный мотив покрывал замедляется симметрией, усиливая спокойную статность фигуры.
30.
DSC_9819

В табличке, которую держит херувим вверху справа, мы читаем: «Христос родится в Вифлееме и будет объявлен в Назарете, под правлением мирного быка. О счастливая мать, чьи груди будут кормить Его». Панель была восстановлена в ходе реставрации в 1864-1865 гг.
31.
DSC_9819-1

Сивилла Дельфийская (Джованни ди Стефано или Антонио Федериги (эскиз), Джулиано ди Бьяджо и Вито ди Марко, ок. 1482) [11]. Дельфийская сивилла задрапирована сложным образом и имеет статичную позу; в правой руке держит свиток с надписью «Познай своего Бога, который есть Сын Божий», что является аллюзией на вторую божественную природу. Под надписью изображен сфинкс с распростертыми крыльями. В левой руке она держит богато украшенный рог, из которого вырывается пламя. Под ногами Дельфийской сивиллы картуш с ее именем и тем фактом, что она упоминается Хрисиппом из Сол. Панель была восстановлена в ходе большой реставрации в 1866-1869 гг., так как она была сильно изношена из-за своего местоположения.
32.
DSC_0100-1

Сивилла Кимейская (Кимская) (Джованни ди Стефано (эскиз), Вито ди Марко и Луиджи ди Руджеро, ок. 1482) [12]. Сивилла происходит из эолийского города Кима в Эолиде. Не следует путать с Кумской сивиллой, происходящей из Кумы в Кампании.
33.
DSC_0101

Здесь она представлена как пожилая женщина взволнованного вида, с распущенными по плечам волосами. В руке она держит свиток с надписью «Он завершит удел смерти после трехдневного сна. Затем, вернувшись из мертвых, он выйдет на свет, впервые показывающий начало Воскресения») — явный намек на Воскресение. Позади него два ангелочка держат табличку с именем сивиллы.
34.
DSC_0101-1

Сивилла Кумская (Джованни ди Стефано (эскиз), 1482) [13]. Эту сивиллу посещал Эней. Упомянутая Вергилием в четвертой эклоге Буколик, она прославилась в средние века как вестница пришествия Христа.
35.
DSC_0107

Надпись, поддерживаемая двумя летящими ангелочками, происходит от Вергилия «Наступил последний период кумейского очарования, возрождается великий порядок веков, возвращается Дева, возвращаются царства Сатурна. Теперь с неба посылается новое потомство». Сивилла выглядит как пожилая женщина с вуалью, окружающей ее голову. В правой руке она держит ветку омелы Вергилиева повествования, в левой — три книги. Еще шесть книг, называемых «Книги сивилл», уничтоженные в легенде о Тарквинии, горят на земле справа от нее.
36.
DSC_0107-1

Сивилла Эрифрейская (Антонио Федериги (эскиз), 1482) [14]. Сегодня панель почти полностью переделана, и ничто не напоминает стиль сиенского скульптора, кроме подписи у подножия кафедры. Лактанций приписывает ей знаменитый акростих, возвещающий о пришествии Христа, описанный в Книгах Сивилл. Здесь она изображена высокой аристократкой, с довольно суровой манерой поведения, в элегантном платье и весьма любопытном головном уборе, частично закрывающем лицо.
37.
DSC_0108

Правая рука сивиллы держит закрытую книгу, а левая опирается на раскрытую книгу, лежащую на резном аналое. На страницах этой книги сообщается фраза «Из возвышенной обители небес Бог обратил взор Свой на своих смиренных слуг; он будет родиться в самые последние дни от еврейской девы в колыбели земли», рассматриваемая как пророчество о рождении Иисуса.
38.
DSC_0108-1

Сивилла Персидская (Бенвенуто ди Джованни, 1483) [15]. Расположенная перед дверью кампанилы, панель была сильно изношена и капитально отремонтирована в период с XVIII по XIX в. Сивилла изображена приятной женщиной средних лет, с головой, окутанной простой вуалью.
39.
DSC_0109

В левой руке она держит книгу, а правой указывает на стол, стоящий на треугольной кафедре. На нее читается надпись «Пятью хлебами и двумя рыбами он утолит голод пяти тысяч человек на траве. Собрав остатки, он наполнит двенадцать корзин для надежды многих», что намекает на умножение хлебов и рыб. Приписываемое сивилле пророчество — единственное, не касающееся рождения или искупления Христа. Под ее ногами табличка сообщает, что о ней свидетельствовал Никарон.
40.
DSC_0109-1

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.