Сиена. Кафедральный собор. Часть 6

Сиенский собор (кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, собор Санта-Мария-Ассунта), возвышающийся на одноименной площади, является одним из самых ярких примеров итальянской готики [43.3175284N 11.3286477E]. Эту церковь обычно считают одной из самых красивых во всей Италии и, бесспорно, одним из самых значимых произведений искусства. Список скульпторов, работавших на создании храма, представляет собой практически учебник искусства скульптуры: Никола и Джованни Пизано, Якопо делла Кверча, Донателло, Лоренцо Гиберти, Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. Здесь хранилась одна из величайших картин раннего Возрождения, знаменитая «Маэста» Дуччо ди Буонинсенья, сейчас выставленная в музее собора. Расписанные фресками стены библиотеки Пикколомини, удивительная коллекция иллюминированных хоровых книг, являются одними из величайших работ Пинтуриккьо, важного соратника Рафаэля.
1.
Map_of_Siena

Продолжим обход собора по часовой стрелке. Для лучшей ориентации прилагаю план собора, на котором отмечены основные достопримечательности.
2.
plan

Часовня Святого Причастия [27], расположенная в углу между правым трансептом и пресвитерием, симметрично по отношению к часовне св. Ансано [16], занимает один пролет.
3.
DSC_0010

Алтарный образ представляет собой полотно с изображением «Поклонения пастухов» (Алессандро Казолани, 1594-1596).
4.
DSC_0013

С правой стороны часовни замурованы пять панелей, выполненных в виде барельефа из ныне отсутствующего Пергама проповедей (1423-1426) и изображающего Четырех евангелистов и в центре св. Павла. Первые две панели созданы Джованни да Имола, а остальные три, более низкого качества, вырезаны Джованни ди Турино, который продолжил работу после смерти первого.
5.
DSC_0017

Памятник папе Александру VII, созданный по проекту Джованни Лоренцо Бернини (Антонио Раджи, 1661-1663) [28]. В статуе Бернини прекрасно изображено хрупкое физическое телосложение папы, который, тем не менее, не отказывается от возложенной на него задачи и с благочестивой строгостью поднимает правую руку в приветствии, с трудом отодвигая полу плаща.
6.
DSC_0014

Перед памятником Александру VII находится надгробие в стиле сграффито епископа Карло Бартоли, выполненное по эскизу Пьетро ди Томмазо дель Минелла (Антонио Федериги и Джулиано ди Комо, 1444).
7.
DSC_0008

Левый алтарь св. Бернарда украшен образом «Проповедь св. Бернарда» (Маттиа Прети, 1673) [29].
8.
DSC_0007

9.
DSC_0009

Правый алтарь св. Крискентия украшен образом «Проповедь св. Крискентия» (Луиджи Муссини, 1867) [30].
10.
DSC_0011

11.
DSC_0012

Статуя папы Александра III (Мельхиоре Кафа и Эрколе Феррата, 1665-1674) [31] была заказана действующим папой Александром VII, чтобы почтить память своего древнего предшественника и тезки.
12.
DSC_0015

Перед памятником Александру III находится надгробие в стиле сграффито каноника собора Франческо Толомеи (1430-1440).
13.
DSC_0016

Капелла Мадонны дель Вото [32]
Часовня Мадонны дель Вото, или Папская капелла Киджи, расположена симметрично относительно капеллы св. Иоанна Крестителя [10]. Она была построена сиенским папой Александром VII между 1659 и 1662 гг. для размещения Мадонны дель Вото, самого дорогого сиенцам священного образа. Часовня была построена в стиле барокко архитектором Джованни Паоло Шором по проекту Джованни Лоренцо Бернини.
14.
DSC_0022

Капелла в плане построена как ротонда с барабаном и куполом и украшена позолотой, мрамором, бронзой и лепниной. Восемь колонн, поддерживающих купол, были перенесены сюда из Латеранского дворца.
15.
DSC_0032

Над алтарным столом, поддерживаемым позолоченными бронзовыми ангелами работы Эрколе Феррата на лазуритовом фоне, находится деревянная панель XIII в. с изображением Мадонны с Младенцем (Диетисальви ди Спеме, ок. 1260-1267), для которой и была построена часовня. Это фрагмент более крупной работы, выполненной Диетисальви ди Спеме в память о победе сиенцев в знаменитой битве при Монтаперти. В 1630 г., в благодарность за прекращение эпидемии чумы, образ стал называться «Мадонна дель Вото» (Мадонна обета). Образ Мадонны дель Вото считается главной и наиболее почитаемой марианской иконой Сиенской архиепархии.
16.
DSC_0046

Ценными произведениями в капелле являются четыре статуи в нишах, созданные между 1659 и 1662 гг.: св. Иероним (Джованни Лоренцо Бернини), св. Бернард (Антонио Раджи), св. Мария Магдалина (Джованни Лоренцо Бернини), св. Екатерина Сиенская (Эрколе Феррата).
17*.
DSC_0023

В 1745 г. принц Агостино Киджи заказал у одних из самых лучших римских скульпторов своего времени последние элементы убранства фамильной часовни — четыре мраморных барельефа, посвященные некоторым эпизодам из жизни Богородицы, которые по просьбе папы Александра VII в 1663 г. планировалось вставить над статуями в нишах. Среди этих четырех художников одного поколения трое были учениками Камилло Рускони, одного из величайших скульпторов, работавших в Риме в начале XVIII в. После завершения работ в 1747 г. все четыре рельефа были выставлены в Пантеоне, а затем в сентябре того же года отправлены в Сиену.
18. «Смерть девы Марии» (Джованни Баттиста Майни, 1746), «Рождество девы Марии» (Карло Маркионни, 1746), «Встреча Марии и Елизаветы» (Филиппо делла Валле, 1746), «Введение в храм Марии» (Пьетро Браччи, 1746).
DSC_0053

На левой стене установлена картина «Встреча Марии и Елизаветы» (Карло Маратта, 1664). Масло по холсту. Встреча Девы Марии и Елизаветы происходит в архитектурном окружении, по стилю вполне сопоставимому со зданиями, стоявшими в Риме во второй половине XVII в., в период, когда была написана работа. Поставленные на вершину лестницы, которая здесь играет скорее роль пьедестала, две женщины занимают центр сценографии, специально составленной для того, чтобы выделить их обоих в середине холста. Обе женщины держатся за руки; Мария кладет одну из них себе на живот, округлые формы которого, очевидно, обусловлены не только покрывалом, закрывающим его, но и указывая тем самым зрителю на чудесное состояние, в котором она находится.
19.
DSC_0034

На противоположной, правой, стене изначально находилась картина «Бегство в Египет» (Карло Маратта, 1663-1664). Оригинал картины с закругленной верхней частью находится в Национальной галерее Палаццо Барберини в Риме, а в капелле выставлена лишь мозаичная репродукция конца XVIII в. Главные герои достигли брода ручья: св. Иосиф, переправившись и положив на землю справа скудное имущество, высовывается, балансируя между берегом и дном водотока, чтобы взять маленького Иисуса. Младенец протягивает руки Иосифу, но не может не оглянуться назад, выдавая тем самым свое беспокойство по поводу страшной угрозы, которая их преследует. Сопровождают путешествие ангелы вокруг семьи, наблюдающие за ними. Точная копия центральной части картины выставлена в Палаццо Питти.
20.
DSC_0040

Бронзовые ворота капеллы созданы по эскизу Джованни Лоренцо Бернини мастером Джованни Артузи Канале.
21.
DSC_0057

Внутри Капеллы Мадонны дель Вото находится бронзовая статуя, персонаж которой босиком и на цыпочках подносит лампаду к образу Мадонны. Она символизирует Благодарность. Покровитель часовни, граф Гвидо Киджи Сарачини, записался добровольцем в Первую Мировую войну 1915-1918 гг. и зимой 1917 г. заболел пневмонией, от которой ему удалось чудесным образом спастись. Узнав о многочисленных сиенских гражданах, которые во время его болезни каждый день приходили в собор, чтобы помолиться о его спасении, граф захотел поблагодарить Мадонну и поручил изготовление статуи сиенскому скульптору Артуро Вилиджиарди. Статуя была завершена в 1926 г. и установлена на место в 1927 г. Часовня оставалась собственностью потомков знатного сиенского рода Киджи и находилась под их покровительством до конца ХХ в., когда была передана Капитулу каноников Сиенского собора.
22.
DSC_0047

Рядом с капеллой Мадонны дель Вото у столба находится большой бронзовый подсвечник (Этторе Броги и Эцио Трапасси, 1932-1933). Подсвечник предназначается для сбора свечей, которые муниципалитет дарит церкви каждый год 14 августа, накануне праздника Вознесения девы Марии, в честь которого назван собор, в ходе процессии во время проведения Сиенского палио.
23.
DSC_0063

Слева от входа в капеллу примечателен погребальный памятник, изображающий поэта Бернардино Перфетти, который по своему завещанию передает Мадонне корону, дарованную ему при жизни в 1725 г. папой Бенедиктом XIII в знак признания его поэтического искусства. До него был коронован только Франческо Петрарка в 1341 г. Памятник, вырезанный из мрамора, за исключением бронзовой короны, выполнен Бартоломео Маццуоли и его племянником Джузеппе Марии Маццуоли, которые работали над ним между 1747 и 1750 гг.
24.
DSC_0058

Справа от капеллы Мадонны дель Вото на стене колокольни под хором установлено небольшое бронзовое Распятие (Массимо Липпи, 1990) [33]. За пределами часовни можно увидеть множество пожертвований, предложенных Мадонне дель Вото, часть которых находится в Музее Дуомо. Первая группа вотивных предметов собирается внутри витрины слева от входа, а остальные подвешиваются на той части, которая остается справа от входа.
25.
DSC_0060

На той же стене, в деревянной кантории, находится орган Agati-Tronci opus 1156, построенный в 1894 г. с повторным использованием частей предыдущего инструмента 1672 г. Орган, отреставрированный в 1977 г. компанией Ансельми-Тамбурини, на котором также можно играть с основной консоли органа, имеет механическую трансмиссию и одну 56-нотную клавиатуру с расширенной первой хроматической октавой и 12-нотную педальную клавиатуру. В сохранившемся оригинальном ящике установлено 35 основных трубок в трех полях. Ящик украшен папским гербом Александра VII и увенчан балдахином.
26.
DSC_0020

В конце правого нефа, в сохранившейся стене кампанилы находится небольшая дверь [34], ведущая на колокольню.
27.
DSC_0066

Над дверью находятся восстановленные фрагменты захоронения из каррарского мрамора епископа Пьенцы Томмазо дель Теста Пикколомини (Нероччо де Ланди, 1485), созданного всего за шесть месяцев.
28.
DSC_0054

В прямоугольной нише изображен епископ, лежащий во весь рост со скрещенными на груди руками, одетый в епископское облачение и со знаками епископского отличия: митрой и пастырским посохом. Колонны с готическими капителями, украшенными лепниной, поддерживают верхнюю часть скинии, покрытую растительным фризом. На вершине два путти поддерживают герб семьи Пикколомини, увенчанный митрой.
29.
DSC_0068

По бокам от двери смонтированы 6 из 22 мраморных панелей со сценами из жизни Мадонны (Урбано да Кортона, ок. 1450-1460), ранее находившиеся в часовне Граций и многие из которых сейчас размещены на фасаде и на контрфасаде собора.

30.
DSC_0069

На алтаре св. Екатерины Сиенской, которому покровительствовал кардинал, архиепископ Сиены Челио Пикколомини, находится важное свидетельство флорентийской живописи — образ «Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской со святыми и царем Давидом» (Пьер Дандини, 1679) [35].
31.
DSC_0096

Пьер Дандини демонстрирует степень своего таланта в стиле барокко, иллюстрируя мистическое обручение св. Екатерины Сиенской. Назначение алтаря было изменено после 1679 г., ранее он был посвящен св. Антонию Великому. В 2019 г. во время работ над каменными стенами, сильно пострадавшими от проникновения воды, полотно было снято, обнажив большой фрагмент старинной фрески. Покровитель Челио Пикколомини был захоронен в соборе перед алтарем св. Екатерины Сиенской.
32.
DSC_0097

В соседнем алтаре выставлен алтарный образ «Экстаз св. Франциска Сальского» (Рафаэлло Ванни, 1654) [36].
33.
DSC_0105

В алтаре св. Иеронима находится алтарный образ «Экстаз св. Иеронима» (Видение Преображения св. Иеронима) (Аннибале Маццуоли, 1671) [37].
34.
DSC_0098

35.
DSC_0100

Алтарь с изображением «Св. Каэтан принимает младенца Иисуса от св. Иосифа в присутствии девы Марии во славе» (Доменико Мария Канути) [38].
36.
DSC_0103

37.
DSC_0106

Памятник папе Павлу V [39]. Первоначально созданный по заказу ректора Джугурты Томмази для изображения сиенского папы Пия II (Доменико Кафаги, 1592), персонаж памятника впоследствии был преобразован в семейной мастерской Маццуоли (1680-1689) в папу Павла V путем добавления бороды. Предположительно, это было сделано для того, чтобы не заслонять осуществлявшуюся в те годы программу представительства всех сиенских пап другими памятниками.
38.
DSC_0102

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.