Сиена. Кафедральный собор. Часть 8. Пол шестиугольника и левого трансепта

Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая "Маэста" Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Map_of_Siena

Пол Сиенского собора — один из крупнейших и ценнейших образцов комплекса штучной мозаики, декоративного проекта, продолжавшегося пять столетий, с XIV по XIX в. Как и строительство всего собора, пол также неразрывно связан с историей Сиены и его искусством: по этой причине на протяжении веков сиенцы не жалели ресурсов сначала для создания пола, а затем для его сохранения. Две трети поверхности пола для защиты от износа обычно покрыты в наиболее посещаемых местах листами мазонита (оргалита). Полностью пол открывают каждый год с 18 августа, после Палио дель Ассунта, и до конца октября. Тогда же открывается доступ к главному алтарю, и у посетителей появляется возможность рассмотреть многие шедевры вблизи.

В музее Дуомо выставлен большой план инкрустаций Сиенского собора (Джованни Пачарелли, 1884). Из-за специфики освещения фотография плана получилась с видимыми отражениями. По клику можно открыть другой вариант того же плана.
2.
DSC_0412

Для дальнейшего описания я на плане собора пронумеровал имеющиеся основные инкрустации, и в дальнейшем буду указывать эти номера в квадратных скобках.
3.
plan_floor

Средокрестие (Центральный шестиугольник) [16]
Большой центральный шестиугольник под куполом разделен на шесть других шестиугольников плюс седьмой центральный, все одинакового размера. Кроме того, чтобы заполнить углы большего шестиугольника, потребовались шесть ромбовидных панелей, ориентированных соответствующим образом. Каждая панель окружена элегантным спиральным фризом с растительными мотивами и одной тканой полосой, выполненной в стиле Доменико Беккафуми. История убранства шестиугольника довольно сложна: здесь в древности располагался главный алтарь собора, который был перенесен еще в XIV в. Неудовлетворительное состояние некоторых панелей потребовало их замены в 1878 г., когда было принято решение завершить "Истории Илии" Беккафуми, сохранившиеся в других частях шестиугольника. Задача была поручена Алессандро Франки, который также переделал и некоторые рассказы о пророке, выполненные учеником Беккафуми Джованни Баттиста Соцци в 1562 г.
4.
DSC_9836

Чтение сцен не следует строгой логической схеме, а переходит от одной панели к другой с перерывами и сменой смысла. Панели рассказывают о победе пророка Илии над жрецами бога Баала, охраняемыми царем Ахавом. Для устранения неточностей в очередности сцен я пометил каждую панель номером. Дальнейшее описание будет вестись в соответствии с этим общепризнанным порядком и ссылкой на соответствующий номер в фигурных скобках.
52**.
esagono

Илия, которого кормят вороны в пустыне (Алессандро Франки (эскиз), 1878) {1}. Повествование начинается со сцены кормления Илии воронами в пустыне, которые приносят ему во время изгнания лепешки, данные Богом во время голода. Недостаток осадков был желанным для Бога, который упрекал свой народ в том, что он оставил его в пользу культа бога Баала.
6.
esagono01

Илия встречает вдову в лесу (Алессандро Франки (эскиз), 1878) {2}. Отправившись в Сарепту, Илия встретил вдову, которая пригласила его к себе в дом, и пророк совершил чудесное увеличение продовольствия во время голода. Простая и эффектная композиция Франки, действие которой происходит на голой поляне, где два главных героя находятся в сбалансированных противоположных позах.
7.
esagono02

Илия воскрешает сына вдовы (Алессандро Франки (эскиз), 1878) {3}. После смерти сына вдовы вследствие болезни, Илия воскрешает его, чтобы продемонстрировать женщине силу Божию. Пророк в точном соответствии с библейским текстом изображен опирающимся на ребенка и призывающим Вечного Отца. Сцена представляет собой композиционное изображение трагедии, при этом голая обстановка детской комнаты хорошо сочетается с напряженной, и в то же время размеренной, позой молящегося пророка.
8.
esagono03

Илия приказывает Авдию привести к нему Ахава (Доменико Беккафуми (эскиз), 1519-1524) {4}. Авдий, начальник царского дворца Ахава, объезжает страну по приказу царя в поисках свежей травы для кормления скота и встречает Илию. Пророк приказывает ему сообщить царю, что он сегодня явится в Иерусалим.
9.
esagono04

Авдий передает Ахаву послание Илии (Доменико Беккафуми (эскиз), 1519-1524) {5}. На панели описана сцена, как Авдий передает послание Илии царю Ахаву, приглашая его встретиться с пророком в назначенном месте
10.
esagono05

Договор между Илией и Ахавом (Доменико Беккафуми (эскиз), 1524) {6}. В центральном шестиугольнике расположены фигуры царя Ахава слева и Илии справа, окруженные двумя симметричными группами персонажей в нарядных одеждах, особенно в царственной группе в чалмах и одежде с широкими рукавами и меховой отделкой. Илия указывает на холм, на котором стоит дерево, засохшее от засухи, и куда тащат двух волов для принесения в жертву: одного царские священники принесут в жертву Баалу, а другого Илия — Богу, чтобы царь в присутствие всех людей увидел, какой культ истинный, а какой вымышленный. На заднем плане можно увидеть городские стены. Это был последний шестиугольник, выполненный Беккафуми.
11.
esagono06

Жертвоприношение жрецов Баала (Доменико Беккафуми (эскиз), 1519-1524) {7}. Илия согласился сначала принести жертву Баалу, но она стала невозможной из-за того, что огонь не смог разгореться. Священники в смятении жестикулируют вокруг алтаря, неспособные принести жертву и готовые нанести себе раны, лишь бы подтвердить свою божественность. Тем временем Илия в своей монументальной позе протягивает руку, как бы насмехаясь над ними, объясняя людям бесполезность языческих богослужениий.
12.
esagono07

Жертвоприношение Илии (Доменико Беккафуми (эскиз), 1519-1524) {8}. Жертвоприношение Илии дало совершенно иной результат: божественное пламя, нисходящее с неба, разжигает костер, хотя дрова из только что срубленного дерева были мокрыми. Чудесное событие поражает всех присутствующих. Илия изображен стоящим на коленях слева, в то время как с другой стороны жрецы Баала в смятении смотрят на него, о чем также свидетельствует фигура, опирающаяся на ступеньку на переднем плане, из-за чего опрокидывается амфора с водой, которой пропитано дерево.
13.
esagono08

Убийство жрецов Баала (Доменико Беккафуми (эскиз), 1519-1524) {9}. После чудесного жертвоприношения Илия приказывает народу перебить всех жрецов Баала. Избиение происходит на переднем плане с использованием мечей, дубинок и камней. На заднем плане Илия показывает царю Ахаву, что конец идолопоклонства оценен Богом, посылающим первое дождевое облако. Конец засухи демонстрирует дерево в центре сцены, которое теперь покрыто пышной растительностью, в то время как ранее оно было сухим.
14.
esagono09

Илия помазывает Ииуя на царство Израиля (Алессандро Франки (эскиз), 1878) {10}. Чтобы избежать мести Иезавели, Илия снова укрывается в пустыне, и Бог отправляет его в пустыню по направлению к Дамаску, где он встречает Ииуя, которому суждено стать новым царем Израиля. Илия помазывает его на царство по просьбе Господа. От автора: в описании, возможно, имеется неточность, так как Ииуя помазал на царство ближайший помощник Илии Елисей, ставший после чудесного вознесения своего учителя живым на небо самостоятельным пророком.
15.
esagono10

Илия предсказывает смерть Ахава (Алессандро Франки (эскиз), 1878) {11}. Вступив в войну, царь Ахав добился некоторых побед. Однако он совершает тяжкое преступление, убив Навуфея, держащего виноградник неподалеку от его дворца, чтобы присвоить его. Илия предсказывает скорую смерть правителя: сцена показывает царя, распростертого ниц у ног пророка. От автора: по другим данным, смерть Ахава предсказал пророк Михей, современник Илии.
16.
esagono11

Ахав смертельно ранен в бою (Алессандро Франки (эскиз), 1878) {12}. Сцена на панели показывает исполнение пророчества: в Ахава, бившегося вместе со своими воинами, в щель между элементами доспехов попадает наугад выпущенная арамейская стрела. Сцена показывает последние минуты жизни царя, когда он в отчаянии из колесницы наблюдает за разворачивающейся битвой. Священный текст пишет: "царь был вынужден остаться в своей колеснице перед сирийцами и умер к вечеру; кровь из раны потекла на дно колесницы". В зависимости от перевода Книги Царств, кровь Ахава слизывали только собаки или собаки вместен со свиньями.
17.
esagono12

Илия похищен на небеса огненной колесницей (Алессандро Франки (эскиз), 1878) {13}. Рассказы об Илии завершаются сценой вознесения пророка на небо на огненной колеснице. В этой, как и во всех других крупных сценах внутри шестиугольников, надписи в табличках вверху сообщают библейский текст, разъясняющий динамику событий: "Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо". Пророк протягивает руки, удивленный и жаждущий познать божественную сущность.
18.
esagono13

Средокрестие. Левый трансепт
В левом трансепте средокрестия вдохновением для изображений на полу служат не античные персонажи и аллегории, а сюжеты из еврейской истории, то есть периода "sub lege" (после божественного откровения). Эти большие по размеру и насыщенности повествования сцены наполнены множеством персонажей. Библейские сюжеты содержат точные отсылки на местную историю — тему, особенно дорогую для сиенцев. Эта тесная связь между гражданской и религиозной жизнью рано проявилась в Сиене, о чем свидетельствуют фрески с современным историческим сюжетом в Палаццо Пубблико или, например, обращение к Марии "sis causa Senis requiei" ("даруй мир Сиене") в надписи на "Маэсте" Дуччо ди Буонинсеньи, ранее установленной на главном алтаре собора.

Изгнание Ирода (Бенвенуто ди Джованни (эскиз), 1485) [17]. Эскиз большой сцены "Изгнания Ирода" был написан в 1485 г. Сюжет взят из "Иудейских древностей" Иосифа Флавия, текст которых показан в табличке в центре темного неба, удерживаемой четырьмя летящими ангелами.
19.
DSC_9835

В центре сцены доминирует изображение ожесточенной битвы — очень редкая тема в сиенской живописи. Вид города слева очень напоминает Сиену и ее стены, а изображение орлиного гнезда, на которое нападает змея, в центре возле крепости, вероятно, является отсылкой к событиям 1482 г., когда из города был изгнан тиран Пандольфо Петруччи. Панель, восстановленная в 1869-1878 гг., окружена прекрасным фризом из пар обращенных друг к другу львов, созданным Бастиано ди Франческо в 1484 г.
20.
DSC_9835-1

Избиение младенцев (Резня невинных) (Маттео ди Джованни (эскиз), Франческо ди Николаио и Нанни ди Пьеро ди Нанни, 1481-1482) [18]. В период создания этой части пола Италия была потрясена после жестокого разграбления и разрушения турками Отранто в 1480 г. После захвата города было убито около 15 тысяч обороняющихся и 5 тысяч человек были обращены в рабство. 14 августа 1480 г. турками в окрестностях Отранто были обезглавлены 813 человек. Папа Сикст IV, чтобы выбить из рук "неверных" плацдарм в Италии, призвал европейские страны организовать крестовый поход против турок. Панно было создано Франческо ди Никколаио и Нанни ди Пьеро ди Нанни по проекту Маттео ди Джованни и восстановлено в 1790 г. Маттео Пини и Карло Амидеи.
21.
DSC_9895

Оживленная сцена на известный библейский сюжет разворачивается перед портиком в форме подковы, над котором находится очень ценный фриз с изображением сражающихся фигур в классическом стиле, а также открываются круглые балконы, где некоторые зрители наблюдают за происходящим с видом самодовольства и веселья. как будто они были в театре. Царь Ирод восседает на великолепном троне эпохи Возрождения из резного мрамора и приказывает своим солдатам убивать младенцев. Техника изготовления панно отличается от использованной в нефах применением большего количества цветного мрамора для создания областей тени и света. Она будет усовершенствована в сценах, созданных Беккафуми.
22.
DSC_9895-1

Истории Юдифи (Франческо ди Джорджо Мартини или Урбано да Кортона (эскиз), 1473) [19]. На этой панели также изображена большая сцена, приписываемая Урбано да Кортона, который работал над ней в 1473 г. Авторы более поздних исследований на основании близкого сходства, например, фигуры Юдифи и многих молодых девушек, написанных сиенским мастером, и из-за "идеальной" обстановки городского ракурса считают автором Франческо ди Джорджо Мартини.
23*.
DSC_9832

Сцена, которая была тщательно отреставрирована в 1790 г. Карло Амидеи и Маттео Пини, повествует о злоключениях Юдифи из Ветулии. Она, чтобы спасти свой город, убивает предводителя ассирийских осаждающих Олоферна, напоив его в своем лагере. Затем Юдифь изображена в тот момент, когда вместе со своей служанкой возвращается в город с головой тирана в корзине. Иудейки вернулись в город, показали голову горожанам и попросили вывесить ее на крепостной стене. Юдифь повелела воинам Ветулии выступить против ассирийского войска; подчиненные Олоферна отправились за своим военачальником, и, найдя его убитым, пришли в ужас. Ассирийцы были обращены в бегство и по частям разбиты войсками иудеев, отступив за Дамаск.
24.
DSC_9832-1

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.